Программа «Формирование мотивации подростков к самовоспитанию в условиях детского дома».







Программа
«Формирование мотивации подростков к самовоспитанию в условиях детского дома».
(для занятий с детьми 11 – 14 лет в течение года)









Составитель:
Брауэр Светлана Петровна
воспитатель высшей квалификационной категории










Всякое воспитание есть
в конечном счете, самовоспитание.
Л. Выгодский.

Воспитанность – это интегрированный показатель сформированных отношений ученика к учебе, природе, обществу, людям, к самому себе. Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет, культуру общения. Оценка результатов воспитания посредством оценки качеств личности мотивируется тем, что творческое развитие и карьера человека невозможны без соответствующих личностных качеств, и именно в школьные годы интенсивно идет и практически завершается формирование индивидуальности.
Одно из примечательных явлений подросткового возраста – это начало сознательного самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на свои физические и личностные качества и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия.
Самовоспитание – это процесс намеренного изменения своих качеств, возведения человеком себя на более высокую ступень физического, духовно – нравственного, социального и творческого развития. В течение всей жизни человека самовоспитание проходит следующие стадии:
- физическое и волевое самовоспитание (младший школьник и подростковый возраст);
- нравственное самосовершенствование (старшие подростки, ранняя юность);
- профессиональное самовоспитание (юность);
- социально – мировоззренческое самовоспитание (взрослость).
В реальной жизни эти стадии могут быть смешаны, непоследовательны.
Цель самовоспитания – это цель педагогического воздействия, направленного на собственную личность; это мысленное, заранее определяемое представление о результате процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается формировать в соответствии с представлениями личности о сущности, процедурах, методах и средствах данного процесса.
Для того чтобы подростки по – настоящему включились в работу, им требуется мотивация. Осознание мотива деятельности (зачем мне это нужно) необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед подростком, были ему не только понятны, но и внутренне приняты им. Мотив – это направленность ребенка на отдельные стороны работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Мотивы можно разделить на внутренние и внешние. Как показало исследование, к внутренним мотивам относятся собственное развитие, действие вместе с другими и для других, познание нового, неизвестного. К внешним мотивам относятся стремление к лидерству, престижу, стремление оказаться в центре внимания, получить денежное вознаграждение от педагога.
Без потребности не побуждается активность ребенка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей. В обучение мотивом является направленность активности на овладение знаниями, на получение хорошей отметки, на похвалу педагогов – родителей, на установление желаемых отношений со сверстниками.
Для того чтобы реализовать мотив, овладеть приемами самовоспитания, надо научиться ставить (и достигать) промежуточные цели: видеть отдаленные результаты своей деятельности. Мотивы, даже самые положительные и разнообразные, создают лишь потенциальную возможность развития подростка, поскольку реализация мотивов зависит от процессов целеполагания, т е умения ставить цели и достигать их.
Никогда не устареют слова А.С. Макаренко « Дети – эта наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Как известно, в детские дома дети поступают из неблагополучных семей, где для таких детей неким идеалом привлекательности являлись их родители со своими достоинствами личности, и в большинстве недостатками.
А дети как губка, всей впитывают в себя, и поэтому основной контингент поступившихся детей в детские дома нуждаются в перевоспитание и самовоспитании.
Для этого в помощь детям, стали разрабатываться программы по самовоспитанию в ОУ, которые очень актуальны для детских домов. Только благодаря данной программе любой человек может изменяться в лучшую сторону. Если не заниматься своим самовоспитанием и самообразованием, в жизни может возникнуть много трудностей. Она поможет каждому подростку в подготовке к самостоятельной взрослой жизни.
Если у воспитанника уже сформированы нежелательные качества личности, то воспитание новых качеств сочетается с перевоспитанием – преодолением недостатков предыдущего воспитания. Справедливо считается, что самовоспитание во много раз быстрее формирует качества личности, чем подражание и приспособление. Занятия самовоспитанием ориентирует воспитателей – родителей на социализацию подростков, нацеливает ребят на переосмысление своего поведения, жизнедеятельности, помогает его социализации и самосовершенствованию.
Одной из главных целей формирования мотивации у подростков в самовоспитании является формирование адекватного «я» в области осознания, умений и способности воспитывать, развивать, совершенствовать свою личность. Этому будет способствовать систематическое обращение к образам «Я» – прошлое», сопровождаемое рефлексивным анализом.
Для занятий самовоспитания с подростками должны быть созданы следующие условия, необходимые для реализации самовоспитания детей:
Создание комфортной, бесконфликтной атмосферы, ориентированной на психологическое раскрепощение и включение детей в общую деятельность.
Создание условий для интенсивной деятельности, способствующей формированию внутренний потребности к самопознанию, самообразованию, самовоспитанию.
Помощь воспитателя (при необходимости) в снятии психо – эмоциональной усталости, преодолении волевой апатии, стимулирование.
Создание условий успешности.
Развитие у детей потребности в творчестве, в стремлении к самовыражению.

