Проект Мы Победу приближали, как могли
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр дополнительного образования детей»
Искитимский район
Новосибирская область
Фестиваль - конкурс ученических проектов
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
МЫ ПОБЕДУ ПРИБЛИЖАЛИ, КАК МОГЛИ
АВТОРЫ ПРОЕКТА:
Гаврилова Алина, 10 лет,
Белашевская Татьяна, 10 лет,
Щедрова Екатерина ,11 лет,
Синкина Ангелина, 9 лет.
Руководитель проекта:
Фролова О.Н.,
педагог дополнительного образования,
І квалификационная категория.
п.Чернореченский
2015 ГОД
МЫ ПОБЕДУ ПРИБЛИЖАЛИ, КАК МОГЛИ
Исследовательский проект
Оглавление
1.Введение …………………………………………………………………….…………………...……3
1.1Аннотация……………………………………………………….……..…...…..…………..….…3
1.2Актуализация темы…………………………………………….……………….……………...... 3
1.3Цели и задачи……………………………………........................………....……………….….... 4
2. Основная часть …………………………………………………………..…….....…………..…..….4
2.1 Исторический аспект …………………………………………………………………………..4
2.2 Виды малых форм театра…...……………………………………..………….……………..…5
2.3 Анкетирование учащихся, обработка результатов………………………..…..………………6
2.4 Правила работы с фланелеграфом, перчаточным театром…………………………………....7
2.5 Технология изготовления фигурок для фланелеграфа, перчаточных кукол…………..….…7
2.6 Разработка критериев оценивания работы на фланелефе, перчаточном театре…………….8
3. Заключение……………………………………………...…….…………………………...……….… 9
4. Список литературы……………………………………..……………………………..….…...….....10
5. Приложение……………………………………………….…………………………..….……......... 11
1.Введение
1.1Аннотация
Память о Великой Отечественной войне, унесшей жизни более чем 27 миллионов советских граждан жива спустя 70 лет. С началом войны много советских мужчин и женщин призывались и шли добровольцами на фронт. Причём это были люди разных национальностей, разных профессий. В том числе и актёры театров актёры-кукольники. Ведь многие из них прошли Великую Отечественную войну. Кто-то сражался в окопах на передовой, кто-то ездил с выступлениями и концертами по фронтам, поднимая боевой дух бойцов Красной Армии. Но, так или иначе, все они являлись участниками Великих тех лет. Они Победу Советского народа над фашизмом, приближали, как могли. В нашем проекте мы рассмотрели проблему выбора передвижного театра для выступлений на мероприятиях, посвящённых 70-летней годовщине Великой Победы. В начале нашего проекта мы сформулировали проблемный вопросы: Какие виды театра в большей степени подходят для передвижного театра?
В исследовательской работе мы:
провели анкетирование и опрос ребят нашего объединения и их родителей,
нашли и изучили историю военного передвижного театра,
узнали что такое фланелеграф, перчаточные куклы;
научились делать фигурки для фланелеграфа, перчаточных кукол;
разработали критерии оценивания работы с фланелеграфом; работы с перчаточными куклами;
инсценировали произведения И.А.Крылова, С.Я.Маршака, А.С.Пушкина.
В итоге нашего исследования мы узнали и познакомились с разными видами театра, и узнали, какие малые формы подходят для работы передвижного театра. Получили огромное удовольствие от работы с фланелеграфом, перчаточными куклами. Получили подтверждение нашей гипотезы, что существуют такие формы театра, которые сделают его мобильным. Подготовили программу выступления передвижного театра к 70-летию Великой Победы. Материалы нашего проекта могут использовать воспитатели в детском саду, учителя начальных классов, преподаватели литературы и русского языка, руководители театральных объединений, и, конечно же, родители.
1.2Актуализация темы
Многим городам нашей страны, во время Великой Отечественной войны пришлось принимать на лечение раненых, поступавших с фронта. В годы войны создавались военные госпитали. И каждый день в госпитали приходили школьники, читали стихи, пели, танцевали. Продолжая традицию шефских концертов для воинов, находящихся на излечении в госпиталях, мы решили создать передвижной театр для выступлений, посвященных 70-летнему юбилею Победы.
При создании передвижного театра. Нами был сформулирован основные проблемные вопросы:
Что такое передвижной театр?
Какие виды театра подойдут для создания мобильного театра?
С этим вопросом мы обратились к учащимся начальной школы. И узнали, что из 102 учащихся начальной школы примерно 78 ребят затрудняются ответить на эти вопросы. Родители вообще затруднились ответить.
Поэтому нами была выдвинута следующая гипотеза: что существуют такие формы театра, которые сделают его мобильным, т.е. передвижным.
