Использование инновационных методов работы с целью развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся в начальной школе.
Использование инновационных методов работы с целью развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся в начальной школе.
«Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне больше!» - сказал мудрец педагогу».
Ш.Амонашвили.
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.
В соответствии с общественными потребностями, которые на сегодняшний день определены: обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый, объектом пристального внимания является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одаренных детей приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики.
Так исследования, выполненные в разных странах убедительно показали, что около 20-30 % детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от школы.
Задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальное школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Эти дети отличаются каким-то необыкновенным любопытством, богатым воображением, фантазией, прекрасной речью, большим запасом слов.
Речь отличается бесконечными суждениями, умозаключениями (по мнению ученых, именно речь – мерило одаренности ребенка). Он пользуется информацией как специалист, кодируя ее своей памяти. Чтобы эту информацию умножить, сам ставит для себя невыполнимые задачи, не всегда соизмеримые с его силами.
Меняется школьник - меняется и учитель. В XXI веке педагог должен применять инновационные методы в своей работе, быть творчески ищущим человеком.
Для решения данной проблемы, важным, необходимым считаю активность, инициативность, творческий поиск самого педагога.
В основе моей работы с учащимися по развитию творческих способностей лежит высказывание Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить», которое представлено виде авторского педагогического кредо:
«Как научить ребенка мир любить?
Как показать, что жизнь крылата?
Попробуй научить детей творить –
И крылья обретут ребята!»
Если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем. Следовательно, не поддержав в этом возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности.
Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой. Разумеется, далеко не у всех детей есть умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее, таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы.
На развитие творческого потенциала личности должны быть направлены развивающие формы обучения и воспитания, которые осуществляются в процессе учебной деятельности.
Поэтому большая роль отводится творческому развитию личности.
Для начала важно было определить, что такое творчество и творческая личность: Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или сделать по-новому, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, а творчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением. Новизна может быть объективно значима или же субъективно значима. Последнее имеет большую личную значимость.
В чем проявляет себя творческая личность?
Чувствительна к проблемам: распознает проблемы как таковые, ставит привычное под сомнение, разведывает новые возможности
Мыслит гибко. Ориентируется в различных областях, широкий кругозор.
Оригинальна, комбинирует различные находки.
Работа приносит ей удовольствие.
Вынослива, упорна, энергична, не останавливается на достигнутом.
Уверена в своих оценках. Фильтрует перспективные идеи, распознает удачные решения.
Существуют различные формы работы над развитием творческого потенциала детей:
- использование возможностей нетрадиционных уроков (уроки-конкурсы, уроки-сказки, уроки-аукционы и др.)
- использование активных форм обучения: проблемные ситуации, проблемные лекции, дискуссии, анализ парадоксальных и конфликтных ситуаций, размышлений вслух, диалогах, проведении деловых игр, игровых и практических занятий;
- проведение интегрированных занятий;
- организация самостоятельной работы учащихся;
- проведение исследований;
- проведение рейтинговой системы обучения;
- использование новых педагогических технологий, инновационных форм и методов обучения и воспитания (технология метода проектов, игровые технологии, компьютерные технологии, нетрадиционные формы организации занятий, аукциона знаний, открытые микрофоны, устные журналы);
- применение разноуровневого контроля знаний в ходе внеурочной работы;
- проведение предметных олимпиад, турниров, конкурсов, выставок.
В своей педагогической деятельности использую игровую технологию, технологию критического мышления, элементы разноуровневой технологии, развивающей технологии.
Для выявления способности детей очень важна индивидуальная работа, поощряющая.
С целью раскрытия творческих способностей учащихся использую технологию творческого развития( творчества), взяв за основу систему развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (идею общественного творчества И. П. Иванова, технологию развитию критического мышления) . Данную технологию использую в учебно-воспитательном процессе. Считаю, что каждый ребенок талантлив, только нужно вовремя заметить и развить его задатки и способности.
Цель применения технологии: воспитание общественно-активной творческой личности, способной приумножить общественную культур, сделать вклад в построение правового демократического общества.
Развитие творчества осуществляется посредством
игровых форм работы, КТД,
педагогических проб,
интерактивных экспедиций,
творческих презентаций,
проектной и исследовательской деятельности,
техник креативности.
Всегда стараюсь творчески подходить к организации проектной деятельности, активно использую интегрированные проекты, применяю информационные технологии. Считаю, что продукт деятельности учащихся будет выполнен на высоком уровне только тогда, когда он интересен и детям, и учителю.
Ученики разрабатывают мультимедийные фильмы, проводят публичные презентации проектов с использованием ИКТ, участвуют в дистанционном Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».
