Программа экскурсий Любители природы для внеурочной деятельности (1-4 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 36 III -IV видов»
_____________________________________________________________________________
ул. Бажова, 28, г. Озерск, Челябинской области, 456780
Утверждаю:
Директор МБОУ СКОШ № 36___________И.Л.Титеева
«_______» ________.20____г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
«ЛЮБИТЕЛИ ПРИРОДЫ»
(для детей от 9 до 10 лет; срок реализации программы 1 год)
Класс: 4 « Г »
Уровень образования: начальное общее образование
Учитель: Мельникова Римма Викторовна
Программа согласована: зам. директора по учебной работе:__________/Дулепинская С.В./
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Программа к курсу «Любители природы» разработана в соответствии с нормативными документами:
Закон Российской Федерации «Об Образовании» (в действующей редакции) №186-ФЗ от 23.12.2003г., ст.9.п.1;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный №17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. №986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный №19682);
СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированный в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный №19993);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. №27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный №4594);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010г. №2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный №19676).
Перечень локальных актов образовательного учреждения, обеспечивающих реализацию
внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.
Устав образовательного учреждения.
Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.
Положения о формах самоуправления образовательного учреждения.
Положение о группе продленного дня.
Должностные инструкции работников образовательного учреждения.
Приказ об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей).
Положение о распределение стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения.
Изучение курса «Любители природы» направлено на достижение следующей цели обеспечение более высокой интеллектуальной готовности к обучению в средних классах школы, через развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, внедрение в процесс дополнительного образования развивающих форм и методов обучения.
Изучение курса «Любители природы» определяет ряд задач:
развитие общеинтеллектуальных умений: внимания, памяти, пространственного восприятия, сенсорной координации;
формирование учебной мотивации; развитие личной сферы ребенка;
формирование умения и навыки для решения нестандартных, творческих задач; заданий повышенного уровня сложности;
формирование универсальных учебных действий познавательного, знаково-символического, логического, регулятивного и коммуникативного характера;
развитие экологического мышления и последовательное формирование у младших школьников целостной картины окружающего мира на основе формирования представлений о взаимосвязях в природе; природных закономерностях;
интеллектуальное развитие ребёнка и освоение методов познания окружающего мира при обучении проведения наблюдений, установлении взаимосвязей, проведении сравнений, формировании обобщений;
развитие творческих способностей;
воспитание бережного отношения к природе, формирование экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
развитие коммуникативных навыков, чувства ответственности, умения работать в группе.
Общая характеристика курса
Задача развитие личности ребёнка привела к необходимости организации в начальной школе регулярных занятий развивающей направленности, где дети с разным уровнем готовности к обучению, решая нетиповые и нестандартные задачи, не связанные с учебным материалом, будут совершенствовать свои интеллектуальные возможности.
Принципиальной задачей программы курса «Любители природы» является развитие познавательных способностей детей, расширение кругозора учащихся, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Программа курса «Любители природы» способствует гуманизации процесса образования в начальной школе, реализуется на основе дифференцированного и личностно-ориентированного подхода в обучении, что позволяет индивидуализировать процесс применительно к большому числу детей, обладающих различными способностями.
Например, для детей, испытывающих трудности в обучении из-за недостаточно развитого мышления, речи, внимания, личностного развития, занятия в кружке будут
иметь коррекционное значение.
Предлагаемая программа разносторонне развивает интеллектуальную сферу детей с высоким уровнем познавательной активности, способствует развитию инициативы, самостоятельности, проявлению индивидуальных особенностей. Это происходит за счёт гармоничного сочетания поисковой и творческой деятельности.
В результате организации систематических развивающих заданий в кружке появляется возможность постоянно наблюдать за умственным развитием каждого ребёнка, вне связи с учебными успехами, вовремя обнаруживать те или иные изменения в развитии познавательной и мотивационно-эмоциональной сферах.
Основными принципами реализации программы являются принципы: индивидуальности, доступности, результативности.