Объектом нашего исследования является передвижной театр.
Предметом исследования - является фланелеграф, перчаточные куклы.
1.3 Цели и задачи
Анализируя результаты опроса ребят нашего объединения и родителей, мы поставили перед собой следующую цель проекта: создание передвижного театра для выступлений.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи проекта:
изучить историю передвижных военных театров;
провести анкетирование и опрос ребят нашего объединения и их родителей;
найти и изучить историю малых форм театра;
выбрать наиболее подходящую форму театра;
узнать что такое фланелеграф; перчаточные куклы;
научиться делать фигурки для фланелеграфа, перчаточных кукол;
разработать критерии оценивания работы с фланелеграфом;
инсценировать произведения И.А.Крылова, С.Я.Маршака, К.И. Чуковского.
подготовить программу выступления к 70-летию Великой Победы.
2. Основная часть.
2.1. Исторический аспект
Память о Великой Отечественной войне, унесшей жизни более чем 27 миллионов советских граждан жива спустя 70 лет. С началом войны много советских мужчин и женщин призывались и шли добровольцами на фронт. Причём это были люди разных национальностей, разных профессий. В том числе и актёры театров актёры-кукольники. Ведь многие из них прошли Великую Отечественную войну. Кто-то сражался в окопах на передовой, кто-то ездил с выступлениями и концертами по фронтам, поднимая боевой дух бойцов Красной Армии. Но, так или иначе, все они являлись участниками Великих тех лет. Они Победу Советского народа над фашизмом, приближали, как могли. В первые месяцы войны была создана одна из первых художественно-творческих бригад.
Участвовали в концертах и артисты-кукольники, ставя отрывки из пьес: куклы исполняли злободневные частушки о фашистах, ставился номер «Сон Гитлера», скетч «Как Гитлер черту душу отдавал» и другие. Основная часть шефской помощи артистов приходилась в этот период именно на госпитали. Такая своеобразная психотерапия помогала человеку поверить в себя, в свое окончательное выздоровление.
Недаром в дни первой годовщины Сталинградской победы торжественно были вручены медали «За оборону Сталинграда» служителям искусств, артистам и музыкантам
К работе фронтовых бригад предъявлялись требования в духе военного времени: мобильность, готовность и способность выступать в непосредственной близости к передовой, играть везде – под открытым небом, на вокзалах, в землянках, агитпунктах, медсанбатах и т. д.
Программы фронтовых бригад строились по принципу сборного концерта: сценки, монологи, отрывки из драматических спектаклей, номера артистов цирка, сатирические скетчи, оперные арии, кукольники, чтецы. Кроме концертов, некоторые бригады создавали публицистические представления, подчиненные конкретной боевой задаче.
2.2. Виды малых форм театра
Рассмотрим, какие же виды малых форм театра существуют, и что необходимо иметь в передвижном театре, чтобы осуществить работу с той или иной формой театра.
Настольный театр игрушек. (см. приложение 1 ) В этом театре используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Театр игрушки. Игрушки промышленного изготовления (пластмассовые, мягкие, резиновые) или сделанные своими руками (вязанные, сшитые из лоскутков) группируют по сказкам.
Настольный театр картинок. (см. приложение1 ) Большой популярностью пользуется картонный театр на столе. В нем все: сцена, занавес, декорации, фигурки — делаются из картона и раскрашиваются. Как и на настоящей сцене, декорации можно подвешивать, прикреплять к кулисам и т. д.
Теневой театр. (см. приложение 2 ) Театр теней – очень таинственный, волшебный и загадочный. Он тоже плоский, только принцип совсем другой. Нужна ширма с экраном. На экран натягивается светлая ткань. И изнутри экран-сцена освещается ярким светом. Фигурки – это только силуэты. Они картонные, внизу с держателем. На освещенном экране появляются темные силуэты и сказка начинается….
Пальчиковый театр. (см. приложение 3 )Куклы, надевающиеся на палец - самые маленькие артисты кукольных театров. Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги, связанные из шерстяных ниток. Кукол надевают на пальцы, и сами действуют за персонажа, изображённого на руке. Играть можно за ширмой или при непосредственном контакте.
Перчаточный театр. (см. приложение 4) Перчаточный театр, еще называют театром петрушки или би-ба-бо… Театр этот тоже всем известен. Раньше выступал во всех ярмарочных балаганах. Куклы изготовлены так, чтобы можно было одеть на руку. Указательный палец управляет головой, она наклоняется, шевелится. Остальные пальцы вставляются в ручки, они могут двигаться, что-то взять. Бывают куклы и с ножками, которые болтаются. Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий.
