Исследовательская работа Юность комсомольская моя…( на примере комсомольской организации СОШ №22 и МОУ Гимназия №1)
Муниципальный этап XXIV областного конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся-участников Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество»
Секция
Развитие образования в Ярославском крае
Тема исследовательской работы
«Комсомольская юность моя….»
(История развития молодежных организаций в МОУ «Гимназия №1»на примере комсомольской организации и волонтёрского отряда)
Автор: Ремнева Александра Дмитриевна
ученица 9а класса
МОУ «Гимназия № 1»
Научный руководитель:
Прозуменщикова Елена Сергеевна
учитель истории и обществознания
МОУ «Гимназия № 1»
г. Ярославль, 2016 г.
Оглавление
Введение……………………… ………………………………………............................................3
Глава 1. Комсомольская организация МОУ СОШ № 22 г. Ярославля…....................................5 Глава 2. Российский Союз молодёжи……………………………………………………………..6
Глава 3. Волонтёрское движение в МОУ «Гимназия № 1» …………….....................................7
Заключение………………………………………………………………………………………...11
Список приложений……………………………………………………………………………….12Список используемых источников и литературы…………………………..…………………...36
Введение
Ежегодно 29 октября отмечается день рождения ВЛКСМ. Для большинства гимназистов эта дата остается незамеченной, лишь некоторые учителя и классные руководители, вероятно, решив вспомнить свою комсомольскую молодость, напоминают ребятам об этой дате. К сожалению, история комсомола для многих моих ровесников – это белое пятно. Школьный курс, за исключением одного пункта в параграфе учебника для 9 класса по Истории Отечества «Политические и общественные организации в СССР» не дает полного представления о деятельности комсомольцев. Учитель истории провела этот урок в музее гимназии. Тема меня заинтересовала, и я самостоятельно решила восполнить этот пробел, тем более, что литературы советских времен оказалось предостаточно, но в своей работе я использовала публикации последних лет. Актуальность темы определяется политизированностью современного общества и необходимостью включать молодежь в решение насущных задач.
Цель работы: изучение опыта социальных проб в молодежном возрасте.
Задачи работы:
Познакомиться с основными событиями в истории комсомола.
Обобщить материалы музея гимназии, посвященные формам и результатам работы комсомольской организации школы № 22.
Собрать сведения о деятельности волонтёрского отряда «Улыбка» в МОУ «Гимназия № 1».
Предмет исследования: история создания и деятельности молодежных организаций в МОУ «Гимназия № 1».
Объект исследования: периодическая печать, результаты анкетирования, экспозиция музея гимназии и личные архивы комсомольцев.
Методы, используемые в поисково-исследовательской работе:
Работа с литературой и периодической печатью.
Анкетирование гимназистов и учителей.
Работа с фондами музея гимназии.
Изучение материалов семейных архивов учителей и гимназистов.
Гипотеза: молодежная организация даёт возможность социального опыта, является стартовой площадкой для развития общественно-значимых качеств личности.
Во введении хочу предложить результаты анализа анкет для опроса гимназистов (приложение № 1 стр. 15). В опросе принимали участие 200 гимназистов разных классов.
№ вопроса Формулировка вопроса Количество верных ответов Количество пустых ответов Встречающиеся варианты ответов
1. Какие детские молодежные организации ты знаешь? 15 96 Скауты, готы, скинхеды, комсомол, волонтёры, дискотеки
2. Как расшифровывается аббревиатура ВЛКСМ? 12 180 «Великий ленинский комсомол снова молодой» и др.
3. Когда был создан комсомол? 7 152 20 век, 19 век, недавно, давно
4. Сколько лет отмечает в этом году комсомол? 26 130 100,50,70
5. Какие комсомольские стройки ты знаешь? 18 169 Брежневки, сталинки, города
6. В каком возрасте можно было вступать в комсомол? 28 107 16,18,30
7. До какого возраста можно было находиться в комсомоле? 22 108 До пенсии, пожизненно
8. Какими орденами награжден комсомол? 2 186 Орден мира
9. Твои родителями были комсомолами? 106 Ответ «да»-18
Ответ «нет»-6
Ответ «не знаю» - 176
10. Кого из героев-комсомольцев ты знаешь? 29 150 Гайдар, Терешкова, Гагарин
Большинство вопросов в моей анкете осталось без ответа. С этого началось моё исследование.
