Автореферат Характеристика стертой формы дизартрии


Характеристика стертой формы дизартрии
Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым
нарушением является стертая дизартрия. В настоящее время эта речевая
патология рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах, где ведущим дефектом является нарушение моторики периферического речевого аппарата. В 50-60 годах XX века стертая форма дизартрии стала выделяться в отечественной литературе как особый вид речевого расстройства.
О.А.Токаревой был впервые предложен термин «стертая» дизартрия, характеризующий проявления «стертой дизартрии» как легкие (стертые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью преодоления. По ее мнению, дети, имеющие стертую дизартрию, изолированно большинство звуков могут произносить правильно, но в речевом потоке недостаточно их дифференцируют и слабо автоматизируют.
Ведущие специалисты в области дизартрии описывают стертую дизартрию как сложное речевое расстройство, характеризующееся множественностью нарушений речевой деятельности. Ведущими симптомоми в структуре речевого дефекта при стертой дизартрии ими выделяются фонетические нарушения, часто сопровождающиеся недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Лопатина отмечает, что нарушения фонетической стороны речи оказывают негативное влияние на формирование других компонентов речевой функциональной системы - фонематического, лексического и грамматического, вызывая вторичные отклонения в их развитии и с трудом поддаются коррекции. Эти расстройства затрудняют процесс школьного обучения детей. Коррекция нарушений речевого развития, проведенная своевременно, является необходимым условием психологической готовности детей к усвоению школьных знаний.
В отечественной литературе в настоящее время стертую дизартрию рассматривают как симптомокомплекс, состоящий из речевых и неречевых симптомов - нарушения звукопроизношения, голосообразования и просодики, обусловленные недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата: артикуляционного, голосового, дыхательного. При дизартрии происходит нарушение двигательного механизма речи за счет органического поражения центральной нервной системы.
Этиологию стертой дизартрии отечественные авторы, такие как Г.В.Гуровец, Л.В. Лопатина, С.И. Маевская, Р.И.Мартынова, Н.В. Серебрякова, Е.Ф.Соботович, А.Ф.Чернопольская, связывают с органическими причинами, действующими на мозговые структуры в пренатальный, неонатальный и ранний постнатальный периоды.
Е.Ф.Соботович, А.Ф.Чернопольская, исследуя артикуляционную моторику у детей со стертой дизартрией, выяснили, что у них имеется нарушение функций мышц, иннервируемых лицевым, подъязычным, языкоглоточным нервами и нижней ветвью тройничного нерва, проявляющиеся в трудностях переключения движений, перестановках при воспроизведении серии движений, персеверациях. Возможность воспроизведения одновременных движений у большинства детей так же оказалась нарушен. Характер нарушений иннервации, состояние нервно-мышечного аппарата артикуляционных органов, особенно языка, мягкого неба, губ, определяют особенности звукопроизношения. Наиболее распространенными искажениями при стертой дизартрии Г.В. Гуровец, С.И.Маевская считают боковое, межзубное, смягченное.
По их мнению для детей со стертой дизартрией характерно полиморфное нарушение звукопроизношения, которое проявляется в нарушении произношения (по типу искажения и отсутствия) трех групп звуков - свистящих, шипящих, соноров; часто cложные звуки заменяются на
артикуляторно более простые; происходит расщепление аффрикат на
компоненты их составляющие, замена щелевых звуков смычными, твердых – мягкими.В исследованиях Л.В. Лопатиной было выявлено, что у детей-дизартриков
группы звуков акустически более близких усваиваются хуже, чем группы звуков акустически более ярких, хотя и более сложных по артикуляции. Такое соотношение объясняется нарушением слухового восприятия речи, в связи с чем акустическая близость звуков оказывает негативное влияние на усвоение правильного произношения.
Л.В. Лопатина отмечает следующий характер нарушений в произношении звуков:
- одинаковый вид искажений различных групп звуков, чаще всего при межзубном и боковом произнесение различных групп звуков (23,3%);
- различный вид искажений звуков, чаще всего при межзубном сигматизме и боковом ротацизме (33,3%);
- искажения и отсутствие различных групп звуков, чаще всего при межзубном сигматизме и отсутствии звуков [Р], [Л] (33,7%);
- искажения и замены различных групп звуков при межзубном сигматизме и замена звука [Ч] звуком [Г]. (6,7%)
В общей сложности искажения звуков (одинакового, разного вида, в сочетании с отсутствием и заменами) отмечаются у всех детей со стертой дизартрией. Не наблюдалось случаев только замен и отсутствия звуков.