Для выявления сформированных нежелательных качеств личности подростков были использованы: (Приложение №1)

Методика Л.В. Байбородовой
«Изучение мотивов участия подростков в деятельности»
Цель: Выявить мотивы учащихся в деятельности.
«Анализ интересов и направленности подростков»
Цель: Выявить интересы и направленности подростков.
Экспериментальная методика А.А. Андреева
«Изучение объяснения подросткам факторов собственного развития»
Цель: Выявить степень значимости основных субъектов воспитания как факторов полагаемого (атрибутируемого) подростком влияния на его личностное развитие.
Анкета «Зеркало»
Цель: Определить изменения, происшедшие в личности подростка в течение учебного года.
Продолжить следующее высказывание: «Я хочу заниматься самовоспитанием потому что» (Внутренние мотивы и внешние мотивы).
Анализ диагностик показал, что большинство подростков хотят заниматься самовоспитанием для того, чтобы занять достойное место среди товарищей (6 человек) или быть лучшим среди актива, спортсменов, отличников, помощников воспитателей (7 человека). Диагностирование коммуникативных навыков свидетельствуют о неумении не только слушать, но и слышать другого человека, своего собеседника. Кроме этого, диагностирование коммуникативных навыков, вскрывает проблему несформированности этого навыка вообще и неумения широко и пространно формулировать свои мысли и передавать их с помощью слов (речи). Полученная информация о личностном росте каждого ребенка, о самооценке подростков, об изменениях в их интеллектуальном, нравственном и физическом развитии подтверждает острую необходимость в систематической и целенаправленной работе всех педагогов по формированию адекватной самооценки и социально – значимых коммуникативных умений и навыков у воспитанников детского дома. Что в свою очередь поведет за собой активное развитие личности ребенка и его более успешную социализацию.
В диагностиках принимало участие 13 подростков. Мы пришли к выводу о необходимости: работы по формированию целеполагания и мотивации детей подросткового возраста к самовоспитанию, т к
именно этот этап позволяет определить дальнейшие методы работы и желаемые результаты для каждого подростка.
Осознанность новой социальной роли, высокая мотивация и ответственное отношение к работе над собой – все это является предпосылками успешного обучения. Самовоспитание подростка не должно ограничивать только школьными достижениями, он должен переживать успехи во всех видах деятельности, а для этого необходимо предоставить ему такую возможность.
Подросток проявляет значительный интерес к своим школьным и внешкольным успехам и прилагает успехи для новых достижений. Во многом положительные результаты формируются в общении с взрослыми: подросток принимает и выполняет советы педагогов, родителей. Трудно не согласиться с мнением специалистов о том, что « для скорейшего выхода России из кризиса необходимо воспитать поколение людей, готовых принять полную ответственность за свою жизнь. Способных рассматривать любое поражение как урок, требующий усвоения и выводов; настойчиво ставящих себе социально и нравственно обоснованные жизненные цели и ориентированные на их достижения». (Яшнова О.А. Успешность младшего школьника, М: Академический Проект 2003 – с 128).
Анализ изученной литературы: Березина В.А; Виноградова Л.И; Чепурных Е.Е; Мудрик А.В; Дежникова Н.С; Коваль Н.А; Селевко Г.К; Ухтомский А.А; Ницше Ф; Макаренко А.С. показал, что однозначного ответа на вопрос: как воспитывать детей – дать невозможно; уже слишком много факторов и жизненных обстоятельств, влияющих на выбор того единственного правильного решения, которое предопределит дальнейшее успешное развитие личности подрастающего человека.
Воспитывать – значить помогать, содействовать тому, чтобы ребенок состоялся как индивидуальность, как личность. В связи с этим возникла необходимость создания данной программы.
В основу данной программы положена программа Т. Романовой, заместителя директора по научной и экспериментальной работе средней школы № 155 г Москвы.
Целью нашей программы является развитие и формирование мотивации подростков в самовоспитании через самопознание и самоутверждение.
Задачи:
Педагогическое побуждение детей к самовоспитанию.
Ознакомление с понятиями: «самовоспитание», «воля», «самоконтроль», «самообладание», «самовозрождение».
Формирование мотивов самовоспитания.
Раскрытие возможностей ребенка в его стремлении стать лучше.
Помощь ребенку в овладение приемами самовоспитания, методами работы над собой.
Формирование первоначальных умений самовоспитания, постановки перед собой цели и задач организации режима, контроля над собой, волевого поведения.
Создание условий для обретения первого опыта самовоспитания.
Формирование веры в свои силы, в возможность стать лучше.

Основные направления программы:
Самопознание;
Самовоспитание;
Самоутверждение.
Программа рассчитана на занятия с детьми 11-14 лет, на 1 год.
Занятия будут проходить 1 раз в две неделе по 40 минут, а также в течение недели работа с подростками по индивидуальным программам по 20 минут. Работа с подростками будет проходить в актовом зале с привлечением специалистов: педагог – психолог, социальный педагог, воспитатели, музыкальный руководитель, врач – педиатр, библиотекарь.
Для успешной реализации программы необходимы следующие материальные оснащения: Канцелярские товары, магнитофон, мультимедиа, фонограммы, спорт инвентарь, свечи и т.д.
В работе с подростками применяются следующие методы и формы работы:
Методы: самоконтроля, самонаказания, самоанализа, самоприказа, самоотчета, метод сотворчества, метод поощрения, метод наказания, метод занятости, метод наблюдения.
Формы: беседы, обсуждения, дискуссии, сочинения, тестирования, анкетирования, упражнения. Знакомства с будущими творениями через книги, экскурсии, фильмы и т.д.
В подростковом возрасте у детей начинает развиваться чувство собственной значимости, а подчас и неоправданной самоуверенности, дети в этот момент готовы беспощадно критиковать всех, только не самих себя. Для этого необходимо составить для детей «Стратегию поведения» - это умение управлять собой, умение устанавливать с людьми наиболее верные отношения, как в труде, так и в быту. (Приложение №2).
Для выполнения поставленных задач программы, подростки разбиваются на группы по тем недостаткам, которые нужно исправить, скорректировать, используя для этого наблюдения и анализ деятельности детей. Для каждой подгруппы составляется программа самовоспитания. (Групповая программа самовоспитания содержит единую методику воспитания для детей, объединенных одним недостатком или единой социальной ситуацией развития). (Приложение №3).
Группа «Работоспособности» (ленивые, не желающие учиться и трудиться).
Группа «Выдержки» (вспыльчивые, расторможенные, дети с астено- невротическим синдромом).
Группа «Культурной речи» (употребление детьми ненормального лексикона).
Проводится первая вступительная беседа для подростков 11-14 лет на тему: «Сделай себя сам, но прежде ответь себе: кто я?».
Цель и вывод занятия:
Чтобы дружно, весело, открыто жить.
Надо каждому с собой дружить.
Чтобы в этой жизни человеком быть
Нужно обязательно себя любить.