В советское время было написано много книг о комсомоле. Чтобы узнать основные вехи его истории, я выбрала статью Ольги Правдухиной «Российский Союз молодёжи: прошлое, настоящее, будущее»1, выпуски газеты «Ветераны и молодежь»2.Так же мне помогли ответы учителей гимназии на вопросы анкеты (приложение № 2 стр.16), материалы их личных архивов (приложение № 3-6 стр.18-20). Своё исследование истории комсомольской организации я провела на основании материалов, собранных в музее гимназии3.
Правдухина О. «Российский союз молодёжи: прошлое, настоящее, будущее» газета «Юность», 21 февраля 2008 г.
Газета «Ветераны и молодёжь» выпуск №12, октябрь, 2008 г.
Текст экскурсии по музею гимназии.
Комсомольская организация МОУ СОШ № 22 г. Ярославля
Хорошо работали в нашей школе пионерская и комсомольская организации. Этому посвящена экспозиция школьного музея (приложение № 7 стр. 21). Интересной и насыщенной была жизнь комсомольцев: работа в летних трудовых лагерях (приложение № 8 стр. 22), трудовые дела комсомольцев, комсомольские собрания, выступления агитбригад (приложение № 9 стр. 23), международные встречи, поездки (приложение № 10 стр. 24).
Плодотворные связи были у комсомольцев с предприятиями-шефами. Ученики школы (выпускники 1984 года, класс Урявиной Нины Владимировны) работали на Ярославском молочном комбинате, изготавливали сыры. Школьники младшего и среднего звена, выполняя заказы предприятий, изготавливали кисточки. Несколько сотен кисточек в месяц собирали ученики, выполняя заказы предприятия «Дружба», зарабатывая деньги на поездки, путешествия по стране.
Пионеры и комсомольцы участвовали в экспедициях тех лет «Мой труд вливается в труд моей республики». Ребята с увлечением занимались сбором металлолома и макулатуры. Однажды трудовой десант проходил под лозунгом «25 тонн макулатуры 25 съезду партии». Ежегодными были и Ленинские субботники по уборке территории школы, улицы Ушакова, Калинина. Каждую осень отправлялись школьники в колхозы и совхозы области на уборку урожая: капусты, свёклы и моркови, черноплодной рябины. И всегда рядом комсомольские песни, шефы, наставники – учителя. Хорошую трудовую закалку получили ребята благодаря школе.
Гордостью школы был лагерь труда и отдыха «Романтик» (приложение № 11 стр. 25), объединяющий по 150 – 200 ребят ежегодно. Лагерь был передовым в области. Его начальниками в разные годы были: Миролюбова Г.П., Сысуева Л.Г., Зайцева Г.А., Безрукова Т.С., Кудряшова В.В., Красильникова К.П. Ударно работали ребята в деревне Воронино, Дуброво, Марково Ростовского района.
Существовали в ЛТО органы самоуправления. Наряду с должностью начальника лагеря, существовала должность командира штаба лагеря. Несколько лет её занимал Козлов Сергей (ныне ведущий хирург в больнице НПЗ). Комиссарами лагеря были Ольга Фигаро (сейчас работает врачом) и Сергей Кузин (офицер). Ребята в ЛТО не только добросовестно трудились, но и весело отдыхали. А наградой за труд были: первая зарплата, новые друзья, ощущение единения и братства, песни у костра, желание никогда не расставаться.
Сейчас гимназисты с удивлением рассматривают во время экскурсии пионерскую и комсомольскую форму (приложение № 12 стр. 26), значки и знаки отличия комсомольцев, документы и комсомольские грамоты (приложение № 13 стр.27). Интересно, что девушки гимназии всегда надевают на линейку Последнего звонка школьную форму тех лет, иногда даже с комсомольскими значками.
Всегда на торжественных церемониях выносили флаги – атрибутику того времени. Знаменосцем школы в 80-е годы был Шурыгин Юрий (приложение № 14 стр.28). Сейчас Шурыгин Юрий Дмитриевич – учитель физики высшей категории в нашей гимназии. Свои навыки он передает гимназистам – старшеклассникам, обучая ребят к смотру строя и песни, и вахте Памяти на посту № 1.
Самых достойных ребят принимали в пионеры и комсомол не в школе, а на Красной площади в Москве, в Смольном в Ленинграде, у Вечного огня в Ярославле. Каждый комсомолец знал стихи о своей организации, с удовольствием распевал по дороге на экскурсию, у костра комсомольские песни. Всегда в гуще дела были вожатые Курицина Ольга Альбертовна и Тихомирова Валентина Николаевна (учитель СОШ № 14), секретари комсомольской организации Соболева Марина, Виноградова Света, Румянцева Юля, Поляков Вячеслав (приложение № 15, стр.29).
Экспедиция «Моя Родина – СССР» вовлекала в ближние и дальние поездки ребят. Выпускники 1982 г. вспоминают об этих увлекательных путешествиях в стихах. Вот строки из стихотворения выпускницы гимназии Суриной Ольги.
Ходили мы походами в далёкие краяИ в городах советских бросали якоря. Бывали мы в Тбилиси, во Львове, в Костроме,Мы посещали Нальчик и были на Неве,Не обошли и Ригу, Казань и Таганрог,Минск, Кишинев, Калининград и сам Днепропетровск, Саратов, Куйбышев, Одессу.Где только нам пришлось не быть?Москву, Хатынь, Брест, ТаллинВовек не позабыть.
Глядя на эти фотографии и стихи, нам, ребятам 2016 года, пожалуй, немного жаль, что романтика лагерей труда и отдыха осталась в прошлом, и гораздо меньше возможностей всем классом отправиться в туристическую поездку по России.
Российский Союз молодёжи
Несколько перестроенных лет испытывали на прочность систему комсомольской работы. 1991 г. стал переломным не только для комсомола. Быстро закончилось перестроечная эйфория, и начались невиданные доселе проблемы: безработица, нищета, власть криминала, наркомании, подростковый алкоголизм1.
В этих условиях возрождение Комсомола дало новую надежду молодым людям бороться за свое будущее. На местах, а потом и в столицах, стали образовываться комсомольские организации. В 1993 году в России возродилась комсомольское движение, которое вновь получило название «Российский Союз молодёжи»1. Российскому союзу молодёжи удалось сохранить правопреемственность в программной деятельности. О деятельности отделения Российского Союза молодёжи я узнала из статьи Ольги Правдухиной «Российский Союз молодёжи: прошлое, настоящее, будущее»2.
РСМ – организация неполитическая, самостоятельная. В этом есть свои плюсы и минусы. Общественные организации – это принципиальная позиция, – школа, которую должны пройти молодые люди. Для того, чтобы быть успешным, одного красного диплома мало. Молодёжная организация предоставляет возможность молодому человеку в получении опыта организационной деятельности, реализации собственной инициативы от идеи до конечного продукта.
Члены РСМ могут на практике узнать, как работают механизмы управления в этой структуре, а далее их можно проецировать на любом рабочем месте.
Бывшие работники аппарата ярославской организации РСМ, члены РСМ сейчас трудятся в администрации области, мэрии города, в аппаратах других общественных организаций и политических партий. Много членов РСМ среди представителей печатных и электронных СМИ области.
Брагина Т. «Без комсомола возник вакуум», газета «Юность», 17 сентября 2008г.
Новейший энциклопедический словарь, Астрель, 2006г, с.248.
Правдухина О. «Российский Союз молодёжи: прошлое, настоящее, будущее» газета «Юность», 21 февраля 2008.
Есть люди, которые создали собственный коммерческие структуры, прошли по конкурсу и работают в крупных российских и международных компаниях. Члены РСМ участвуют во всероссийском лагере «Лидер 21-го века» в Ростовской области, на сменах активы по программам «Полар», «Достижение», «Арт – Профи Форум», «Всероссийской юниор-лига КВН». Программы лагерей рассчитаны на то, что через участие в семинарах, тренингах, деловых и ролевых играх участники развивают свои лидерские качества, получают организаторские навыки, учатся работать в команде.
РСМ – негосударственная, неполитическая, некоммерческая организация. У неё серьезные партнёрские отношения с департаментом по делам молодёжи, департаментом образования ярославской области, мэрии города Ярославля. На федеральном и областном уровнях подписано соглашение с партией «Единая Россия», реализуются совместные проекты с городским общественным движением «Ярославль – 2000 «и газеты «Мой Ярославль».