Направленность
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
– становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
– духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
– укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Ведущие идеи
В программе прослеживается системный подход к формированию личности, развитию познавательных и коммуникативных способностей личности. Прослеживается культурный рост и самосовершенствование, воспитание личностных и ценностно-ориентационных качеств обучаемых. Программа позволяет учащимся развивать личностные качества, познавательный и коммуникативные способности.. Внутренняя логика моей программы построена на реализации принципа системной дифференциации, являющегося ведущим механизмом психического развития.
Индивидуально-личностная основа деятельности учреждении дополнительного образования позволяет удовлетворять запросы детей, используя потенциал их свободного времени. Занимаясь в творческих объединениях, клубах, студиях, учебных группах и других коллективах, учащиеся, как правило, приобретают знания и развивают умения и навыки в интересующем их конкретном виде деятельности.
Содержание курса
Программа состоит из 2 учебных тем: “Развитие коммуникативных способностей” и “Развитие познавательных способностей”.
“Развитие коммуникативных способностей”
Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других. Основа культуры общения соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета). В этой связи можно говорить о широком и узком понимании речевого этикета. Правильное использование этикетных формул в речь помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что в свою очередь, облегчает взаимопонимания между людьми.
Речевое обучение детей предполагает:
Во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов.
Во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).
Однако речь и поведение взаимосвязаны. Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения. Именно на такой подход ориентирован предлагаемая мною методика.
В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции (старший младший, знакомый незнакомый и др.) и соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы. Рекомендуемая нами система обучения привязывает усвоение этикетных формул и других норм поведения к типичным ситуациям общения, важным для дошкольника и младшего школьника (дом, детский сад, школа, общественный транспорт, театр и др.). Ролевые позиции общающихся в этих ситуациях определены достаточно четко: мальчик мальчик, мальчик девочка, девочка девочка, брат сестра, бабушка внук, учитель ученик, ребенок взрослый (знакомый или незнакомый). Речевое поведение в каждом случае определено ролевой позицией участника общения, на осознание которой направлены различные ролевые задания и упражнения, в том числе ролевые игры, которым в книге уделяется значительное место: ведь именно в игре коммуникативные способности реализуются естественно и максимально разнообразно.
“Развитие познавательных способностей”
Познавательными способностями называются психические процессы, с помощью которых человек познает мир, себя и других людей. К таким способностям относятся :ощущение, восприятие, память, мышление и воображение. Познание невозможно без речи и внимания.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к изучению края, города в котором живут, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности, любознательность, расширять свой кругозор. Воспитывать в себе важные человеческие качества, качества гражданина своей страны. Любить, уважать свой край, город. Стремиться больше знать о своём крае и гордиться им.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной географии, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – окружающий мир. Занятия кружка должны содействовать развитию у детей образному мышлению, памяти, внимания, ориентировки в пространстве.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Характеризуя программу, следует отметить её существенное отличие от других программ:
- обычно программы такого направления ориентированы на детей ЗПР, эта программа составлена для детей без отклонения в развитии. одинаково важное значение придаётся формированию самих когнитивных умений и тем знаниям, которые с их помощью приобретаются, так как эффективное развитие когнитивной сферы возможно только как “сплав” взаимосвязанных и одновременно протекающих процессов отработки когнитивных умений на основе усвоения содержательного материала.
Общая атмосфера на занятиях создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание познавать и открывать. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе. Все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются и в итоге обсуждения приходят к правильному решению.
Отбор содержания курса осуществляется с учетом знаний о человеке, жизненного опыта учащихся, их возрастных особенностей.
С целью перехода знаний в убеждения широко используются жизненные ситуации.
Развивающая среда базируется на мотивационной составляющей, задействует интеллектуальные и психические ресурсы ребенка.
В содержание программы входят следующие темы
«Наблюдение за погодой», «Наблюдение за растениями, деревьями и кустарниками», «Наблюдения за животными и птицами», «Фенологические прогнозы».
«Наблюдение за погодой»
Представление о метеорологии. Периодичность изменений условий среды. Представление о климате и погоде. Горизонт, высота солнца над горизонтом. Приёмы условного
обозначения высоты солнца над горизонтом. Значение продолжительности дня и высоты солнца над горизонтом для сезонного развития природы. Температура воздуха. Осадки. Ветер и его влияние на изменения погоды. Явления сезонного характера, влияющие на состояние живой природы (наступление и прекращение заморозков, образование и исчезновение снежного покрова, вскрытие и замерзание водоёмов, первые и последние заморозки на почве. Первая и последняя гроза. Правила поведения во время грозы). Условные обозначения метеорологических явлений (ветер, дождь, град, туман, иней, снегопад, метель, ледостав, ледоход, оттепель).
Практические работы:
1. Систематические наблюдения с обозначением погодных явлений с помощью условных обозначений.
2. Составление графиков температурных изменений.Обозначения высоты солнца над горизонтом (1–2 раза в сезон) с целью изучения сезонных признаков погоды данной местности с последующим выявлением её влияния на изменения в живой природе.
Содержание программы
Экскурсии (совместно с фенологическими сезонными
экскурсиями):
1. В лес и на луг (поле и сад). Цель (осенней, весенней экскурсии): определение температуры воздуха, изменений температуры, температуры воды в водоёмах. Цель (зимней экскурсии): определение высоты снегового покрова, определение температуры воздуха, желательно и температуры под снеговым покровом.
2. На водоём. Цель: фиксация времени вскрытия и замерзания водоёмов.
«Наблюдение за растениями, деревьями и кустарниками»
Жизненные формы растений: деревья, кустарники и полукустарники, травы. Знакомство с внешним видом и распознавание местных видов растений фенообъектов (всего 3–5 видов) лиственного и хвойного леса, луга, влажных мест, населённых пунктов. Дикорастущие и культурные растения, сорные растения. Представление о внешнем строении органов растения и их основной функции. Взаимосвязь строения и функции: почвенное питание корня, проводящая функция стебля, фотосинтезирующая листа, опыления цветка, размножения и распространения плода и семени. Фенологические фазы развития растения. Для древесных растений: начало сокодвижения (у клёна, берёзы), набухание почек, распускание почек, появление бутонов. Массовое цветение. Массовое созревание плодов, начало осеннего окрашивания листвы, начало и конец листопада. Для травянистых растений: появление бутонов. Массовое цветение, массовое появление плодов и семян. Вторичное цветение. Для зерновых культурных злаков: первые всходы, массовые всходы. Появление третьего листа, начало кущения, выход в трубку. Колошение, зацветание. Молочная спелость, восковая спелость, полная спелость. Для пропашных, технических полевых культур, бахчевых и огородных (кроме корнеплодов, зеленных и капусты): всходы, зацветание, созревание. Для корнеплодов: всходы, начало утолщения корнеплода, увядание наружных листьев. Для капусты кочанной: всходы, начало завивания кочана, техническая спелость. При наблюдении за сельскохозяйственными работами отмечаются даты: пахоты, боронования, культивации, (или лущение стерни и паров); посевные работы (посев в парники, посев в грунт, высадка рассады, высадка плодовых деревьев и кустарников); уход за культурами (подкормка, рыхление, окучивание, прополка, полив, обрезка и прививка плодовых); уборка культур. Демонстрация таблиц, фильмов с изображением растений и их органов; сельскохозяйственных работ по подготовке почвы и уходу за культурными растениями; демонстрация живых и гербаризированных растений, муляжей фруктов и овощей.
Практические работы:
1. С гербариями растений и с живыми растениями (в том числе комнатными) с целью изучения их характерных признаков.
2. Уход за комнатными растениями.
3. Подготовка семян цветочно - декоративных или овощных культур к посеву.
4. Посев семян на рассаду. Уход и наблюдения за развитием проростков.
5. Работа по выращиванию культурных растений напришкольном участке.
6. Определение растений по определителю.
7. Определение древесных растений по веточкам, кронам.
8. Внесение результатов наблюдений в фенологический дневник или на фенологическое древо.
Опыты:
1. Выявление оптимальных условий произрастания
комнатных растений.
