Проект «Использование сказочного материала в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста»










Реферат
«Использование сказочного материала в работе
воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста»































Новокузнецк, 2015г.
Оглавление

Введение______________________________________________________ 3

Глава 1. Психологические особенности старших дошкольников________ 4

Глава 2. Теоретические аспекты метода сказкотерапии
2.1. Определение понятия «сказкотерапия» _________________________ 6
2.2. Функции сказок_____________________________________________ 7
2.3. Типология сказок____________________________________________ 7
2.4. Сказкотерапевтические методы________________________________ 10
2.5. Правила проведения сказкотерапии с детьми
старшего дошкольного возраста___________________________________ 13

Заключение_____________________________________________________ 16

Список литературы ______________________________________________ 17
Актуальность

Каждый из нас не понаслышке знаком со сказкой. Кто в нашем далёком детстве не любил их слушать? Когда нам читала сказку мама, бабушка, воспитатель, или будь то запись сказки на пластинке – что могло быть прекраснее? Слушая, ты как будто по мановению волшебной палочки переносился в саму сказку, а если хотел – мог стать и одним из героев – сегодня отважным Капитаном, а завтра маленькой Дюймовочкой, а потом еще кем-нибудь – в зависимости от собственного желания и настроения.
Сегодняшним детям повезло меньше чем нам. Всё чаще в своей практике я сталкиваюсь с детьми, которым, к сожалению, не читают сказки. Родителям проще включить ребёнку телевизор или компьютер и убежать по своим делам, чем тратить своё драгоценное время на чтение детских книг. Бесконечные катастрофы, теракты, фильмы-боевики со сценами насилия, жестокие компьютерные игры с монстрами и бездушными убийцами - всё это негативно сказывается на детской психике. А ведь детям так хочется добра, тепла, безопасности, уверенности в завтрашнем дне!
И здесь на помощь может прийти сказка. В сказках дети находят частички своей души, отголоски собственной жизни. С помощью сказки маленький человек учится преодолевать различные жизненные преграды, познаёт этот огромный и многообразный мир, готовится к взрослой жизни.
В детском саду сказка приобретает особую актуальность, ведь она напрямую связана с игрой – основной деятельностью дошкольника. С помощью сказочного путешествия ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, агрессией, застенчивостью и т.п.), научиться общаться с другими детьми, выразить свои мысли и чувства.


Глава 1. Психологические особенности старших дошкольников
Для того чтобы эффективно использовать сказочный материал в работе педагога–психолога со старшими дошкольниками, необходимо учесть психологические особенности этого возраста.
На данном этапе своей деятельности, сказкотерапию я планирую использовать с детьми 5-6 лет.
По-мнению Л.Д.Столяренко, старший дошкольный возраст (5-6 лет) играет особую роль в психическом развитии ребенка.
Данный возраст характеризуется рядом особенностей.
Все больший интерес ребенка направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка об Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко.
К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.
Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности дошкольника.
Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).
Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи.
Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.
Кроме коммуникативной развивается планирующая функция речи, т. е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.
К интеллектуальным чувствам можно отнести:
любопытство;
любознательность;
чувство юмора;
удивление.
К эстетическим чувствам можно отнести:
чувство прекрасного;
чувство героического.
К моральным чувствам можно отнести:
чувство гордости;
чувство стыда;
чувство дружбы.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.
Так как в условиях ДОУ педагогу-психологу необходимо в первую очередь работать с воспитанниками, имеющими отклонения от нормального уровня развития, то перед началом сказкотерапии необходимо провести психологическую диагностику среди детей 5-6 лет для выявления контингента воспитанников, кому показана коррекционно-развивающая работа с использованием сказочных образов и определить спектр проблем, которые будем решать посредством использования сказки.

Глава 2. Теоретические аспекты метода сказкотерапии
2.1. Определение понятия «сказкотерапия»
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их.
Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека.
На сегодняшний момент в литературе встречаются также следующие определения сказкотерапии
Сказкотерапия:
Это лечение сказками, открытие тех знаний, которые живут в душе и являются на данный момент психотерапевтическими.
Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
Это процесс всестороннего образования и воспитания.
Это процесс активизации потенциала личности.
В сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты.
Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как основа любой сказки. Именно точность подобранной метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов.

