Урок по информатике для 5 класса по теме «Компьютер. Назначение и возможности основных устройств компьютера.»


План-конспект урока по информатике
Наименование: КГУ СОШ №6 г. Сарани, Карагандинской области
Учитель: Динисламова Гульнара ГабдулахатовнаПредмет информатика Класс 5
Тема урока: Компьютер. Назначение и возможности основных устройств компьютера.
Общая цель: ознакомить с функциональным назначением устройств компьютера; основными характеристиками устройств компьютера; с функциональным назначением периферийного оборудования;
развивать умение работать в группе и умение выстраивать самостоятельную работу, умение слушать, аргументировать свое мнение.
Задачи: Развивать навыки само и взаимооценивания. Излагать и отстаивать свое мнение.
Конкретный результат обучения Ученики знают функциональное назначение устройств компьютера; основные характеристики устройств; назначение периферийного оборудования;
Демонстрируют умения работы в группе, самостоятельно работать, слушать, аргументировать свое мнение
Подход в преподавании / обучении Использование работы в группе для формирования мышления на основе личных размышления и социального взаимодействия.
Источники: Информатика: Учебник для 5 класса общеобразовательной школы / Н.А.Беляева, С.П.Давыденко, О.Ю.Исакова – Алматы: Издательство «Атамұра», 2013.
Информатике. Методическое руководство: Для учителей 5 класса общеобразовательной школы / Н.А.Беляева, С.П.Давыденко – Алматы: Издательство «Атамұра», 2013.
Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
Программа. Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
Образовательный портал www.cpm.kzПриемы педагогической техники. Пособие для учителя. Анатолий Гин., Москва "Вита-Пресс", 1999.
Использованные ресурсы сети Интернет:
ребусы (http://www.igraza.ru/page-1-1-5.html);
графические изображения, фото:
flash-память
http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=freemarket.kiev.ua%2Fimages_goods%2FKingston%2FKingston-DataTraveler-101-16GB-2.jpg&ed=1&text=%D1%84%D0%BB%D1%8D%D1%88%20%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C&p=21компакт-диск
http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&ed=1&text=%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BA%D1%82%20%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B8&p=10&img_url=media.ffclub.ru%2Fup72889_1713169990.jpgколонки http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&ed=1&text=%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B8&p=5&img_url=www.start-master.ru%2Fsadm_images%2Fcatalog%2F080008821%2F080008821_max_1.jpgсистемный блок
http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=img.positronica.ru%2Fitems%2F510051_v01_b.jpg&ed=1&text=%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA&p=7
мышь
http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D0%BC%D1%8B%D1%88%D1%8C%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0&p=47&img_url=content1.onliner.by%2Fcatalog%2Fdevices%2Fgallery%2Fmicrosoft_nom3000_23060.jpg&rpt=simageмонитор
http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B&p=28&img_url=itua.info%2Fpic%2Fimages%2FBX2350_R45.jpg&rpt=simage
клавиатура
http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=wiki.iteach.ru%2Fimages%2F9%2F96%2F%25d0%259a%25d0%25bb%25d0%25b0%25d0%25b2%25d0%25b8%25d0%25b0%25d1%2582%25d1%2583%25d1%2580%25d0%25b0_28061992.jpg&ed=1&text=%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0&p=6
фотоаппарат
http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=www.pma-show.com%2Fnews_images%2F00397_sony-dslr-a300.jpg&ed=1&text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B0%D0%BF%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82&p=23
видеокамера
http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=farm4.static.flickr.com%2F3417%2F3358666967_d95efc8544.jpg&ed=1&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0&p=0
принтер
http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=www.fora.kz%2Fimg%2Fgoods%2Fimg%2Fimg_435%2Fbig_HP%2520LJ-P1102.jpg&ed=1&text=%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80&p=35
сканер
http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=ns2.ogoom.com%2Fuploads%2Fposts%2F2011-07%2F1310044914_1308400903_scanner.jpg&ed=1&text=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%80&p=5
микрофон
http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=meelk.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2010-12%2F1291248956_22966168_1.jpg&ed=1&text=%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BD&p=0
проектор
http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=display.lakmus.ua%2Fimages%2Fproducts%2F7324%2F7324_biggest.jpg&ed=1&text=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80&p=18
процессор
http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=dtpsoft.pl%2Fimages%2FPRO-COR%2FPROINTCOR0048%2FPROINTCOR0048_1.jpg&ed=1&text=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%80&p=13
винчестер
http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=scorpion.ru%2Foptskl_im.php%3Fid%3D154470&ed=1&text=%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80&p=12
компьютер
http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80&p=84&img_url=rnns.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2009-08%2Fthumbs%2F1250753407_computer.jpg&rpt=simage
дискета
http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=compsmir.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2011%2F08%2F497a01ab-f188-436e-b190-d298a6f2ada9_508x0_q99.jpg&ed=1&text=%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B0&p=2
Записи учителя по занятию: Учитель координирует деятельность учащихся, консультирует, проводит наблюдение за работой в группах, направляет, в необходимых случаях помогает пассивным детям включиться в работу.