Содержание программы
Экскурсии:
1. На выбранные для фенологических наблюдений участки (1–2 в сезон) с целью наблюдения за растительными фенообъектами (3–5 объектов) и определения их фазы развития.
«Наблюдения за животными и птицами»
Классы животных: млекопитающие, птицы, земноводные, насекомые, пауки, черви. Отличительные родовые и видовые признаки животных фенообъектов (относительно систематические наблюдения возможны за некоторыми видами птиц, лягушками, бабочками капустницами, муравьями, пчёлами и домашними животными. За остальными объектами животного мира производятся эпизодические наблюдения, которые тем не менее фиксируются в
дневниках). Первое представление о естественных и искусственных биотопах (лес, поле, луг, сад, огород). Установление некоторых взаимосвязей между растениями и животными в биотопах (пищевые, гнездование и укрытие, опыление и распространение семян). Выявление некоторых признаков приспособленности животных к наземной или воздушной среде обитания; приспособленности к перенесению сезонных и погодных изменений среды. При наблюдении за животными отмечаются даты. Для дождевых червей: появление весной на поверхности почвы и исчезновение осенью, массовая гибель червей при интенсивных осадках. Для пауков: появление весной паутины. Лёт паутины весной и осенью у пауков кочевников. Для насекомых: первое появление весной, откладка яиц и появление гусениц (бабочка капустница); массовый лёт (луговой мотылёк, майский жук, стрекозы) оживление муравейников и исчезновение осенью. Для земноводных (травяная, озёрная или зелёная лягушка): появление весной, начало урчания (у травяных лягушек), икрометание, появление головастиков, первый «концерт» (у зелёных и озёрных лягушек), исчезновение осенью. Для птиц: прилёт (у перелётных), постройка гнезда, первое пение, появление птенцов, стаение, отлёт. Для млекопитающих: (для домашних животных) осенняя и весенняя линька, появление детёнышей. Кроме того, отмечается начало и окончание пастьбы скота. Демонстрация таблиц, фильмов с изображением животных; ухода за домашними животными; демонстрация живых домашних животных, животных живого уголка
(если он есть), муляжей и чучел животных.
Практические работы:
1. Определение животных по определителям.
2. Определение птиц по силуэту в полёте.
3. Определение животных по следам и остаткам жизнедеятельности.
4 Внесение результатов наблюдений в фенологический дневник или на фенологическое древо.
Экскурсия:
На выбранные для фенологических наблюдений участки (1–2 в сезон) с целью наблюдения за животными фенообъектами.
«Фенологические прогнозы»
Фенологические прогнозы и их значение. Явления природы данной местности, определяющие начало и окончание сельскохозяйственных, садовых и парковых
работ.
Практические работы:
1. Составление таблицы зацветания местных древесных пород растений (с использованием данных наблюдений предшествующих лет).
2. Зарисовка (фотографирование) растений фитосигнализаторов.
3. Составление схемы или таблицы фенологического прогноза.
Формы организации занятий:
– игра;
– путешествия;
- экскурсии;
– конкурс;
– соревнование;
– интеллектуальный марафон;
– конкурс эрудитов.
Занятия проводятся в индивидуальной и групповой формах.
Дети с высоким уровнем познавательной активности могут выполнять задания самостоятельно, при этом задача учителя - своевременно повышать уровень сложности предлагаемых заданий.
Для динамичности, насыщенности, вращения утомляемости на занятиях должна происходить частая смена деятельности, коллективная, групповая, парная и индивидуальная форма работы.
Методы и средства обучения
На занятиях кружка используются различные методы обучения.
Для приобретения умений и навыков - источниковые методы, такие как словесный, наглядный, практический.
Для достижения уровня усвоения – гностические, такие как проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Для систематизации и структурирования навыков, умений, для развития познавательной сферы - индуктивный или дедуктивный методы обучения (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, метод аналогий)
Для реализации личностно-ориентированного подхода – дифференцированный.
На занятиях используются технические, наглядно-плоскостные, демонстрационные, печатные средства обучения, пособие «Календарь природы», «Народные приметы» и т.д.
