Статья Русский народный костюм как объект изучения и предмет проектной деятельности учащихся на уроках технологии
Русский народный костюм как объект изучения и предмет проектной деятельности учащихся на уроках технологии
Преподавание технологии в ГБОУ «Школе №2026 СПш2035» ведется с первого класса. Получив образование по русской культуре в начальной школе, учащиеся при переходе в 5-ый класс уже знают истоки русских народных традиций и обычаев.
На уроках технологии учащиеся делают проекты по элементам русского народного костюма с 5 по 8 класс. Стоит отметить, что русский костюм является комплексным объектом изучения. Актуальность изучения русского народного костюма заключается в том, что он является частичкой традиций и обычаев, и очень важно поддерживать и сохранять культурное богатство и наследие нашей страны.
Изучение русского костюма перемежается с предметом ряда базовых гуманитарных дисциплин (таких как история, география, мировая художественная культура), которому в рамках школьной программы уделяется значительное внимание.
История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа. Зарождение и развитие традиций пошива одежды неразрывно связаны с историей России.
Народный костюм на протяжении различных вех исторического пути русского народа выступал механизмом поддержания традиций. Во многом благодаря тому факту, что все великое многообразие национальной одежды пронизано концепцией символизма – наделения различных атрибутов одежды и орнамента определенным смыслом.
Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. С этой книгой можно совершать увлекательные путешествия из одной губернии в другую и увидеть, каким удивительным разнообразием отличалась русская народная одежда. Желание научиться читать эту книгу привело нас к темам проектов.
Знакомство с разными стилями народного костюма, отразившими в себе характерные особенности регионов нашей страны, помогает учащемуся лучше понять влияние на народное творчество географических факторов, экономических и межкультурных связей. Таким образом, изучение народного костюма прививает учащемуся открытое мышление и позитивную восприимчивость культурных особенностей разных регионов и народностей.
Учащиеся, работающие над костюмами, возрождают великолепие русской народной одежды. Это помогает воспитанию художественного вкуса, любви к искусству русского народа. Создавая костюмы по мотивам народной одежды, не следует полностью ее копировать, важно перенести ее характер, особенности кроя, отделки, орнамента.
Основной целью изготовления русского народного костюма является не только сбор информации и сведений о русском народном костюме и принципов его построения, но и дальнейшая функциональность готового изделия. Русский народный костюм задуман для использования его на выступлениях и концертах театральной студии школы, а также участия в художественной самодеятельности.
Для достижения данной цели были поставлены и успешно решены следующие задачи:
были установлены сроки изготовления изделия;
было проведено исследование, и изучена типология русского народного костюма: назначение, функциональность, декоративность, зависимость от географического положения, цветовая гамма, комплексность;
для выполнения проекта было представлено необходимое оборудование и инструменты (швейные машинки, материал для выкроек и прочие инструменты);
используя знания, навыки и умения, приобретенные на предмете «материальная технология», а также сведения по русскому народному костюму, были выбраны и стилизованы модели косоклинного сарафана, рубахи и кокошника.
были составлены технологические карты и экономические расчеты.
Учащиеся выполняют проект по следующему плану:
Поисково-исследовательский этап и обоснование проекта.
Выбор и обоснование проекта, сбор информации.
Планирование проекта.
Технологический этап.
Материалы и приспособления.
Технологическая карта.
Заключительный этап.
Экономический расчет.
Изучив композиционные, конструктивные, художественные особенности народного костюма и связанные с ним обычаи и обряды, учащиеся не только пополнили свои знания, но и смогли изготовить современную одежду в народном стиле. Был произведен экономический расчет изготовления изделий и выдвинуты критерии, по которым в результате были выбраны оптимальные модели для пошива. Затем последовательно были изготовлены сами изделия: произведен раскрой каждого из них, детали были обработаны и соединены, проведены примерки изделий и их обработка после примерок, в том числе заключительная.
В целом, анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любой современной одежде должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает ее органичнее, самобытнее, роднее, ближе и ценнее.
15