Мастер-класс Современный урок в свете требований ФГОС
МАСТЕР-КЛАСС
«Современный урок в свете требований ФГОС»
учитель начальных классов Лапина Татьяна Александровна,
МАОУ Коневская СОШ
Я начну свое выступление с угощения, если позволите (предлагаю изюм.)
Как вы думаете, почему я выбрала для вас именно это лакомство?
Я хочу поделиться с вами теми изюминками, которые использую в своей работе. Сегодня я приглашаю вас на «кухню», где мы будем готовить «Современный урок в свете ФГОС»
Ингредиенты:
Орг. момент
Определение темы урока
Актуализация и коррекция опорных знаний
Целеполагание. Мотивация.
Закрепление
6. Творческое применение, углубление знаний в новой ситуации (проблемные задания)
7. Информация о домашнем задании
8. Рефлексия
В итоге у нас должен получиться урок комплексного применения знаний.
Итак, орг. момент. Каким он может быть?
Этот этап урока должен не просто организовать ребят и настроить их позитивно, но и подвести к следующему этапу – к определению темы урока.
Всем известно, что импульсом к познанию служит удивление.
Удивить может чтение стихотворения учителем наизусть, интересная притча, необычный предмет, звук, явление, мини-спектакль, даже, собственно, способ приветствия друг друга сам по себе уже с первых минут воспитывает и обучает. Это может прозвучать примерно так:
-Guten Morgen! - говорят немцы.
А я говорю вам: «Доброе утро, дети! Здравствуйте!» Это значит, что я желаю вам здоровья и хорошего настроения на весь день.
Или - Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.
Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью. Мы можем, хотя бы на время сделать учеников успешными в этой жизни.
Наш урок начну с загадки, отгадав её, вы узнаете, что мы сегодня будем изучать …
- Прежде чем работать сесть, посмотрите, всё на парте есть?
Урок математики.
Стоит в поле теремок, теремок,Он не низок, не высок, не высок.Вдруг по полю, полю, мышка бежит,У дверей остановилась и глядит,А на тереме задание висит:«Выраженья вычисляй, не робей и не зевай».Вы, ребята, не ленитесь,Мышке помогать беритесь.Если верно вычисляем –Урока тему мы узнаем.
Я хочу, чтобы у вас всё получилось, чтобы вы дружно работали, были активными.
Далее следует определение темы и ее формулировка.
Современные методисты настоятельно рекомендуют, чтобы тему называли дети сами. «Спрятать» тему или ее ключевые понятия можно в кроссворд, ребус, зашифровать в виде букв, знаков, символов. Здесь же уместны игры «Доскажи словечко», «Исключи лишнее», «Продолжи логическую цепь». Показываем детям запись на экране, бумаге или доске и просим предложить какое задание можно с этим выполнить. Развитие умения выражать свои мысли в виде устных высказываний и есть ни что иное, как формирование коммуникативных УУД,
Следующий этап – актуализация опорных знаний и их коррекция (если потребуется).
Цель этого этапа – выяснить, что дети уже знают по этой теме, а каких знаний не достаточно. Вариантов множество. Интересным считаю 2-х фазный тест «Верно ли что…» Детям предлагаем ответить на вопросы теста до изучения темы и после. Обязательно анализируем ошибки.
Сейчас мы вместе с вами попробуем решить несколько проблемных ситуаций, которые я предлагаю своим ученикам на различных уроках в начальной школе.
Урок русского языка. Тема «Склонение имени существительного».
Напишите на листочке любое имя существительное на тему «Осень» и прикрепите свои листочки на доску.
На какие группы можно разделить все имена существительные?
Я предлагаю поделить следующим образом (расставляю слова в три столбика по склонениям). Далее совместно с учащимися пытаемся определить признаки слов каждого столбика (род, окончание).
2) Урок окружающего мира. Работа в группах.
Тема «Путешествие по материкам»
Лена и мама едут на зимние каникулы в Австралию. Какие вещи им нужно взять с собой?
Тема «Свойства воды»
Придумайте загадку о воде.
3) Урок математики.
Тема «Порядок действий».
Два ученика решали одинаковый пример и получили разные ответы. Кто решил правильно?
2+5х3=17 2+5х3=21
Уместно на этапе самостоятельное создание учащимися опорных таблиц, которыми слабоуспевающие дети будут пользоваться в течение урока. Очень хорошо, если на данном этапе дети столкнутся с трудностью, с невыполнимым заданием, и сами разберутся в причине затруднений. Каких знаний им не достаточно, чтобы его выполнить? Это приведет их к постановке целей и планированию. Здесь работает формирование регулятивных УУД (способность планировать, удерживать учебную задачу в течение урока)
Обязательно уделите внимание ценности добываемых детьми знаний. Вместе с ними найдите возможность применения их в жизни. Спрашиваем у детей: «Зачем учим? Для чего пригодится? Где будем применять?» Все должно иметь свой смысл! Ведь смыслоутрата несет в себе разрушительную силу. Не отодвигайте мотивацию на задний план, ссылаясь на нехватку времени.
Когда желание трудиться, чтобы добыть знания, становится движущей силой, переходим к следующему этапу. Самое время закрепить имеющиеся знания на практике. Здесь уместно использовать разноуровневые задания. Для одних попроще – это типовые задания, где объект изучения находится в знакомой ситуации, т.е. на поверхности. Для других посложнее – конструктивные задания, предложенные в новой, незнакомой ситуации, т.е. они немного завуалированы. Причем ребенок должен сам выбрать, какое задание он будет выполнять. Учитель лишь ранжирует их по степени сложности.
