Рабочая программа по кружковой работе Мой мир (старшая группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по кружковой работе «Мой мир»
для детей старшей группы
Составила:
Воспитатель I квалификационной категории
Закирова Н.Ф.
Пояснительная записка
Рабочая программа по кружковой работе «Мой мир» образовательной области «Познание» для детей старшей группы составлена на основе содержания дошкольного возраста старшей группы основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы».
Рабочая программа рассчитана на 36 периода непосредственно образовательной деятельности (1раз в неделю), длительностью – 25 минут. Программой предусмотрено изучение материала по направлениям:
ознакомление с предметным окружением;
ознакомление с явлениями общественной жизни;
Целью разработки данной программы является создание системы по реализации минимума содержания по разделу «Ознакомление с окружающим миром» детей старшей группы, обеспечение полноценной жизни ребёнка в окружающем мире (природа, социум), формирование представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей, обеспечивающих дальнейшее успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка.
Программа предусматривает решение следующих задач:
продолжать развивать исследовательскую деятельность детей: выявлять и анализировать начало процесса, середину и окончание в процессе наблюдений за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим их схематическим изображением.
развивать монологическую речь, используя в качестве наглядных моделей графические образы, создаваемые детьми, и специальные карточки; развивать смысловую сторону речи; разворачивать сюжет истории.
ставить детей в различные проблемные ситуации, в том числе и перед противоречиями.
создавать условия для развития проектной деятельности.
Новизна программы в том, что она способствует развитию познавательных способностей детей с помощью различных способов: обследование, сопоставление, соотнесение, группировка и классификация по признакам сравнения, экспериментирование, что позволяет работать над накоплением и активизацией словаря, уточнением и обогащением знаний, представлений о предметном и природном окружении, явлениях общественной жизни.
Формы работы: Создание коллекций, проектная деятельность, исследовательская деятельность, конструирование, экспериментирование, развивающие игры, наблюдение, проблемные ситуации, рассказ, беседа.
Формы организации детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная. Использование данной рабочей программы создает условия для развития универсальных способностей: рефлексию, коммуникативность, самооценку, умение решать проблемные ситуации, а также творческое воображение, зрительно-двигательную координацию. Особенности образовательного процесса включают различные формы и виды работ: проектная, исследовательская деятельность, создание коллекций, конструирование, экспериментирование, сюжетно-ролевые, развивающие игры, наблюдение, проблемные ситуации, рассказ, применение информационно-коммуникативных технологий в процессе непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности.
Педагогический мониторинг проводится 2 раза в год, в декабре и апреле в форме сбора информаций (путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок). Периодичность мониторинга обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.
Требования к уровню подготовки детей
К концу года дети должны знать:
свою фамилию, имя, возраст, домашний адрес
фамилию, имя, отчество, профессию родителей
части суток в последовательности
времена года в последовательности.
Уметь:
характеризовать свойства и качества предметов, определять цвет, величину, форму
сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам
уметь ориентироваться в детском саду и на участке детского сада
наблюдать сезонные изменения в природе и устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями
Иметь представление:
о родной стране как о многонациональном государстве, о государственных праздниках, о родном городе, его достопримечательностях
о Российской армии и профессиях военных, о почётной обязанности защищать Родину
о предметах ближайшего окружения, их назначении ,деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны
о родословной своей семьи
о профессиях, трудовых действиях взрослых
о профессиях работников детского сада
об инструментах, орудиях труда, нужных представителям разных профессий; о бытовой технике
о растениях и животных
о космосе, звёздах, планетах
Критерии педагогического мониторинга по кружковой работе
Высокий уровень-
Дети знают о явлениях общественной жизни: о детском саде, о семье, родителях, об их профессиях, о труде людей, о своих родственниках, знают свой домашний адрес, название города, страны, ее главного города; об Армии, некоторых родах войск; имеют представление о традициях, быте, о предметном окружении: об их предназначении, размере, цвете, материале, форме, «весе» предметов, описывают на основе этих данных. Обобщают, классифицируют, сравнивают предметы. Знают некоторые правила безопасности, дорожного движения. Под руководством педагога анализируют результаты наблюдений и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе, о переходе веществ из твердого состояния в жидкое состояние и наоборот; о помощи человека природе, правилах поведения в природе. Знают 2-3 вида травянистых растений, способах их вегетативного размножения, 4-5 видов зимующих птиц, о повадках диких животных.