Возможные трудности:
- Отсутствие мотивации;
- высокая тревожность;
- психическая неустойчивость;
- высокая степень неудовлетворенности своим местом в пространстве;
- устойчивые дурные привычки.

Пути преодоления:
- Повышенное внимание;
- индивидуальная работа;
- доброта, ласка;
- пробуждение интереса к той или иной деятельности;
- похвала;
- стимулирование и т.д.

Критерии результативности:
подростки всех трех групп должны знать:
- Свои достоинства и недостатки личности;
- правила поведения в разных общественных местах;
- правила поведения при общении с людьми;
- «стратегию поведения»;
- кодекс чести и т.д.
подростки всех трех групп должны уметь:
- Выполнять общественные поручения;
- считаться с интересами коллектива;
- уметь владеть собой;
- уметь анализировать, обобщать и делать выводы в жизненных, проблемных и успешных ситуациях;
- уметь найти идеал самовоспитания, который соответствует его внутреннему миру и т.д.
В конце года проводятся диагностика, использованная в начале года.
Тематический план.


Тема
Всего часов
Теория
Практика

1.
Самопознание. (Познай себя)
6
4
2

2.
Самовоспитание. (Сделай себя сам)
6
3
3

3.
Самоутверждение. (Утверждай себя)
6
2
4


ВСЕГО:
18
9
9


Тема «САМОПОЗНАНИЕ»
Рассматриваемые вопросы:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
1.Личность. Человек как индивид и как личность. Сознание как основная
характеристика человека. Роль личности в своём развитии. Примеры из
жизни выдающихся людей ( Сократ, И.Гёте, Л.Толстой, О.Шмидт и
другие.)
Самопознание как основа самосовершенствования. Знание о людях, живущих вокруг тебя, как одно из условий познания себя.
3.Качества личности: «Кто Я?»
а) ощущение и восприятие;
б) эмоции и чувства;
в) темперамент. Виды темперамента;
г) внимание, его особенности, тренировка внимания;
д) память. Виды памяти: кратковременная, долговременная. Запоминания: осмысленное и механическое.
е) Знания. Качества знаний. Умения применять знания.
ж) Мышление. Способы мышления.
З) Способность личности. Задатки, интересы, склонности как предпосылки развития способностей.
и) Направленность: интересы, взгляды, убеждения, нравственность.
к) Характер. Черты характера. Самостоятельность, самокритичность, требовательность, ответственность, организованность, трудолюбие.
4. Самосознание, самоощущение. Образ Я, Я-концепция.
Разнообразие «Я».

ПРАКТИЧЕСКИЕ
Регистрация самопознания: тесты, анкеты, дневники, воспоминания, автобиография.
- Упражнение: «Знаете ли вы свою внешность?»
- Самоанализ своих качеств: мои достоинства, мои недостатки;
- Тренинг произвольного внимания, наблюдательности.
- Тестирование качеств личности: темперамента, памяти, мышления, способностей, направленности характера.
- Составление характеристики личности одноклассников на основе наблюдений.
- Составление индивидуальной карты самооценки.
- Анализ социальных ситуаций.
Тема «САМОВОСПИТАНИЕ»
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
Понятия о процессах воспитания и самовоспитания.
- роль и возможности самовоспитания;
- внутренние мотивы самовоспитания.
Деятельность и её роль в воспитании и самовоспитании.
- основные направления самовоспитания ( нравственное, эстетическое, трудовое, умственное и физическое ). Современная мораль между «хочу» «могу» «надо».
Самовоспитание как волевой процесс. Роль целевых установок и привычек в волевых усилиях.
Программа самовоспитания юноши Л.Н.Толстого.
Правила самовоспитания, самообязательство. Планирование работы над собой (отражение в личном дневнике воспитанника)
Организация (методы) самовоспитания:
Самоконтроль, самоотчёт. Режим дня и его роль в организации самовоспитания.
Самоубеждение. Диалог с собой. Самоприказ, выработка привычек.
Самоактивизация: самонаказание, самостимуляция, самоодобрение.
Самообладание: самоприказ, самоуспокоение, самоприучение, самовнушение. Выработка хороших привычек.
Воздержание: самоограничение, самоотучение, самоотказ, избавление от вредных привычек.
ПРАКТИЧЕСКИЕ
- Диспут «Можем ли мы считать себя взрослыми».
- Сочинения «Я в прошлом, в настоящем, в будущем»
- Закрепление адекватной самооценки через тестирование и целостное самоориентирование.
- составление индивидуальной программы воспитанника по изживанию одной из вредных привычек для ежедневного тренинга и программы формирования положительной привычки для постоянного тренинга.
-разбор социальных ситуаций – проб.
Тема «САМОУТВЕРЖДЕНИЕ»
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
Потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самозащищённости, возрастные и индивидуальные особенности.
«Я - концепция» личности и механизм самоутверждения.
Основные формы самоутверждения: социальная, полоролевая, деловая, творческая, духовно - нравственная.
2.Социальное самоутверждение: Потребность в общественном признании. Способы самоутверждения в коллективе: активность, самостоятельность мнения, принципиальность, участие в самоуправлении, независимость.
- Потребность в общении. Коммуникативный контакт со сверстниками и взрослыми.
- Законы общения по А.А. Ухтомскому.
- Правила общения по Карнеги. Правила поведения в компании. Три способа достижения хорошего отношения к вам.
3. Отношения мальчиков и девочек. Половая идентичность. Самоутверждение с другим полом. Девичья честь, мужское достоинство. Любовь и сексуальность.
4. Самоутверждение и творчество. Задатки, способности, талант, условия их развития. Талант и труд. Правила. Правила творческой жизни (из биографии великих людей) честолюбие и тщеславие.
5. Самоутверждение в нравственной сфере.
Самооценка своих нравственных качеств, самоутверждение самого себя как человека. Гуманистическое самоутверждение: добро и доброта, правда и справедливость, любовь к ближнему, прощение, служение людям.
ПРАКТИЧЕСКИЕ
Подготовка и самостоятельное проведение подростками беседы, занятия, самоподготовки с детьми начальной школы.
- тренинг мотивации самоутверждения;
- тренинг коммуникативных умений;
- тренинг творческих способностей;
- социометрическое изучение группы;
- разбор социальных ситуаций - проб.


