Режим занятий
Курс «Любители природы» включен в программу внеурочной деятельности и дополняет обязательную предметную область «Окружающий мир», которая призвана решать следующие основные задачи реализации содержания: развитие речи, мышления, образного воображения.
В учебном плане на внеурочную деятельность по программе курса «Любители природы» в 4 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов (34 учебные недели)
Понедельник – 1300
Среда 1300
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся:
понимать и объяснять, что такое фенология, для чего служат фенологические прогнозы;
рассказывать об изменении длительности дня и ночи, сезонов;
понимать значение высоты солнца над горизонтом для состояния живой и неживой природы;
называть нескольких (8–12 видов дополнительно к школьной программе), наиболее распространённых видов дикорастущих растений своей местности (деревьев, кустарников, полукустарников, трав);
называть культурные растения своей местности (6–7 видов дополнительно к школьной программе);
называть диких и домашних животных своей местности (7–10 видов дополнительно к школьной программе);
наблюдать за закономерностями развития растений и животных в течение года, за влиянием на жизнь растений и животных климатических факторов;
прогнозировать возможность изменения в растительном и животном мире;
проводить и фиксировать фенологические наблюдения в природе;
вести дневник наблюдений;
различать в природе несколько видов растений и животных (в том числе по силуэтам);
составлять и читать простейшие таблицы и графики;
определять фазы развития растений;
работать с простейшими определителями;
применять результаты наблюдений в учебной деятельности
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Программа подготовлена на основе содержательного материала и с учётом целей и задач базовых курсов предмета «Окружающий мир». Одновременно она готовит младших школьников к усвоению курсов географии и биологии средней школы.
Программой предусматривается формирование понятий: метеорологические наблюдения, фенология и фенологические фазы, фенологические сигнализаторы, экология, горизонт, высота солнца над горизонтом; климат, вегетация и др.
Формируются представления о взаимосвязи высоты солнца над горизонтом температуры видов осадков и состояния живой природы; сезонных фаз и фаз (периодов) жизненного цикла растений и животных, сельскохозяйственной деятельности человека. Формируется первое представление о биологических закономерностях. Лексический запас учащихся обогащается за счёт ряда терминов видовых и родовых названий растений и животных. Наблюдения по общей фенологии, охватывающие самые разнообразные явления местной природы, помогут
учащимся и в усвоении географических понятий и закономерностей. Это связано с метеорологическими наблюдениями (хотя они и проводятся в ограниченном размере)
над ходом температуры и осадками, а также над высотой солнца над горизонтом. Сравнивая годовой ход полуденного солнца с ходом температуры, учащиеся устанавливают связь между ними. Для лучшей наглядности ход солнца и температура показываются на отдельном графике. Умение переносить информацию на график и читать его для младших школьников является новым, но доступным и важным для последующего обучения и развития. Основным
средством организации фиксации результатов наблюдений являются дневники наблюдений и календари природы. Расширяется представление о многообразии растений и животных: ребята научатся узнавать отдельные виды в живой природе, причём определяют их на разных фазах
развития, а также по силуэту. Закрепляются знания систематических категорий (царство, род, вид). При изучении фаз развития растений расширяется и закрепляется понятие об органах растений (бутонизация, начало цветения, созревание плодов и т. д.); при постановке опытов и практической деятельности: посев и прорастание семян, корневое питание растений (полив и подкормка), проведение веществ по стеблю (наблюдения за сокодвижением), строение и функции листа (наблюдения заразвитием листа весной, изменением окраски осенью), строение цветка и плода (наблюдения за цветением, плодообразованием). В разделах программы уделено вниманиеразнообразию жизненных форм растений: деревьям, кустарникам, полукустарникам (черника, голубика), травянистым растениям; однолетним и многолетним растениям.
Формируются представления о строении и поведении животных. Например, в результате наблюдений за лягушками (если рядом есть водоём): первый концерт, икрометание, появление головастиков, лягушат. Возможно проведение наблюдений за фазами развития насекомых (бабочек, муравьёв), птиц (появление перелётных птиц строительство гнёзд и пение, появление птенцов и их выкармливание, вылет птенцов из гнезда, отлёт). Устанавливается зависимость между наступлением фаз развития растений, животных и абиотическими факторами (температурой). Результатом таких наблюдений может стать выявление сигнализаторов для сельского хозяйства.
