Использование модульной технологии на уроках английского языка


Использование модульной технологии для формирования учебно-познавательной компетенции школьников
Подготовила Гурская Т.П.
Одной из основных задач современной школы является развитие мотивации учащихся к изучению предметов школьной программы. Что же касается такого предмета, как иностранный язык, проблема появляется постепенно при переходе от младшей школы к средней и так далее. Иными словами, происходит снижение интереса к овладению языком, а это, в свою очередь, отодвигает достижение планируемой цели обучения. Новые ориентиры в общем образовании рассматривают учение как процесс умственного развития, что позволяет использовать усвоенное на практике, и приводит к созданию динамически структурированных систем умственных действий (при условии использования индивидуальных программ обучения и развития внутренней нравственно-волевой регуляции). К сожалению, при проведении традиционного урока дети плохо включаются в процесс обучения. Решить данную проблему возможно с помощью внедрения инновационных педагогических технологий в процесс преподавания, способных сделать общее образование гибким, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения. Одна из таких технологий – технология блочно-модульного обучения. Она имеет следующие преимущества:
возможность многоуровневой подготовки,
условий для развития коммуникативных навыков,
тесного контакта с учителем через индивидуальный подход,
создание условий осознанного мотивированного изучения личностно значимых учебных предметов,
уменьшение стрессовых ситуаций на контрольных и самостоятельных работах. 
По мнению таких исследователей данной проблемы, как Крачак О.Е., Шамовой Т.И., Чошанова М.А., Гареева В.М., модульные технологии индивидуализируют и создают условия для самостоятельной познавательной деятельности. Как известно, обучение эффективно, когда учащийся усваивает учебное содержание в деятельности. Только в этом случае обучение ведёт к осознанному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта ученика. Именно модульное обучение позволяет практически решить эту задачу. Что же следует понимать под модульной технологией? Это реализация процесса обучения путем разделения его на системы "функциональных узлов", а именно, профессионально значимых действий и операций, которые выполняются обучаемым более или менее однозначно, что позволяет достигать запланированные результаты обучения. 
Сущность модульного обучения состоит в том, что оно позволяет каждому учащемуся полностью самостоятельно добиваться конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Таким образом, реализуется воспитание ученика-исследователя. Этот процесс открывает широкое пространство для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований, развивается мышление ребёнка. Знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда. Такое обучение характеризуется творческим усвоением знаний, исходя из внутреннего хода развития каждого ребёнка. Учебное исследование позволяет обучаться школьнику в зоне его ближайшего развития. Опора при таком обучении делается не на те мыслительные процессы, которые уже развиты, а на те, которые находятся в процессе созревания. И таким образом, применение данной технологии позволяет сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию к изучению иностранного языка. Свое название модульное обучение получило от термина «модуль», который, в свою очередь, является средством этой технологии обучения. Модуль может представлять собой программу обучения, которая индивидуализируется по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, а также по темпу обучения. При внедрении модульной технологии в практику от учителя требуется четкое понимание принципов модульного обучения : 1) принцип модульности, который предполагает: 
конструирование учебного материала таким образом, чтобы было обеспечено достижение каждой поставленной перед учеником цели;
представление учебного материала законченным блоком;
интегрирование различных видов и форм обучении.
В практике преподавания английского языка этот принцип использован при составлении учебно-методических комплексов. Так, современное учебное пособие по английскому языку «Enjoy English» Биболетовой М.З. состоит из отдельных тем (модулей), которые в своей совокупности составляют содержание обучения для определенного языкового уровня; 2) принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов и осознанной перспективы предполагает разработку разноуровневых дидактических целей — комплексных, интегрированных, частных — на курс, класс — на основе структурирования содержания образования; 3) принцип динамичности включает идею открытости, которая понимается как возможность видоизменить информацию, формы организации учебно-познавательной деятельности, сделать анализ каждого этапа урока с позиции адаптивности, комфортности ученика; 4) принцип системности, действенности, оперативности знаний сочетается с вариативностью обучения, означающей разнообразие его содержания, форм и методов, смену учебной деятельности, формирование общеучебных и специальных умений и навыков; 5) принцип гибкости предполагает направленность обучения на развитие личности ученика через создание условий по формированию индивидуального стиля учебной деятельности; 6) принцип успешности каждого обучаемого предполагает использование стимулирующего поощрения активной деятельности ученика при работе оценочной системы и означает индивидуализацию обучения на основе результатов мониторинга по определению зоны актуального развития и зоны ближайшего развития; 7) принцип разносторонности методического консультирования заключается в том, что модульная программа содержит рекомендации учителя, облегчающие усвоение информации (алгоритмы, системы вопросов и т.д.).После освоения принципов данной технологии мы можем приступить к проектированию модульной программы.