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
рекомендованный для педагогов
1. Коломинский Я.Я. «Познай самого себя». Минск, 1981г.
Маленкова Л.И. «Я – человек». М 1996 г
Михайлов Ф.Т. «Загадки человеческого «Я», М., 1976 г.
Орлов Ю. М. «Самопознание и самовоспитание характера». М., 1987
Петровский А.В. «Что мы знаем и что не незнаем о себе?» М.1998г.
Рогов Е.И «Психология познания». М.1998г.
Селевко Г.К, Закатова И.Н, Левина О.Г. «Познай себя». М.2000г.
Соина О.С. «Этика самосовершенство».М.1990г.
«Человек познает самого себя». М1980г.
«Что ты знаешь и что не знаешь о себе»/ Сост . С.Степанов.М.1994г.
Белкин А.С. «Ситуация успеха. Как ее создать». М1991г.
Верцинская Н.Н «Воспитание индивидуальности».М. 1993г.
Гришин Д.М, Колдунов Я.И. «Руководство самовоспитанием школьников». М.1975г.
Зимбардо Ф. «Застенчивость.»М.1991г.
Каппони В, Новак Т. «Сам себе Взрослый , Ребенок ,Родитель.»М. 1994г.
Ковалев А.Г. «Личность воспитывает себя ». М.1983г.
Ковалев А.Г. «Самовоспитание школьников». М.1967г.
Кочешов А.И. «Как заниматься самовоспитанием». Минск 1991г.
Кочетов А.И.. «Организация самовоспитания школьников». Минск 1990г.
Кочетов А.И. «Педагогические основы самовоспитания». М. 1974г.
Куликова Л.Н. «Воспитай себя». М 1991г.
Леви В.Л. «Искусство быть другим». М1972г.
Леви В.А. «Искусство быть собой».М. 1973г.
Пекелис В. « Как найти себя. Энциклопедия в трех книгах, которая тебе поможет стать сильнее, умнее, лучше». М.1988г.
Селевко Г. К. «Рекомендация по организации самовоспитания школьников //школьные технологи».М.1999г.№6.
Селевко Г.К., Тихомирова Н.К, Левина О.Г. «Сделай себе сам». М.200г.
Тайчинов И.Г. «Воспитание и самовоспитание школьников».М.1982г.
Список литературы рекомендуемый детям.
1.Сухомлинский В Д «Христоматия по этике»
2. Алешина Л.Г. «О вежливости, о такте, о деликатности .» Л.1986г.
3. Андреев ЮА. «Откровенный разговор». М1986г.
4.Бушелева Б.А. «Поговорим о воспитанности» М.1980г.
5.Гусейнов А.А. «Золотое правило нравственности».М. 1983г.
6.Дорохов А.А. « Как себя вести ». М. 1970г.
7.Дорохов А.А. « Это стоит запомнить. » М.1970г.
8.Ефимова Л.К. «Одежда для дома и работы». М.1979г.
9.Канторовичь В.К. «Ты» и »Вы». М.1969г.
10. «Мы живем среди людей. Кодекс поведения». М.1989г.
11.Никиферов А.С. «Эмоции в нашей жизни». М.1974г.
12.Руднянский Я. «Как учиться». М.1992г.
13.Формановская Н.Н. «Вы сказали Здравствуйте» М.1982г.
14. Ходоков М. «Как не надо себя вести».М1975г.
15.Штольц Хельмут. « Как воспитать нравственное поведение».М.1989.
16.Экономов Л. «Мир наших чувств». М.1976г.
17.Ягодинский В. Н. «Наш этикет». М.1982.
18.Язовинский Е. « Говорите правильно».
19.Сухаминский В.Д. «Как воспитать настоящего человека».
ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Индивидуальная программа самовоспитания для воспитанника (цы)

Завести личный дневник, где фиксировать малейший успех в работе над собой, отмечая имеющиеся недостатки в поведении, поступках, фиксируя отрицательные свойства характера над которыми надо работать.
Посещать кружки 3-4 раза в неделю (понедельник, среда, пятница, воскресенье) для совершенствования умений и навыков, необходимых в самостоятельной жизни.
Взять на себя ответственное обязательство, поручение в семье, в детском доме, в школе.
Чаще бывать в библиотеке, советуясь при подборе книг для чтения с воспитателем и библиотекарем.
Контролировать свою речь, вспоминая народную мудрость: сосчитай до ста, если ты захотел солгать и нагрубить; поступай с окружающими, так как ты бы хотел, чтобы обращались с тобой.