Проекты, выполненные при моем сопровождении, отмечены на Всероссийском уровне: Сборник эссе «Жизнь как подвиг опубликован на сайте «Интерне-педсовета», на сайте газеты «Благовест».
За последние три года моими учащимися было подготовлено более 170 творческих работ. Из них 67 были представлены для участия в творческих конкурсах на Всероссийском уровне.
Современные формы обучения позволяют учащимся делать маленькие открытия, развивать творческие и интеллектуальные способности. Эффективными формами организации совместной деятельности педагога и учащихся, способствующими развитию их творческой активности, являются научно-практические конференции, участие в мероприятиях научной направленности.
Учащиеся принимают участие в научных конференциях, становятся победителями, работы учащихся публикуются на страницах газет, журналов, сборников научных конференций.
Развить творческие способности позволяют технологии ( техники) креативности:
Метод символического видения
Ментальные карты
*Майндмэппинг ( mindmapping, ментальные карты) является эффективной техникой визуализации мышления. Ее используют в процессе выработки новых идей и их фиксации, анализа и упорядочения информации.
В центре карты ( лист ватмана) записывается ключевое понятие ( СКАЗКА), ученики записывают в процессе урока возникающие у них мысли и чувства .
Метод мозгового штурма
Метод мозгового штурма предназначен для того, чтобы решать задачи, а точнее, генерировать решения и выбирать наиболее подходящие.
Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Правила проведения:
Критика запрещена.
Придумывайте как можно больше идей
Подхватывайте и развивайте идеи других.
Шесть шляп мышления
«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) —один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной умственную работу, как личную, так и коллективную.
Белая шляпа: информация Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.
Красная шляпа: чувства и интуиция. В режиме красной шляпы у учащихся появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса.
Черная шляпа: критика. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и
подводные камни.
Желтая шляпа: логический позитив. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.
Зеленая шляпа: креативность. Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.
Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы.
Правила использования шляп
1. Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.
2. Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.
3. При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.
Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею
Мыслительные стулья Диснея.
Стратегия метода трёх мыслительных стульев, заключается в том, что нужно последовательно исходить из различных позиций.
Стул мечтателя
Что должен делать человек, который стал мечтателем? Он должен придумать самые фантастические вещи, играть разнообразными возможностями, а лучше всего какими-то не возможностями, что-то из области того, что на сегодняшний день малореальное.
Стул реалиста.
На этом месте человек, должен включить свой здравый смысл. Но обязательно, развить, понять, идеи мечтателя и тем самым попытаться найти новые рациональные решения. Для этого желательно выбрать короткий и целесообразный путь. Человек, сидящий на стуле реалиста должен быть прагматичным.
Стул критика.
В обязанности человека, ставшего критиком, входит подвергать все ранее высказанные идеи беспощадной критике. Задавая себе разного рода вопросы. А есть ли вообще что-то в этих идеях? А можно ли их использовать с учётом сегодняшнего дня?
Предлагаю такие типы задач для развития активного самостоятельного творческого мышления детей:
• задачи с не сформулированным вопросом;
• задачи с недостающими данными;
• задачи с лишними данными;
• задачи с несколькими решениями;
• задачи с меняющимися содержанием;
• задачи на соображение, логическое мышление.
Важнейшими математическими операциями, способствующие развитию творческих способностей являются анализ и синтез, умение сравнивать, обобщать, проводить аналогии.
При целенаправленной и системной работе по развитию творческих способностей у учащихся развиваются следующие умения:
1. Умение анализировать проблемные ситуации;
2. Умение выдвигать альтернативные гипотезы решения проблемных ситуаций;
3. Умение разрешать противоречия;
4. Умения создавать творческие занятия.
Необходимым условием развития творческих способностей учащихся является упражнение в их решении. Но, подбирая задания, надо учитывать, что:
1. Необходимо точно знать их цель, каких результатов нужно добиться;
2. Необходимо следить за точностью выполнения, чтобы своевременно проводить коррекцию, если в том возникла нужда, не закрепляя ошибок, следить за результатами упражнений, анализировать, какие достигнуты успехи и на каких недостатках следует фиксировать свое внимание, чтобы устранить их;
3. Количество задач и упражнений, зависящее от индивидуально-психологических особенностей школьников, должно быть достаточным для овладения умением принимать тот или иной прием рассуждений, действий, позволяющих решить проблему;
4. Упражнения не должны быть случайным набором однотипных задач, они должны способствовать развитию самостоятельности и творчества, для чего в их основу надо положить определенную систему, четко спланированную последовательность, их постепенное усложнение, представление известных объектов в нестандартной обстановке;
5. Упражнения не должны прерываться на длительное время, развитие мышления требует постоянной нагрузки на интеллект, возникновение трудностей на пути мыслительной деятельности ученика.
1. Лингвистические «угадайки».
Выполнение подобных заданий во многом напоминает кроссворд (без заполнения клеточек). Необходимо восстановить «первоисточник» (словосочетание, фразеологический оборот, предложение) по отдельным его деталям и признакам, либо «угадать» слово по его описанию (толкованию), например, закончить фразеологизм «Голоден, как … (волк)». Эта работа способствует развитию творческих возможностей учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).
2. На уроках и дома мы пишем и сочинения-сказки о частях речи и небольшие рассказы с использованием фразеологических оборотов и крылатых выражений.
Например: «Зарубили себе на носу»
В нашем классе есть Никита и Дима. Никита любит задирать нос. Дима любит водить всех за нос. Как-то раз Никита начал задирать нос, и Дима решил подшутить над ним. Между мальчиками вспыхнула ссора. Вдруг в класс зашла учительница. Мальчики были наказаны. После этого случая Никита и Дима зарубили себе на носу, что задирать нос и водить людей за нос – плохо.
3. Учащимся очень нравится изобразительное творчество, поэтому они рисуют фразеологические обороты, а их одноклассники отгадывают, что хотел сказать автор рисунка. (Наиболее любимы изображения: «уши развесить», «повесить нос», «вешать лапшу на уши», «сердце в пятки ушло», «дело в шляпе», «кот наплакал»).
4. Лингвистические «почемучки» -
Это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие «открытия» в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому.
5. Микроисследования.
Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений. Создание детьми энциклопедии одного слова позволило работать с научно-популярной литературой и справочниками, формулировать выводы составлять текст. Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования («Энциклопедия одного слова»).
6. Особое место в системе творческого развития занимает сочинение. Именно сочинение – высшая форма проявления творческих способностей. Сочинения совершенствуют письменную речь, увеличивают словарный запас, развивают детскую фантазию, воображение. Предлагаю следующие виды сочинений: сочинения нетрадиционного содержания: «Сочинение-сон», «Заметка в стенгазету», «Письмо бабушке», «Пожелание Деду Морозу», «Сочинение-фантазия», «Сказка», «Письмо в будущее» и др.
7. Детям очень нравится такой вид работы, как ассоциативный мультфильм, например, Учитель – класс – ученики – парта - тетрадь… Самостоятельно подготовив цепочку слов, дети составляют сказку или рассказ, сюжет которого будет разворачиваться от одного слова к другому, например, «Учитель вошел в класс. В классе ученики приготовились к уроку. Они сели за парты и открыли тетрадь…» Постепенно работа усложняется. С выбранными случайно словарными запасами дети составляют связные рассказы.
8. Учащимся предлагаю следующие виды творческих заданий, которые можно использовать на уроках литературы и обучения грамоте:
1. творческие задания, несущие новую информацию для учащихся;
2. творческие задания, знакомящие учащихся с новым для них методом решения;
3. творческие задания, в которых происходит создание нового;
4. творческие задания, которые могут быть выполнены разными способами;
5. творческие задания на нахождение закономерностей и составление своих закономерностей;
6. творческие задания, которые подразумевают организацию практической и познавательной деятельности: нарисовать, составить, разрезать, зашифровать, начертить, заполнить таблицу и др.;
7. творческие задания занимательного характера, на смекалку;
8. творческие задания, содержащие игровой момент;
9. творческие задания с элементами тренинга;
10. творческие домашние задания;
После проведенной работы:
1. Речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон.
2. Возрастает интерес к изучению русского языка.
3. Повышается орфографическая зоркость, улучшается успеваемость по русскому языку, литературному чтению.
4. Развиваются познавательные способности младших школьников, наблюдательность, мышление, воображение детей.
5. дети с удовольствием участвуют в творческих конкурсах, олимпиадах.
Применение данной системы на протяжении четырех лет обязательно даст свои результаты.
Ведь самое главное у многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности, уверенности. У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям. Таким образом, можно заключить, что применение системы творческих заданий на уроках и во внеурочное время в работе с одаренными детьми способствует развитию творческого потенциала младших школьников.
Ребенок - это загадка, маленькое чудо, а чудеса непостижимы. Его можно сравнить только с внутренней звездой, холодный блеск, который разогреет Солнце. От всех нас зависит, чтобы новая звезда не стала падающей или гаснущей.Развитие творческого потенциала, формирование творческой личности учащихся возможно только при условии творческого подхода самого преподавателя к процессу обучения. Речь идет о совместном поиске, сотворчестве. В совместной деятельности творческие способности и возможности участников деятельности (партнеров) реализуются наиболее полно: дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития. В результате систематической и целенаправленной работы у учащихся формируется готовность к творческой работе, развивается воображение, мышление, появляется положительная мотивационная направленность на поиск нового, нестандартного, оригинального.