Исследовательские проект Оценка экологического состояния атмосферного воздуха села Таврово.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
Оценка экологического состояния
атмосферного воздуха села Таврово.
Автор проекта:
Долматова Майя Анатольевна –
ученица 9 кл.
Руководитель:
Тимирева Маргарита Валентиновна
учитель географии МБОУ ООШ № 7
Воронеж 2013 г.
Содержание:
Введение …………………………………………………………………………. 3
1.Загрязнение воздуха…………………………………………………………… 4- 6
1.1. Источники загрязнения…………………………………………………….. 4
1.2. История автомобилей………………………………………………………. 4
1.3. Двигатель внутреннего сгорания. Его работа и выхлопные газы………. 5
1.4. Влияние состояния атмосферного воздуха на здоровье человека………. 5 -6
2. Методика проведения исследований……………………………………… 6-11
2.1. Исследование работы автотранспорта на определенном участке……. 6- 9
2.2. . Определение содержания свинца в зеленой массе лиственных
деревьев…………………………………………………………………………. 9-10
2.3. Определение запыленности воздуха на территории с. Таврово……….. 10
2.4. Опрос среди автомобилистов…………………………………………… 11
3. Результаты исследований………………………………………………….. 12-16
3.1.Результаты оценки загрязнения атмосферного воздуха
автотранспортом………………………………………………………………. 12-14
3.2.Результаты определения содержания свинца в зеленой массе
лиственных деревьев …………………………………………………………. 15
3.3.Результаты определение запыленности воздуха на территории
с. Таврово………………………………………………………………………. 15-16
4.Мероприятия по снижению вредного воздействия автомобильного
транспорта на атмосферу……………………………………………………… 16-17
Заключение и выводы…………………………………………………………. 18
Литература……………………………………………………………………… 19
Приложение…………………………………………………………………… 20-24
Введение.
Цель работы: Изучение степени загрязнения воздуха в пределах с. Таврово, Воронежской области.
В последние десятилетия стал быстро развиваться автотранспорт. Из-за этого существенно обострились проблемы с загрязнение окружающей среды. Транспортно-дорожный комплекс является мощным источником загрязнения природной среды. Из 35 млн.т вредных выбросов 89% приходится на выбросы автомобильного транспорта и предприятий дорожно-строительного комплекса.
Автомобили сжигают огромное количество продуктов, которые наносят существенный вред окружающей среде, а именно, атмосфере. С каждым годом количество транспорта в городах растет, значит, количество вредных продуктов, содержащихся в атмосфере, растет. В выхлопных газах автомобилей содержится: до 3% угарного газа; 0,06% окиси азота; 0,5% углеводорода; 0,06% окиси серы; 0,004% альдегидов и т.д. Среди углеводородов некоторые соединения канцерогенны (например, бензопирен, бензантрацен). Исключительно вредны для здоровья людей окислы свинца, мышьяковистые и другие соединения, способные накапливаться в тканях живых организмов, приводя к медленному их отравлению.
Кроме загрязнения атмосферы токсичными выхлопами автомобиль поднимает клубы пыли, содержащие кремний, окись железа, барий. Одной только резины каждый автомобиль рассеивает в атмосферу 10 кг в год. И это ещё не всё, так как работающий двигатель - это тепловое и шумовое загрязнение. [1]
Оказывается влияние автотранспорта на здоровье людей. Выбросы выхлопных газов влияют на развитие многих болезней. Химические вещества, выделяемые автомобилями, очень токсичны и наносят вред организму, вызывая поражение почек, печени и иммунной системы. Считается, что из-за выхлопных газов ежегодно умирают тысячи людей, а ущерб, который они наносят окружающей среде, оценивают в миллиарды долларов.
Актуальность данной темы обусловлена возрастающим количеством автомобильного транспорта и решением проблемы его воздействия на состояние атмосферы и здоровье населения.
Исследование данной работы предопределило ряд задач:
Изучить влияние автотранспорта на атмосферу.
Провести мониторинговое исследование состояния атмосферы села Таврово.