Средний уровень-
Дети имеют представление о явлениях общественной жизни, знают свой детский сад, родителей, под руководством педагога называют своих родственников, профессии родителей, домашний адрес, город, страну. Умеют сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладели общими понятиями. Знают признаки живого, определяют растений, животных, птиц. Устанавливают частые и некоторые общие связи. .
Низкий уровень-
Под руководством педагогов отвечают на вопросы о семье, родителях; профессиях родителей. Домашний адрес, город, страну называют с трудом. Различают, называют предметы ближайшего окружения, животных, растений, вычленяют их особенности. Знают некоторые потребности(во влаге, в пище). Понимают состояние объекта и среды. Устанавливают частные связи, сравнивают объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывают затруднения.
Название кружка
Руководитель кружка
Возраст детей
Кол-во детей
День недели
Время
Место проведения
Познание окружающего мира «Мой мир»
ЗакироваН.Ф.
5-6 лет
24
Пятница
8.45-9.10
Группа№5
Список детей посещающих кружок
Фамилия, имя ребенка
1
Аникина Даша
2
Аникина Маша
3
Буланкина Даша
4
Валиуллина Алсу
5
Валиуллина Зарина
6
Гилязов Рустам
7
Ерохин Владик
8
Зайцев Вячаслав
9
Карманова София
10
Корнилов Матвей
11
Корнева Кира
12
Косалапова Ульяна
13
Куршина Катя
14
Куянов Ярослав
15
Павлова Алена
16
Перевозчиков Егор
17
Петров Кирилл
18
Рубан Илья
19
Саттарова Настя
20
Сахабиева Лейсан
21
Скурыдина Вика
22
Стулова Вика
23
Тихобаева Ульяна
24
Фомина Настя
Календарно-тематическое планирование кружка «Мой мир»
дата
№
Тема, форма проведения
Программное содержание
19.09
2014 г.
26.09 2014г.
1
2
Золотая осень.
Моя семья
Закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Обобщить и систематизировать представление о характерных признаках осени. Приучать: следить за погодой, связывать наблюдение с личным опытом. Воспитывать любовь к природе.
Формировать представление о составе семьи. Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о семье, называя имена и отчества родных. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
3.10
2014 г.
10.10 2014г.
3
4
Деревья и кустарники нашего двора.
Мое имя
Закреплять: знания о деревьях, как представителях флоры Земли, их красоте и пользе, представление о сезонных изменениях в природе, об их влиянии на жизнь растений. Воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений. Учить беречь природу. Организовать наблюдение за посадкой и обрезкой деревьев и кустарников. Приучать следить за погодой, связывать наблюдения с личным опытом.
Познакомить со значением имен детей, родителей. Объяснить понятия: имя, отчество, фамилия. Закреплять умение : выразительно декламировать стихи, понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.
17.10
2014 г.
24.10
2014г.
5
6
Что летом родиться, зимой пригодится.
Куда улетают птицы? Экскурсия в парк.
Обратить внимание на осенние в природе в процессе труд. деятельности на участке. Рассказать о пользе овощей и фруктов для человека. Познакомить с заготовкой овощей и фруктов – консервирование, соление, приготовление варенья, компотов и соков. Воспитывать бережное и любовное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами, уважение к труду людей, работающих на земле.
