Доклад «Использование инновационных технологий в учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы»

Доклад: « Использование инновационных технологий в учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы»
Докладчик: Маршалова Юлия Александровна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Большеокуловская СШ» .

Тезисы к докладу:
«Скажи мне - и я забуду; покажи мне - может быть, я запомню; вовлеки меня - и я пойму». Чего наши дети, ученики ждут от учителя? Знаний для жизни. Но мы должны учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. В новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения.

Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Тяжело приходится нынешним школьникам: объем информации стремительно растет, требования к ученикам повышаются. И здесь на помощь педагогу и ученику могут прийти новые технологии.
Жажда открытия, стремления проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
С началом XXI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому культурному человеку в целях раскрытия его креативности, творческих возможностей и интеллектуального потенциала.
Отечественными педагогами и психологами разрабатываются новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения.

Достижение качества образования, формирование предметных и ключевых компетентностей во многом зависит от использования проектных, исследовательских, игровых технологий; создания ситуации успеха, сотрудничества, самообразования. Одной из составляющих этих технологий являются информационно-коммуникационные технологии. Соединение образования с информационно-коммуникативными технологиями обладает рядом достоинств: информационно-коммуникативные технологии способствуют активизации аналитической деятельности учащихся, обеспечивают возможности смещения акцентов с внешней оценки на самооценку и самоконтроль ученика; расширяют возможности для развития современного образования в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала ; позволяют проектировать различные условия учебного процесса, что способствует развитию и проявлению ключевых компетенций.

Для развития эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций необходима технология проблемного обучения, которая может носить и практический, и теоретико-познавательный характер. С приходом широкого использования компьютера и интерактивного оборудования появилась превосходная возможность использовать в обучении компьютерные технологии, в том числе и для развития коммуникативной компетенции.
Характерным признаком данной технологии является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся. У каждого ученика развивается стремление к самостоятельному поиску, формируется умение работы с литературой, средствами массовой информации.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по русскому языку указывает на необходимость формирования у учащихся навыков исследовательской работы, к которым относится «выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, умениями прогноза, самостоятельного создания алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование полученных результатов».
Все это делает актуальным размышления о путях организации исследовательской деятельности учащихся. И первое, что вызывает споры в современной педагогике и психологии, – это сходство и различие научного и учебного исследования. Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология, которая служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в современном обществе.
В нашей школе технологию учебно-исследовательской деятельности начали применять еще в 2006 году. Первыми исследователями стали учащиеся старших классов. Летом 2007 года в школе было организовано общество юных исследователей «Эврика» для учащихся 7-8 классов, в течение трех недель учащиеся изучали азы исследовательской деятельности, знакомились с теоретической базой, пробовали себя и свои силы в подготовке мини-проектов.

Считаю необходимым в центре исследований на уроках русского языка и литературы давать задания учащимся, связанные, как правило, с программным материалом. Чтобы создать оптимальные условия для творческого самовыражения ребенка в исследовательской практике, я вовлекаю учащихся в эту деятельность не только, когда ребенок сам желает заняться работой. В систему уроков по литературе, русскому языку, развитию речи включаются элементы поиска знаний индивидуального и группового, фрагменты микроисследований ребят. Эти моменты позволяют детям научиться строить связный монологический ответ, ощутить значимость самостоятельного открытия, дают возможность для выбора дальнейшего пути исследования.
В свой план работы по предмету я включаю варианты деятельности учащихся, предполагающие поиск нестандартных решений, микроисследования.
Одним из приоритетных направлений работы с учащимися в данной системе является организация исследовательской деятельности, главная цель которой – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Исследовательская деятельность обосновывается как образовательная технология, средство комплексного решения задач воспитания, образования и развития личности в современном социуме.

Функции исследования





Темы исследовательских работ должны находиться в области самоопределения в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося. Формы работы - индивидуальные или мини-групповые.
Работа над учебным исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс, из скучной «принудиловки» в результативную созидательную творческую деятельность.
Важный момент: для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков. Ведь здесь в арсенале могут быть разнообразные формы: урок-творческий отчет, урок-защита идей, урок-ролевая игра, урок-семинар, урок «Мой поэт», «Мой герой», урок открытых мыслей, урок-защита диссертации, урок-конференция, урок- круглый стол и т. д. Необходима также диагностика: выявление учащихся, склонных к определенному виду деятельности (разведчики, идеологи, оппоненты, иллюстраторы, архивариусы  серьезное название их должности подчеркнет важность их личного вклада в общее исследование).
Как это выглядит на практике? Например, урок-защита идей по «Слову о полку Игореве». Мы работаем над языком «Слова о полку Игореве». Исходя из фразы Шкляревского «В „Слове...“ много простора, движения, звуков, красок», «идеологи» определяют следующие направления исследования: · цветовая гамма, составление спектра произведения · звуковая гамма «Слова...» · глаголы движения в «Слове...» · топонимический словарь «Слова...» · география «Слова», составление карты · психологический портрет автора «Слова».
Интересна и такая форма урока, как урок-творческий отчет. Например, исследование «Золотой век русского театра» завершилось творческим отчетом  представлением с элементами интеллектуальной игры. Были для инсценировок взяты из произведений («Женитьба», «Маскарад», «Мертвые души» и др.) самые яркие сцены, иногда (например, по «Недорослю») выход актеров на сцену  только с самой яркой репликой героя. Были определены победители в номинациях «Команда знатоков», «Лучший актер», «Лучшая актриса», «Лучшая сцена».

Важный вывод моей работы в том, что темы исследований «зарождаются» одна из другой. Стоит только начать исследовать, к примеру, цветовую и числовую символику, «цветочные» символы, звуковую картину произведения, «язык жестов» героев, и открытия «ждут» учащихся в других литературных творениях, потому что ребята уже будут готовы к такому анализу. А исследованные ими излюбленные приемы авторов (например, прием Стивенсона, который сочинил «Остров сокровищ» по нарисованной им «пиратской карте») помогут ребятам справиться с творческими заданиями: созданием собственных сборников. Исследования на уроках русского языка не менее увлекательны. Состояние современного языка, процессы, которые в нем происходят, интересны школьникам. Компьютерная лексика и жаргон на страницах молодежных изданий, внедрение латинских символов в русскую графику (ЖАRА), бизнес-лексика, политическая метафора в зеркале времени – все это интересно старшеклассникам. Трактовка правил в веселой, запоминающейся форме (стихи, сказки, анекдоты) - все это интересно ученикам 5-6 классов.
Подводя определённые итоги под своей работой, хочу обратить внимание на следующее: вся моя деятельность как учителя направлена на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой серьёзной цели я стараюсь создать на своих занятиях нужные условия для самовыражения учащихся, использую различные педагогические технологии, а именно исследовательскую деятельность, для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся.

Функции
исследования

Познавательная (успешное усвоение знаний)

Развивающая (развитие памяти, внимания, мышления)

Дидактическая (закрепление основных навыков, умений и понятий при помощи выполнения некоторых элементов исследования)

Воспитательная (мотивация, самоопределение и самореализация учащегося)