Методический доклад Формирование нравственной культуры личности
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Суджанский сельскохозяйственный техникум»
Методический доклад
на тему
Формирование нравственной культуры личности
Подготовил
классный руководитель
Н.Ф.Сухих
Рассмотрено на заседании
методического объединения
классных руководителей
Протокол№ от__________
Председатель методического
объединения классных руководителей
_______________
Суджа
2016
Формирование нравственной культуры личности
Культурное и социальное состояние развития общества, так или иначе, но всегда находило свое отражение в целях и задачах обучения и воспитания подрастающего поколения. Коренные изменения в политической, экономической и культурной жизни общества настоятельно требуют подъема уровня нравственного воспитания молодого поколения. Проповедуя человечность и доброту, великодушие и справедливость, призвана воспитывать не только образованного, но и высоконравственного гражданина общества.
Современный студент, как развивающаяся личность, находится в сложной социокультурной ситуации, поскольку испытывает влияние новых идей и ценностей, разнообразных культурных форм, стилей и направлений.
Каждый поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.
В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности. Иначе говоря, нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.
Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению - хорошо или плохо поступил человек? Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Нравственная норма может побуждать студента к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.
Воспринимая требования морали как правила жизни, которые делают человека лучше, благороднее, общество вырабатывает нравственный идеал, т.е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и студенты, считая его разумным, полезным, красивым.
Моральные нормы, принципы, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе, и выступают как форма общественного нравственного сознания. Вместе с тем мораль - это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, самобытные представления, чувства, переживания. Эти личные проявления всегда окрашены общественным сознанием. Усвоенные и принятые личностью нравственные нормы, принципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определенные отношения к другим людям, к себе, к своему труду, к природе.
Содержание воспитательной работы классного руководителя по формированию нравственной культуры студентов и составляет формирование названных групп отношений.
Группа отношений к другим людям предполагает воспитание гуманности, взаимного уважения между людьми, взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважительное отношение к представителям противоположного пола.
Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству.
Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых, учебных обязанностей, развитии творческих начал в трудовой деятельности, признании важности своего труда и результатов труда других людей.
Отношение к природе состоит в бережном отношении к ней, в нетерпимом отношении к нарушениям экологических норм и требований. Формирование основ нравственной культуры студентов осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях учебного заведения, семьи, общества.
Гуманность поэтому не может быть просто чертой личности, это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Эти свойства проявляются и формируются в сфере человеческих взаимоотношений, которые могут быть гуманными и негуманными. В гуманных отношениях находят отражение духовные потребности личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым. Именно гуманное отношение к людям определяет гуманистическую сущность личности.
Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми. Она раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия; в готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; в рефлексии - умении понять другого человека, поставить себя на его место; в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в толерантности -терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Воспитание гуманности осуществляется в многообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений. Студент должен быть включен в сопереживание, соучастие. Признаки равнодушия, черствости не могут быть не замечены и не проанализированы. Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где студенты поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены классным руководителем.
Являясь составной частью нравственности, дисциплина студентов основана на личной ответственности и сознательности, она готовит их к социальной деятельности.
Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Оно включает в себя различные стороны нравственного поведения личности; в ней органически слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культура.
Воспитание культуры общения у студентов требует формирования доверия, доброты к людям, когда нормами общения становятся вежливость, внимательность. Важно научить поведению с родными, друзьями, соседями, посторонними людьми, в транспорте, в общественных местах.
Культура внешности складывается из умения элегантно, со вкусом одеваться, выбирать свой стиль, соблюдать личную гигиену, из умения управлять своими жестами, мимикой, походкой, движениями.
Культура речи - это умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка.
Одно из направлений работы по формированию культуры поведения - воспитание эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства, умение вести себя за столом во время приема пищи. Культура поведения студентов в значительной мере формируется под влиянием личного примера родителей, традиций, сложившихся в учебном заведении и семье.
Золотое правило нравственности «Поступай по отношению к другим, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Понимая всю важность и актуальность данной проблемы, мы рассматриваем в своём учебном заведении нравственное воспитание, как органическую составляющую педагогической деятельности.
В решении данной проблемы по нравственному воспитанию важная роль программ техникума «Основы духовно-нравственного воспитания студентов» и «Формирование нравственных ценностей», где выделяется три главных задачи:
- формирование нравственного сознания;
- развитие нравственных качеств;
- накопление опыта поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям, выработка нравственных привычек.
Нравственное воспитание личности происходит через ознакомление обучающихся с историей замечательных открытий в науке путем вовлечения в активную познавательную, исследовательскую деятельность. Хочется отметить, что результатом деятельности является не только конечное изделие или услуга (это практическая сторона), но главное - интенсивное развитие интеллектуальных и физических качеств обучающихся, их духовного мира. Включение обучающихся в деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
Создавая материальные и духовные ценности, обучающиеся становятся гуманнее, бережливее. Гордость за результаты труда, поиск наиболее рациональных вариантов решения проблемы повышают имидж обучающихся, снимают с многих подростков синдром «безразличия», «безответственности» и «неполноценности». Традиционными являются такие мероприятия как, участие в областных мероприятиях, в частности «Фотоконкурс « Техника и мы» в номинации «История техники».