2.2. Функции сказок
Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок
1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс у детей. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.
2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:
о жизненно важных явлениях;
о жизненных ценностях;
о постановке целей;
о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).
3. В сказке в символической форме содержится информация о том:
как устроен этот мир, кто его создал;
что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
какие этапы в процессе самореализации проходит человек;
какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
как приобретать и ценить дружбу и любовь;
какими ценностями руководствоваться в жизни;
как строить отношения с родителями и детьми;
как прощать.

2.3. Типология сказок
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок: художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки.
1.Художественные сказки
К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть дидактический, психокоррекционный и психотерапевтический аспекты.
2. Народные сказки
Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок единство человека и природы.
Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды.
Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.
Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях.
Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г.Х. Андерсена "Гадкий утенок". Работа с этой сказкой подойдет сдетьми, у которых по определенным причинам низкая самооценка.
Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Подходит для детей от 6-7 лет и старше.
Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.
3.Авторские художественные сказки
Чтобы помочь пациенту осознать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку, направленную на решение конкретных задач.
4.Дидактические сказки
В форме дидактических сказок подаются учебные задания.
На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.
5.Психокоррекционные сказки
Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:
1.Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
2.Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.
3.Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
Жили-были. ( Начало сказки, встреча с ее героями.) Начиная с 5-6 лет рекомендуется делать главными героями – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.
И вдруг однаждыГерой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.
Из-за этогоПоказано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
Кульминация. Герои сказки справляются с трудностями.
Развязка. Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
Мораль сказки Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.
По мнению Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д., психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.
6.Психотерапевтические сказки
Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.
2.4. Сказкотерапевтические методы
Метод «Рассказывание и сочинение сказки»
Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т.к. при этом психолог может наблюдать, что происходит в процессе работы с самими детьми.
Педагог-психолог и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.
Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.
Метод «Рисование сказки»
Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.
Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.
Метод «Изготовление кукол»
Стоит остановиться на одном из основных методов сказкотерапии: изготовление кукол. Любое изготовление куклы – это своего рода медитация, т.к. в процессе изготовления куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации.
Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения, позволяет снять нервное напряжение.
При использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее:
звуки речи следует направлять непосредственно ребенку;
дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса;
необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа;
все движения психолога должны соответствовать содержанию произносимых реплик, их интонации.
Метод «Сказкотерапевтическая диагностика»
С помощью определенных сказок можно проводить диагностику тех или иных проблем ребенка.
Диагностическая беседа с ребенком может проводиться как в присутствии, так и в отсутствии родителя
Диагностический эффект в процессе рассказывания сказки достигается за счет того, что:
Образный мир сказок позволяет ребенку идентифицировать себя с персонажем сказки. Дети в большей степени склонны идентифицировать себя с животными, нежели с людьми.
Ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них;
Предлагаемые ребенком ответы на вопросы взрослого позволяют сделать заключение об актуальном эмоциональном состоянии ребенка и его фантазиях по поводу дальнейшего развития ситуации.

Метод «Песочная терапия»
Сказкотерапия являясь эклетическим направлением практической психологии, дает специалисту большую свободу для творчества, позволяет гармонично интегрировать и применять техники других направлений психологии: психодрамы, гештальт-терапии, арт-терапии. Одним из интереснейших синтезов сказкотерапии является сказочная песочная терапия. Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может использован не только психологами, но и педагогами и воспитателями в образовательных целях.
Через контакт с песком ребёнок облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, может выстроить мост между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным».
Технологии песочной терапии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Клиент решает задачи самоосознавания, самовыражения, самоактуализации, снятия напряжения и др.