Организационный момент.
Учитель
Приветствует учащихся, создаёт соответствующие условия, чтобы настроить учеников на учебную деятельность проводит деление на группы с помощью стратегии «Жеребьевка».
Ученики: подходят к учителю вытягивают соломинку понравившегося цвета. После формируются группы по цветам. Учащиеся занимают свои рабочие места.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами будем работать в группах, но для этого нужно вспомнить и если надо дополнить "Правила работы в группах".
Задание №1.
Ученики. Читают Правила работы в группах и дополняют его. Кумулятивная беседа.
Оценивание данного задания - Смайлики.(Приложение 1)
Учитель для обсуждения с учениками темы и цели урока предлагает выполнить задание “Шахматы”:
Задание № 2. Сделайте 18 ходов ладьей, начиная с буквы “К”, и получите слова, которые раскрывают тему урока. Какова тема сегодняшнего урока?
Й ЦК Ч Я ЩГ О
Ф ЫО М ПЬ Л РО О РТ Х ЮЖ Т
В Й Ъ С Э Т ЮС
Т С Ж У РЕ Б У
Ученики. В группах разгадывают сканворд и сообщают учителю о том, что задание выполнено.
Учитель. Вызывает из каждой группы по одному ученику, который находит отгаданные слова на интерактивной доске.
Ответ: Компьютер. Устройства.
Оценивание данного задания - Большой палец. (Приложение 1)
Учитель. Сообщает цели урока.
Цель:
ознакомить с функциональным назначением устройств компьютера; основными характеристиками устройств компьютера; с функциональным назначением периферийного оборудования;
развивать умение работать в группе и умение выстраивать самостоятельную работу, умение слушать, аргументировать свое мнение.
II. Мотивационное начало урока
Учитель.  
 Сегодня на уроке мы начнем знакомство с компьютером, его назначением, узнаем какие устройства являются основными, а какие дополнительными.
Компьютер – это не только инструмент для работы с информацией, но и объект для изучения. Ребята, а все ли помнят, как правильно вести себя при работе за компьютером? Давайте посмотрим, как вы запомнили эти правила.
Ученики берут в руки тестирующие устройства ActivVote.
Задание №3. Тестовое задания "Правила безопасности при работа за компьютером". Тестирование с помощью ActivVote.
На интерактивной доске отображается тест. Учитель запускает тестирование нажатием на кнопку Play.
Оценивание данного задания - По итогам тестирования выводится общий результат.
2. Обобщение сведений детей о компьютере и его назначении. Мотивация учащихся.
Кумулятивная беседа.
Учитель
Ребята обсудите в группе как называются и для чего предназначены основные устройства компьютера и ответьте на вопросы:
- Что такое компьютер?
- Для чего нужен компьютер?
- Что входит в состав компьютера?
Примерные ответы: компьютер – это инструмент, созданный руками человека.
Предназначен для обработки данных, хранения и передачи информации.
В состав компьютера входит: монитор системный блок, клавиатура, мышь.
Учитель
Хорошо. Теперь давайте просмотрим видео-ролик и узнаем что же такое компьютер.
Запускает на доске видео-ролик в электронном программе "СИН" и "Мир информатики".
Физкультурная минутка.
Учитель. Включает видео-ролик.
Ученики. Поднимаются со своих рабочих мест и повторяют движения за виртуальным учеником.
Учитель. Замечательно. Теперь продолжим наше занятие. Для закрепления сегодняшнего материала предлагаю вам выполнить следующие задание. Раздает ученикам карточки с ребусами и небольшой флипчарт, в который надо распределить и записать отгаданные слова на две категории. После обосновать выполненное задание.

Карточки с ребусами

Капитаны команд демонстрируют ответы на флипчартах.
