Зачетная работа по творчеству А.С.Пушкина (9-10 класс)
Зачетная работа по творчеству А.С.Пушкина 9 класс
Первый уровень
Расставьте стихотворения Пушкина в хронологическом порядке. С какими событиями в жизни поэта связано создание этих произведений? Восстановите, опираясь на приведенные в списке стихотворения, основные вехи биографии Пушкина.
«Вновь я посетил…», «Я помню чудное мгновенье…», «Арион», «К морю», «К Чаадаеву», «Осень», «Воспоминания в Царском Селе», «Погасло дневное светило…»
Среди названных лирических произведений одно не принадлежит Пушкину. Определите, по какому принципу сгруппированы произведения; назовите авторов «лишних» произведений; дополните список одним-двумя произведениями в соответствии с заданным принципом:
А) «К Вяземскому», «К моей чернильнице», «А.С.Пушкину», «К Языкову»
Б) «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Чародейкою зимою…»
В) «Сонет («Суровый Дант не презирал сонета…»), «Стансы», «Мадонна», «Поэту»
«Песнь о вещем Олеге», «Вновь я посетил…», «Погасло дневное светило…», «Безумных лет угасшее веселье…»
Расскажите о значении даты 19 октября в жизни и творчестве Пушкина. Какие произведения Пушкина с ней связаны?
4. Приведенные ниже цитаты – вторые строчки стихотворений Пушкина. Вспомните первую строку каждого стихотворения и его название, расскажите об адресатах стихотворений; какова их роль в жизни А.С.Пушкина?
а) …Недолго нежил нас обман…
б) …Передо мной явилась ты…
в) … И я судьбу благословил…
г) … Голубка дряхлая моя…
д) … Храните гордое терпенье…
5.Слева даны названия произведений А.С.Пушкина, справа – жанры. Соотнесите название и жанр, охарактеризуйте( используя примеры из названного произведения) наиболее существенные черты каждого жанра в лирике Пушкина.
«Песнь о вещем Олеге»
«Поэту»
«Погасло дневное светило…»
«Вольность»
«К Чаадаеву»
«На Александра I» Ода
Баллада
Дружеское послание
Эпиграмма
Сонет
элегия
Зачетная работа по литературе по теме «Творчество А.С. Пушкина»
Второй уровень
«Он победил и время, и пространство», - сказала о Пушкине Анна Андреевна Ахматова. Как вы думаете, что она имела в виду? Прокомментируйте ее высказывание, ответ аргументируйте.
Какое историческое время мы называем пушкинской эпохой? Попробуйте себя представить московским барином, петербургским чиновником. Опишите свои занятия в течение дня.
Первую часть стихотворения «Деревня» Пушкин напечатал в своем сборнике стихотворений под названием «Уединение». Докажите, что она близка по жанру к идиллии.
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста. В данном эпизоде получают свое развитие темы, важные для всего произведения. Какая из них представляется Вам наиболее значимой и почему? Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.
Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла.
Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи. Лошади были запряжены. Я расплатился с хозяином, который взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению, и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помочь и велел Савельичу дать ему полтину на водку. Савельич нахмурился. "Полтину на водку! – сказал он, – за что это? За то, что ты же изволил подвезти его к постоялому двору? Воля твоя, сударь: нет у нас лишних полтин. Всякому давать на водку, так самому скоро придется голодать". Я не мог спорить с Савельичем. Деньги, по моему обещанию, находились в полном его распоряжении. Мне было досадно однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня, если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения. «Хорошо – сказал я хладнокровно; – если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп».
– Помилуй, батюшка Петр Андреич! – сказал Савельич. – Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке.
– Это, старинушка, уж не твоя печаль, – сказал мой бродяга, – пропью ли я или нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.
– Бога ты не боишься, разбойник! – отвечал ему Савельич сердитым голосом. – Ты видишь, что дитя еще не смыслит, а ты и рад его обобрать, простоты его ради. Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на свои окаянные плечища.
– Прошу не умничать, – сказал я своему дядьке, – сейчас неси сюда тулуп.
– Господи владыко! – простонал мой Савельич. – Заячий тулуп почти новешенький! и добро бы кому, а то пьянице оголелому!
Однако заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать.
В самом деле, тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок. Однако он кое - как умудрился и надел его, распоров по швам. Савельич чуть не завыл, услышав, как нитки затрещали. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей". – Он пошел в свою сторону, а я отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и о заячьем тулупе.
Что сближает произведение «Капитанская дочка» с другими произведениями отечественной классики, посвященными крупным событиям русской истории? (При сопоставлении укажите произведения и авторов.) Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.