Текстильные волокна. Изготовления ткани.
Тема:Элементы материаловеденье . Краткие сведения о текстильных волокнах.
Изготовления ткани. 5 класс
Цель: Ознакомить учащихся с видами текстильных волокнах, сформировать
Представление о процессе производства ткани. Научить распознавать лицевую и изнаночную стороны ткани; воспитывать аккуратность при выполнении практических работ.
Ход занятия.
1 Организация класса
2 Актуализация опорных знаний
-- Скажите, для чего человек применяет ткани? (Человек использует ткани для изготовления одежды, обуви, обивки мебели, стендов, в промышленности: ремни безопасности, паруса,парашуты.)
--Отличаются ли ткани по внешнему виду?
--Всегда ли существовала ткань? (Нет, хотя сейчас мы, но можем предоставить свой быт без тканей).
3 Изучение нового материала
а) Заглянув в историю, проследим путь появления ткани.
-- Какой была одежда первобытного человека?
Первая одежда человека первобытнообщинного строя-шкура убитых животных, листья и травы, сплетенные между собой. Эта одежда не всегда была удобна (летом в шкурах было жарко, они быстро загрязнялись, были жесткими и грубыми; листья; и травы не были пригодны в холодное время, быстро выходила из строя одежда из них). Желание сделать свой костюм удобным и красивым, а также развитие таких видов человеческой деятельности, как охота, рыбная ловля, мореплаванье, воздухоплавание,побудила человека мыслить и эксперементировать,и, наконец, люди научились делать ткани.
на протяжении многих веков и тысячелетий человек занимался одной из древнейших технологий-производством ткани.
Примерно восемь тысяч лет назад человек использовал четыре важнейших природных волокна, таких как лен, шерсть, шелк и хлопок. Во многих странах ткачество было тесно связано с религиозными обрядами
-- А когда же возникли ткани?
Рассказ о Льне, шерсте, шелке, хлопке.
Затем. С развитием химической промышленности, химические волокна (получаемые с помощью химических реакций при переработке нефти, газа, каменного угля).
б). Виды текстильных волокон.
Таким образом, четыре природных волокна были освоены и использовались для производства тканей доисторическим человеком по технологической схеме: выращивание-прядение-ткачество. Эта простейшая схема изобретенная более чем 6 тысяч лет тому назад, не претерпела принципиальных изменений до сих пор, пройдя путь от ручной до высокоавтоматизированной скоростной ( робототехникой) технологии. Простейшие прялки и ткацкие станки, которые находят при раскопках древних поселений основаны на тех же принципах, что и современное прядильное и ткацкое оборудование.
Процесс изготовления ткани довольно сложный и длительный можно разделить на несколько этапов:
ВОЛОКНО-ПРЯЖА-НИТЬ-ТКАНЬ.
Волокно- основа для производства тканей.
Волокна используется в текстильной промышленности.
ВОЛОКНА
НАТУРАЛЬНЫЕ
ХИМИЧЕСКИЕ
ЛЕН
ШЕРСТЬ
ХЛОПОК
ШЕЛК
ПЕНЬКА
ДЖУТ
Волокна поступают на прядильную фабрику, где подвергаются сложной обработке: их распушивают. Очищают от сора, вычесывают, вытягивают в тонкую ровную непрерывную ленту-ровницу. Ровницу скручивают в непрерывную нить, получая пряжу, Этот процесс называют ПРЯДЕНИЕМ.
ПРЯДЕНИЕ- получение длинной нити (или пряжи) из отдельных волокон было известно еще в глубокой древности.
Веретено, при помощи которого осуществлялось прядение,- одно из самих древних орудий человеческой культуры. Учеными- археологами был найден рисунок на камне. Высеченный в древнем государстве Вавилоне около 5000лет назад. У которой веретено с навитой на него пряжей. И прядение, и ткачество были занятиями нелёгкими, утомительными. От пряхи требовалось и умение, и терпение, и усидчивость.
Иначе нить получалась неровная, непрочная. Естественно, что и полотно из такой пряжи выходило далеко не первосортным. Отсюда и пословицы: «Какова пряха, такова на ней и рубаха», «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи».
Зимними вечерами молодёжь часто собиралась на посиделки. Девушки приходили на них с прялками. На посиделках парни приглядывали себе невест. Естественно, каждому хотелось, чтоб его суженая была не только красивой, но и умелой, работящей. Парни рассуждали: «Возьмёшь дуру пряху, не сошьёт мужу рубаху», «Девка красива, да прясть ленива». Но вот девушка по всем статьям приглянулась парню. На этот случай бытовала пословица: «Прядись куделя на этой неделе. На новой недосуг: может, замуж позовут».
При Петре 1,который энергично насаждал в России различные ремесла и поощрял технические новшества, распространилось использование самопрялки.
Технический переворот в процесс прядения внесло изобретение прядильных машин. В 1765году англичанин Джеймс Харгривс. Ткач и плотник по профессии, изобрел первую прядильную машину. Которая пряла сразу 8 нитей, затем 24. С тех пор процесс прядения совершенствовался. В настоящее время в быту используется электропрялка.
Из пряжи делают ткань путем переплетения нитей. Этот процесс называется ТКАЧЕСТВОМ.
в) Основа и уток.
Независимо от природы сырья ткань представляет собой две системы нитей- основу (долевую нить) и уток (поперечная нить).Нити,идущии вдоль ткани-нити основы, а расположенные поперек-уток. С двух сторон ткани по долевой нити получается неосыпаемая кромка-края.
Уточная нить при повороте огибает крайнюю нить основы, а нити основы по краям расположены чаще, поэтому здесь получается более плотное переплетение. Это кромка. Она удерживает край ткани от осыпания и растяжения.
Нити основы, сильнокрученные и натянуты как струны, чтобы избежать разрыва. Они тонкие. Нити утка менее скручены толще нитей основы, не тонкие ровные, слабее натянуты (они должны хорошо заполнять пространство между нитями основы). Поэтому ткань по нити утка растягивается больше, чем по нити основы, за счет сильной натянутости нити звук при резком растяжении громче по нити основы.
г) Понятие о ткацких переплетениях.
Ткань изготавливают путем переплетения нитей основы и утка. В результате получается ткацкий рисунок, называемый ткацким переплетением. Существует множество видов ткацких переплетений, простейшим из которых является полотняное. В нем нити основы и утка переплетается через одну.
Ткани с полотняным переплетением нитей имеют одинаковый ткацкий рисунок и с лицевой, и с изнаночной стороны. Такое переплетение придает тканям прочность, износостойкость. Большинство хлопчатобумажных тканей(ситец, хлопчатобумажное полотно), а также льняное и шелковое полотно изготавливают именно полотняным
переплетением.
4 Лабораторно-практическая работа.
Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.
а) На лицевой стороне рисунок на ткани более яркий и отчетливый, на изнаночной-бледный и размытый;
б) У тканей с ворсом лицевая сторона ворсистая, а изнаночная-гладкая;
в) У тканей с блеском лицевая сторона блестящая, а изнаночная матовая;
г) У гладкоокрашенной ткани лицевая сторона более гладкая, а изнаночная- более ворсистая, имеет петельки, концы оборванных нитей.
5 Итог урока.
-Конструкционный материал, который используют для пошива одежды?
а)дерево; б)ткань; в)пластмасса.
-Ткань изготавливают путем переплетения?
а) Двух нитей; б) трех нитей.
-Какое переплетение вы знаете?
-Сторона, на которую наносится рисунок при производстве тканей (лицевая).
-Назовите этапы по обработке волокон на прядильной фабрике.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО К УРОКУ
Отгадай загадки:
- На стебле белеют часики-
В них и нитки, и рубашки
(ХЛОПОК)
-Из земли вырастаю-
Весь мир согреваю
(ЛЕН)
В нашем поле рос цветок
Цветом словно василек.
Вырос он большой и мощный
Был могуч и очень прочный
Краски очень принимает
И отбеленный бывает.
Свойства очень хороши
Ведь одежду для души
И постельное белье
Шьют портнихи из него
(ЛЕН)
Паром отдавали, нитку получали,
Нитку получали, материал соткали.
В нем и дышится легко
И не жарко от него.
(НАТУРАЛЬНЫЙ ШЕЛК)