В особое внимание следует уделить фенонаблюдениям над насекомыми вредителями садов,
полей, огородов, а также над фазами развития сорной растительности с целью предупредить их массовое распространение. Программа не ставит задачу проведения систематических наблюдений за всем комплексом фенологических объектов, так как такие длительные наблюдения с обязательной фиксацией результатов не соответствуют возможностям и интересам младших школьников. Реализация ведущей цели развитие наблюдательности и интереса к природным объектам можно формировать на непродолжительных периодических наблюдениях за разнообразными объектами. Для наблюдения следует выбирать ограниченное количество наиболее ярких и доступных. Необходимые систематические наблюдения учитель
может фиксировать самостоятельно или поручать их проведение и фиксацию разным группам учеников при своём постоянном контроле с последующим анализом закономерностей и результатов всей группой. Для наблюдений можно выбрать одну две естественных и искусственных экосистем, расположенных в непосредственной близости от школы: лес, луг, болото, озеро, поле, огород, сад. На экскурсиях обращается внимание на особенности абиотической среды (температура, влажность, освещённость). Желательно постоянно сравнивать эти условия в лесу и на лугу, в поле и саду. Определив условия роста растений, можно объяснить и разность во времени наступления фаз пробуждения, зацветания и плодоношения одних и тех же видов растений в разных условиях; состав флоры той или иной экосистемы, некоторые взаимосвязи растения со средой, окружающими растениями и животными. Приобретённые учениками знания, с одной стороны, закрепляют знания, полученные на уровне представлений на уроках в школе, а с другой имеют пропедевтический характер. Сформированные у учеников умения наблюдения, анализа, предвидения будут востребованы при изучении всех школьных курсов и, в первую очередь, естественно научного направления. Каждый раздел программы предполагает формирование у учащихся представлений об основных понятиях темы. Важнейшей задачей работы первого раздела является поэтапное обучение наблюдения (работа, которая будет продолжаться в течение всего года) путём отдельных упражнений на выявление признаков предмета, т.е. его описание, затем сравнение этих признаков с другим объектом и определение признака, по которому изучаемый объект отличается от остальных. Обучение наблюдению можно проводить на живых объектах. Но лучше начать со схематических изображений, на которых признаки особенно ярко демонстрируются. Одним из приёмов обучения может быть составление загадок. При обучении сравнению особое внимание следует обращать на выявление признаков сходства. Следует учитывать, что наблюдение всегда заканчивается выводами и фиксацией результатов. Фиксировать результаты необходимо учиться словесно (описание объекта, изменений, которые с ним произошли, предположения о причинах изменений и прогноз на будущее). Желательно подкреплять результаты наблюдений зарисовками или фотографиями. Отбор мест наблюдений (фенологических площадок), а также объектов, учитель проводит заранее. А затем знакомит с ними ребят. Следует остановиться на нескольких видах растений, в первую очередь древесных, которые демонстрируют наиболее чёткие закономерные смены фаз развития. Интересно сравнивать состояние растений одного вида в разных условиях произрастания (лес, поле) или у южной и северной стен дома. При достаточной численности группы можно организовать отдельные звенья наблюдателей за метеорологическими условиями, за определёнными растительными или животными объектами. Необходимо учесть, что наблюдения за животными представляют объективные трудности и не поддаются планированию. А вот наблюдения за растительными объектами учителю лучше планировать перед каждым выходом. Метеорологические наблюдения желательно проводить систематически. Несколько раз в неделю в одно и то же время. С учащимися учитель проводит их в день занятий, в остальные дни может фиксировать погоду сам, а вот строить график и анализировать результаты необходимо в группе, так же как и устанавливать влияние, оказываемое погодными явлениями на живую природу. Особое значение придаётся наблюдениям за высотой солнца над горизонтом. Устанавливается логическая цепочка между высотой солнца, продолжительностью дня и количеством тепла, получаемого поверхностью земли. Важным разделом программы является исследование фенологических сигнализаторов, позволяющих за несколько дней предсказать появление вредителей или необходимость выполнения определённых сельскохозяйственных работ. Конечно, такие выводы производятся на основе многолетних наблюдений, но многие сигнализаторы имеют универсальный характер и могут просто проверяться на практике в каждой местности. Важной работой должно стать обучение внесения данных наблюдений в таблицу или графики. Метеорологические наблюдения в цифровом эквиваленте, а наблюдения за живыми объектами в краткой письменной форме в таблице и в виде рисунков на фенологическом древе. В конце года обучения ребята с помощью учителя готовят сообщения о проведённых наблюдениях с представлением зарисовок, фотографий, графиков и таблиц. Отчёт проводится в групповой форме. После проведения итоговой конференции можно продолжить наблюдения летом, но обязательно с точным указанием объектов и предмета наблюдения. Добавим, что учитель выбирает места, объекты наблюдения, исходя из местных условий, что последовательность разделов программы не является календарным планом, а лишь обозначает тематические разделы. Фенологические и гидрометеорологические наблюдения проводятся всегда комплексно.
