Гиперактивные дети и обычные непоседы (дифференциальная диагностика).
Гиперактивные дети и обычные непоседы ( дифференциальная диагностика) Подготовила: Агафонова Л.Н. учитель-логопед Понятия Активный ребенок (от лат. actīvus — деятельный) – подвижный здоровый ребенок.Гиперактивный ребенок (от греч.hyper - много и лат. activus – деятельный) – повышенный уровень двигательной активности. Активность Нормальная Естественное проявление физиологической потребности ребенка в движении. познаниеразвитиеприобретение Аномальная (патологическая)-гиперактивность Неестественное поведение,лишённое целесообразности, произвольной регуляции, осознанной психической деятельности. Дифференциальные признаки сформированность управляющей функции (самоконтроль, саморегуляция)особенности речитечение физиологических процессовреакция на средувзаимоотношения со сверстниками Активный ребенок Гиперактивный ребенок ● Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным, но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и пазл собрать. ● Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов. ● Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее исключение. ● Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей. ● Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует скандал. ● Он находится в постоянном движении и даже если он устал, то продолжает двигаться, а выбившись из сил, плачет и истерит. ● Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них. ● Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него частые кишечные расстройства. Аллергии не редкость. Энурез. ● Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно. ● Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается … Гиперактивность это патологическая активность, вызванная органическим поражением ЦНС — лобных долей мозга, которые отвечают за контроль поведения и последовательность действий. Механизм данной патологиидисбаланс процессов возбуждения иторможения нервной системы. Причины органические незрелость несовершенствонарушениярасстройства Формы реализации гиперактивности: сочетанная (комбинированная) форма — 50-75%СДВГ с нарушением внимания - 20-30% СДВГ с гиперактивностью и импульсивностью - 15% Психологические особенности детей с СДВГ снижение памятинизкая работоспособностьслабость произвольной регуляцииповышенная утомляемостьрасстройства слухового гнозисаслабость координации «глаз-рука»недостаточность речевых функцийнедостаточность тонкой моторикинезрелость пространственной координации Система коррекции СДВГ Цель: уменьшение нарушений поведения и учебных трудностейврач-неврологпсихотерапевтпсихологпедагог Врач-невролог- лекарственная терапия Атомоксетина гидрохлорид (капсулы по 10, 18, 25, 40 и 60 мг) — поведенческая расторможенность, тики, энурез;Ноотропы (церебролизин, энцефабол, пирацетам, пантогам, фенибут, семакс)- недостаток когнитивных функций;Дието- и витаминотерапия (омега-3, магний -«Магне В6», цинк, железо) Врач-психотерапевт- поведенческая психотерапия Домашняя программа коррекции: избегать слов «нет», «нельзя»; жёсткий режим дня; «тёплый» климат в семье; программа вознаграждений и поощрений.Школьная программа коррекции: изменение окружения; создание ситуаций успеха; коррекция негативных форм поведения; регулирование ожиданий. Психолог (социальный педагог)- социолизация ТренингиКонсультированиеИндивидуальные и групповые занятияНервно-мышечные релаксации Педагоги разных специализаций Физическая культура — длительные прогулки, бег трусцой, плавание, лыжи.Основные дисциплины: продолжительность занятий 30-35 мин. рабочее место с минимумом раздражителей; специальные программы и учебники к ним; рабочий стол индивидуальен; 1-2 четверти — санаторный режим. Слогаемые успеха Раннее начало коррекции (до 5 лет)Комплексная коррекцияИндивидуальный характер Продолжительная лекарственная терапия Следствие некоррегированной проблемы Когнитивные и поведенческие нарушения сохраняются у 70% подростков и 50% взрослых;У подростков - склонность к правонарушениям, ранняя тяга к алкоголю и наркомании;У взрослых — забывчивость, частые смены места работы, повторные браки, неорганизованность, слабое самообладание КОНЕЦ