Рабочий лист по истории России XX век 9 класс А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю.Брандт
Рабочий лист по теме:
«Экономическое развитие страны»
А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю.Брандт.
История России. XX – начало XXI века. 6159569215история ______ класс «_____»_______________20___г.
Ф.И._______________________
1.Российская экономика на рубеже веков.
1.Задание: Создайте два неравенства, характеризующих индустриальное общество классическое и российское.
Сельское
хозяйство
Промышленность
Индустриальное общество классическое
Индустриальное общество российское
Сельское
хозяйство
Промышленность
2.Задание: Составьте логическую цепочку, вытекающую из бурного строительства железных дорог:
Строительство железных дорог
2.Многоукладность российской экономики
3.Задание: Заполните «открытые окна»
Уклад Товарность Производство
Кустарная промышленность
(1-3 мастера) Домашнее производство ориентировалось на индивидуального заказчика Производство ориентировалось на рынок внутри города
Гончарное производство
Ювелирные мастерские
Мануфактурное производство (10-30) Ткань
Пряжа
Капиталистическое или фабрично-заводское производство 100-10000 наемных рабочих )Ориентированы на рынок городской, губернский, российский
Ориентированы на рынок городской, губернский, российский, мировой 3. Роль государства в экономике.
4.Задание: Отметьте на диаграмме, государственные секторы экономики
4.Иностранный капитал.
5.Задание: Перечислите условия, созданные в России в начале XX века для привлечения иностранного капитала.
«Расширяем словарный запас». Запишите значение понятий:
Инвестиции - _______________________________________________________
___________________________________________________________________
Немецкие
предприниматели
Французские
предприниматели
Английские
предприниматели
6.Задание: В какие отрасли вкладывали капиталы иностранные инвесторы:
4. Российский монополистический капитализм.
7.Задание : Выделите в таблице форму монополии, которая стала в России основной. Напишите примеры монополий.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1900-1903 годы
Формы
Монополии Главные пункты соглашений Самостоятельность участников Примеры
Синдикаты -действующие сообща Совместный сбыт товаров Только производственная Картели-
документ Договариваются о размерах производства, рынках сбыта, ценах Сохраняют производственную и коммерческую самостоятельность Концерны Финансовый контроль, и единое руководство Формально сохраняют самостоятельность, но фактически подчинены руководству Тресты - доверие Полное объединение предприятий Полностью теряют свою производственную и финансовую самостоятельность 5.Сельское хозяйство.
-93980501658.Задание:
Что мешало развитию сельскохозяйственного производства в России?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица самооценки. Заполните сведения о выполнении заданий, оцените их.
Задание 1 Задан.2 Задан.3 Задан.4 Задан.5 Задан.6 Задан.7 Задан.8
Итого оценка за урок ____________
Социально-экономическое развитие России на рубеже 19-20 веков.
Опорный конспект.
1.Три модели мирового капиталистического развития:
1-й эшелон- страны развитого классического капитализма: Англия, Франция, США .2-й эшелон- переплетение капиталистического уклада с укладами предыдущих этапов, догоняющий характер модернизации, главное противоречие- между быстро развивающейся промышленностью и отсталым полукрепостническим с/х. Россия, Япония, Австро-Венгрия.
3-й эшелон-колонии или полуколонии ( страны Азии, Африки, Латинской Америки).
2.Промышленность.
80-егг.- завершение промышленного переворота. Промышленный подъем 1893-1899гг. Экономический кризис 1900-1903гг.Вмешательство государство в экономику.
Концентрация производства- 1 место в мире. Возникновение монополий: картели, синдикаты, банковские монополии, сращивание промышленных монополий с банковскими. Производство увеличилось в 2-3раза, нефтедобыча-1 место в мире, ж/д-2 место в мире.
3. Сельское хозяйство.
Крепостнические пережитки, многоукладность, отсталость. Нищета крестьян( узость внутреннего рынка-замедляло развитие промышленности).
Не решен аграрный вопрос: существовало помещичье землевладение, малоземелье крестьян, сохранение общины приводило к сохранению крепостнических пережитков.В деревне –социальное расслоение( на кулаков, наемных рабочих сельских и городских).
Основные понятия, термины, персоналии.
Модернизация – процесс преобразования традиционного общества в индустриальное. Различают политическую, экономическую модернизации.
Экономическая модернизация –развитие современной крупной промышленности, транспорта, связи, сферы услуг, формирование новых классов: буржуазии, средних слоев, наемных рабочих.
Политическая модернизация- предоставление населению демократических прав, свобод, формирование политических партий, профсоюзов. Развитие парламентаризма.
Эшелон модернизации - группа стран со сходными условиями протекания модернизационных процессов.
Промышленный переворот- скачок в развитии производительных сил, состоящий в переходе от мануфактуры к машинному производству( фабрике), машинный труд вытесняет ручной.
Индустриализация- процесс создания крупного машинного производства в основных отраслях экономики. Промышленность играет ведущую роль в экономике, идет процесс урбанизации-рост городов и их развитие как крупных промышленных центров.
Традиционное общество- общество, в экономике которого главную роль играет с/х и во всех сферах общества сохраняются докапиталистические черты: сельская община, ограниченность рыночной сферы, преобладание кустарной промышленности, наличие сословного деления, авторитарные политические режимы, отсутствие развитой системы демократических прав и свобод, низкая политическая культура, господствующая роль религии в образовании и воспитании.