Артикуляторные затруднения оказывают влияние на слуховое восприятие всей звуковой системы данного языка. Задерживается процесс формирования звукослогового анализа и синтеза, фонематических представлений, что дает основание ряду авторов рассматривать стертую форму дизартрии как фонетико-фонематическое расстройство, нередко приводящее к общему недоразвитию речи. У детей со стертой дизартрией имеются отклонения фонематического восприятия вторичного характера в связи с нарушениями звукопроизношения, которые оказывают отрицательное влияние на формирование четкого слухового восприятия звуков речи.
Смазанная, невнятная речь не дает возможности для формирования
четкого слухового восприятия и контроля.
Е.Ф.Архипова отмечает, что при внутреннем проговаривании в процессе письма у таких детей не происходит опоры на правильную артикуляцию. У детей со стертой дизартрией редуцированное (нечеткое, краткое, смазанное) произнесение гласных звуков отражается на письме в виде пропусков, замен гласных звуков. Это один из специфических видов дисграфических ошибок у детей со стертой дизартрией.
Р. Е. Левина указывает, что вторичная недостаточность фонематического восприятия ярко проявляется у детей с псевдобульбарной дизартрией, а степень ее выраженности зависит от степени выраженности самой дизартрии.
В.А. Киселева отмечает у дошкольников со стертой дизартрией наряду с расстройствами звукопроизношения расстройства просодической стороны речи, а так же отклонения в ее темповой организации, что связано с нарушениями взаимодействия процессов возбуждения и торможения, а так же недостаточно точное дифференцирование различных видов интонации.
Г.В. Гуровец, С.И. Маевской, Л.В. Лопатиной были отмечены особенности тембра голоса детей со стертой дизартрией. В случае преобладания процесса возбуждения – наблюдается голос громкий, высокий, крикливый, срывающийся на фальцет, в случае преобладания процесса торможения - тихий, низкий, слабый.
Л.В. Лопатина описала множественные нарушения ручной моторики, проявляющиеся в недостаточной динамической организованности движений и их неточности. При восприятии движений были отмечены нарушения оптико-пространственной организации движений, синкинезии и наличие добавочных движений.
Е.Ф. Архиповой были отмечены нарушения в общей моторике, мелкой моторике рук, патологические особенности артикуляционного аппарата: паретичность, спастичностъ мышц органов артикуляции, апраксия,
гиперкинезы, девиация, гиперсаливация. При обследовании моторнойфункции артикуляционного аппарата было выявлено, что дети по заданию выполняют все артикуляционные движения, а при функциональных нагрузках их качество резко падает. Во время речи это приводит к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.
Детей со стертой дизартрией Е.Ф. Архипова условно делит на три группы.
Первая группа. Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики. Эти дети имеют хороший уровень речевого развития, владеют связной речью, имеют богатый словарь, но испытывают трудности при усвоении, различении и воспроизведении предлогов, затруднения при произнесении слов сложной слоговой структуры. Многие из них испытывают трудности с пространственной ориентацией. Эти дошкольники относятся к группе детей с фонетическими нарушениями.
Вторая группа. Дети, у которых нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи сочетается с нарушением фонематического слуха. Словарь отстает от возрастной нормы. Многие испытывают трудности
при словообразовании, допускают ошибки в согласовании имени существительного с числительным и др. Дефекты звукопроизношения носят стойкий характер и расцениваются как сложные, полиморфные нарушения. Эти дошкольники относятся к группе детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Третья группа. Дети, у которых полиморфное нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи сочетается с недоразвитием фонематического слуха. Отмечается бедный словарь, выраженные ошибки в грамматическом строе, неправильное употребление предлогов, трудности при усвоении слов различной слоговой структуры, невозможность связного высказывания. Это дети с общим недоразвитием речи.
Недоразвитие грамматического строя речи у детей со стертой дизартрией
в результате нарушения дифференциации фонем было замечено
Л.В.Лопатиной, Е.Ф.Соботович и Е.Ф.Чернопольской. Это вызывает сложности различения грамматических форм из-за нечеткости слухового и кинестетического образа слова. Особенно страдают окончания, а соответственно – морфологическая система языка. Такое недоразвитие может варьировать от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи.
