Статья на тему: Применение дидактических игр на уроках естествознания

Подбор дидактических игр и требования к их проведению на уроках естествознания.
Подбор дидактических игр для обучения детей естествознанию проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая дидактическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи. Следовательно, если, например, основной задачей данного урока является закрепление знаний, то и дидактическая игра, включенная в занятие (урок), должна этому способствовать.
При подборе игр необходимо учитывать особенности участия в дидактической игре детей, интерес к различным играм, возможности участия их в игре.
С большим интересом дети принимают игры, основанные на внесении элементов воображаемой ситуации. Особый интерес дети проявляют к играм, которые содержат элемент ожидания или неожиданности.
Планируя систему уроков по естествознанию по той или иной теме, учитель заранее подбирает дидактические игры. При выборе игр необходимо учитывать, чтобы задание, составляющее основное содержание игры, отвечало обучающей цели урока, было посильно всем учащимся и служило максимальной активизации их мыслительной деятельности.
Как отмечает М.Н.Перова, важно соблюдать и определенную последовательность при подборе игр, учитывать, что играм с более трудным заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения.
Зная, что у умственно отсталых детей трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а, следовательно, и к одной, даже очень полезной, игре, необходимо больше внимания уделять играм с различными вариантами - одну и ту же игру следует видоизменять. Это позволит снять трудности в усвоении правил игры и сохранит еще некоторое время интерес к уже знакомой учащимся игре.
Изменение правил, некоторое усложнение содержания игры, новый дидактический материал позволяют еще ярче и полнее раскрыть игровой замысел и задержать внимание учащихся на ценной в образовательном отношении игре. Это позволяет закрепить знания, выработать навыки на интересном и увлекательном для учащихся игровом материале.
При выборе дидактических игр следует учитывать не только обучающую задачу игры, но и ее воспитывающую роль. «В урок не следует включать такие игры, которые бы дезорганизовывали урок, были излишне шумными. Лучше подбирать игры, которые служили бы дисциплинарным средством, воспитывали выдержку, терпение», [1]
Наиболее ценными дидактическими играми являются те, которые требуют от учащихся проявления наибольшей самостоятельности, преодолению неуверенности в своих знаниях для отдельных детей, которые нуждаются в постоянной помощи или хотя бы одобрении того, что они делают.
Несомненно, методика проведения дидактических игр требует от учителя большого педагогического мастерства и такта. По мнению А.А.Катаевой, А.Е. Стребелевой, «важное условие результативного использования дидактических игр в обучении – это соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий». Игра становится действенным средством обучения при условии целенаправленной педагогической работы. Конечный успех любой игры зависит от правильной ее организации и подготовки к ней. «Прежде чем предлагать детям какое-то задание или что-то требовать от них, необходимо подумать, как это обыграть». [2]
Большинство учителей естествознания и ученых-методистов в ходе подготовки и проведения игр выделяют три взаимосвязанных этапа:


1 этап. Подготовка к игре.
Игру провести значительно сложнее, чем урок, так как требуется значительная предварительная работа учителя и школьников.
Знакомство с новой дидактической игрой должно быть тщательно продумано учителем. Необходимо определить цель, создать игровую ситуацию, разработать сценарий, продумать, на каком этапе урока будет проведена игра, учитывать особенности класса и интересы отдельных учащихся. Чтобы игра заинтересовала детей и решила ту учебную задачу, которую она призвана решать, учащиеся к ней должны быть заранее подготовлены. Если игра имеет несколько вариантов, то они должны быть расположены по возрастающей степени трудности и следующий вариант должен быть дан учащимся только тогда, когда ими хорошо усвоен предыдущий, менее сложный вариант игры.
Если в игре используется дидактический материал (игрушки, картинки, таблицы и т.д.), учащихся с ним нужно познакомить.
Затем учитель знакомит детей с правилами игры, ее содержанием.
После тщательного объяснения и показа содержания игры можно организовать ее с классом.
2 этап. Проведение игры.
В ходе игры главное – способствовать развитию самостоятельности и творчества детей, регулировать нравственную обстановку.
Начинается игра со вступительного слова учителя, которое нацеливает учащихся на активную и творческую познавательную деятельность. Активность участников игры во многом зависит от контакта учителя со школьниками.
Как отмечают С.Ф.Спичак, С.В.Тесленко, «необходимым элементом проведения игры является наличие эмоционального фона, заинтересованности учащихся. С этой целью целесообразно в классе произвести перестановку столов, включить музыкальные произведения, использовать технические средства обучения, оформить класс плакатами, схемами, картами. В ходе игры должна разрешаться проблемная ситуация».[3]
Уделяя основное внимание решению дидактической задачи, направленной на более глубокое раскрытие темы и цели урока, учитель не должен забывать об увлекательности, о сохранении игрового действия и правил в игре. Иначе игра будет носить характер обычного упражнения, и дети будут скептически относиться к подобным играм. Для умственно отсталого ребенка эмоциональная сторона организации игры – важное условие. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением должен вызвать у ребенка положительное отношение к игре.
Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрослым и добиваться положительного результата.
«Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил». [4] Большое значение имеет правильный темп игры, утверждает М.Н.Перова.
Очень быстрый темп игры может привести к тому, что учащиеся будут давать ответы наугад. Замедленный же темп игры может снизить интерес детей к ней.
Игра должна быть преподнесена учащимся четко, ясно. Правила игры не должны быть многословны и многочисленны, а результат игры должен быть хорошо понятен детям.
Учитель следит за выполнением правил игры детьми, поправляет, если необходимо, одобряет тех, которые безошибочно выполняют правила игры. Во время игры не следует делать длинных нравоучений, так как это нарушает игровое действие, и интерес к игре ослабевает.
Если дети не запомнили правила игры или не поняли ее содержания, лучше прервать игру и дать дополнительные разъяснения.
Задания в отдельных играх можно индивидуализировать, даже в играх коллективных.
3 этап. Подведение итогов игры.
Особое внимание необходимо уделить подведению итогов игры, выявлению победителей. Этот этап важен для всех видов игр. Вначале учитель подводит итоги, привлекая при этом и детей, учит их оценивать результаты, указывает, на что следует обратить внимание при определении победителя.
Игровой фон уроку создают «участвующие» в нем любимые детьми герои сказок, игрушки, которые выступают в различных ролях, как правило, нуждающихся в помощи или просто зрителей. Такие уроки нравятся детям, усвоение знаний на них происходит как бы исподволь.
Игра, в зависимости от целей, содержания, места в учебном процессе, занимает время от 5 – 10 до 40 минут. Как показывает опыт, проведение игр свыше 40 минут отрицательно сказывается на интересе к игровой и познавательной деятельности: снижается интерес, появляется утомление.
Эти три основных этапа присутствуют в любой игре. Однако цикл дидактической игры представляет собой непрерывную последовательность учебных действий в процессе решения задач. Этот процесс условно расчленяется на более мелкие элементы. Общая картина деления процесса игры на этапы выглядит так:
1)подготовка к самостоятельным занятиям;
2)постановка главной задачи;
3)выбор имитационной модели объекта;
4)решение задачи на ее основе;
проверка, коррекция;
реализация принятого решения;
оценка его результатов;
анализ полученных итогов и синтез с имеющимся опытом;
обратная связь по замкнутому технологическому циклу.
Активное использование игры и ее поэтапная отработка способствует повышению эффективности образовательного и воспитательного процессов.
В играх может быть осуществлено непосредственное изучение социальных ситуаций, таких, как уничтожение цветов на клумбе, поломка деревьев, негуманное отношение к животным и т.д. Игры позволяют смоделировать различные ситуации, проанализировать их, заставляют задуматься о будущем.
Таким образом, играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании окружающего мира.



























Список литературы:


1. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя. – 2-е. изд., перераб. – М.: Просвещение. Учебная литература. 1996. – С. 3-9.

2. Кравцов Г.Г, Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: «Знание», 1987. – С.73.

3. Спичак С.Ф. Игра на уроках географии.// География в школе.-1996- №2- – С. 43-45.

4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. Пособие для учителя – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 191 с.









13PAGE 15