Программа руководства самовоспитанием воспитанника педагогом

Включить ребенка в групповую подпрограмму самовоспитания («Работоспособности» для детей не желающих учиться и трудиться; «Выдержки» для вспыльчивых, несдержанных, расторможенных детей; «Культуры речи» для детей, употребляющих ненормальный лексикон).
Целевые встречи с ребенком по вторникам и четвергам для анализа работы по самоанализу и обсуждению результатов тестов.
Убедить в обязанности посещения ребенком кружков, внушить необходимость этих занятий для применения их в самостоятельной жизни.
Учить преодолевать комплекс неполноценности, неуверенности в себе через участие во всех проводимых мероприятиях в семье, детском доме и школе, с выдвижением кандидатуры в Авторитетный Совет детского дома (орган детского самоуправления), выдвижение кандидатуры в парламент школы.
Прививать любовь к чтению через семейные чтения вслух, обсуждение прочитанного, через контроль за индивидуальным чтением и посещением библиотек, через совместную работу с библиотекарями детского дома и школы.
Работать над воспитанием сознательного отношения к учебе через воспитание требовательности к себе, через четкий контроль за выполнением дополнительных заданий со стороны учителя, осуществления контроля за выполнением самостоятельно домашнего задания со стороны воспитателя.
Провести тесты:
«Могу или я назвать себя лжецом?»
Цель: учить правдиво и серьезно отвечать на вопросы, проверить, есть ли положительные результаты, что изменилось.
«Решительный или упрямый?»
Цель: выявить степень решительности и упрямства у воспитанников с целью дальнейшей коррекции данных черт характера.
«Конфликтная ли вы личность?»
Цель: выявить степень конфликтности тестируемых воспитанников для самопознания своего «я».
«Любят ли вас люди?»
Цель: выявить самооценку воспитанников в отношении с окружающими людьми.
«Направленность личности»
Цель: изучить направленность личности с целью последующей работы по профориентации воспитанников.
«Можешь ли ты справиться с трудной ситуацией?»
Цель: выявить у воспитанников степень умения преодолевать различные жизненные ситуации, для дальнейшей индивидуальной работы.
Провести занятия:
«Какой(им) я могу стать»
Цель: в доверительной беседе помочь воспитаннице (ку) увидеть возможные результаты работы по самовоспитанию, находя и показывая положительные качества и положительные изменения в ребенке.
«Загадки человеческого Я».
Цель: показать, что в человеке заложен большой потенциал возможностей, только его нужно раскрыть в себе и постараться развить всесторонне.
«Как воспитать в себе силу духа».
Цель: помочь воспитанникам составить программу воспитания силы духа.
«Ученье – свет, а не ученье – тьма».
Цель: помочь воспитанникам уяснить, зачем нужно учиться, какую роль играет образование в жизни людей.
«Умеешь ли ты спорить с достоинством?»
Цель: научить воспитанников культуре разрешения споров.
«Чем я богат?»
Цель: сравнить значение ценностей материальных и духовных. Помочь осознать истинные богатства человеческого сердца, которые заключаются в способности проявлять высокие и сильные чувства и жить ими.
Встречи с интересными людьми.
Мини сочинения на тему «Зачем я пришел в эту жизнь»
Цель: Дать возможность осознать предназначение себя в этой жизни, и что он может оставить для своих потомков.
Ведение дневника наблюдения за детьми.




















ПРОГРАММА №1
для подгруппы детей «Работоспособности»
1.Тестирование на тему «Хороший вы человек или нет».
Цель: выявить положительные и отрицательные черты характера детей для дальнейшей работы.
2.Беседа с детьми об их положительных и отрицательных чертах. Предложить детям завести личные дневники, где они будут фиксировать малейшие успехи работы над собой, отмечая имеющиеся недостатки в поведении, поступках; фиксируя. Отрицательные свойства характера над которыми надо работать.
3. Раз в неделю собираться с группой для самоконтроля, коллективного обсуждения результатов за неделю.
4. Проведение занятия на темы: «Есть ли у вас сила воли?»
Цель: дать понятие силы воли и помочь воспитанникам «прорастить» ее в себе.
«Умеете ли вы беречь свое время?»
Цель: научить воспитанников беречь и ценить свое и чужое время, рационально его использовать.
«На пути к образованному человеку».
Цель: способствовать формированию у детей долгосрочной мотивации учебной деятельности.
«Труд облагораживает человека»
Цель: воспитывать любовь к труду, учить доводить начатое дело до конца.
«Как воспитывать у себя силу духа?»
Цель: помочь воспитанникам составить программу воспитания силы духа.
«Как научиться быть хозяином своего времени?»
Цель: воспитание у ребят рационального отношения к полезному использованию времени.
«Терпение и труд все перетрут».
Цель: воспитывать желание проявлять упорство и старание в добывании знаний, в умственной и трудовой деятельности.
Мини сочинение «Труд – как средство успешного обеспечения в самостоятельной жизни».
Цель: оценить понимание детей важности труда в самостоятельной жизни, их планы на будущее.
5.Посещение уроков у детей, беседы с классными руководителями.
6. Проведение анкет на темы: «Знаешь ли ты свой творческий потенциал?»
Цель: выявить творческие способности детей, их расположенность к определенному виду занятий для дальнейшего их развития.
«По душе ли вам учеба?»
Цель: выявить отношение детей к учебной деятельности для постановки индивидуальных задач по данной теме.
«Умеете ли вы учиться?»
Цель: научить ребят грамотному подходу к учебной деятельности.

