Конспект урока по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных единственного числа» в 5 классе


Урок русского языка
по теме
«Правописание гласных в падежных окончаниях существительных единственного числа» в 5 классе
Краткая аннотация урока
Урок ориентирован на закрепление знаний по правописанию гласных е-и в падежных окончаниях существительных единственного числа, развитию орфографической зоркости. Использование на уроке ИКТ повышает эффективность заданий, повышает интерес к предмету, формирует умение использовать образовательные ресурсы. Закрепление проводится на основе текстов с использованием презентации, также используются ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов – тест «Падежные окончания существительных» (№ 139425).
Урок разработан по учебнику «Русский язык» для 5 класса под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой «Русский язык» Москва «Просвещение», 2007г..Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях
существительных в единственном числе. Закрепление.
Цель: повторить правило правописание гласных в падежных окончаниях
существительных.
Задачи:
-обучающие: отработать навык правильно писать гласные е-и в безударных падежных окончаниях существительных; закрепить умение находить существительные с изученной орфограммой;
- развивающие: развивать орфографическую зоркость, развивать специальные технические умения работы с компьютерными программами ресурсами сети Интернет;
-воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: компьютеры с доступом к интернету, проектор, экран; карточки
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята.
Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок.
Все задания сегодня
Выполняться будут в срок.
II. Сообщение темы и задач урока. (Слайд №1)
- Сегодня на уроке мы продолжим закреплять правописание гласных е-и в падежных окончаниях существительных, умение находить и объяснять правописание существительных с изученной орфограммой.
III. Закрепление материала.
1.Работа с текстом.
- Прочитайте выразительно текст. (Слайд №2)
О любопытстве сорок знает каждый. Человек же с его интересом к познанию жизни более склонен к любознательности . Первое уродливо. Второе заставляет биться мысль, участвует в формировании личности .- Это текст-эпиграф к нашему уроку. Что такое эпиграф? ( Короткий текст (обычно цитата откуда-нибудь, пословица, изречение и т.п.), помещаемый автором впереди своего произведения или его отдельной части, и придающий своеобразное освещение основной идее произведения).
- Как вы поняли его главную мысль?
- Установите, в какой морфеме пропущена буква, и объясните условия её выбора (фронтально).
- Как морфемный состав слов любопытный и любознательный помогают различить их смысл?
- Сделаем вывод о правописании гласных в падежных окончаниях существительных. ( Слайд №4)
2.Индивидуальная работа по карточкам.
- Кто считает себя любознательным? ( Два ученика работают по карточкам)
Задания для работающих по карточкам. Выразительно прочитать текст, объяснить смысл подчеркнутых слов. Вставить в окончания нужную орфограмму.
Карточка №1
Не зная орфоэпи..Во всем великолепи..,Не ощутишь её волшебных чар.
Ошибка в ударени..Граничит с преступлени.. .Карточка №2
Я антоним к слову смех
Не от радост.., утех-
Я бываю поневоле
От печал.. и от бол..,
От обиды, неудач…
Догадались? Это (плач)
3.Работа с текстом.
Остальные дети знакомятся с текстом. ( Слайд №5)

Когда употребляется слово заглавие? Можно говорить о заглави.. и о названи.. рассказа, повест.., романа, статьи. А говоря о кинофильме, спектакле, цирковом представлени.., употребляют только слово название. Например, вторая серия фильма вышла под другим названием.
- Выпишите словосочетания с пропущенными окончаниями и главные слова, от которых мы задаем к ним вопрос. (Слайд 6)
- Когда употребляется слово заглавие и название?
4. Проверка индивидуальной работы
(Слайд №7, №8)
5.Физкультминутка.
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Затем я вырасту большим,
До солнца дотянусь.
Похлопаю в ладошки.
Отдохну немножко.
Поверчу слегка плечами
И за дело вместе с вами.
6) Работа за компьютерами.
Тест «Падежные окончания имен существительных»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cfadb6-0a01-00ee-00f2-164f2422f3a3/index_listing.html7. Диктант «Пишу на 5»
- И это интересно для любознательных.
А.П. Чехов был страстным путешественником и к тридцати годам побывал и на Цейлоне, и в Индии, и в Турции, и в Италии, и на Дальнем Востоке.
- Объясните знаки препинания в предложении.
-Найдите существительные с основой на и и объясните орфограмму в окончании.
- А в какой стране вы хотите побывать, чтобы познакомиться с её культурой, бытом людей?
- Напишите, закончив предложение:
Мне небезынтересно побывать в … .(Схема для однородных членов: о и о, о и о).
IV. Подведение итогов урока.
-Итак, над какими орфограммами мы работали сегодня на уроке?
Вспомним ещё раз.
- За активную работу на уроке получают оценки следующие ученики…
V. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру по заданию упр. 543.