«ГНОМ» (дополнительное образование дошколят в образовательном учреждении)
Средняя общеобразовательная школа № 84
с углубленным изучением иностранных языков
Советского района города Казани РТ
«ГНОМ»
(дополнительное образование дошколят в образовательном учреждении)
Разработала проект:
Вишнякова Е.Г., педагог
Дополнительного образования
I квалификационной категории
Казань
Дополнительное образование- удовлетворение постоянно изменяющихся социально-культурных и образовательных потребностей детей.
Свобода выбора детских объединений по интересам, освоение новых социальных ролей, опыта, неформальное общение, отсутствие жесткой регламентации, возможность адаптировать потребности отдельно взятой личности к социальным потребностям.
Дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личного достоинства.
Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, должно привести к органическому сочетанию видов досуга с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.
Дополнительное образование - фон для освоения образования общего. Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей (не все дети способны к академическому учению).
Научно-педагогической основой организации образовательного процесса в области Дополнительного Образования (ДО) в школе являются личностно-ориентированные технологии обучения.
Цель Дополнительного образования - выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в духовном развитии общества. Эта цель реализуется на основе введения в процесс ДО программ, имеющих социальную, культурологическую, профориентационную, оздоровительную и досуговую направленность, и внедрения современных методик обучения и воспитания детей, а также диагностики уровня усвоения знаний обучающимися, их умений и навыков.
Основные направления развития социально-педагогической деятельности:
знакомство с народными традициями как духовно-нравственной основой социальной работы:
родиноведение как форма работы с детьми и их родителями:
межсемейная кооперация и предпринимательская деятельность в традиционной форме артели:
родительская школа (социальная работа с детьми дошкольного возраста):
формирование здорового образа жизни:
привлечение семьи к сфере детского досуга, что позволит объединить жителей микросоциума в формировании уклада их жизни, в возрождении любви к национальным традициям и ремеслам:
благотворительная помощь инвалидам.
Развитие социально-педагогической деятельности в области ДО детей в школе подтверждает ряд преимуществ:
возможность проведения ранней коррекции и реабилитации ребенка на всех возрастных ступенях:
координация в работе с семьей усилий специалистов, творческой интеллигенции.
Нравственное совершенствование среды, предупреждение духовной пустоты в сфере быта, свободного времени, моделирование единой неразрывной системы воспитания взрослых и детей в социуме, создание в нем целостного воспитательного комплекса - наиважнейшие социально-педагогические задачи ДО в школе.
Организация учебно-воспитательного процесса во внеурочное время.
Обучение на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги).
Предоставление детям возможности: сочетать различные направления и формы занятий (со стороны ребенка); переходить из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития).
Создание наиболее комфортных условий пребывания детей на занятиях, принципиально отличающиеся от условий обучения на уроках.
УВП происходит в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью совместной деятельности. Он отличается демократичностью общения, что способствует более интенсивному процессу социализации личности, выработке норм социального общения, навыков коммуникации и ориентации в информационном пространстве, помогает формировать навыки принятия самостоятельных решений.
Дошкольный возраст предопределяет
будущее человека.
Каждый человек в своем поколении уникален. И каждый несет много общего, присущего только этому поколению.
Познание мира начинается для маленьких детей с познания человека.
Добро и зло открываются перед ребенком уже в том, каким тоном обращается отец к матери, какие чувства выражают его взгляды, движения.
Ребенок формируется в семье (+ дошкольное учреждение, в лучшем случае) и приходит в первый класс с определенными ценностями. Вот именно поэтому, чтобы быстрее узнать детей надо хорошо знать семью – отца, мать, дедушек, бабушек, сестер, братьев и, как показала практика, даже дядю и тетю. Они также имеют большое влияние на малыша, если с ним общаются.
Первое наше знакомство с будущим учеником происходит в «ГНОМе» (гибкая нестандартная образовательная модель) – это то место, где ребенок впервые (в 2 года) соприкасается с «образовательным пространством».
Ребенок вместе с сопровождающим взрослым попадают в «образовательное поле».
Образовательная цель – найти «тональность» гуманных, творческих взаимоотношений.
Методы педагогов должны чуть-чуть опережать рост ребенка, а не идти где-то позади или все время рядом. «Сопровождение», а не вкладывание готовой «умственной пищи» - это должны осознать родители, которые 2-3 года присутствуют на занятиях вместе с детьми. Они во время занятий получают дозированные мини консультации, я их назвала «педагогические вкрапления» - они бывают теоретические и практические. Работы семейными парами, детскими парами, различными группами (родительскими, детскими, смешанными), коллективом в целом.
Разновозрастное сообщество первые 2-3 года в «ГНОМе» формирует острую потребность ребенка в признании своих успехов со стороны взрослых – это, в свою очередь, является стимулом социально-личностного развития и подготовки к школе.
Родители вместе с малышами располагаются за партами.
Каждый взрослый в свое время (здесь я тоже ориентируюсь на личность - на личность и ребенка, и взрослого) начинает осознавать самоценность своего чада.
Происходит зарождение новых отношений при взаимодействии.
И вот уже сообщество детей и взрослых ведет совместный поиск в ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.
I этап – 2-5 лет (год) – ВЗРОСЛЫЙ и РЕБЕНОК вместе.
II этап – 5-6 лет – дети одни, без взрослых + руководитель школы «ГНОМ». К концу года, в апреле, подключается педагог по музыке (пение на разных языках: русском, татарском, английском).
Главная цель – правильное произношение через вокальные упражнения.
III этап – дети 6 лет, как бы «доначальные» группы-классы.
На данном этапе их принимают учителя 4-х классов.
Педагоги занимаются по своим авторским разработкам в «ключе» «ГНОМ». Руководитель координирует дальнейшую работу, проводит микроисследования разных предметных направлений
Сам руководитель ведет 1 раз в две недели
«Философию для малышей»
ТЕМА
Произведения
Беседы о красоте
Что такое красота?
Как Красота на Хорька обиделась
Гадость-Пакость
Гармония
Сумасшедший лес
Чувства
Дети Солнца
Чудеса
Любовь сильнее страха
Как красота сердце Дракона поразила
Красота в человеке
Красивая Лягушка и безобразный Пес
Человеческое сердце
Как красивые дела сердца исцеляют
Какая бывает Красота
Пастушка и садовник
Правило человеческого счастья
Культура – красота
Дом высокой культуры
Масленок и поганка
Волшебные рога
Мечты о прекрасном
Медвежонок-ветер
Холмик и звезда
Беседы о сердце и любви
Сердце и ум человека
Украденный ножик
Дорога сердца
Совесть-учитель
Угрызения совести
Человеческое сердце
Солнечное сердце
Сокровища пирата
Черное сердце
Бессердечный слон
Любовь
Фиалка и Подснежник
Любите друг друга всегда
Человечность
Злой глаз
Как стать человечным
Благородство
Благородный олень
Эгоизм
Волшебный овраг
Материнская любовь
Бьющийся гром
Дружба
История о короткой дружбе
(Использование пособия М.А. Андрианова)
На данном этапе дети начинают осваивать и английскую речь (по желанию родителей) на дополнительных игровых занятиях, и все продолжают петь на английском языке.
В то время, когда дети 6-ти лет на занятиях, руководитель проводит индивидуальные и групповые консультации для родителей. Такая ненавязчивая работа с взрослыми положительно сказывается на формировании взаимопонимания детей и родителей.
Единая перспектива будущего поступления в школу становится социально значимым мотивом, обеспечивая общность переживаний, стремлений, интересов.
На этом фоне формируются элементы самосознания, самооценки, самоуважения, растет стремление стать лучше, получить признание окружающих. Все это подкрепляется в жизненной практике.
Модель СОТРУДНИЧЕСТВА взрослых и детей, основанная на идее сопровождения полностью себя оправдала.
«СОПРОВОЖДЕНИЕ» детей в школу (краткое-1 год или длительное - до 3 лет) для разных детей различное. Но главное, все это время ставка делается на родителей (взрослых).
Совместные усилия педагогов «ГНОМа» нацелены на «возделывание» коллектива будущих родителей школы. Именно от них, от родительской поддержки, от родительского отношения к школьной жизни, от родительской позиции зависит будущее маленького человечка.
Каждый педагог – это личность, значит, каждый пойдет и поведет за собой, вместе с собой по-своему.
ОСОБЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАМЫСЛОВ состоит в том, что каждый из них представляет собой своеобразный пучок целей. Поставишь одну, а вместе с ней появляется множество смежных целей. Выбрать же надо самую важную цель на данный момент для детей определенного возраста под свою педагогическую индивидуальность.
Существует многообразие вариантов
«Педагогический театр»
«Детский театр- театр для детей и взрослых»
«Художественная игра», «Игровые оболочки», «Лингвистические игры», которые воспитывают, не встречая сопротивления среди играющих и способствует живому, деятельному общению.