Но здесь учитель должен осознать и определить свои новые функции. Их новизна заключается в следующем: а) учитель управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний в позицию организатора собственно-познавательной деятельности учащихся, а именно мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания, и добивается положительного отношения к предмету; б) учитель организует самостоятельную работу на уроке, включая работу с информационными материалами; в) учитель использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организует взаимопомощь; г) учитель создает ситуацию успеха, т.е. разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому ученику, создает положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества;д) учитель организует самоанализ собственной деятельности ученика и формирует его адекватную самооценку. Чтобы построить модульную программу курса, необходимо двигаться в познании от общего к частному. Только после понимания и осознания сущности явления в целом, как системы, можно определить конкретные его проявления. Поэтому реализация модульной технологии требует кропотливой работы над структурированием содержания образования, в основе которой - алгоритм переструктурирования учебного материала (четко определенный порядок использования многообразных форм работы с учебным материалом и форм организации учебно-познавательной деятельности). Далее строится технологическая карта урока-блока и технологическая карта предметного модуля, включающего завершенный цикл уроков-блоков по конкретной теме, блоку учебной программы, временному отрезку изучения предмета (четверти, полугодия, триместра).Примерная схема модульной программы Особенно важным моментом в составлении технологической карты модуля является определение ключевых форм организации учебно-познавательной деятельности, прогнозирование форм контроля и предполагаемых результатов. В начале работы с каждым модулем учитель информирует учащихся об объеме модуля, порядке работы с ним и выдает модульную программу или методическое указание, ее замещающее. К модулю прилагается: «Приложение с упражнениями», «Листок контроля», «Схема уровня знаний», с помощью которой ученики оценивают свою работу. Выполнение модуля осуществляется после предварительного изучения нового грамматического материала. На выполнение учебного модуля, если самостоятельная работа проводится на уроке, учитель отводит определенное время, о котором он заранее информирует учащихся. Если же подобная работа запланирована как домашнее задание, то ученик выполняет его в индивидуальном темпе. Но сначала, конечно, такую работу следует проводить на уроке, чтобы научить учащихся работать с модулями и, в случае возникновения трудностей, оказывать своевременную помощь и давать необходимые пояснения. 
Итак, модульное обучение имеет следующие преимущества: 
почти все ученики работают самостоятельно (некоторые — с определенной «порцией» помощи учителя), достигают конкретной цели учебно-познавательной деятельности — закрепляют знания по определенной теме;
работая максимум времени самостоятельно, учащиеся учатся самоорганизации, самоконтролю и самооценке, это дает им возможность осознать себя в деятельности, самим определить уровень освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях и исправить эти пробелы;
использование учебных элементов модулей дает возможность развитию таких качеств личности ученика, как самостоятельность и коллективизм;
во время выполнения модуля учащиеся обычно не нарушают дисциплину и не отвлекаются на посторонние дела.
Внедряемое в школьную практику обучение с использованием модулей позволяет модернизировать традиционные методы (групповые, игровые, парные, и т.д.) при обучении грамматике, лексике и т.д.
Модульное обучение также помогает решать ряд задач обучения и воспитания.В частности: 
выявление, инициирование, использование личного опыта учащихся;
развитие индивидуальных познавательных способностей учащихся;
создание условий для включения каждого учащегося в деятельность, которая соответствует зоне его ближайшего развития;
определение индивидуальной программы обучения;
создание условий познания себя, самоопределения и самореализации;
дифференциация процесса обучения;
сотрудничество учителя и ученика;
свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса;
обеспечение положительных результатов в обучении и воспитании;
формирование адекватной самооценки учащегося (своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений);
формирование умения ориентироваться в заданиях.
Если говорить о недостатках модульного обучения, то к основным следует отнести следующие:
составление модулей — довольно трудоемкий процесс и занимает много времени;
невозможность применения данного метода на любом материале: малопригоден для такого обучения эмоционально-образный или описательный материал.
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что каждая инновационная технология имеет свои преимущества и недостатки, однако, комплексное, интегрированное использование всех технологий делает процесс овладения иностранным языком более разнообразным и эффективным.