Оценивание данного задания - Оценивание по критериям работы группы:
Установить время (скорость работы группы при выполнении задания) 1 2 3 4 5
правильность ответа 1 2 3 4 5
слаженность работы команды 1 2 3 4 5
Итог урока. 
Рефлексия урока Стратегия "От кулака до 5 пальцев". (Приложение 1)
VI. Домашнее задание
Нарисуйте основные части компьютера, напишите их названия и укажите, какие из них относятся к устройствам ввода и вывода информации.
Результаты обучения для учеников (A)
Результаты обучения для учеников (B)
Результаты обучения для учеников (C) Найди лишнее устройство.
Разгадай ребусы.
Приложение 1
СТРАТЕГИИ
"ОТ КУЛАКА ДО ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ"
Навыки:
Самоуправление
Что это?
Это простое упражнение поощряет учеников к тому, чтобы решить, насколько они уверены в том, что добились ожидаемого результата. Оно также может использоваться учениками как средство выражения уверенности в том, что они знают ответ на вопрос, который только что был задан учителем. Для учителя это упражнение позволяет мгновенно оценить то, как хорошо класс или группа усвоила вопрос или тему.
Как это работает?
1. После объяснения учеников спрашивают, уверены ли они в том, что добились поставленной цели. Может использоваться один из трех жестов руки:
- Все пять пальцев подняты, если они абсолютно уверены, что добились поставленных целей.
- Три пальца, если они чувствуют, что они частично добились успеха в поставленных целях, но что стоит еще поработать над этой темой.
- Кулак, если они считают, что они не добились никакого успеха в поставленной задаче.
2. Если данный инструмент используется в ответ на вопрос учителя во время урока, можно применить следующие значения:
- Все пять пальцев подняты, если они уверены, что знают правильный ответ
- Три пальца, если они знают часть ответа или если они не вполне уверены в точности ответа
- Кулак, если они уверены, что не знают ответ
3. Если этот инструмент используется в конце сессии, то размышление о ходе работы может показать, насколько эффективно были выполнены поставленные цели, чего еще хотели бы достичь ученики и каким способом они могли бы это сделать, что могло помешать прогрессу и как они могут предотвратить в будущем подобные препятствия.
"БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ"
Навыки
Самоуправление
Что это?
Это простое занятие требует от учеников измерить, насколько хорошо они преуспели в том, что от них требовалось к концу урока или сессии. Он также может использоваться учениками как способ выражения их уверенности в ответе на вопрос, заданный учителем или ведущим. В последнем случае это занятие позволяет мгновенно оценить, насколько хорошо класс или группа овладели вопросом или темой. В занятии «От кулака до пяти пальцев» изложен другой схожий метод, поощряющий учеников к размышлению о собственном обучении
Как это работает?
После сессии учеников спрашивают, насколько они уверены в том, что достигли цели. Можно использовать один из трех жестов:
- Большой палец вверх, если они уверены в том, что достигли поставленных целей и того, что от них ожидалось;
- Большой палец в сторону, если они чувствуют, что достигли частичного успеха в достижении целей, но необходима еще работа, и
- Большой палец вниз, если они думают, что они никак или мало продвинулись к достижению цели.
Если этим инструментом пользуются для ответа на конкретный вопрос учителя в течение урока, могут применяться следующие критерии:
- Большой палец вверх, если они уверены в том, что знают ответ;
- Большой палец в сторону, если они могут знать часть ответа или если они слегка неуверенны в точности ответа и
- Большой палец вниз, если они уверенны , что не знают ответа.
Если этим инструментом пользуются в конце сессии, разбор может исследовать проблемы, помешавшие достигнуть целей. Можно разобрать, чего еще ученикам хотелось бы достигнуть и как они попытались бы это сделать, что могло бы помешать продвижению на пути к намеченной цели и как они могли бы предотвратить появление таких препятствий в будущем.
"СМАЙЛИКИ" ("МОРДАШКИ")
Формула: ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.
Например, вот так
Как это работает?
Данный способ начинается с того, что каждый ученик показывает один из "смайликов", соответственно своему настроению. Здесь важно, что ученик сам осознает свое состояние и делится этим с учителем, что повышает его самоуправляемость. Сверхэффект: ученики видят внимание к себе. А учителю дается возможность подкорректировать настроение двумя-тремя фразами, дополнительно настроить на работу. Показом "смайликов" можно и завершить урок. Если улыбок стало больше - урок удался!