На уроках я предлагаю детям выполнить задания. Они напечатаны в конвертах разного цвета. Пояснила соответствие цвета степени сложности задания и предложила их на выбор. После выполнения задания без особого труда провела самопроверку. К удивлению детей, ответ был указан на конверте в области поля «индекс отправителя». У одних детей это повышает самооценку, других активизирует восполнить пробелы в знаниях. Таким путем формируем личностные УУД.
Настало время динамической паузы, чтобы снять физическое и психологическое напряжение. Даже на этом этапе можно продолжать учить и воспитывать. Хорошо если физминутка тоже будет тематической. Например, при изучении геометрических фигур предлагаю детям взять карточки «треугольник», «квадрат», «прямоугольник». Даю команду «Т» – прыжки, «К» – наклоны, «П» – рывки руками. Количество раз равно количеству сторон фигуры. На уроке русского языка на физминутке можно отработать правописание, например, безударной гласной в корне. Произносим слово или показываем слово с пропущенной гласной. Если надо вставить «а» – дети делают прыжки, если «о» – хлопки и т.д.
После хорошего отдыха предлагаем самое трудное задание. Оно может быть творческим или проблемно-поисковым. Здесь важно предложить детям различные источники информации для поиска недостающих знаний. По своему выбору они могут воспользоваться различными словарями, справочниками, учебником, СМИ, использовать Интернет, могут спросить у взрослых, попросить помощи у друзей и т.д. Здесь формируем у детей умение работать с информацией, представленной в разной форме (текст, рисунок, таблица, схема, модель, знаки, символы и т.д.) - а это одно из познавательных УУД. Развиваем познавательную деятельность на наглядно-действенном и наглядно-образном уровне. При построении речевого высказывания учащимися следим за аргументацией их собственного мнения. Методисты запрещают прерывать ответ ребенка словами «неверно», «неправильно». Надо выслушать и спросить: «А кто думает иначе?»
Оформить свою работу детям тоже можно предлагать по-разному, используя при этом работу в парах, в группах, по рядам, индивидуально, коллективно. В зависимости от специфики предмета дети могут написать эссе, синквейн, выразить мысли в стихах или прозе, сделать рисунок, создать проект, чертеж, презентацию, инсценировку, доклад, реферат, памятку и т.д. Не забываем об ИКТ-грамотности!
Заключительными, но не менее важными этапами современного урока являются домашнее задание и рефлексия. Домашние задания лучше предложить разноуровневые. Обязательное для всех задание должно быть достаточно понятным. А дополнительные могут потребовать от детей поисковой познавательной деятельности. Приведу пример. На уроке окружающего мира по теме «Степь» раздала детям фильтр-пакетики аптечного чая из травы чабреца и ромашки. Задание: узнать, что находится внутри пакетика, где растет, для чего используют, нарисовать как выглядит в природе. Другое задание по этой же теме - прослушали песню «Ковыль». Задание: написать мини-сочинение «О чем в степи поет ковыль?»
Рефлексия – ни что иное, как «Итог урока», с той лишь разницей, что теперь обязательно уделяем место самооценке собственной деятельности уч-ся и деятельности одноклассников. Оцениваем вместе с детьми урок, рассматриваем его с точки зрения практической направленности, выполнения цели и задач. Здесь я использую метод незаконченного предложения.
Не скупимся на похвалу и одобрение даже самых маленьких побед и удач! Не сравниваем успехи учащегося относительно других детей, а только относительно его самого:
-Сегодня ты работал лучше, чем вчера.
-Сейчас тебе удалось сделать больше, ты смог, ты молодец…
Ну вот и все. Надеюсь, мой рецепт современного урока вам был интересен. И если хоть одна изюминка, виноградная или методическая, пришлась вам по вкусу, я буду рада.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Успехов и радости Вам, коллеги, в новом учебном году!
А закончить я хотела бы отрывком из фильма о Томе Сойере
Вы помните эти кадры? Перед вами Том Сойер, превративший принудительную побелку забора в увлекательное занятие, для участия в котором его друзья отдавали самые дорогие свои сокровища. Цель осталась прежней (покрасить забор), но как изменилась мотивация, а следом за мотивацией эффективность и качество всей работы.
Завершая мастер-класс,
Попрошу, коллеги, вас –
Опыт мой вы сберегите
И на уроках своих примените!
Зеленый – я хорошо усвоил новую тему.
Желтый – мне надо еще поработать.
Красный – необходимо обратиться за помощью, так как я не понял новый материал.
Обязательные задания. Они способствуют умению правильно применять изученное правило для выработки вычислительного навыка. Количество их должно быть ограниченным. Задания должны быть посильны для каждого ученика.
Дополнительные задания. Эти задания рассчитаны на тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них остается время для самостоятельной работы. Это задания повышенной трудности, на применение изученного правила, требующие сравнения, анализа и синтеза.
Творческие задания. Такие задания предлагаются учащимся, выполнившим дополнительные задания без особых затруднений. Они способствуют активизации творческих способностей.
Обязательные, дополнительные и творческие задания могут применяться на любом этапе урока, но чаще всего, дифференцированные задания используются на этапе закрепления нового материала, при этом схема деятельности педагога может строиться следующим образом.