Результаты освоения курса
Личностные, метапредметные результаты освоения
программы курса «Любители природы»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированость универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.
Планируемые личностные результаты
Виды УУД
Выпускник научится
Выпускник получит возможность для формирования
Личностные
(сформированость внутренней позиция обучающегося, адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации)
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне,
способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия
Планируемые метапредметные результаты
Виды УУД
Выпускник научится
Выпускник получит возможность научиться
Регулятивные
(овладеют всеми типа- ми учебных действий,
направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать
и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение)
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия
Познавательные
(научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе
овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач)
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач
Коммуникативные
(приобретут умения учитывать позицию
Собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Календарно-тематическое планирование курса
№ п/п
Тема занятия
Дата
Предметные результаты
Планируемые результаты
Характеристика деятельности
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
1
Вводное занятие. Техника
безопасности и правила поведения на занятиях.
Решение нестандартных заданий.
Игра «Молчанка». Уметь определять главное и существенное на основе развивающих заданий
Формирование познавательных мотивов – интерес к новому
Ориентация на партнёра по общению
Осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
Построение логической цепи рассуждений.
Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта
2-4
Введение. Мотивация (история фенологии и интересные факты. Народные приметы и фенология).
Понятийно-термологический аппарат, лексическая работа. Игровые минутки
«Кто самый наблюдательный?»
Решение нестандартных задач. Работа в группах.
Игры-соревнования «Заменяй-ка», «Поразмысли-ка».
Уметь переключать, распределять внимание.
Знать значение слов и выражений
Формирование познавательных мотивов – интерес к новому
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания
Осознанное построение речевого высказывания в устной форме
Оценка – осознание качества и уровня усвоения
5-12
Наблюдения за погодой.
Формирование умения устанавливать
взаимосвязи природных явлений: высота
солнца над горизонтом температура
ветер осадки. Представление о климате
и его влияние на живую природу. Формирование умения фиксировать результаты наблюдений
Работа в группах.
Уметь узнавать предметы по их признакам; описывать предметы; ориентироваться в пространстве листа.
Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания
Анализ объектов с целью выделения признаков.
Построение логической цепи рассуждений.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
12- 20
Наблюдения за растениями (фитофенология).
Формирование умения распознавать растения в природе. Представление о фенологических фазах развития растений.
Обучение постановке опытов. Практикум
по посеву и выращиванию растений. Заполнение фенологического дневника.
Решение нестандартных задач. Работа в группах.
Уметь излагать свои мысли ясно и последовательно.
Формирование учебных мотивов
Учёт разных мнений и умение обосновывать собственное мнение
Построение логической цепи рассуждений.
Оценка – осознание качества и уровня усвоения
21-30
Наблюдения за животными (зоофенология).
Формирование умения распознавать животных в природе. Наблюдения за поведением животных. Заполнение фенологического дневника. Формирование умения
устанавливать взаимосвязи между животными, животными и растениями; вы
являть признаки приспособленности животных у среде обитания.