Воздействия синтеза искусств + каждый интересен всем.
Искусство своей силой и могуществом раз и навсегда втягивает их в свою орбиту.
Ребенок и взрослый - участники творческого процесса.
Атмосфера фантазии, инициативы, самостоятельности и импровизации.
Театр! Чувство свободы, раскованности, поиска и озарения. Творческие находки в процессе художественной совместной игровой деятельности делают общение ребят друг с другом особенно жизненно значимым и эмоционально привлекательным.
Игровой воспитательный процесс с образовательными целями (задачами).
Новый взгляд, новые подходы, новые технологии
Ребенок становится центром усилий педагогического потенциала учителя, а еще заказчиком на образование иного качества.
Вовлеченность педагогов с профессиональными различными позициями в выработку единого педагогического кредо, позиции, общих ценностей, традиций...
Подготовка, внедрение, апробация...
А самое главное - единая методическая тема, которую диктовало время: коммуникативная направленность, коммуникативная потребность.
Качественные изменения происходят и в индивидуальном педагогическом сознании, в содействии приобретению нового опыта профессионального поведения, а также формировании иного педагогического мировоззрения.
Школа- это единая образовательная система.
Единая методическая тема способствует обогащению и развитию творческого потенциала педагогов, приводит к достижению оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных учеников конкретных классов.
Единение педагогов продолжается.
Темы, которые этому способствуют, как - будто появляются друг из друга.
«Слагаемые педагогического мастерства в лингвистическом пространстве».
«Актуальные проблемы активной речевой деятельности».
«Поиск путей реализации творческого потенциала учащихся».
«Система коммуникативно - развивающего обучения
как технологическая модель укрепления здоровья
и развитие процессуальных качеств личности ученика».
Педагоги всех направлений понимают, что развитие языковой личности - это очень важно. А для этого нужно узнать ученика. Это- путь к самопознанию. Вот здесь-то и возникнет у педагога желание исследовать, диагностировать... творить.
Овладение гуманитарной культурой через совместную деятельность ребенка и взрослого.
Свободное развитие ребенка, исходящее из его безусловного права на индивидуальность бытия.
Речь как средство общения.
Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе. Для человека развитие связной речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами.
Воспитание чуткости к слову.
Формирование чутья к слову.
Большое значение имеет также формирование эстетического идеала в области устной речи, языкового вкуса. Люди должны знать критерии хорошей речи.
Речь, ведущая к познанию.
Познавательная функция речи теснейшим образом связана с семантической, то есть смысловой стороной слова.
Все познается, углубляется, развивается в «ГНОМе»
«Открытие слова»
(от звука к «живому» слову)
От звука родной речи к слову, к его смысловому содержанию. От слова к смыслу речи, к многосторонним формам его проявления. Задача стоит в том, чтобы передать определенную информацию, свои мысли и чувства в неискаженном виде.
Речь становится действительно средством мышления. Вся незаметная работа мысли направлена на поиски смысла, выраженного разными языковыми способами (словами, особенностями написания, произношения, грамматическими формами и т.п.)
«Речь организует и упорядочивает мир».
Мир слов многообразен, интересен, увлекателен и еще до конца не разгадан: он так же неисчерпаем, как Космос, Вселенная.
Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды.
Слово сближает человечество, любовь к слову формирует человека как языковую личность, культурную и толерантную.
Воспитание словом
Настоящий человек – это человек гармонической и многогранной духовной жизни; личность человеческая проявляется и раскрывается, удерживается и выражается только в духовном мире, связанном с интеллектуальными, эстетическими, эмоциональными ценностями и приобретениями человечества.
Потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей – это является творческим смыслом педагогики. Педагог творит единомышленников и людей, влюбленных в интеллектуальные, эстетические ценности человечества. Он формирует в детях:
Чувство человеческого достоинства – уважение самого себя;
Интеллектуальное богатство, творческий ум;
Эстетическое богатство личности;
Любовь к труду, влюбленность в дело;
Физическое совершенство.
Слово – самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, педагоги, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев.
Слово – живое очеловеченное.
Задача: обучение живому языку, «очеловеченному», привить интерес, раскрыть секреты его «оживления», ввести детей в мир языка, ощутить его как стройную, гармоничную систему, приобщить ребят к искусству слова, помочь им понять и почувствовать эстетическую ценность слова.