При исследовании детей со стертой дизартрией Р.И. Мартыновой было обнаружено отставание в физическом развитии (узкая грудная клетка, маленький рост, физическая слабость и т.п.); наличие микросимптомов (изменение тонуса мышц, гиперкинезы в мимической и лицевой мускулатуре, стертые парезы, изменения вегетативной нервной системы).
У дошкольников со стертой дизартрией обнаруживаются особенности
психических процессов. Г.В. Гуровец, Л.В. Лопатина, Р.И. Мартынова, Е.Ф. Соботович и др. выявили слабость мыслительной деятельности со снижением функций памяти и внимания, слабость актуализации; затруднения при классификации, обобщении, нарушения в установлении причинно-следственных связей, определении логической последовательности событий в сюжетных сериях. Отмечаются отклонения в формировании процессов речеслуховой памяти, снижение ее объема; особенности поведения и эмоционально-волевой сферы.
Г.В. Чиркина указывает на нарушения письменной речи у детей данной группы. По ее мнению, уровень овладения звуковым анализом у большинства из них является недостаточным для усвоения грамоты и программы первого класса массовой школы .
Таким образом, у детей со стертой формой дизартрии обнаруживается
устойчивый симптомокомплекс, проявляющийся в нарушении речевых и неречевых психических функций. Основными в структуре симптомокомплекса являются нарушения звукопроизношения, просодической стороны речи, номинативной ее функции, системная задержка в формировании функций фонематического и пространственного восприятия, нарушения двигательной сферы, препятствующие формированию предпосылок овладения письменной речью, что является причиной школьной неуспеваемости в будущем.
Список литературы
Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е.Ф.Архипова. - М.: АСТ, 2006. – 320 с.
Винарская, Е.Н. Современное состояние проблемы дизартрии [Текст] / Е.Н.Винарская // Хрестоматия по логопедии под ред. Л. С. Волковой,
В. И.Селиверстова. – М.: Владос, 1997. – С. 268-285.
Гуровец, Г.В. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии [Текст] / Г.В.Гуровец, С.И. Маевская // Вопросы логопедии. М.: МПГИ им. В.И.Ленина,1978. – С. 32 – 36.
Киселева, В. А. Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушений чтения и письма у старших дошкольников со стертой формой дизартрии: Дис. … канд.пед. наук [Текст] / В.А.Киселева. – М., 2001. – 187 с.
Лопатина, Л.В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения [Текст] / Л.В.Лопатина // Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». - СПб., 2000 г. - С. 177 – 182.
Лопатина, Л.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст] / Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова. - СПб.: Образование,1994. – 92 с.
Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] / Л.В.Лопатина; Под ред. Е. А. Логиновой. - СПб.: Союз, 2005. – 192 с.
Лопатина, Л.В. Некоторые особенности восприятия устной речи у дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст] / Л.В.Лопатина // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. - СПб.: Образование, 1992. – 49 с.
Мартынова, Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией [Текст] / Р.И.Мартынова // Расстройства речи и методы их устранения / Под ред. С.С.Ляпидевского, С.Н.Шаховской. - М.: Владос, 1975. – С.79 – 91.
Мастюкова, Е. М. Дизартрия [Текст] / Е.М.Мастюкова, М.В.Ипполитова // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. – М.: Владос,1997. – Т.1 – с.227 – 254.
Нарушения письменной речи. Дислексия. Дисграфия [Текст] / Сост. Лалаева Р.И.// Логопедия: Методическое наследие / Под ред. Л. С. Волковой. – М.: Владос, 2003. – 304 с.  
Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1968. – 173 с.
Приходько, О.Г. Принципы, задачи и методы логопедической работы при дизартрии [Текст] / О.Г.Приходько // Журн. Специальное образование, 2010. - №4. – С. 57-79.
Соботович, Е.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики [Текст] / Е.Ф.Соботович, А.Ф. Чернопольская // Журн. Дефектология. - М., 1974, №4. – С.20-26. 
Токарева, О. А. Дизартрия [Текст] / О.А.Токарева // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. - М.: Медицина, 1969. - С.114 – 155.
Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ [Текст] / Г.В.Чиркина / Под ред. Г. В. Чиркиной. - М.: Аркти, 2005. – 240 с.