«Обязательный ли вы человек?»
Цель: по результатам теста выявить у воспитанников важную черту характера – обязательность.
«Воспитываете ли вы себя?»
Цель: помочь воспитанникам определить у себя элементы самовоспитания.
«Организованный человек ли вы?»
Цель: определить степень организованности детей для дальнейшего обучения порядку во всем.
7.Осуществлять негласный контроль и руководство программой самовоспитания.


ПРОГРАММА №2
для подгруппы детей «Выдержки».

1.Тестирование на тему «Спокойный, Робкий, Нервный?»
Цель: дать понять детям, что им необходимо работать над собой и исправлять свои недостатки.
2.Беседа с детьми об их выдержке. Предложить всем детям подгруппы завести личные дневники, где они будут фиксироваться свои наблюдения, отмечая, что удается и над чем нужно работать. Назначить одного из подгруппы ответственным наблюдателем за остальными детьми.
3. Собираться с группой раз в неделю для самоконтроля и коллективного обсуждения.
4. Проведение занятий на темы:
«Нравитесь ли вы людям?»
Цель: обратить внимание детей на те человеческие качества, которые нравятся окружающим их людям.
«Конфликты и их устранение»
Цель: научить детей правильно выходить из конфликтных ситуаций и правила их недопущения.
«Удивительный мир эмоций и чувств».
Цель: познакомить воспитанников с миром человеческих эмоций и чувств.
«Как добиться от себя, чтобы самым сильным повелителем поступков стала совесть»
Цель: научить воспитанников заниматься самовоспитанием, дать им понятие совести и научить руководствоваться ею в жизни.
«Сад эмоций».
Цель: дать представление об эмоциональной сфере человека, ее разнообразии.
«Мой внутренний мир»
Цель: рассмотреть понятия характер, темперамент, пробудить у детей интерес к своей личности.


«Доверяй, но проверяй!».
Цель: формирование умений и навыков гибкого поведения в различных ситуациях, умений разбираться в «сюрпризах» судьбы.
5. Проведение тестирования на темы:
«Как у вас с нервами?»
Цель: выявить уровень умения детей сохранять спокойствие и уравновешенность.
«Воспитываете ли вы себя?»
Цель: помочь воспитанникам определить у себя элементы самовоспитания.
«Довольны ли вы собой?»
Цель: позволить ребятам, заглянуть в себя – через психологические тесты для дальнейшего самосовершенствования.
«Оценка уровня конфликтности личности».
Цель: определить уровень конфликтности каждого тестируемого воспитанника с целью последующей индивидуальной работы с каждым ребенком.
«Раздражает ли вас»
Цель: выяснить факторы раздражения, мешающие ребенку спокойно жить, с целью последующего их устранения.
«Ваше душевное равновесие».
Цель: с целью самопознания определить степень своего душевного равновесия и сделать правильные выводы.
6. Осуществлять негласный контроль и руководство программой самовоспитания.



ПРОГРАММА №3
для подгруппы детей «Культурной речи».

1.Проведение беседы с подгруппой детей на тему:
«Каким должен быть настоящий человек?»
Цель: учить детей работать над собой, приобретая качества настоящего человека.
2.Предложить детям завести личные дневники, где они будут фиксировать малейшие успехи в работе над собой.
3.Проведение занятий на темы:
«Берегите родной язык»
Цель: прививать любовь и уважение к родному языку, познакомить детей с видами русской словесности, сделав упор на русский литературный языку; обратить внимание на недопустимость употребления ненормированной лексики.
«Это все я»
Цель: структурирование «образа Я» через изучение и описание способностей, увлечений и идеалов воспитанников.
«Как воспитать самого себя?»
Цель: дать детям понять, что работа над собой приносит хорошие плоды и человек становится другим, если приложить все свои усилия.
«Нелитературные, нецензурные, жаргонные выражения – их использование в грязной речи социально неблагополучной части общества».
Цель: объяснение вреда нецензурной бранной речи для здоровья и жизни человека в обществе.
«Сам себе учитель, сам себе воспитатель».
Цель: обсудить самооценку и самовоспитание как элементы образа Я, начать работу над проектами по самовоспитанию.
Мини сочинение «Красота и богатства русского языка»
Цель: формировать у детей любовь к своему языку, через который он приобщается к красоте и богатству своего народа.
4.Раз в неделю собирать с подгруппой для самоконтроля, коллективного обсуждения.
5.Проведение тестирования на темы:
«Твой стиль общения»
Цель: определить уровень культурного общения детей и умения быть вежливыми.
«Воспитываете ли вы себя?»
Цель: помочь воспитанникам определить у себя элементы самовоспитания.
6.Контроль и руководство программой самовоспитания.























ПРИЛОЖЕНИЕ №2

«Стратегия поведения» – это умение управлять собой, умение устанавливать с людьми наиболее верные отношения, как в труде, так и в быту.