Разработать мероприятия по улучшению состояния атмосферы.
1. Загрязнение воздуха
1.1. Источники загрязнения.
Наличие предприятий, выделяющих вредные выбросы, даже при высокой
эффективности очистных установок (до 97-98 %) существенно влияет на
состояние атмосферного воздуха городов. В сельской местности
загрязненность атмосферы в 10 раз, а в промышленных городах в 150 раз
выше, чем над океаном. Очаги ярко выраженного загрязнения связаны с
зонами промышленных районов крупных городов и городских агломераций.
Основные источники загрязнения - энергетические установки,
промышленные производства, транспорт (особенно автомобильный),
коммунально-бытовой сектор, сельское хозяйство. Значимость тех или других
источников загрязнения воздуха различна в разных странах и городах, она
меняется от уровня научно-технического прогресса, стратегии
взаимодействия техники и природы, уровня благоустройства населенных мест и многих других социально-экономических факторов.
К числу основных промышленных источников загрязнения относятся
предприятия черной и цветной металлургии, комплексы химических, нефте – и сланцеперерабатывающих предприятий по производству строительных
материалов.
Поскольку на современном этапе развитие процессов урбанизации за крупным промышленным производством сохраняется определяющая роль основного градообразующего фактора, проблема загрязнения атмосферы - одна из основных проблем охраны окружающей среды.
Загрязнение воздуха имеет многообразные вредные последствия.
Воздействия эти могут быть различны в зависимости от вида загрязнителя,
его концентрации в воздухе, длительности и периодичности воздействия. [2]
1.2. История автомобилей.
История автомобилей началась еще в XVIII веке, вместе с созданием паросиловых машин, которые перевозили людей. А уже в начале XIX века появились машины, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания (ДВС), которые работали на горючем газе. Ранние попытки изготовления и использования двигателей внутреннего сгорания были затруднены из-за отсутствия подходящего топлива, особенно жидкого, и ранние двигатели использовали газовую смесь. В конце XIX века появились машины, использующие газолиновый или бензиновый двигатель внутреннего сгорания.
Сейчас количество автомобилей на земле перевалило за 1 млрд. Вред, который они наносят атмосфере, получил заслуженную оценку у человечества. Согласно статистике, до 85 % заболеваний современного человека связаны с неблагоприятными условиями окружающей среды, которые возникли по его же вине.[9]
1.3. Двигатель внутреннего сгорания. Его работа и выхлопные газы.
Двигатель внутреннего сгорания – это тепловой двигатель, и, значит, для его использования необходим газ. Для сжигания топлива на современных машинах используется кислород. Он поступает в двигатель вместе с азотом через воздушный фильтр. Также через топливный бак поступают углеводороды и сера. При сжигании топлива в двигателе выделяются выхлопные газы, которые проходят через нейтрализатор: азот, кислород, углекислый газ, окись углерода, оксиды азоты, двуокись серы, углеводороды, свинец и сажа. По статистике, легковые автомобили выделяют преимущественно больше углекислого газа, окиси углерода и углеводорода, а грузовые автомобили выделяют больше оксидов азота и частиц сажи.[8] (Приложение 1)
1.4.Влияние состояния атмосферного воздуха на здоровье человека.
Чувствительность населения к действию загрязнения атмосферы зависит от большого числа факторов, в том числе от возраста, пола, общего состояния здоровья, питания, температуры и влажности и т.д. Лица пожилого возраста, дети, больные, страдающие хроническим бронхитом, коронарной недостаточностью, астмой, являются более уязвимыми.
Одними из вредных и опасных веществ это углекислый газ, свинец, углеволороды ( в их числе бенз(а)пирен), окись углерода и оксиды азота. С увеличением количества углекислого газа в атмосфере, увеличивается температура земной поверхности. Из-за этого образуется парниковый эффект, который меняет климат во многих областях планеты, уменьшается озоновый слой, который предохраняет людей от избытка ультрафиолетовых лучей, излучаемых солнцем. Также оксид углерода поражает нервную систему и вызывает кислородное голодание.