Работа в группах. Деление картинок на группы. Игра «Лабиринт»
Уметь анализировать ситуацию
Развитие доверия, доброжелательности и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе
Умение договариваться, находить общее решение
Осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
Выбор оснований и критериев для сравнения.
Оценка – осознание качества и уровня усвоения
31-49
Фенологические сигнализаторы.
Установление закономерностей, систематизация знаний о взаимосвязях в природе. Формирование убеждения значимости
наблюдений природы для повседневной
жизни и сельскохозяйственных работ.
Формирование умения прогнозирования
Решение игровых заданий. Работа в группах.
Конкурсы, ребусы, загадки
Уметь анализировать ситуацию, определять главное и существенное на основе развивающих заданий
Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания
Анализ объектов. Построение логической цепи рассуждений
Оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено
50-67
Подготовка итоговых работ. Консультации.
Оформление графиков и таблиц, фенологических дневников, стендов, сообщений.
Работа в группах. Деление картинок на группы. Игра «Лабиринт»
Уметь анализировать ситуацию
Развитие доверия, доброжелательности и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе
Умение договариваться, находить общее решение
Осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
Выбор оснований и критериев для сравнения.
Оценка – осознание качества и уровня усвоения
68
Итоговая конференция
Решение нестандартных зданий. Работа в группах.
Уметь анализировать ситуацию, описывать предметы; ориентироваться в пространстве листа.
Интерес к способу решения и общему способу действия
Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности
Осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
Построение логической цепи рассуждений.
Коррекция – внесение необходимых дополнений реального действия и его продукта
Всего: 68 часов
№
ТЕМА
Всего
Количество часов
Теоретических
Практических
1.
Введение. Мотивация (история фенологии и интересные факты. Народные приметы и фенология). Игровые минутки «Кто самый наблюдательный?» Понятийно - терминологический аппарат, лексическая работа.
4
2
2
2.
Наблюдения за погодой. Формирование умения устанавливать взаимосвязи природных явлений: высота солнца над горизонтом температура ветер осадки. Представление о климате и его влияние на живую природу. Формирование умения фиксировать результаты наблюдений.
7
2
5
3.
Наблюдения за растениями (фитофенология).
Формирование умения распознавать растения в природе. Представление о фенологических фазах развития растений. Обучение постановке опытов. Практикум по посеву и выращиванию растений. Заполнение фенологического дневника.
9
4
5
4.
Наблюдения за животными (зоофенология). Формирование умения распознавать животных в природе. Наблюдения за поведением животных. Заполнение фенологического дневника. Формирование умения устанавливать взаимосвязи между животными, животными и растениями; выявлять признаки приспособленности животных в среде обитания.
10
3
7
5.
Фенологические сигнализаторы. Установление закономерностей, систематизация знаний о взаимосвязях в природе. Формирование убеждения значимости наблюдений природы для повседневной жизни и сельскохозяйственных работ. Формирование умения прогнозирования
19
9
10
6.
Подготовка итоговых работ. Консультации. Оформление графиков и таблиц, фенологических дневников, стендов, сообщений.
18
4
14
7.
Итоговая конференция
1
1
Контроль и оценка планируемых результатов.
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
1. Потапов И.В., Ивченкова Г.Г., Саплина Е.В., Саплин А.И. Программа курса Окружающий мир 1–4 класс. М.: АСТ, Астрель.
2. Александрова М.С., Булыгин Н.Е., Ворошилов В.Н., Фролова Л. А. Фенологические наблюдения в ботанических садах // Бюл. ГБС. М.: Наука, 1979. Вып. 113.
3. «Биологический энциклопедический словарь.» 2–е изд., исправл. М.: Сов. Энциклопедия, 1986.
4. «Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Гл. ред. А.П. Горкин; М.: Росмэн, 2006.
Интернет сайты:
http://www.biodat.ru/db/fen/index.htm
http://www.librero.ru/article/vloz/
http://www.eсоsystеmа.ru 101
Рисунок 115