Среди мероприятий РСМ: акции «Мы – граждане России «, «Дни молодёжи», областной палаточный лагерь «Дни старшеклассников», «Русская зима – Юниор», международный молодёжный фестиваль «Русская зима, фестиваль «Студенческая весна «, концерт в рамках Дня города и многие другие. Среди идей – Издание «карманного» справочника о правах и обязанностях молодого человека – гражданина РФ, договор о деятельности «Студенческого трудового отряда «, смена членских билетов на новые в виде пластиковых карт и другие.
В настоящее время в РСМ входит 2500 молодых жителей области. ЦК РСМ определил новую стратегию направления развития РСМ – создание первичных организаций РСМ по месту учёбы и работы. Российский Союз молодёжи реализует около 20 общей российских и 200 межрегиональных программ и проектов для всех категорий молодёжи. Это образовательные, развивающие, межрегиональные программы, проекты в сфере профориентации и занятости, культуры, досуга и спорта. Каждому комсомольцу найдётся дело по душе. Среди гимназистов 11 классов есть активные члены РСМ: Лузинова Мария, Украинцев Тимофей, Эвина Полина. Сейчас ребята активно готовятся к 25-летию РСМ.
Волонтёрский отряд «Улыбка» МОУ «Гимназия № 1»
Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Современному обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности молодежи. Поэтому изучение воспитательных возможностей волонтерского движения приобретает особую актуальность.
Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец». Общее, что их объединяет — добровольность1. Говорить сегодня о волонтерском движении, как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом – безвозмездно помогать людям. В образовании накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты, субботники, шефская помощь, – далеко не полный перечень разных форм,
1.Справочник школьника (нового типа), том 1, ИД «Весь», Санкт-Петербург, 2015г.
направленных на формирование и развитие социальных и политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного – собственного желания и возможности выбора.
Анализ проведенного анкетирования показал, что большинство гимназистов считают благотворительную деятельность необходимой. Эти ребята стали активными участниками волонтерского движения в гимназии. Для организации помощи надо знать, где в гимназии она нужна. Мы собрали такую информацию:
Для организации образовательного процесса гимназии порой не хватает не только денег, сколько рабочих рук. Поэтому требуется волонтерская помощь учеников при уборке территории и классов, техническая помощь при работе с компьютерами, организация внеклассных мероприятий.
В гимназии требуется помощь структурным подразделениям библиотеке, архиву, музею. Музей, например, не может обойтись без благотворительности, так как пополняется за счет дарения предметов музейного значения.
Необходимо пополнение фондов библиотеки учебниками и художественной литературой.
Помощь учеников-волонтеров для организации праздников, установки оборудования, украшения зала и т.п.
Необходима модернизация и оснащение предметных кабинетов, буфета, спортивного зала, медицинского кабинета.
Конечно, каждый участвует в благотворительной деятельности индивидуально, а в гимназии необходимо предложить перечень дел, которыйпозволит удовлетворить различные вкусы и темперамент, используя уже имеющийся опыт проектов, поручений, инициатив (приложение 16 стр. 30).
Для успешной реализации программы волонтерского движения в гимназии созданы следующие условия:
- создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии, и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества
- функционирует система внеурочной деятельности и дополнительного образования;
- разработана система традиционных общегимназических мероприятий и творческих проектов;
- развивается музейная работа;
- совершенствуется ученическое самоуправление;
- используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс воспитания.
Почему гимназисты становятся волонтерами? Причины могут быть разными, и вот основные: благородная идея, внутренняя психологическая потребность быть нужным, потребность в общении, интерес, реализация творческих возможностей, подтверждение своей самостоятельности и взрослости. Став волонтером, и работая над серьезными проблемами, люди доказывают окружающим свою зрелость, самостоятельность и оригинальность.
С 8.06.2014 по 21.06. 2014 24 участника волонтерского движения под руководством Прозуменщиковой Е. С., Бобылевой Ю. В., Сахокия Д. А., Лютенко Т. Г., Бакакиной Н. А. участвовали в работе МОУ ДООЦ им. А. Матросова, реализуя экологическую программу (приложение № 17 стр.32). В течение смены в центре мы научились творчески мыслить и выражать свои мысли и чувства, самостоятельно принимать решение и брать на себя ответственность, доверять другим людям (как детям, так и взрослым) и работать в команде.