Как форма научно-просветительной работы музейная экскурсия благоприятно воздействует на молодежную аудиторию. Ее наглядность и предметность удовлетворяют потребность в получений знаний (и, что особенно важно, конкретных знаний, которые легко усваиваются в данном возрасте). Свойственная экскурсий динамичность, перемещения во времени и пространстве способствуют активному усвоению информации. Наконец, экскурсия, как своеобразный род общения - интенсивного и насыщенного, стимулирует развитие мышления, реализуя одновременно с этим стремление к массовым формам восприятия в кругу сверстников. Содержание музейных собраний позволяет проводить различные типы экскурсий. Экскурссии проводятся на основе стационарных экспозиций, а также выставок временных. Кроме того, музей проводит и комплексные экскурсии, когда осмотр музейной экспозиции сочетается с осмотром памятников истории и культуры города.
Большим потенциалом в решении задач нравственного воспитания обладает художественно-эстетическое направление. Важным аспектом работы является декоративно-прикладное искусство. Обращение к истории и традициям русского народа, празднуя Рождество Христово - огромный потенциал для духовно- нравственного воспитания. Участие в областном конкурсе «Рождественская открытка» приобщает студентов к духовным ценностям, содействует развитию творческих способностей.
Чувство любви к Родине начинается с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу, что очень хорошо просматривалось в конкурсе плакатов, посвященных 85-летию образования Суджанского района,областном конкурсе творческих работ «Россия туристическая глазами детей».
Первоочередной задачей является привлечение студентов в различные формы внеклассной работы, кружковой деятельности, воспитательных мероприятий.
Для студентов проводится циклы бесед по темам «Символика российской государственности», «Есть память, которая не будет предана забвению, и слава, которой не будет конца», «По следам мужества и стойкости», «Русский народ и его истоки», «День народного единства».
Формируя систему духовных ценностей, в группе работает актив Совет самоуправления, который организует концертные программы. Налажена работа с библиотекой техникума и городской библиотекой, где проводятся лекции, беседы, уроки на всевозможные темы, проводятся экскурсии на предприятия города. Отлажена связь с городским музеем. Организована работа спортивных секций всех направлений, где ребята проводят свой досуг.
Опыт организации воспитательной работы показывает, что эффективность патриотического воспитания значительно повышается, когда к участию в нём привлекаются ветераны труда, ветераны Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане и Северо-Кавказском регионе, выпускники техникума, отслужившие в армии, родители учащихся.
Еще одним и наиболее важным критерием нравственного воспитания является личный пример педагогов и классных руководителей, которые принимают активное участие в мероприятиях разного уровня. Без личного примера трудно достичь поставленных целей. Только увлекая студентов за собой, мы можем привить им идеалы добра, веры, любви к окружающему и любви к земле, на который мы живем.
Уроки нравственного воспитания требуют совершенно иного подхода к проведению, поэтому традиционные методики и подходы здесь не всегда уместны. Для того, чтобы научить основам нравственного воспитания, необходимо, чтобы обучающиеся были активны, могли высказать свое мнение, не боялись отстаивать свою точку зрения. Для этого лучше всего подходят следующие формы работы: деловая игра, дискуссии, мозговой штурм, работа в группах.
Анализируя работу, можно сказать, что по нравственному воспитанию проводится работа, которая объединяет всех участников воспитательного процесса для достижения поставленных целей. Важно, чтобы студенты любили свое Отечество, умели решать вопросы общечеловеческого характера и стали полноценными гражданами и патриотами нашей Родины.
Итак, в сфере личностного развития нравственное воспитание должно обеспечить:
- готовность и способность студента к духовному развитию, реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной, социальной и профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;
- укрепление нравственности - основанной на свободе воле и духовных отечественных традициях внутренней установки личности студента поступать согласно своей совести;
- формирование морали - осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- развитие нравственного самосознания личности (совести) - способности студента формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных духовных традиций;
- позитивную нравственную самооценку и самоуважение;
- готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей;
- свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями; укрепление веры в Россию.
Список использованной литературы
1. Гринберг Л.Г. Сущность и специфика нравственной культуры. // Вопросы нравственной культуры / Под. ред. В. Жямайтиса. – В., 2009. – с.58-59.
2. Хухлаева О.В. Психология подростка. – М.: «Академия», 2010. – с.160.
3. Лаптенок А.С. Нравственная культура личности: Условия формирования / Под. ред. Лаптенка А.С. – Мн.: 2011. – с. 180.
Заголовок 115