Увлекательный развивающий материал:
Мудрые тексты
Высказывания
Пословицы
Поговорки
Игры со словами
Вопросы
Практические творческие задания
Нестандартные способы организации речевой творческой деятельности дошкольников.
«Слово - магнит»
«Вкус слова»
«Слово. Чувство. Образ»
«Словотворчество. Словодеятельность.»
Формирование речевой культуры.
Формирование интеллектуальной терпимости.
Совершенствование речевой культуры.
Успешность речедеятельности.
Родное слово – мир его настроений, его души, его характера.
От слова до вершин филологии
Филология – совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.
Движение маленького человечка по филологической спирали вверх. Формирование успешной творческой языковой личности.
«Г Н О М»
Группа-1 Группа-2
От 2 до 5 6-7 лет
Стержень работы в «ГНОМе» - СЛОВО.
«Барахтанье» в звуках
Впитывание звуковой материи
Высвобождение слов из внутреннего мира
Конструирование речевой деятельности
Словесный «трансформер»
Игры со звуками, со словами, игры в сказку
Увеличение словарного запаса
Эмоционально-чувствительная сторона речи
Владение словом- инструментом общения, мышления – неоценимое богатство.
«Пойми меня» - главное чтобы в школе ребенка понял педагог.
Конструирование речевой деятельности
«Пойми меня»
«Путь к слову»
РЕЧЕВАЯ деятельность
Речь как средство общения
«Волшебные слова»
«Азбука важных слов»
«Размышления о слове»
«Живое слово»
«К истокам слов»
Ребенок – исследователь
«Родословная слова»
«Внутренние силы слов»
«Интеллектуальная терпимость»
Педагогический театр «ГНОМ»
(дополнительное образование)
Речевая импровизация
Словотворчество
Самореализация
Самосовершенствование
Формирование успешности
Этап разработки
Разработка индивидуальных задач.
Анализ личного опыта.
Разработка коллективных задач.
Этап реализации проекта
Обсуждение и выбор путей продвижения к цели.
Накопление информационного материала.
Промежуточные обсуждения достигнутых результатов.
Этап презентации результатов проекта
Подготовка презентации.
Обработка материалов.
Защита проекта.
Этап оценивания проекта
Значимость и актуальность выдвинутых проблем.
Активность каждого участника проекта.
Коллективный характер принимаемых решений
Характер общения и взаимопомощи,
Взаимодополняемости участников проекта.
Оформление результатов проведенного проекта.
Удивительный мир слов
(лингвистические игры)
К четырем годам у детей впервые отмечается пристрастие к лингвистическим играм – играм в слова.
Приобщение к словесному творчеству актуализирует у детей потребность в выражении собственных мыслей словами, понятными для окружающих; способствует формированию у них множества ценных человеческих качеств, таких, как изобретательность, наблюдательность, жизнерадостность, компетентность, общительность и т.п.
«Ребенок – труженик слова. Овладение речью – одно из величайших чудес детской психической жизни». (К.И. Чуковский).
Лингвистическое мастерство ребенка, его словесное творчество – это залог успешности в учении и профессиональной деятельности.
Лингвистические игры во всем их многообразии и игры, основу которых составляют вербальные формы коммуникации: подвижные со словесными приговорами, музыкальные, театрализованные (подражания, пантомимы, драматизации, режиссерские, фантазии, представления, имитации, образные и т.п.), сюжетно-ролевые настольно-печатные и другие, - способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребенка. Именно благодаря им, у малыша происходит становление культуры речи и общения; формируется интонационно-динамическая выразительность речи, ее темпоритмические качества, четкость произношения каждого слова, правильность ударения в словах, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятым другими; развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственно речевую активность ребенка. Используя лингвистические игры как средство организации общения и совместной деятельности, сотворчества ребенка и взрослого, необходимо чутко следить за настроением малыша, хорошо знать и учитывать его речевые возможности. Там, где ребенок не может найти подходящего слова, надо сочетать речевые и неречевые средства общения – жесты, мимику, пластику
Система игр и игровых упражнений, направленных на активизацию речевого развития детей состоит из творческих заданий. Каждое из заданий содержит примерные варианты решений. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы научить его мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!».
