План-конспект урока «Как христианство пришло на Русь»
План-конспект урока «Как христианство пришло на Русь»
Пояснительная записка
Выбор данной темы обусловлен, прежде всего, тем, что она является основополагающей при изучении всего раздела и, является важным для изучения курса истории Русской Православной Церкви в целом.
Актуальность темы состоит в том, что позволяет соотнести исторический и социальный опыт человечества с опытом учащихся, создает социокультурное пространство на уроке.
Здоровьесберегающий аспект – обеспечение максимального уровня усвоения, на основе неугасаемого интереса, как фактора повышения мотивации учебной деятельности.
Три аспекта дидактической цели урока
1. Обучающий аспект
Обеспечить в ходе урока усвоение следующих понятий – полифункциональный аспект понятий – язычество, христианство
2. Воспитательный аспект
Формирование ценностного отношения к знаниям
3.Развивающий аспект
Расширение социального опыта учащихся через трансмиссию в прошлое;
Развитие мышления учащихся – соотношение исторического и социального опыта.
Этапы урока
1.Организационный
2.Повторение пройденного3. Объяснение нового материала, проверка понимания
4. Подведение итогов и закрепление материала урока
5. Домашнее задание
Оборудование:
Карта Древней Руси, интерактивная доска
Ход урока
I. Организационный момент 2-3 мин.
2.Повторение пройденногоРабота с текстом в режиме «Контроль» (интерактивная доска)-ответы на вопросы
«Отношение православного человека к людям , исповедывающим другие религии»
-Как вы думаете, как должен относиться православный человек к людям других религий?
-Кому в первую очередь должен помогать православный человек?
Беседа: Есть ли у вас друзья, соседи, исповедывающие другую религию? Как складываются отношения с ними?
3 Объяснение нового материала (20 мин)
Язычество в древней Руси
Языческое мировоззрение земледельцев сложилось в эпоху первобытного строя. У древних славян сформировался культ земли, солнца, дождя, рек, источников, то есть всего того, что было связано с производственной деятельностью земледельца. Зависимость величины урожая от природных, прежде всего погодных, условий, от правильного выбора времени работ придавало особое значение годовому сельскохозяйственному циклу и подчиняла ему всю жизнь деревенского хлебопашца. Не располагая научными знаниями об окружающем мире, причинах погодных явлений, смены времен года, рождения и смерти, человек раннего средневековья находился в плену сложных религиозных, в частности магических, верований, обожествляя постоянно повторяющиеся природные явления.
Первое проникновение христианства на Русь
По преданию святой Апостол Первозванный был, с проповедью Евангелия в Скифии то есть в стране из которой впоследствии образовалась Россия. Поднявшись на киевские горы, он поставил там деревянный крест, и предсказал, что в этой стране будет сиять истинная вера христианства. Святой Апостол Андрей пришел в будущую землю Русскую от юга до севера: от киевских гор до Новгорода и даже был на острове Валааме. Об этом свидетельствуют новейшие исследования. Так местное (на севере России) предание указывает, что святой Апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и славя, прибыл из Киева в Новгород. Отсюда по реке Волхову доплыл до Ладожского озера, а потом до Валаама. Тем благословил горы каменным крестом. Истребил капища Велеса и Перуна, обратил в христову веру жрецов идольских и обитавших на острове язычников, положив основания на Валааме исповедание веры Христовой. Оставил пастырями ново собранного стада Христова некоторых сопутствующих ему учеников.
В древнейшей рукописи об этом говорится так: «Святой Андрей от Иерусалима прошел Голяд, Косог, Роден, Скеф, Скифии словень смежный степями, достиг Смоленска, и ополчений Скиф и Славянска Великого, и Ладогу оставил, в ладьях сев, в бурное вращающееся озеро на Валаам пошел, крестя повсюду и поставлял по всем местам кресты каменные. Ученики же его сына Сила, Фирс, Елисей, Лукослав, Иосиф, Косма повсюду сделали ограды и все посадники (тесть заместители князей правителей) доезжали от Славянска и Смоленска, и многие жрецы окрестились, и капища Перуна и Велеса разрушили и уничтожили».