Учит наблюдать за сезонными изменениями в природе. Обратить внимание на количество птиц, насекомых. Подвести к пониманию того, что часть птиц улетают в теплые края, как можно облегчить проживание птиц в зимний период. Приучать: связывать наблюдения с личным опытом.
31.10
2014 г.
7.11
2014г.
7
8
Мои друзья
Коллекционер бумаги
Углублять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним ( поделись игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо, если кому-то из ребят грустно, поговори с ним, поиграй).
Расширять представления детей о разных видах бумаги и качествах. совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.
14.11
2012 г.
21.11
2014г.
28.11
2014 г.
9
10
11
Как выращивают хлеб?
Моя родословная
Детский сад
Закреплять: знания о хлебе как одном из величайших богатств на земле, названия профессий людей, выращивающих хлеб. Рассказать, как на столах появляется хлеб, какой путь он проходит, прежде чем мы его съедим. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
Расширить представление о семье (история семьи). Закрепить знание имен и отчеств родителей. Учит называть имена и отчества бабушек и дедушек. Воспитывать интерес к своей родословной. Формировать представление о семейных традициях, о родственных отношениях (дядя, тетя, двоюродный брат)
Показать детям общественную значимость детского сада. Формировать понятия о том, что сотрудников детского сада надо благодарить за их заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться.
5.12
2014 г.
12.12
2014г.
12
13
Наряды куклы Тани
На чем люди ездят
Познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные свойства (впитываемость), побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года.
Закрепить знания о понятии «транспорт». Познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный. Закрепить знания правил дорожного движения, правила поведения в транспорте. Учить безопасному поведению на улицах.
19.12
2014 г.
26.12
2014 г.
16.01
2015г.
23.01
2015г.
30.01
2015г.
14
15
16
17
18
Занятие-игра «Для чего зайцам нужны волки?»
Новый год у ворот.
История моего города.
Проказы матушки-зимы.
В гостях у бабушки Федоры.
Закрепить и пополнить знания о диких животных той полосы, где живут дети. Учить находить необходимые знания в книгах. Развивать и поощрять познавательную активность , интерес к познанию нового. Объяснит, что в природе все взаимосвязано, в ней нет «вредных» или «лишних» животных, птиц, насекомых.
Познакомить с обычаями празднования Нового года в России и в других странах. Рассказать о том, почему мы украшаем ёлку. Формировать представление о празднике, его значении для людей.
Расширить представление о понятии «город». Уточнит знание достопримечательностей города. Закрепить знания об улице, на которой живешь. Учить правильно и точно называть свой домашний адрес.
Учить видеть и описывать красоту зимнего пейзажа. Расширять словарный запас (вьюга, метель, сугроб). Продолжить приобщать к народной культуре. Знакомить с народными приметами зимы. Обратить внимание на характерные признаки зимы, продолжительность светового дня. Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к деревьям во время заморозков
Закрепить знания о мебели и посуде, обобщение понятия. Уточнить дифференцировку посуды (чайная, столовая, кухонная) и мебели (для спальни, гостиной, кухни). Учит сравнивать и группировать предметы по теме или иным признакам и функциональному назначению.
6.02
2015г.
13.02
2015г.
20.02
2015г.
27.02
6.03
2015г.
13.03
2015г.
20.03
2015г.
27.03
2015г.
19
20
21
22
23
24
25
26
О характерных особенностях января и февраля.
Что мы знаем о рыбах.
Наши защитники
Наши друзья – пернатые.
О мамах родных и очень важных
Куда исчез снеговик?
Песня колокольчика
Домашние животные: лошадь, коза.
Учить наблюдать за природой по народным приметам. Уточнить и закрепить знания о феврале и зиме в целом как о сезоне, неблагоприятном для растительного и животного мира.Приучать:
следить за погодой;
связывать наблюдения с личным опытом;
Расширять представления: о рыбах, о том, как зимуют рыбы. Учит ухаживать за рыбками в аквариуме, наблюдать за ними, рассматривать их строение.