Фланелеграф. (см. приложение 5 ) Фланелеграф — доска, обтянутая фланелью, на которую по типу аппликации крепятся вырезанные фигурки. Сделать фланелеграф очень просто, а возможности для игр и обучения, которые он предоставляет, зависят лишь от фантазии детей. Картинки хорошо показывать и на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели, на картинки можно наклеить и кусочки наждачной или бархатной бумаги. Рисунки подбирайте вместе из старых книг, журналов, а недостающие можно дорисовать. Можно использовать и природный материал. Для фланелеграфа лучше выбирать такие произведения, где персонажи в основном неподвижны. Они могут разговаривать, сидеть или стоять, приходить и уходить (когда картинки прикладываются к доске или убираются). Фланелеграф предназначен специально для того, чтобы зрители не только слушали сказку, но и видели её героев.
2.3. Анкетирование учащихся, обработка результатов.
Мы познакомились со всеми малыми формами кукольного театра и сделали следующие выводы:
№ Вид театра «-» «+» вывод
1 Настольный театр игрушек.
Нет необходимых игрушек размер Не подходит
2 Настольный театр картинок.
Большое кол-во ширмочек…
Трудоёмкость в изготовлении Размер
Хранение фигурок подходит
3 Теневой театр.
Размер
Только для работы одной группы _ Не подходит
4 Пальчиковый театр.
Нет ширмы для такого театра Хранение
Размер кукол Не подходит
5 Перчаточный театр.
_ Куклы хранятся в чемодане- ширме подходит
6 Фланелеграф. _ Размер
Хранение
Минимум места при хранении фигурок подходит
Из данных в таблице видно, что мы выделили три формы кукольного театра…это настольный театр картинок, фланелеграф, перчаточный театр. Поработали с этими формами, на фланелеграфе поставили басни И.А.Крылова: «Ворона и Лисица», «Слон и Моська», «Квартет», «Лебедь, Рак и Щука». С помощью настольного театра инсценировали произведение А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде». С помощью перчаточного театра поставили музыкальный номер. После зачетных показов задали вопрос ребятам театрального коллектива и зрителям, результаты были неожиданными:
вопрос фланелеграфнастольный театр перчаточный театр
1 Какой из театров понравился больше? 47 10 45
Следовательно, для работы нашего передвижного театра были выбраны фланелеграф и перчаточные куклы.
2.4. Правила работы с фланелеграфом, перчаточными куклами.
При работе с фланелеграфом нужно знать и помнить ряд правил, которые мы составили в процессе работы над баснями:
рассказывая сказку, героев выкладываем на фланелеграфе в том порядке, в каком они появляются;
читающий текст, ни в коем случае, не закрывает экран (туловищем, руками);
правильное расположение фигурок;
при чтении использовать жесты, позу, мимику;
темп;
расстановка логического ударения и пауз;
распределение дыхания при чтении;
чтение должно быть ясным и четким;
обязательно общаться с аудиторией.
2.5. Технология изготовления фигурок для фланелеграфа, перчаточных кукол.
В процессе работы над проектом у нас возникли основные вопросы:
1.Как крепятся фигурки на фланелеграф? На оборотную сторону картинок для крепления можно приклеить:
наждачную бумагу;
швейную липучку (ту часть, что с крючками);
двухсторонний скотч;
фланель;
самый оптимальный – бархатная бумага.
Выглядит эстетично, фигурки не сцепляется между собой при хранении, крепко держаться на поверхности фланелеграфа. Кроме того, бархатная бумага делает картинку плотной (не нужно дополнительно укреплять ее картоном).
2.Где взять картинки?
Вырезать из недорогих книжек или раскрасок.
Распечатать готовые картинки из интернета.
Нарисовать самим и обклеить скотчем для практичности.
После поиска и обработки информации в интернете и книгах, мы решили рисовать фигурки самостоятельно, обклеивать скотчем и с обратной стороны приклеивать бархатную бумагу.
Из чего сделать голову кукле би-ба-бо?
Из папье –маше.
Из меха, ткани.
Мы решили выполнить голову нашей кукле из папье-маше, загрунтовали клеем ПВА и белилами, покрасили в бежевый цвет, покрыли ещё одним слоем ПВА. Из шпагата приклеили волосы, гуашевыми красками выполнили оживку (нарисовали глаза, рот, нос и т.д.).
5. Как сшить рубашку?? (См .приложение 6) Нужно перенести выкройку на ткань. Сделать припуск в 1-1,5 см. Осуществите раскрой. При необходимости подшейте низ каждой детали. Сложить детали лицом к лицу и сшить с боков, оставив несшитыми низ и горловину. Вывернуть перчатку налицо. Украсить костюм куклы декоративными лентами, другими более мелкими деталями одежды.