Совет первый: Уважайте каждого, с кем вы учитесь и работаете. Не противопоставляйте себя коллективу, какими бы способностями и преимуществами вы перед ним не обладали.
Совет второй: Очень важно судить о человеке не по тому, что он сам о себе говорит, а по тому, как он держит свое слово, как к нему относятся другие люди. Помогая товарищу исправить допущенные им ошибки, вы невольно запомните, что и вам самим не следует делать.
Совет третий: Учитесь владеть собой. Пусть вам всегда сопутствует девиз: «Победить себя, лучшее средство не быть побежденным!». И помните, что для победы над собой, для умения владеть своими мыслями и поступками, необходима высокая убежденность, то есть то, что мы называем сознательностью.
Совет четвертый: Не будьте равнодушны! Для вас честь семьи, честь детского дома, честь друзей должна быть столь же дорога, как собственная.
Совет пятый: Никогда не лгите воспитателю и не ищите в нем недостатков, ставя ему в вину, случайные ошибки и оговорки (у кого их не бывает). Воспитатель – ваш друг. В свое время Надежда Константиновна Крупская говорила (и слова ее до сих пор верны), что идеи воспринимаются через личность. Этой личностью для вас и является воспитатель. Он передает вам идеи, знания, опыт, закладывает основы нравственности и морали. И, наконец, он вырабатывает в вас требовательность. Это прежде всего выражение уважение к человеку.
Совет шестой: Дорожите дружбой, не прощайте обмана ни другим, ни себе! Подбирайте друзей обдуманно, не полагаясь на первое впечатление. Не зря говорят: скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Совет седьмой: Умейте шутить во время, не превращая серьезного дела в забаву.
Совет восьмой: Изучай себя, свои достоинства и недостатки. Обрати особое внимание на воспитание настойчивости в учении: ежедневно готовь задания по всем предметам. Будь внимательным, помогай трудиться дома, выполняй поручения без напоминания и недовольства.
Совет девятый: Старайся больше думать и делать для других людей. Проявляй заботу о своих близких, кто тебя окружает.
Совет десятый: Приучи себя обдумывать поступки прежде, чем совершить их. Всегда спрашивай себя: «Хорошо ли со мной окружающим людям?»
Совет одиннадцатый: Доводи начатое дело до конца, даже если пропал интерес.
Совет двенадцатый: Воспитывай в себе привычку владеть собой: запрети себе возмущаться, кричать, грубить, даже если считать себя правым. Учить отстаивать свою точку зрения спокойно, доказательно.
Совет тринадцатый: Перед сном обдумывай прожитый день, отмечай хорошие и плохое за день в личном дневнике по всем пунктам программы.

Необходимо чтобы дети постоянно придерживались этой «стратегии поведения» и не забывали ни одного совета из тринадцати.





































ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Методика Л.В. Байбородовой
«Изучение мотивов участия подростков в деятельности»

Цель: Выявить мотивы учащихся в деятельности.

Ход опроса:
Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.
Для ответа используется следующая школа:
3- привлекает очень сильно;
2- привлекает в значительной степени;
1- привлекает слабо;
0- не привлекает совсем.
Что привлекает в деятельности:
Интересное дело.
Общение с разными людьми.
Помощь товарищам.
Возможность передать свои знания.
Творчество.
Приобретение новых знаний, умений.
Возможность руководить другими.
Участие в делах своего коллектива.
Вероятность заслужить уважение товарищей.
Сделать доброе дело для других.
Выделиться среди других.
Выработать у себя определенные черты характера.

Обработка и интерпретация результатов:

Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки.
- коллективистские мотивы (п 3.4.8. 10)
- личностные мотивы (п 1.2.5.6.12)
- престижные мотивы (п 7.9.12)
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия подростков в деятельности.







«Анализ интересов и направленности подростков»

Цель: Выявить интересы и направленности подростков.
Любимые занятия (интереснее всего):
- что делать;
- что читать;
- о чем говорить.
2. Что у вас получается лучше всего?
3. Интересы научные и технические:
- любимые учебные предметы;
- интересные для вас области науки;
- интересные для вас области техники;
- самые интересные ученые, изобретатели;
- область науки и техники, в какой вы хотели бы заниматься сами;
- выдающиеся научные произведения;
- выдающиеся изобретения.
4. Эстетические интересы:
- любимый художник, его произведения;
-любимый композитор, его произведения;
- любимый скульптор, его произведения;
- любимый архитектор, его произведения;
- любимый писатель, его произведения;
- какой областью искусства интересуетесь.
5. Участие в кружках: предметных, технических, научных, литературных, музыкальных, спортивных, художественных.
- в каких олимпиадах, конференциях принимали участие?;
- в каких конкурсах участвовали?;
- какие призы и награды имеете и за что?
6. Интерес к профессии:
- какие профессии вам кажутся привлекательными?;
- представителем, какой профессии вы видите себя в будущем?;
- знаете ли вы, кто является профессионалом в этой сфере?
7. Чем привлекает вас эта специальность? (Нужное подчеркнуть)
- возможностью приносить пользу обществу;
- умею работать по этой специальности и имею способности к ней;
- перспективная специальность;
- хорошо оплачивается;
- интересная и увлекательная.
8. В какой мере вы уверены, что осуществите мечту? (нужное подчеркнуть)
- абсолютно уверен; - надеюсь, что удастся; - не уверен, что удастся;
- уверен, что не удастся.
Результаты анкеты.
Используются для определения программы работы с подростками
(как в плане воспитания интересов, так и возможности приобщить к уже существующим в группе интересам новых ребят).
Анкета «Зеркало»
Цель: Определить изменения, происшедшие в личности подростка в течение
учебного года.
Ход анкетирования.
Учащимся предлагаются следующие вопросы:

I.
Подумай и постарайся честно ответить, что в тебе за прошедший год стало лучше ( поставь рядом с буквой знак «+»), а что изменилось в худшую сторону ( поставь знак «-»)
- физическая сила и выносливость;
- умственная работоспособность;
- сила воли;
- выдержка, терпение, упорство;
- ум, сообразительность;
- обьем знаний;
- внимание и наблюдательность;
- критичность и доказательность мышления;
- умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность);
- умение планировать работу;
- умение организовать свой труд (организованность);
- умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки;
- умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;
- чуткость и отзывчивость к людям;
- умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;
- умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;
- умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;
- умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться.
II.
Над какими из названых качеств ты собираешься работать в ближайшее время (перечисли пункты из предыдущего вопроса)?
III.
Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе ( способности к танцам, музыке, рукоделию и т.д)?
IY.
Над какими из них ты сейчас работаешь?
Y.
Что бы ты хотел себе пожелать на будущее?