Первыми из русских князей, по преданию крестились киевские князья Аскольд и Дир (867 г.). убитые князем Олегом.
Однако христианство не проникало еще глубоко в древнерусское общество. Его влияние распространилось лишь на некоторых представителей высшей знати и купечества.
Известно, что первой христианкой из русских князей была княгиня Ольга, причисленная позднее к лику святых. После смерти мужа, князя Игоря, она установила порядок внутри государства и обратила свои взоры на внешнею политику.В 957 году Ольга отправилась в Константинополь, сама возглавив посольство, состоявшее более чем из ста человек, не считая обслуги, корабельщиков.
Ольга уже была знакома с христианством – известно, что княгиня симпатизировала христианам, видя их добродетельную жизнь. В крупных городах среди купечества, горожан, части боярства было уже немало христиан и они имели равные права с язычниками. Но чем дальше от центра государства, тем влияние языческих порядков, а главное – языческих волхвов было сильнее. Поэтому Ольга решила принять личное крещение, положив этому процессу начало в княжеской среде.
Крещение Ольги происходило в храме святой Софии. Ее крестным отцом был сам император, а крестил ее патриарх. Ольга приняла в крещении имя Елены, в честь матери Константина Великого, византийского императора, сделавшего в IV в. христианство официальной религией империи. После крещения Ольга была принята патриархом и имела с ним беседу о вере.
По возвращению в Киев Ольга начала уговаривать сына Святослава к принятию христианства, но он и слышать не хотел об этом.
Крещение Руси при князе Владимире
Крещение Руси состоялось при святом равноапостольном князе Владимире.
По летописи, в 986 г. явились к Владимиру миссионеры: болгаре-магометане, хозарские евреи, «немцы» от папы и грек -философ. Владимир созвал своих бояр и старцев из горожан киевских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, советую принять их закон; потом пришли немцы из Рима, и те хвалили свой закон; еще приходили иудеи. Последними приходили греки, хулили все законы и хвалили только свой. Много рассказывали о жизни всего мира с самого его начала. Искусно они умели говорить, чудесно слушать их. Они говорят – кто в их веру вступит, тот по смерти восстанет и уже никогда не умрет… Ума моего не достает, не знаю, что сделать… придайте мне ума, посоветуйте!..»
«Ты знаешь князь, что никто не хулит своего, а хвалит, – отвечали Владимиру бояре и старцы от народа. – Если хочешь еще лучше испытать все веры, то у тебя есть мужи: пошли их, и узнаешь службу каждого народа, как он молится богу».
Полюбилась эта речь князю и всем людям. Выбрали из киевлян десять человек. Когда выборные вернулись в Киев, Владимир вновь созвал бояр и старцев из народа и сказал им: «Вот воротились посланные нами мужи, послушаем, что они видели». Выборные рассказали: «Ходили мы к болгарам, смотрели, смотрели как они поклоняются в своем храме, то есть в мечети: стоят, распоясавшиеся, поклоняются, сядут и глядят туда и сюда будто бешенные. И нет у них веселья, но печаль и смрад великий; нет добра в их законе… Приходим после к немцам; видели – многие службы бывают в их храмах, а красоты никакой не видели… А вот пришли к грекам и повели они нас туда, где служат своему Богу. Не знаем, на небе ль мы были, на земле ли! Не умеем сказать, есть где на земле такой вид или такая красота! Только знаем, что там, в греческих храмах, Бог пребывает с людьми; и служба у греков лучше, чем во всех других землях. Мы не можем забыть ту красоту… Всякий человек, если отведает сладкого, после не принимает горького: так и мы не можем больше оставаться в своей вере…»
Тогда бояре сказали Владимиру: «Если бы дурен был греческий закон, то бабушка твоя Ольга не приняла бы его. А она была мудрее всякого человека…».
Владимир спросил у бояр: «где принять нам крещение?». Те отвечали: «Где тебе любо». И по прошествии года Владимир выступил с войском на Корсунь. Корсунцы затворились в городе и отбивались, несмотря на изнеможение. Тогда один корсунянин, пустил в русский стан стрелу, на которой было написано: «За тобою с восточной стороны лежат колодцы, от них вода идет по трубам в город, перекопай и перейми ее». Владимир услыхав об этом, сказал: «Если это будится, я крещусь». Владимир велел копать против труб, вода была перенята; херсонцы изнемогли от жажды и сдались. Князь вошел в город и послал сказать греческим императорам Василию и Константину: «Я взял ваш город; слышу, что у вас сестра в девицах; если не отдадите ее за меня, то и с вашим городом будит то же, что с корсунем». Испуганные императоры велели отвечать Владимиру: «Не следует христианам отдавать родственниц своих за язычников; но если крестишься, то и сестру нашу получишь, и вместе царство небесное». Владимир отвечал на это: «Я крещусь; и уже прежде испытал ваш закон, люба мне ваша вера и служение, о которых мне рассказывали посланные нами мужи».
Анне очень не хотелось идти. «Иду точно в полон, – говорила она, лучше бы мне здесь умереть». Братья утешали ее: «А что если бог обратит тобою Русскую землю в покаяние, а Греческую землю избавит от лютой рати: видишь, сколько зла наделала Русь грекам?» И теперь, если не пойдешь, будет тоже. И едва уговорили ее идти. Анна со свитой и священниками прибыла в Корсунь.
В это время, продолжает предание, Владимир разболелся глазами, ничего не мог видеть и сильно тужил; тогда царевна велела сказать ему: «Если хочешь исцелиться от болезни, то крестись поскорее; если же не крестишься, то и не вылечишься». Владимир сказал на это: «Если в самом деле так случиться, то по истине велик будет бог христианский» – и объявил, что готов к крещению. Епископ корсуньский с царевниными священниками, огласив, крестили Владимира, в церкви Св. Василия, стоявшей на торговой площади среди города. И когда возложили на него руки, то он вдруг прозрел; удивясь такому внезапному исцелению, Владимир сказал: «Теперь только я узнал истинного бога!» Видя это, и из дружины его многие крестились.
По возвращению в Киев Владимир крестил сыновей и людей близких. Вслед за тем велел ниспровергнуть идолов - одних рассекали на части, других сжигали, а главного Перуна привязали к хвосту лошади и столкнули в Днепр.
После того, как были свергнуты идолы, стали крестить киевлян. Кто шел добровольно, а кого пришлось сгонять силой. Вслед за Киевом был крещен Новгород и другие города.
4. Подведение итогов (2-3 мин) – вместе с классом
Первым, кто стал вносить христианство на Русь был… (апостол Андрей Первозванный)
В каких краях современной России пребывал апостол Андрей? (Новгород Великий, Ладога, Валаам)
Как звали князей, которые первыми стали крестить Русь? Что с ними сталось? (Аскольд и Дир. Убиты князем Олегом)Как имя княгини, которая приняла христианство? (святая Ольга, в крещении Елена)
Почему князь Владимир выбрал христианство? (в ответах учащихся могут быть использованы – понравилось, понял необходимость принятия, из-за государственной необходимости и пр.)
Закрепление материала урока. Работа с текстом в режиме «Контроль» и «Тренажер» (интерактивная доска(Вопросы и задания:
-Что из того, что сделал князь Владимир, важнее всего для Руси?
-Зачем люди крестят детей?
-Как связано понятие Святая Русь с крещением Руси? И т.д.
5. Домашнее задание:
Ответы учащихся на вопросы учебника