Примерные разделы:
Разные слова
Замещение
Классификация
Сравнение
Объединение
Оживление
Веселые рифмы
Словесные секретики
Рассказы по картинкам
Цветные рассказы
Небылицы
Изобретатели
Вредные советы
Скрещивание
Почемучка
Объеснялки
Спрятанные слова
Имитации
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Д.С. Лихачев «Раздумья»
Москва, «Детская литература», 1991
Е. Осетров «Аз-свет миру»
Москва, «Детская литература», 1989
В.Г. Косторомов «Жизнь языка»
Москва, «Педагогика – Пресс», 1994
Л.Т. Григорян «Язык мой - друг мой»
Москва, «Просвещение»,1976
В.Е. Гольдин «Речь и этикет»
Москва, «Детская литература», 1983
И.Г. Милославский «Как разобрать и собрать слово»
Москва, «Просвещение»,1993
С.Л. Рубинштейн «Основы общей психологии»
Москва, «Педагогика», 1989
Л.С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», Союз Санкт – Петербург, 1997
Под ред. Т.Г. Рамзаевой «Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников», Санкт-Петербург, «Специальная литература», 1997
Е.В. Субботский «Ребенок открывает мир», Москва, «Просвещение», 1991
Е. Синицына, «Умные слова», Москва, «Лист», 1999
А.А. Реан, Я.Л. Коломинский «Социальная педагогическая психология», «Питер», 1999
О.А. Белобрыкина «Речь и общение», Ярославль, «Академия развития», «Академия Ко», 1998
Ю.В. Откупщиков «К истокам слова», Москва, «Просвещение»,1986
И.Р. Калмыкова «Таинственный мир звуков», Ярославль, «Академия развития», «Академия Ко», 1998
Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», Харьков, «ФОЛИО», 1996
Н.Ф. Талызина «Педагогическая психология», Москва Академия, 1998
В.В. Гузеев «Образовательная технология: от приема до философии», Москва. «Сентябрь», 1996
Л.Ю. Субботина «Игры для развития и обучения», Ярославль, «Академия развития», 2001
Н.К. Винокурова «Развитие творческих способностей учащихся», Москва, «Педагогический поиск», 1999
С.И. Львова «Язык в речевом общении», Москва, «Просвещение», 1991
Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова «Я хочу», Санкт-Петербург, 1993
В.В. Волина, «Откуда пришли слова», АСТ ПРЕСС, Москва, 1996
В.В. Волина, «1000 игр с буквами и словами», АСТ ПРЕСС, Москва, 1996
И.Я. Бурау «Загадки мира букв», «Загадки мира слов», «Сталкер», 1997
Приложение
ПРОЕКТИРОВАНИЕ работы школы развития "ГНОМ"ф
Содержание работы
Месяц
Организационный период
- Е. Синицына «Умные слова» (Через игру – к совершенству)
сентябрь
Подготовка и проведение интеллектуальных игр:
«Осенины»
Цель: вызвать заинтересованность детей, привлечь к активному, деятельному общению, формировать положительных эмоции.
На основе игрового, фольклорного материала.
октябрь
"Небылицы в лицах"
«Щедринки»
Цель: развитие речи, коммуникативное развитие, формирование познавательной активности в игре.
На основе фольклорного, литературного, игрового материала.
ноябрь
«Новогодние приключения»
"Сказочный карнавал"
Цель: формирование доброго отношения, развитие эмоциональной сферы.
На материале сказок народов мира, музыкальных игр.
декабрь
Невероятные приключения «Китайской Козы»
Цель: развитие воображения, творческого озорства, фантазии переходящей в последствии в исследования, обогащение словаря детей литературно-поэтическими словами.
На литературном, игровом, музыкальном материале.
Совместное действо с родителями
январь
«День святого Валентина»
На основе поэтического материала.
"Рыцарский турнир"
Цель: знание основ этикета, умение общаться.
На соревновательно - игровом материале.
февраль
"Словесные кружева"
"Девицы - красавицы"
Цель: знание основ этикета, умение общаться.
На соревновательно - игровом материале.
март
"Экологические сказки"
«День Земли», «День воды»
Цель: экологическое воспитание - воспитание души и тела.
На познавательном материале.
апрель
«Весенние игрища»
"Что кому нравится!"
Цель: коллективное творчество в области образного решения.
На литературно - музыкальном материале.
май
"Интеллект-тренинг"
"Загадки для нестандартно мыслящих"
"Занимательные логические задачи"
"Этикет - шоу"
"Фантазеры"
"Веселый турнир" (интеллектуальное соревнование)
Руководитель школы «ГНОМ» Вишнякова Елизавета Гельевна
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515