Обработка полученных данных.
Полученные результаты можно систематизировать с помощью следующей таблицы:

Фамилия,
имя подростка
Качества личности


Физическая сила и
выносливость
Умственная
работоспособность
Сила
воли


+
-
+


-
+
-







Анализ ответов детей на вопросы методики позволяет получить информацию о личностном росте каждого ребенка, о самооценке подростков, об изменениях в их интеллектуальном, нравственном и физическом развитии. Сопоставление полученных данных с целями, содержанием и способами организации процесса воспитания помогать определить эффективность воспитательной деятельности. Результаты анкетирования целесообразно использовать при перспективном и текущем планировании жизнедеятельности и воспитания подростков.

Изучение объяснения подросткам факторов собственного развития.
(Экспериментальная методика А.А. Андреева.)

Цель: Выявить степень значимости основных субъектов воспитания как факторов полагаемого (атрибутируемого) подростка влияния на его личностное развитие.
Ход опроса:
Методика включает в себя две части.
Первая часть: состоит из двух заданий. Подросток получает для работы инструкцию и два бланка.
Инструкция.
«Дорогой друг!
Для того чтобы лучше узнать себя, разобраться в своих жизненных проблемах, существует много различных способов. Мы предлагаем тебе один из них. На жизнь каждого человека влияет множество самых разных обстоятельств, прежде всего – это люди, его окружающие. Степень их влияния, их значение в жизни человека различны. В итоге у каждого человека возникают и развиваются качества его личности: и положительные, и отрицательные.
Ты получишь два бланка на которых будут перечислены различные люди и группы людей – те, с кем обычно связана жизнь каждого человека. Списки на бланках одинаковы и включают в себя десять позиций. Порядок работы будет следующим. Внимательно прочти список на бланке № 1. теперь представь свои лучшие стороны, свои лучшие личностные качества с твоей собственной точки зрения. Затем поставь слева от порядкового номера цифру 1 рядом с тем человеком (или с той группой людей), кто оказал наибольшее влияния на развитие самого хорошего, что есть в тебе, в твоей личности. Цифру 2 поставь слева от номера того (или тех), кто оказал наибольшее влияние из оставшихся и т.д. В конечном итоге число 10 нужно поставить рядом с тем (или с теми), кто оказал наименьшее влияние на развитие твоих лучших личностных качеств.
Тоже самое нужно проделать и со списком на бланке № 2. Только подход к расстановке мест будет уже совершенно другим: кто из перечисленных людей или групп людей оказал наибольшее влияние на развитие твоих самых плохих личностных качеств. Постарайтесь выполнить задание вдумчиво и ответственно!»
На обоих бланках (№1 и №2) содержится один и тот же список:
Отец.
Мать.
Другие родственники.
Ты сам (сама).
Твой лучший друг (подруга).
Твои одноклассники (в целом).
Твои педагоги (в целом).
Соседи (в целом).
Другие люди, помимо названных, тебе лично знакомые (в целом).
Другие люди, помимо названных, тебе лично не знакомые (в целом).

По результатам первой части методики определяются следующие количественные показатели:
Полагаемое (атрибутируемое) подростком ранговое место каждого из основных субъектов воспитания, включая себя самого, в формировании позитивного компонента реального «Я» личности;
Полагаемое (атрибутируемое) подростком ранговое место каждого из основных субъектов воспитания, включая себя самого, в формировании негативного компонента реального «Я» личности;
Разница в полагаемых (атрибутируемых) подростком ранговых местах каждого из субъектов воспитания при сопоставлении их влияния на формирование позитивного и негативного компонентов реального «Я» личности.
Очевидно, что индивидуальные ситуации личностного развития исключительно вариативны . отсюда ясно, что значимость каждого из субъектов во влиянии на развитие не может быть приведена к какому-то эталонному унифицированному ряду. Поэтому основным количественным показателем будет степень отклонения от нуля разницы номеров рангов для позиции «Ты сам (сама)».
Именно отсутствие разницы в ранговых значениях по первому и второму заданию для позиции самого подростка, не зависимо от их абсолютных значений, следует считать оптимальным.
Во второй части методики определяются ранговые места субъектов воспитания по их значению в принятии подростками тех или иных жизненных решений.


Подросток получает следующую инструкцию!
«Дорогой друг!
Человеку в жизни постоянно приходится сталкиваться с различными жизненными ситуациями, решать различные жизненные задачи. Принимая какое-либо решение, человеку нужно учитывать и то, как на него отреагируют другие, какое мнение сложится у людей по поводу принятого решения. Чьё мнение ты будешь учитывать в первую очередь, во вторую и т.д.? Воспользуемся списком, с которым ты уже работал.
Чтобы правильно выполнить задание, нужно проделать следующее. Ниже приведены три жизненные задачи, по которым тебе приходилось или ещё придется принимать решение. После каждой из них перечисли по порядку номера позиций тех людей (или групп людей), чьё мнение по поводу принимаемого тобой решения для тебя наиболее важно в первую очередь, во вторую и т.д. В каждой строчке должны быть перечислены все позиции так, чтобы они образовали ряд по убыванию степени значимости.
Жизненные задачи:
Выбор своего внешнего вида
Выбор способа проведения своего свободного времени
Выбор своей будущей профессии»

При обработке и анализе данных выполнения второго задания диагностическую значимость имеют уже сами значения рангов, придаваемые подросткам каждой позиции.
15