Доклад на тему: Преемственность между дошкольным и школьным образованием


Тема «Преемственность между дошкольным и школьным образованием».
В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Мнения педагогов и психологов сходятся, что эти навыки формируются с детства.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное, как писал  Н.Н. Подъяков,  сохраняет «радость детства». С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а, значит  действительно знает о реальных достижениях дошкольного детства) и развивает (а  не  игнорирует) накопленный им потенциал.
Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса. На практике же мы часто сталкиваемся с тем, что преемственность сводится именно к подготовке и не  просто к новому, а  именно к новым требованиям следующей ступени образования.
В связи с введением новых образовательных стандартов в начальной школе и с появлением федеральных государственных требований в дошкольном образовании обозначился переход от парадигмы «знаний, умений, навыков»   к культурно-исторической системно-деятельностной парадигме  образования (на всех ступенях).
Основные изменения в дошкольном образовании связаны с тем, что акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность»[1].   Утверждается необходимость построения образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом и принципом интеграции образовательных областей и т.п.  Итогом освоения образовательной программы  дошкольного образования будут интегративные качества ребенка. Такие как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность решать интеллектуальные, личностные задачи и др.
Отличительной особенностью ФГОС НОО [2] является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования также отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра Стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п.
Таким образом, важнейшая задача современной системы образования– формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта на основе компетентностного подхода.
Исходя из положений новых требований и стандартов, в дошкольном и начальном образовании появились дополнительные основания для обеспечения преемственности. Однако анализ педагогического опыта позволяет говорить о том, что ключевые моменты преемственности остаются декларативными и требуют перехода из концептуальных положений в практическую плоскость. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения, в частности с появлением различных моделей обучения стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности на различных ступенях образования. И если на уровне целей и задач  согласованность представлена (а на деле чаще всего просто заявлена), то на уровне методов , средств и форм она практически отсутствует.
Поэтому, признавая, что в основе успешности ребенка, особенно в условиях непрерывного образования, рассматривается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений,в системе современного образования преемственность целей и задач должна получать логическое продолжение в согласовании педагогических подходов и технологий, которые будут способствовать формированию заявленных компетенций воспитанников и учащихся начальной школы.
 Исследования, а также многолетний опыт применения разработок в сфере образования показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому при организации педагогического процесса важен особый акцент на усвоении ребенком в процессе образования культурно выработанных средств,которые организуют и нормируют весь процесс детского развития. Необходимо помнить, что процесс освоения ребенком этих средств носит самостоятельный, творческий характер, однако должен быть особым образом организован. Этим требованиям отвечают такие подходы и технологии как деятельностный подход, метод проектов, технология портфолио, ИКТи т.п.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что взаимосвязь педагогических подходов и технологий,  используемых в ДОУ и школе 1 ступени может выступить условием формирования УУД и компетенций воспитанников и учащихся ОУ при соблюдении определённых требований к выбору технологий и организации педагогического процесса:
создание образовательной среды, способствующей эмоционально ценностному, социально личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
опора на игру при формировании учебной деятельности;
сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
самостоятельный, творческий характер освоения ребенком культурно выработанных средств, которые организуют и нормируют весь процесс детского развития;
предоставление ребенку возможности самостоятельно добывать и применять свои знания;
обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний;
организация конструктивного  взаимодействия с семьями воспитанников.
 
Работу в данном направлении начали с выявления основных пробелов в существующей системе использования технологий в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
На данном (начальном) этапе педагоги используют в практике такие технологии как портфолио, проектная деятельность, ИКТ.
Но уровень использования недостаточен, так как в большинстве случаев имеет место нарушение этапов, отсутствие необходимой системности, существенная недооценка возможностей детей и воспитательно-образовательного потенциала семьи и чрезмерная (иногда даже подавляющая других участников) активность педагогов. Кроме того, еще только предстоит в процессе именно совместной деятельности прийти не только к декларируемому, но действительно конструктивному взаимодействию педагогов дошкольного и начального образования.
 
В ближайшей перспективе планируется разработка гибкой системы методической работы в образовательных учреждениях (и в школе и в детском саду), способствующей повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования педагогических подходов и технологий, способствующих формированию УУД и компетенций воспитанников и учащихся ОУ, в условиях предшкольного и начального образования. Особое внимание решено уделять организации конструктивного взаимодействия между детским садом школой и семьей по вопросам использования педагогических подходов и технологий, способствующих формированию УУД и компетенций воспитанников и учащихся ОУ, в условиях предшкольного и начального образования.
Список литературы
1.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23 ноября 2009 г. N 655
2.Федеральный образовательный государственный стандарт начального общего образования. Приказ зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 177856 октября 2009 г. № 373Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО