Доклад на тему «Актуальные вопросы исследовательской деятельности учащихся во внеурочной деятельности» (Горчакова О.В.)
Доклад на тему
«Актуальные вопросы исследовательской деятельности учащихся во внеурочной деятельности (кружок «Волшебное искусство»)»
Учитель изобразительного искусства
МАОУ СОШ №11 г.Березники
Горчакова О.В.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важных задач современного образования. Современная школа ориентирована на профессиональное обучение, в таких условиях исследовательская деятельность учащихся становится особенно актуальной. Детей необходимо научить работать с информацией в интересующей области знаний. Исследовательский поиск позволяет развивать у учащихся общие умения и навыки, такие как : умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, проводить наблюдения, делать выводы, работать с текстом , доказывать и защищать свои идеи.
Цели: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Задачи: содействие развитию творческой исследовательской активности детей, формирование у учащихся представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Исследовательский метод наиболее сложный по организации и по содержанию. Он предполагает достаточно высокий уровень развития познавательных, творческих способностей ребёнка. Исследовательский метод обучения один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения. Исследовательский метод - путь к знаниям через собственный исследовательский поиск.
Составляющие исследовательского метода: выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, сделанные на их основе рассуждения и умозаключения, представление результатов собственной исследовательской и опытно-экспериментальной деятельностей.
Основа исследовательской деятельности - детская любознательность, которая начинается с умения задавать вопросы. А дети мало задают вопросы, тем самым не ищут самостоятельно ответы на них, это и является проблемой по исследовательскому и проектному методам. Начало исследовательской активности начинается с познания окружающего мира через органы чувств, с умения задавать вопросы.
Для дальнейшей подготовки детей к исследовательской деятельности использую схему
Учебный проект
Проблема проекта «Почему?» Актуальность проблемы-
(это важно для меня лично) мотивация
Цель проекта «Зачем?» Целеполагание (мы делаем проект)
Задачи проекта «Что?» Постановка задач
(для этого мы делаем)
Методы и способы «Как?» Выбор способов и методов
(мы это можем делать)
Результат «Что получится?» Ожидаемый результат
(как решение проблемы)
А так же есть план по развитию познавательных способностей. Этим мы занимаемся с детьми на кружке (приложение 1).
Я провожу интеллектуальные разминки. Приведу примеры. Любимым занятием детей является «Графический диктант». Тренировка концентрации внимания. (приложение 2)
Диктант : от начальной точки 1 клетка вверх,1 клетка вправо, 1 вверх, 3 вправо, 1 вверх,1 влево,2 вверх, 2 влево,1 вниз, 2 влево, 2 вверх, 1 вправо,3 вверх, 2 влево,1 вверх, 1 вправо,1 вверх, 4 вправо, 1 вверх, 1 влево,5 вниз, 1 вправо, 1 вверх , 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 5 вниз, 1 вправо , 1 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 3 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх ,1 влево, 3 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 6 влево, соединяем в начальной точке.После того как дети выполнят задание, предлагаю оценить свою работу и раскрасить.
Следующим заданием является «Тренировка слуховой памяти». (приложение 3).
1.Задание. Послушайте ряд слов, а затем повторите в том же порядке:
Дом, дерево, солнце, ветер ,небо.
2.Задание. Послушайте ряд слов, а затем повторите в том же порядке:
А) Мама, брат, дядя, сестра, жена;
Б) Май, лето, среда, весна, сентябрь.
Какую группу слов было легче запомнить? почему? (А, т.к. слова связаны по смыслу, такие группы слов запоминаются легче).
3. Задание. Нарисованы 4 машины (три большие и маленькая). Раскрасьте большие машины так, чтобы маленькая машина была между красной и синей, а зелёная была рядом с красной.
4.Задание. Нарисуйте круг справа от квадрата, но слева от треугольника.
Что нарисовали первым, а что посередине?
«Тренировка зрительной памяти» (приложение 4 )1.Задание. На доске карточка с рисунком. Запомните рисунок и отобразите на бумаге, считая до трех.
2.Задание. Рассмотрите картинку. Отметьте крестиком, что появилось у второго мальчика (чёлка, карман, пуговица, портфель).
«Обучение поиску закономерностей» (приложение 5).
1.Задание. Рассмотрите внимательно шапочки (узоры, помпоны). Дорисуй последнюю шапочку.
2.Задание. Рассмотри таблицы с изображением геометрических фигур. Найдите закономерность в их расположении, а затем в пустых клеточках нарисуйте нужные фигуры.
3.Задание. Рассмотрите флажки. Выполните штриховку последнего флажка так, чтобы в каждом ряду были флажки с разной штриховкой.
«Совершенствование воображения» (приложение 6).
1.Задание. Нарисуйте любые предметы только при помощи геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники, круги).
Что вы можете нарисовать при помощи следующих фигур:
А) трёх треугольников разного размера (Ёлочку)
Б) квадрата и треугольника (Домик)
В) двух кругов, квадрата и двух прямоугольников ( Машина)
Г) при помощи каких фигур вы можете нарисовать тонкого и толстого человечка? (кругов и прямоугольников).
«Работа с палочками» (приложение 7)
1.Задание. Сложите из трёх палочек треугольник. Как из пяти палочек сложить два треугольника? (должна быть общая сторона)
2.Задание. Из 10 палочек составьте три одинаковых квадрата.
3.Задание. Из 5 палочек составьте квадрат и два равных треугольника.
4.Задание. Из 9 палочек составьте квадрат и 4 треугольника.
«Логически-поисковые задания» (приложение 8)
1.Задание. Возьмите красный, синий и жёлтый карандаши. Раскрасьте ими нарисованные карандаши так, чтобы в каждой строке карандаши были разными ,а одинаковых строк не было.
2.Задание. Решите примеры.
ВО +РОК – К +БЕЙ =ВОРОБЕЙ
МЫ +ЛОВ-В= МЫЛО
КРО – РО+ОМ+ПОТ= КОМПОТ
БА+РОК-ОК+ А+ БАН = БАРАБАН
Используя такие задания дети развивают мышление, память, речь, умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. Конечно, это сложно, так как требует от ребёнка самостоятельности, а от учителя понимания важности этой проблемы.
В итоге рождаются вот такие исследовательские работы. Исследовательская работа по изобразительному искусству на тему «Птицы» Хусаеновой Алёны ученицы 4а класса, Прохоровой Влады «И.И.Шишкин – царь леса».