Конспект занятия по ФЦКМ В гостях у старичка — Лесовичка
Тема:
Подготовила воспитатель: О. И. Ильина
«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать…
Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».
Программное содержание:
Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами в зимний период. Расширять представление детей о многообразии птиц, формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок.
Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края, воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.
Материал:
Лесовичок в зимней одежде, угощение для птиц, кормушки.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением зимних пейзажей, картинки с изображением птиц.
Связь с другими видами деятельности:
Наблюдение за птицами. Чтение художественной литературы.
Методика проведения:
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к старичку — Лесовичку. Посмотрим, что же изменилось с приходом зимы.
Словно в сказке открывает
Лес - волшебник чудеса:
Ледяная, но живая
Леса зимнего краса!
Лесовичок:
Здравствуйте, дети! Вы узнали меня? Я Старичок — Лесовичок. Хранитель тайны леса. Я очень рад нашей встрече.
Воспитатель:
Дети, посмотрите, Лесовичок оделся по сезону, в теплую шубу, шапку и валенки.
Лесовичок:
Да, вы правы.
На улице морозно, холодно и я оделся я теплее.
Я хочу вам загадать загадку, о каком времени года говориться.
Рады, рады все на свете,
Рады взрослые и дети!
В гости снова к ним пришла
Кто? – Красавица ... (зима)
2. На деревьях бахрома,
В белом инее дома.
Это значит — разгулялась
Наша русская ... (зима)
Да, ребятки — это красавица зима! Стало холодно! Солнышко светит, да не греет! По небу плывут темные тучи, идет снег.
(Лесовичок приглашает прогуляться вместе с ним по участку)
Какие вокруг произошли изменения? (ответы детей)
Воспитатель:
Зимой на деревьях нет листьев, потому что они отдыхают. Но без листьев деревья тоже можно узнать. Скажите, какие деревья растут у нас на участке? (ответы детей)
Вы правильно угадали! Это могучий дуб с ветвистой кроной, белоствольная береза. Березу узнали по цвету ствола. Тоненькие веточки свисают вниз. Береза - очень красивое дерево! О ней написано много стихотворений. Послушайте, как описывает это удивительное растение С. Есенин.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
«ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ»
- Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей)
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Действительно природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.
Лесовичок:
Дети, вы не замерзли? Так давайте поиграем и разогреемся! Вы будете повторять движения вместе со мной.
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка - Земля,
Здравствуйте мои друзья.
Подвижная игра «На дворе мороз и ветер»
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети,
Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки согревают.
Не замерзнут ручки- крошки-
Мы похлопаем в ладошки.
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем.
Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко.
Вот как топать мы умеем,
Вот как ножки мы согреем!
(дети выполняют движения)
Лесовичок:
Ребятки, зима - очень суровое время года для многих животных и птиц.
Особенно птичкам очень тяжело пережить это время года.
Я вас приглашаю на открытие нашей новой столовой для птиц.
(Лесовичок читает стихотворение З. Александровой «Новая столовая»)
Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь-сосед, Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели К нам синицы прилетели.А во вторник, посмотри,Прилетели снегири.
Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду.А в четверг со всех краёв -Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей.А в субботу на пирог Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье Прилетел к нам гость весенний -Путешественник-скворец...Вот и песенке конец.
Какие птицы прилетели на кормушку в стихотворении? (ответы детей)
Воспитатель:
Зимой на кормушку прилетают синички, голуби, воробьи и другие птицы.
Послушайте загадку и подумайте, о какой птице идет речь?
Удивительная птица,К нам зимой в окно стучится!Не боится злых морозов,На груди - кафтанчик розов. (снегирь)
Н. Меркушова
Этих птиц можно узнать по яркой окраске. Грудка у снегирей- самцов ярко- красная, а у самочек — темно- серая. Снегири очень дружные птицы, поэтому они летают чаще всего стайкой. Очень любят лакомиться рябиной.
(стихи читают дети)
1.Сделали кормушки,
Насыпали зернышки -
Пусть не голодают
Зимой воробушки.
2.Хлебных крошек не жалей
Заслужил их воробей.
Ты приладь ему кормушку,
Кликнет он свою подружку.
И пойдет веселый стук-
Тук - тук-тук да тук-тук-тук.
Воспитатель:
Не кладите в кормушку куски хлеба, корки мандаринов, макароны. Птицы это не едят! Им нужны семечки подсолнуха, арбуза, тыквы. Можно добавлять к семенам крошки белого хлеба, кусочки не соленого сала.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Дети, давайте все вместе скажем наш девиз:
«НАШ ДЕВИЗ - ЛЮБИТЬ И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ НАШЕГО КРАЯ».
Лесовичок:
Ребята, мне пора отправляться по своим делам в лес. А вы не забывайте приносить корм в столовую для птиц, ведь они нуждаются в вашей помощи. И когда вернетесь в группу, нарисуйте то, что больше всего вам понравилось у меня в гостях. До свидания, до новых встреч!
Условия и средства реализации:
Кобзева Т.Г. « Организация детей на прогулке» (старшая группа) издательство «Учитель», 2013;
Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду» (старшая группа) издательство Мозаика -Синтез Москва, 2014;
Шорыгина Т. А. «Беседы о природных явлениях» ООО «ТЦ Сфера», 2010.