Чрезвычайно вредным компонентом автомобильных выхлопов является свинец. Это наиболее токсичен элемент. Ежегодно в атмосферу выбрасывается около 200 тысяч тонн свинца. Оксиды свинца накапливаются в организме человека, попадая в него через животную и растительную пищу. Свинец и его соединения относятся к классу высокотоксичных веществ, способных причинить ощутимый вред здоровью человека. Свинец влияет на нервную систему, что приводит к снижению интеллекта, а также вызывает изменения физической активности, координации, слуха, воздействует на сердечно-сосудистую систему, приводя к заболеваниям сердца. Содержание свинца в растениях, которые растут около дорог, зависит от расстояния растения до дороги. Норма РЬ в Европе – 10 мг РЬ в 1 кг травы.
В последнее время свинец в составе выхлопных газов отсутствует. После того, как в 1985 году в атмосферу было выброшено около 3000т свинца, запретили употребление и производство этилированного бензина. Этот переход с этилированного на неэтилированный бензин снизил токсичность на 18-22 раза.
Углеводороды оказывают различное влияние на организм человека: одни частички раздражают органы чувств, другие вызывают развитие злокачественных опухолей, пищевые отравления, а третьи разрушают центральную нервную и дыхательную системы.
Угарный газ (по-другому окись углерода) и окислы азота, столь интенсивно выделяемые на первый взгляд невинным голубоватым дымком глушителя автомобиля – вот одна из основных причин головных болей, усталости, немотивированного раздражения, низкой трудоспособности. Окись углерода возникает в результате неполного сгорания топлив, содержащих углерод. Он очень опасен и может вызвать смерть человека даже при малой его концентрации в воздухе. Но при обычных концентрациях в воздухе быстро окисляется до углекислого газа.
Сернистый газ способен воздействовать на генетический аппарат, способствуя бесплодию и врожденным уродствам, а все вместе эти факторы ведут к стрессам, нервным проявлениям, стремлению к уединению, безразличию к самым близким людям.
Оксид азота N2O обладает наркозным эффектом и используется в хирургической практике. Оксид азота NO — сильный яд, оказывающий влияние на ЦНС, а также вызывающий поражение крови за счёт связывания гемоглобина. Относительно высокой токсичностью обладает и оксид азота NO2. Он раздражает дыхательные пути и угнетает аэробное окисление в легочной ткани, что приводит к развитию токсического отёка легких.[6] (Приложение 2)
2.Методика проведения исследований.
2.1.Исследование работы автотранспорта на определенном участке
Цель работы: оценка и вычисление токсичных продуктов от работы транспорта
Место проведения: с. Таврово: ул. Петровская, ул. Тавровская, ул. Ягодная
Методика проведения:
Выбрать 2 наиболее оживленные (по визуальным прикидкам) улицы города (вашего населенного пункта) и 1 мало оживленная (КОНТРОЛЬ)
Например, улицы наблюдения за автотранспортом
Улицы села Таврово Контроль
Ул. Петровская
Ул. Тавровская
Ул. Ягодная 1.
2.
3.
2. На протяжении 10-ти произвольных дней месяца (дни выбирайте случайным образом – будни, выходные и т.д.), подсчитать количество автомобилей проходящих по указанным 3-м дорогам в течение 15 минут (Время нахождения на дорогах выбирайте случайным образом – утром, в обед, вечером).
3. Полученные данные перевести в часы (количество автомобилей за 15 минут умножить на 4) и отобразить в виде таблиц для каждой из 3-х улиц по дням (всего должно получиться 3 таблицы).
Краткая справка для проведения визуальной оценки транспортных средств
I. Подвижной состав автомобильного транспорта разделяется на грузовой, пассажирский и специальный.
1. К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы для перевозки грузов различных видов. По назначению их разделяют на автомобили общего назначения и специализированные.
Автомобили общего назначения имеют кузова в виде платформы с бортами и применяются для перевозки грузов всех видов, кроме жидкости (без тары).