Расширить представление о Российской армии. Закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск.Рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как люди чтят их память
Продолжать знакомить с многообразием птиц. Расширять представления о зимующих и перелетных птицах.
Учить:- различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду; - наблюдать за птицами по следам. Подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая скворечники и кормушки
Закрепить знания о труде мамы дома и на работе. Воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах.Расширять представления о профессиях.Учить называть место работы родителей
Развивать наблюдательность, умение замечать изменения в природе. Формировать практические умения и навыки создания снежных построек. Закреплять знание о том, что постройки исчезнут, если пригреет солнце. Уточнять представления о том, как человек приспосабливается к зиме
Закрепить знания о стекле, металле, дереве, их свойствах. Познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах
Учить ухаживать за животными. Знакомить с новыми домашними животными: лошадью и козой. Закреплять понимание того, что на людях лежит ответственность за содержание животных.
3.04
2015г.
10.04
2015г
17.04
2015г.
27
28
29
Кто живет на подоконнике
Покорение космоса.
Знакомьтесь: лягушка
Приучать следить за погодой, связывать наблюдения с личным опытом. Продолжить знакомить с комнатными растениями. Учить: описывать комнатные растения, выделять характерные признаки, сравнивать между собой, ухаживать за растениями. Познакомить со способами вегетативного размножения растений. Расширять представления о пользе комнатных растений для здоровья человека.
Дать представление:
о космосе, космическом пространстве;
о ближайшей звезде - Солнце;
о планетах Солнечной системы;
о спутнике Земли - Луне. Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта..Учить фантазировать и мечтать
Пополнять знания о земноводных.Дать представления о среде обитания лягушки. Учить составлять рассказ с помощью вопросов
24.04
2015 г.
30
Эти удивительные насекомые
Формировать элементарные представления о насекомых.Учить сравнивать насекомых по способу их передвижения. Дать:
сведения о необходимости борьбы с мухами в помещении;
представления об особенностях сезонной жизни насекомых, местах их обитания
8.05
2015г.
15.05
2015г
31
32
Этот День Победы
Цветущая весна.
Закрепить знания о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, как люди хранят память о них. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны
Приучать:
следить за погодой;
связывать наблюдения с личным опытом;
Продолжать изучать сезонные изменения в природе, происходящие весной. Закреплять знания о плодовых деревьях сада. Воспитывать любовьк природе, наблюдательность, желание разобраться в явлениях природы, понять их суть
22.05
2015г.
29.05
2015г.
33
34
В гостях у парикмахера
Лес-это богатство
Расширять представления о профессиях.Познакомить с деловыми и личностными качествами парикмахера.Подвести к пониманию целостного облика человека. Развивать эмоциональное отношение к нему
Знакомить с особенностями внешнего вида и названиями деревьев леса. Упражнять в различении деревьев по внешним признакам.Знакомить с правилами поведения в лесу, личной безопасности
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В старшей ГРУППЕ
№
пп
Фамилия, имя
ребенка
Явления об- щественной жизни
Предметы ближайшего окружения
Ознакомление с природой
Уровень развития ребенка
Раститель- ный мир
Животный мир
Неживая природа
высокий
средний
низкий
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
1
Аникина Даша
2
Аникина Маша
3
Буланкина Даша
4
Валиуллина Алсу
5
Валиуллина Зарина
6
Гилязов Рустам
7
Ерохин Владик
8
Зайцев Вячаслав
9
Корнева Кира
10
Косалапова Ульяна
11
Куянов Ярослав
12
Павлова Алена
13
Петров Кирилл
14
Рубан Илья
15
Саттарова Настя
16
Сахабиева Лейсан
17
Скурыдина Вика
18
Стулова Вика
19
Тихобаева Ульяна
20
Фомина Настя
Высокий
Средний
Низкий
"$&(*,.уЗаголовок 1Заголовок 915