2. 5. Правила проведения сказкотерапии с детьми
старшего дошкольного возраста
В процессе сказкотерапевтической работы психолог делает акцент на приобретение ребенком необходимых знаний, связанных с его проблемой (например, с изменением в составе его семьи). При этом важным моментом является само общение между взрослым и ребенком. В связи с этим одним из главных условий эффективной работы становится эмоциональное отношение взрослого к содержанию своего рассказа.
От психолога требуется выполнение следующих условий:
При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;
Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;
Нельзя допускать затянувшихся пауз.
Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:
Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);
Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;
Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.
Психологическая атмосфера занятий
Центральный момент сказкотерапии добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Психолог должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае это может быть образный текст, частушки, небылицы; в другом рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороныпедагога-психолога.
Не все дети сразу включаются в игру. Некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание самим участвовать в занимательном зрелище. С учетом индивидуальных особенностей детей следует начинать сказкотерапию с теми, кто быстрее откликается на приглашение взрослого; при этом целесообразно дополнительно мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени психологического комфорта участников непосредственно зависят их активность, глубина эмоциональной включенности.
До проведения сказкотерапии дети знакомятся со сказкой. Это нужно для получения целостного впечатления от ее текста. Кроме того, при повторной встрече со сказкой дошкольникам легче будет сосредоточиться на образной лексике, характеризующей внешний вид героя, выразительно отобразить в мимике, движении эмоциональное состояние персонажа.
В работе поощряются самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний. Поэтому, когда по окончании сказкотерапии обсуждения не завязываются сами собой, взрослый должен расспросить детей о том, какие игры и упражнения понравились, запомнились, роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно.
Между сеансами сказкотерапии следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым детям целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера (сильный мишка, смелая Даша, добрый молодец-защитник). Дети, склонные к упрямству, капризам, ябедничеству, в сказкотерапии в этюдах изображают отрицательные черты характера, составляют комментарии, истории о таких персонажах (каприза, цыпленок-хвастунишка, кривляки, непослушный Ваня). В дальнейшем можно заметить положительные эффекты, улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка.

Условия пространства и времени
Наиболее удобное место для проведения сказкотерапии отдельное, небольшое по размерам, хорошо освещенное помещение (комната сказки, психологической разгрузки).
Комната должна быть по возможности освобождена от лишней мебели, понадобятся лишь стульчики для группы детей и стул для ведущего, мягкий палас в центре комнаты, подставка для проигрывателя или музыкального центра. Не должно быть лишних предметов, атрибутов, отвлекающих внимание ребят.
Желательно, чтобы комната находилась в стороне от музыкального и физкультурного залов и помещений хозяйственного и бытового обслуживания. Снижение шумового фона, а также отсутствие возможности ситуативного отвлечения благоприятно сказывается на эффекте сеансов сказкотерапии.
Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. В старшем дошкольном возрасте продолжительность сеанса сказкотерапии может достигать 2530 минут. В отдельных случаях временные рамки сказкотерапии могут изменяться, и это не должно смущать ведущего. В тех случаях, когда игра эмоционально захватывает детей, взрослый должен предоставить возможность удовлетворить их стремление к активности. Можно отвести больше времени на упражнение в напряжении и расслаблении под музыку. Если у старших дошкольников возникает утомление, психологу следует прекратить сказкотерапию и плавно переключить внимание на другой вид деятельности: вылепить из пластилина фигурки героев, сделать зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки, поиграть в кляксы (посмотри, на что из сказки похоже?, сделай кляксу-капризу, доброго молодца, Змея Горыныча, ведьмы, доброй Настеньки и др.).


Заключение


Сказкотерапия – это перспективное направление в работе воспитателя в дошкольном учреждении. Эффективность сказки в работе с дошкольниками сложно переоценить. По-мнению многих исследователей, сказка оказывает комплексное влияние на личность ребенка, позволяя решить диагностические, коррекционные и развивающие задачи.
В силу отсутствия опыта работы, в своём реферате я лишь теоретически рассмотрела основные особенности сказкотерапии (её функции, формы, методы) и актуализировала информацию о том, какие психологические особенности старших дошкольников и организационные моменты необходимо учесть для эффективного использования сказочных образов в работе со старшими дошкольниками.

Литература

Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось, 2007. -144с.
Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб.: Речь, 2007. - 80 с
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с.
Куликовская Т.А. Тренинги по сказкам для детей дошкольного возраста. – СПб.:»ИЗДАТЕЛЬСТВО»ДЕТСВО-ПРЕСС», 2012 – 64с.
Мухина В.С. Возрастная психология, феноменология развития, детство, отрочество, юность - М.: «Академия», 1999. - 456с.
Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. - 576с.
Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с.
Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2006. 176 с










13PAGE 15


13PAGE 141715