Специализированные автомобили оборудованы кузовами, приспособленными для перевозки грузов определенного вида. Это автомобили с саморазгружающимися кузовами (самосвалы), автомобили-цистерны для цемента, нефтепродуктов, молока, автомобили с кузовами для перевозки животных и т. д.
2. К пассажирскому подвижному составу относятся автобусы, легковые автомобили. Автомобили, вмещающие не более восьми человек, включая водителя, называются легковыми, а вмещающие более восьми человек - автобусами.
3. К специальному подвижному составу относятся автомобили, прицепы, полуприцепы, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ и имеющие соответствующее оборудование или специальные кузова (санитарные, автомастерские, автокраны, пожарные и др.).
II. Подвижной состав снаряжается двигателями внутреннего сгорания на бензине, дизельном топливе или на газу.
МАЗ, КРАЗ, КАМАЗ – дизельные
ЗИЛ – не более 20% всего штата дизельных
УРАЛ – 50% дизельных / 50% бензиновых
Импортная большегрузная техника, в основном, дизельная.
Большинство микроавтобусов корейского производства (80%) – Дэу, Хендэй, Киа – дизельные.
Парк легковых автомобилей японского производства (Тойота, Ниссан, Мазда, Митсубиси, Субару) на 70% представлен бензиновыми двигателями.
III. Бензин
В соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей автомобилей применяют марки бензинов:
АИ-92 - для автомобилей ГАЗ-24 «Волга», автомобилей семейства ВАЗ, АЗЛК и др.,
АИ-95 «Экстра» - для автомобилей ГАЗ-14 «Чайка», ЗИЛ-4104, ЗИЛ-117 и др.,
АИ-98 - для легковых автомобилей со степенью сжатия выше 9,5 (в основном для иномарок).
Условные обозначения и данные для расчетов:
Li = Ni ∙ l
Ni — кол-во автомобилей каждого вида за 1 час (обратите внимание - мы используем - среднее за 10 дней)
i — тип транспорта
l — длина участка в км (150 м = 0,15 км)
Li — общий путь, пройденный каждым типом автомобилей за 1 час (км)
Qi = Li ∙ Yi , где
Qi — количество топлива разного вида, сжигаемого при этом двигателями (л)
Yi — удельный расход топлива (л/км) (в таблице 11).
Количество определяемых загрязняемых веществ = Qi ∙ k
где k - коэффициент выброса вредных веществ
Сокращения в таблицах: ЛА – легковой бензиновый автомобиль; ГА – грузовой автомобиль; А – автобус; ДА – легковой дизельный автомобиль.

Для сравнения полученных данных (они приведены в литрах) с ПДК (они приведены мг/м3) необходимо применить следующую формулу

где Сi – средняя концентрация i-го загрязнителя (мг/м3), приведенная к одной минуте;
Vi – объем выброса i-го загрязнителя, л (средние значения за 10 дней) (берется из таблицы по каждому виду загрязнителей);
Mi – молекулярная масса i-го загрязнителя, г (находится по таблице Менделеева, например, MСО = 28)
Vgen – общий объем приземного слоя атмосферы, м3;
t – время наблюдений, мин;
t - вводится в случае скорости ветра больше 5 м/с
,
где l – длина рассматриваемого участка дороги, м, l = 150;
m – ширина дорожного полотна, м, m 2 м;
h – высота приземного слоя атмосферы, h = 2 м. [6]
2. 2. Определение содержания свинца в зеленой массе лиственных деревьев.
Причиной летнего листопада является высокое содержание свинца в воздухе. Но, концентрируя этот металл, растения очищают воздух.
Цель данного этапа работы: определить наличие свинца в зеленой массе лиственных деревьев улиц села
Отбор проводился 08 июня 2013 г.
Методика определения содержания свинца в листьях растений:
Было собрано по 100 г растительных проб одного вида (берёза повислая) с контрольных участков. Собранные пробы пронумеровывались, измельчались и растирались в ступке.
Затем было добавлено по 50 мл 40%-ного этилового спирта.
Проведено фильтрование раствора.