6. Чем заменить ширму? Мы решили эту проблему с помощью старого, но надёжного чемодана. Очень удобно после выступления складывать кукол и переносить с места на место, так же незаменим для хранения кукол.
2.6. Разработка критериев оценивания работы с фланелеграфом, перчаточным театром.
При работе над произведениями, мы посчитали необходимым разработать критерии оценивания чтения с использованием фланелеграфа:Выразительность, красочность, единство фигурок.
Соотнесение фигурок по размеру.
Умение расположить фигурки на фланелеграфе.
Поведение исполнителя (жесты, поза, мимика).
Правильно ли раскрыта идея произведения?
Верно, ли переданы образы?
Выделены ли основные элементы сюжеты?
Передано ли читающим свое отношение к произведению?
Точно предана мысль каждой части.
Сделаны ли паузы между частями?
Произведено ли деление произведения на части?
Правильно ли расставлены логические ударения и паузы?
Выдержан ли темп?
Достаточно ли правильно использованы сила и высота голоса?
Достаточно ли ясно и четко прочитан текст?
Были ли допущены орфографические ошибки?Какие?
Было ли правильным дыхание?
Осуществлялось ли общение с аудиторией?
Какова оказалась сила воздействия чтением на слушателя?
Вышеперечисленные критерии помогут дать объективную оценку всей работе чтецов.
Критерии оценки кукольного спектакля с использованием перчаточных кукол:
1.Сценарий.
Достаточно ли хорошо продуман сценарий?
Удалось ли при разработке сценария учесть сквозное действие для каждого персонажа?
Достаточно ли хорошо продуманы отдельные мизансцены ,рапризы, реплики?
2.Материально-техническое оснащение спектакля.
Качество изготовления кукол (выразительность, привлекательность, соответствие внешности и характера персонажа)
Качество изготовления декораций, соответствие декораций особенностями мизансцены.
Освещение. Роль освещения в спектакле, техника освещения.
Музыкальное сопровождения и его роль в спектакле.
Шумовое сопровождение и его роль в спектакле.
3.Качество работы кукловодов, работников сцены, осветителей…
Удалось ли кукловодам оживить кукол? (Правильность положения куклы, соответствия поведения и характера..)Удалось ли кукловодам добиться общения кукол на сцене?
Удалось ли с помощью речи, реплик передать характеры персонажей?
Удалось ли соотнести речь куклы с её движениями?
Естественно ли выглядела сцена, декорации?
Удалось ли с помощью декораций добиться ощущения определённого пространства?
4. Работа коллектива.
Удалось ли достичь слаженной работы всех участников в постановке спектакля?
Какова оказалась сила воздействия спектакля на зрителей?
3.Заключение.
В итоге нашего исследования мы узнали и познакомились с разными видами театра, и узнали, какие малые формы подходят для работы передвижного театра. Научились изготавливать фигурки для фланелеграфа, перчаточного театра. Организовали выставку наших перчаточных кукол. Получили огромное удовольствие от работы с фланелеграфом, перчаточными куклами. Получили подтверждение нашей гипотезы, что существуют такие формы театра, которые сделают его мобильным. Подготовили программу выступления передвижного театра к 70-летию Великой Победы. Материалы нашего проекта могут использовать воспитатели в детском саду, учителя начальных классов, преподаватели литературы и русского языка, руководители театральных объединений, и, конечно же, родители. Творческих успехов!
4. Список литературы.
Аверин Е. Когда занятия интересны. // Учитель. – 2000. - №5.
АртёмоваА.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.
Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. – Москва.: Педагогика, 1980. – 208 с., ил., 4л. ил.
Выготский Л.С. Психология искусства. – Минск. «Современное слово». 1988.
Генов Г.В. Теневой театр для самых маленьких. – Москва. УЧПЕДГИЗ – 1961.
Еценков В.Г. Кукольный театр в школе. - Новосибирск, Издательская компания «Лада», 2001 – 48 с., 65 илл.
Караманенко Т.Н. Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. М.: Просвещение, 1982. – 191 с., ил., 8 л. ил.
Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль «Академия развития», 1997.
Корогодский З.Я. Ваш театр. Издательство «Знание». Москва, 1984.
5.Приложение.
Приложение 1 .
Театр картинок.
Приложение 2 .
Теневой театр.
Приложение 3 .
Пальчиковый театр.
Приложение 4 .
Перчаточный театр.
Приложение 5 . Приложение 6.
Фланелеграф.