Самообразование педагога по теме «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста»


Муниципальное дошкольное общеобразовательное бюджетное учреждение «Медведевский детский сад №3 «Золотой ключик» п. Медведево
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ
Мухиной Ирины Михайловны
Общий стаж Педагогический стаж Педагогический стаж в данном МДОБУ Категория Дата последней аттестации Дата следующей аттестации
18 лет 5илет 2 года первая 25.12.2014 25.12.2016
Тема: «Формирование основ безопасности
у детей старшего дошкольного возраста»
название темы
2015-2016
учебный год
старшая группа
возрастная группа
Этап работы над темой:сентябрь 2015 года
Дата начала работы над темой: 1 сентября 2015 года
Предполагаемая дата окончания работы: 31 мая 2016 года
Введение
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи. Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных, случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни. Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.Стандарт дошкольного образования в области социально¬коммуникативного развития акцентирует внимание на формировании безопасного поведения в быту, социуме и природе. Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Несчастный случай с ребенком нередко связан с несоблюдением должных мер безопасности. Поэтому очень важно обеспечить безопасность детей в быту. Особенно подвержены риску чрезвычайно подвижные дети. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему необходимо учить детей безопасному поведению быту. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.
Пояснительная записка
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признаётся во всём мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности детей.Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? И т.д. Анализируя понятие «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.
Цель: повышение своего профессионального мастерства, компетентности, а также совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в быту.
Работанад программой профессионального самообразования поможет мне решить следующие задачи:
-повысить собственный уровень знаний путёмизучения необходимой литературы, посещения ШТЛ по данной теме.
- разработать перспективный план работы с детьми
- оформить в группе уголок безопасности: картотека игр, иллюстрации по теме.
- формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей среды.
- активизировать взаимодействие с родителями по безопасности детей в быту.
Срок реализации: 1 год (2015-2016 учебный год)
№п/п Содержание работы Сроки выполнения Примечания
Возникающие трудности и вопросы по ходу реализации этапа
Теоретический этап
1 Изучение методической литературы по данной проблеме Сентябрь
2 Изучение и просмотр статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание»,
«Ребенок в детском саду» В течение года
Практический этап
3 Консультация для родителей:
«Если вы вынуждены оставлять ребенка дома одного». Октябрь 4 Оформить в группе уголок безопасности.
(картотека игр, иллюстрации по темам.) Ноябрь 5 Подбор загадок и частушек по ОБЖ
(пополнение уголка безопасности)
Декабрь 6 Анкетирование и интервьюирование родителей по теме: «Безопасность дошкольника в домашних условиях». Январь 7 Консультация для воспитателей ДОУ«Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников». Февраль 8 Участие в конкурсах и выставках различного уровня по теме «Безопасность» Март 9 Показ итогового занятия педагогам «Знай и будь осторожен». Апрель 10 Самоанализ о проделанной работе на педагогическом совете Отчет о проделанной работе Май Написание отчёта о проделанной работе. Подведение итогов. Список использованной литературы:
1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005. – 144 с.
2. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1995.
3. Основы безопасности дошкольников /Под ред. В.А. Ананьева. - М.: Академия, 2000.
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
МайРабота с детьми:
Беседа:«В ДЕТСКОМ САДУ»
Цель: Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в д/с: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль; уходить из д/с только с родителями, отпрашиваясь у воспитателя, не разговаривать с незнакомыми людьми и не брать у них угощения и различные предметы.
Работа с детьми:
«Спички не тронь, в спичках - огонь».
Беседа: «Пожарная безопасность». Рассматривание картинок «Пожарный – профессия героическая».
Просмотр презентации «Пожарная безопасность.
Служба спасения 01». Познавательное занятие «Большая беда от маленькой спички».
Рисование «От чего бывает пожар».Игра - драматизация «Кошкин дом».
Работа с детьми:
Рассматривание картин: «Как избежать неприятностей». Беседа: «В мире опасных предметов», «Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок», «Если дома я один», «опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми», «Если ты потерялся». Д/И «Источники опасности». Чтение стихов. Д/И «Игра – дело серьезное», «Чего не стало».
Беседа «Витамины и полезные продукты».
Работа с детьми:
«Айболит в гостях у детей»
Рассматривание иллюстраций к сказке К. Чуковского «Мойдодыр», Беседа «Чистота и здоровье», «О личной гигиене дома и в детском саду», «Полезные продукты».
Работа с детьми:
-«Зеленый огонек»
Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения. Чтение стихотворений Т.М. Слуцкер«Незнайка и светофор», С.В. Михалков «Моя улица»,В. Семернина.«Разрешается - запрещается». Познавательные занятия : «По сигналу светофора», «Бегут машины в ряд». Рисование «машины идут на помощь». Игра – тренинг «Тормозной путь машины». Разыгрывание ситуаций «Кто пройдет первый». Просмотр презентации «Я примерный пешеход».
Работа с детьми:
Организация на прогулочном участке снежного городка с постройками, направленными на активизацию самостоятельной двигательной активности детей.
Работа с детьми:
«Загадки и частушки по ОБЖ» Цель: обобщение знаний по ОБЖ.
Работа с детьми:
-«Насекомые вокруг нас»
Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: В. Рождественский «подорожник». Беседа «Такие разные букашки». Д/И «Зоологическое лото». Рисование «Какие бывают насекомые».
Работа с детьми:
Итоговое занятие: «Знай и будь осторожен».