Экстракт кипятился на водяной бане, чтобы соединения свинца (а это главным образом бромид свинца) перешли в раствор.
Экстракт упаривался до 10 мл. Далее на фильтровальную бумагу необходимо было нанести каплю исследуемого раствора. Затем подсушить ее на воздухе, (над плиткой или пламенем спиртовки). В то же самое место капнуть раствор реагента – йодистого калия (KI). Иодид калия (KI) дает в растворе с ионами свинца характерный осадок йодида свинца PbI2.Исследования производятся следующим образом. К 5 мл испытуемого раствора прибавить немного KI, после чего, добавив уксусной кислоты CH3COOH, нагреть содержимое пробирки до полного растворения первоначально выпавшего мало характерного желтого осадка PbI2. Охладить полученный раствор под краном, при этом PbI2 выпадет снова, но уже в виде красивых золотистых кристаллов:
PbI2 + 2I- = PbI2↓
2.3.Определение запыленности воздуха на территории
с. Таврово
Цель: Определить запылённость воздуха вдоль автодорог и вдали от них.
Исследования проводились в июне 2013 г на территории с. Таврово
В нескольких местах (вблизи дороги, в удалении от неё и т.д.) выбрать по 5 деревьев одной породы. На высоте 1-1,5 м с каждого дерева сорвать по 10 листьев и поместить в чистую стеклянную банку с крышкой. В другие банки таким же образом собрать листья с деревьев, растущих в выбранных местах.
Места взятия проб отметить на карте микрорайона.
Листья в банках залить дистиллированной водой, затем тщательно смыть пыль с поверхности каждого листа. Воду профильтровать и взвесить массу осадка после сушки. Полученный результат даёт массу пыли на обмытой поверхности.
Для определения поверхности обмытых листьев берут 5 листочков, лучше разных по размеру, протирают их от воды и обводят каждый из них на бумаге. Затем вырезают по контуру и взвешивают вырезанные проекции листа. Из этой же бумаги вырезают квадрат 10х10 см и взвесьте его. Рассчитывают поверхность обмытых листьев по формуле:
М х ( П : 5)
S=-------------------- ( дм ²),
М2
Где М - масса бумаги . вырезанной по контурам 5 листьев,
М2 – масса 1 дм ² бумаги,
П- общее количество обмытых листьев.
Определить сколько пыли осаждается на 1 кв.м. поверхности листьев
2.4. Опрос среди автомобилистов
Так же мы провели опрос среди автомобилистов нашего села, и задали им несколько вопросов:
1.Знаете ли вы, что транспорт является основным источником загрязнения атмосферы? (полученные данные)
- 70% - Да, знаю.
-15% - Нет.
-15% - Теперь, да.
2. Регулярно ли вы проводите профилактику, держите в исправности воздушные и масляные фильтры?
- 15% - Регулярно.
- 26% - Не провожу.
-59% - Редко.
3.Моете ли вы в летнее время машину
в реках и озёрах?
- 63% - Не мою.
- 12% - Часто.
- 25% - Редко.
В результате опроса мы сделали выводы и рекомендации о необходимости проведения эколого-просветительской работы среди населения.
3.Результаты исследований
3.1.Результаты оценки загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом
Используя методические рекомендации, были выбраны контрольные участки, на которых подсчитали количество автомобилей различных видов за час. С помощью расчетных формул определили количество загрязняющих веществ попадающих в атмосферу с выхлопными газами. Все полученные результаты отражены в таблицах. Сокращения в таблицах: ЛА – легковой бензиновый автомобиль; ГА – грузовой автомобиль; А – автобус; ДА – легковой дизельный автомобиль.
Таблица 1. Количество автомобилей проходящих по улице Петровская, за 10 дней сентября 2012г.
№ Вид
автотрт. Кол-во автомобилей (шт./час)
Qi (л)
дата
09
дата
10
дата
11 дата
12 дата
13 дата
14 дата
15 дата
16 дата
17 дата
18 бензин диз.топливо
1 ЛА 102 74 69 78 84 76 97 113 87 80 86 1,8 2 ГА 3 5 3 2 6 4 6 3 7 4 4 0,2 3 А 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 0,13 4 ДА 18 11 5 9 7 9 12 6 21 30 13 0,7
Таблица 2. Количество автомобилей проходящих по улице Тавровская, за 10 дней сентября 2012г.
№ Вид
автотрт. Кол-во автомобилей (шт./час)
Qi (л)
дата
09 дата
10 дата
11 дата
12 дата
13 дата
14 дата
15 дата
16 дата
17 дата
18 бензин диз.топливо
1 ЛА 98 64 49 68 54 76 67 63 77 85 70 1,4 2 ГА 2 2 3 2 5 4 3 6 4 3 3 0,15 3 А - - - - - - - - - - - - 4 ДА 14 16 9 14 5 7 4 7 11 17 10 0,5
Таблица 3 . Количество автомобилей проходящих по улице Ягодная, за 10 дней сентября 2012г.
№ Вид
автотрт. Кол-во автомобилей (шт./час)
Qi (л)
дата
09 дата
10 дата
11 дата
12 дата
13 дата
14 дата
15 дата
16 дата
17 дата
18 бензин диз.топливо
1 ЛА 87 46 34 48 53 46 37 67 58 61 54 1,1 2 ГА 4 1 - - 2 4 2 - 1 4 2 0,1 3 А - - - - - - - - - - - - 4 ДА 12 5 7 9 11 5 9 3 16 21 9 0,4
Таблица 4. Количество выделившихся загрязняющих веществ на улицахс.Таврово.
Улица Вид
автотранспорта Li Qi CO NO2
Петровская
ЛА 12,9 1,8 1,08 0,072
ГА 0,6 0,2 0,12 0,008
А 0,3 0,13 0,08 0,0052
ДА 2,0 0,7 0,07 0,028
Тавровская ЛА 10,5 1,4 0,84 0,056
ГА 0,5 0,15 0,09 0,006
ДА 1,5 0,5 0,05 0,02
Ягодная ЛА 8,1 1,1 0,66 0,044
ГА 0,3 0,1 0,06 0,004
ДА 1,35 0,4 0,04 0,016
ГА 0,3 0,1 0,06 0,004
ДА 1,35 0,4 0,04 0,016
Вывод: На исследуемых улицах превышение ПДК не наблюдается. Возможно это связано с небольшой интенсивностью потока, вследствие чего небольшое количество выбрасываемых в воздух вредных веществ.
3.2.Результаты определения содержания свинца в зеленой массе лиственных деревьев.
Для определения содержания в воздухе ионов свинца посредством анализа зеленой массы лиственных пород деревьев было выбрано три контрольных участка с разной удаленность от автодороги. Полученные данные отражены в таблице 5.
Таблица 5. Наличие ионов свинца в выхлопных газах
Контрольный участок Наличие ионов свинца (Pb2+)
Автодорога по ул. Петровская +
Территория «Затон» -
Школьный двор -
Вывод: полученные данные подтверждают наличие ионов свинца в выхлопных газах, значит, большинство автомобилей села работают на этилированном бензине. Из таблицы видно, что свинец осаждается вблизи автодорог.
3.3.Результаты определение запыленности воздуха на территории с. Таврово
Сравнительная оценка степени запыленности березы повислой на исследованных участках.
Исследуемый объект Масса осадка Масса контура 5 листьев Масса
1 дм²
бумаги Общее количество обмытых листьев Поверхность обмытых листьев Степень запыленности
Береза у дороги 2 мг 0.3 мг 1 мг 50 штук 3 дм² 6 мг
Береза в лесу 1.9 мг 0.5 мг 1 мг 50 штук 5 дм² 9.5 мг
Береза у озера 1.5 мг 0.5 мг 1 мг 50 штук 5 дм² 7.5 мг
Вывод: Согласно проведенному исследованию видно, что наибольшая загрязненность поверхности листьев наблюдается вблизи автодороги.
4.Мероприятия по снижению вредного воздействия автомобильного транспорта на атмосферу.
Понимаем ,что предлагаемые меры по снижению вредного воздействия автотранспорта хорошо известны большинству населения , т.к на сегодня существует государственный подход к ее решению. Наша же задача - обосновать свою точку зрения и выделить первостепенные и возможные меры в условиях нашего села.
Для предотвращения загрязнения атмосферного воздуха в с. Таврово
и в целом в стране необходим и предложен в нашей работе комплекс мероприятий, направленных на поддержание оптимального состояния территории.
1)Одно из основных мероприятий — совершенствование конструкции современного автомобиля, т.к.известно, что они на каждые 100км. пути расходуют по 10 и более литров горючего, а современные иномарки в 2 раза меньше. Уже разработаны конструкции автомобилей, расходующих 4 л горючего на 100 км пути. (Приложение 6)
Как видно из данных таблицы , выбросы основных загрязняющих веществ значительно ниже в дизельных двигателях. Поэтому принято считать их более экологически чистыми. Однако дизельные двигатели отличаются повышенными выбросами сажи, образующейся вследствие перегрузки топлива. Сажа насыщена канцерогенными углеводородами и микроэлементами; их выбросы в атмосферу недопустимы.
2)В настоящее время проблему экологизации автотранспорта в России принято решать за счет развития и модернизации отечественного моторостроения производства и использования бензинов, соответствующих мировым экологическим стандартам.
Существенное снижение загрязнения окружающей среды и экономия бензина достигаются при замене традиционных видов нефтяного топлива так называемыми альтернативными видами моторного топлива, в первую очередь, газом. В этом плане практическое применение нашли сжиженные пропанобутановые газы и сжатый природный газ. По экспериментальным оценкам, использование газового топлива снижает выбросы окиси углерода в 2—4 раза, окислов азота - в 1,1 — 1,5 и суммарных углеводородов - в 1,4—2 раза.
3)В настоящее время, когда автомобиль с бензиновым двигателем стал одним из существенных факторов, приводящим к загрязнениям окружающей среды ,специалисты всё чаще обращаются к идее создания чистого автомобиля-электромобиля. Перевод автотранспорта на электротягу. Замена ДВС на электродвигатели.
4)Экономическое стимулирование улучшения экологических характеристик автотранспорта с введением административных и налоговых льгот.
5)Ну а пока, вредные вещества при эксплуатации подвижных транспортных средств поступают в воздух с отработавшими газами, испарениями из топливных систем и при заправке, а так же с картерными газами. Поэтому разработаны ПДК токсичности основных компонентов отработанных газов автомобилей (ПДК) (Приложение 7 )
Необходимо неукоснительное соблюдение этих норм и строгие санкции к нарушителям. Выполнение этих мероприятий возможно на государственном уровне.
Заключение
В ходе проведенной работы была дана оценка состояния атмосферного воздуха села Таврово.
Были решены поставленные задачи:
1. Проанализировали литературу о влиянии автотранспорта на атмосферу
2. Исследовано влияние автотранспорта на окружающую среду нашего села,
3.Доказано, что экологические проблемы есть и в нашем селе, но они минимальны.
По результатам работы мы сделали следующие выводы:
1. Умеренная нагрузка на автодорогах, большая площадь зеленых насаждений оказывают благотворное влияние на экологическое состояние территории села.
2. Необходимо проведение ежегодного экологического исследования воздуха в районе с. Таврово.
3. Следует проводить дальнейшее озеленение территории села, внесены предложения администрации села по высадке саженцев деревьев, обладающих хорошей очищающей способностью.
4. Необходимо повышение экологической культуры и экологической грамотности населения села Таврово.
Литература
Аксенов И.Я. Аксенов В. И. Транспорт и охрана окружающей среды. – М.: Транспорт,
Амбарцумян В. В., Носов В.Б., Тагасов В. И.. Экологическая безопасность автомобильного транспорта. – М.: ООО Издательство «Научтехлитиздат», 1999 г.
Бакиров Б.К.к.г.н (КРСУ) Анализ критериев опасности загрязнения атмосферы для растений] [км.ru образовани1981.
ГН 2.2.5.1313-03 Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. – М.: Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ Минздрава России, 2003. - /Гигиенические нормативы/.
Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая Среда и человек. – М.: 1986
Роговцев В.Л. и др. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств: Учебник для водителя/ Роговцев В.Л., Пузанков А.Г., Олдфильд В.Д.-М.:Транспорт, 2000.-430 с.
Якубовский Ю. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды. – М.: Транспорт, 1979 г.
http://autoholding.net/326_sostav_otrabotavshih_gazov_avtomobilya.htmlhttp://ooo-ikar.narod.ru/vred.htmlПриложения
Приложение 1
Содержание токсичных выбросов в отработавших газах двигателей.
Компоненты Доля токсичного компонента в отработанных газах ДВС
Карбюраторные Дизельные
В % на 1000л топлива, кг в % на 1000л топлива, кг
CO 0,5-12,0 до 200 0,01-0,5 до 25
NOX до 0,8 20 до 0,5 36
СХHY 0,2 – 3,0 25 0,009-0,5 8
Бензапирен - до 10 мкг/м3 - -
Альдегиды до 0,2мг/л - 0,001-0,09мг/л -
Сажа до 0,04 г/м3 1 0,01-1,1г/м3 3
Приложение 2
Влияние состояния атмосферного воздуха на здоровье населения
Кратность превышения ПДК
Состояние здоровья населения
1 Нет изменений в состоянии здоровья
2-3 Изменение состояния здоровья по некоторым показателям
4- 7 Выраженные функциональные сдвиги
8- 10 Рост специфической и неспецифической заболеваемости
100 Острые отравления
500 Летальные отравления
Приложение 3
Норма расхода топлива
Тип автотранспорта Средний расход топлива (л/100 км) Удельный расход топлива Yi (л/км)
Легковой бензиновый
автомобиль 11-13 0,11-0,13
Легковой дизельный
автомобиль 31-34 0,31-0,34
Грузовой автомобиль 29-33 0,29-0,33
Автобус 41-44 0,41-0,44
Приложение 4
ПДК токсичных компонентов отработавших газов автотранспорта
Вещество ПДК, мг/м3
среднесуточная
Угарный газ 3
Диоксид азота 0,04
Приложение 5
Коэффициент выброса вредных веществ (k)
Вид топлива Угарный газ Диоксид азота
Бензин 0,6 0,04
Дизельное топливо 0,1 0,04
Приложение 6
Выбросы (% по объёму) веществ при работе дизельных и карбюраторных двигателей
Компонент Содержание, %
Карбюраторные двигатели Дизельные двигатели
Азот 74—77 76—78
Кислород 0,3—0,8 2—18
Пары воды 3,0-5,5 0,5—4,0
Двуокись углерода С02 5,0—12,0 1,0—10,0
Окись углерода СО 0,5—12,0 0,01—0,5
Окислы азота NO 0,0—0,8 0,0002—0,5
Углеводороды неканцерогенные 0,2—3,0 0,009—0,5
Альдегиды 0,0—0,2 0,001—0,009
Сажа, г/м3 0,0—0,4 0,01 — 1,1
3,4-бензапирен, мкг/м до 10—20 до 10
Приложение 7
ПДК токсичных компонентов отработавших газов автотранспорта
Компоненты отработанных газов
Предельно допустимые концентрации, мг/м
Максимальная разовая Среднесуточная
Рабочей зоны
Оксид углерода СО 5,0 3,0 20,0
Оксид азота 0,6 0,06 10,0
Диоксид азота 0,085 0,04 2,0
Углеводороды (в пересчете на углерод) 5,0 1,5 100,0
Альдегиды: акролеин формальдегид 0,03 - 0,035 0,03 - 0,003 0,2- 0,5
Ангидрид сернистый 0,5 0,05 10,0
Свинец 0,0003 0,0003 0,01
Бензапирен 0,000001 0,000001 0,000015
Сажа 0,15 0,05 4,0