Детский оздоровительно-образовательный центр имени А. Матросова дал нам прекрасную возможность активно провести начало лета на свежем воздухе в веселой компании сверстников, поправить свое здоровье и восстановить утраченные в течение учебного года силы.
По итогам работы волонтерского отряда в МОУ ДООЦ им. А, Матросова:
- произошло сплочение детского коллектива, выявились лидеры: Ремнева Александра (председатель отряда), Ичков Владислав, Богдюкевич Алина, Сазанова Анастасия, Балабаев Никита. Решением общего собрания они награждены грамотами МОУ ДООЦ им. А. Матросова;
- установлены контакты с отрядом скаутов МОУ СОШ №25, запланированы совместные мероприятия;
- дан благотворительный концерт в пансионате «Туношна» для пожилых людей, намечены следующие мероприятия;
- установлены связи с воинской частью 09919 в Бурмакино, аэропортом «Туношна»;
- оформлен альбом для школьного музея.
В условиях внедрения ФГОС нового поколения проектная деятельность становится неотъемлемой частью воспитательного и образовательного процесса. В МОУ «Гимназия № 1» реализуется социальный проект «Волонтёрский отряд». Цель социального проекта – воспитание гражданской активности школьников на опыте решения актуальных социальных вопросов.
Характеристика проекта:
- Групповой. Преимущество группового проекта неоспоримы: формируются навыки сотрудничества. Проект может быть выполнен наиболее полно и разносторонне, на каждом этапе работы над проектом выделяются свои лидеры, элемент соревнования повышает мотивацию и положительно влияет на качество выполнения проекта.
- Практико-ориентированный. Добру не учат вербальными методами, поэтому проект нацелен на решение конкретных задач, четко обозначен с самого начала результат, значимый для жизни класса, гимназии, микрорайона, города.
- Долгосрочный. Проект (реализуется в течение нескольких лет), разбит на под проекты.
Волонтерство - это то место, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности. Процесс воспитания активности должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Дети строят образовательную, общественную и личную деятельность в соответствии со своими интересами и увлечениями.
В приложении (приложение № 18 стр.35) находится отчёт о работе волонтёрского отряда «Улыбка» в 2014-2015 и 2015-2016 учебном году (приложение № 19 стр. 35).
Ожидаемые результаты волонтерской деятельности:
на уровне общества:
- поддержка имиджа Российской Федерации, как социально ориентированного государства.
на уровне гимназии:
- создание условий для социально-значимой деятельности волонтеров, организация площадки для взаимодействия в системе общественных отношений и объединения единомышленников;
- создание, разработка принципов, механизмов и технологий работы с волонтерами, кураторами и лидерами групп;
- создание развивающих педагогических условий, способствующих эффективной социализации воспитанников;
- содействие формированию общества равных возможностей, в первую очередь, в молодежной среде;
- подготовка кадрового потенциала для социальных служб и госструктур.
на уровне гимназистов:
- формирование высоких нравственных, морально – психологических качеств, составляющих основу их патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Отечества;
- формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;
- получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов;
- овладение знаниями и умение аргументировано отстаивать свою позицию;
- формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;
- участие в акциях;
- организация и проведение мероприятий, направленных на пропаганду ценностей здорового образа жизни;
- формирование у детей личностной ответственности за выполняемую работу1.
Программа развития МОУ «Гимназия № 1» на 2011-2016 г.г.
Заключение
К очередной годовщине ВЛКСМ в СМИ развернулась дискуссия о роли молодёжной организации в жизни общества. Однозначными эти размышления не назовёшь. Я попытаюсь в заключение своей работы высказать мысли о роли комсомола, организации, в которой мне не довелось быть. В своих размышлениях я опиралась на мнение авторов публикаций о месте и роли комсомола в жизни страны.
Разговоры сегодня о комсомольских карьеристах, которые устроились жизнь, – это разговоры в пользу бедных, разговоры неудачников. Кто-то искал возможность реализоваться, а кто-то причины, чтобы ныть. Да, все бывшие комсомольцы, за небольшим исключением, оказались успешными людьми, смогли состояться. Среди ветеранов комсомола учителя Гимназии № 1, работники администрации области, мэрии города, руководители крупных предприятий и известных коммерческих структур, депутаты областной Думы и муниципалитета. Комсомол был большой «кузницей кадров».
В анкете для учителей был задан вопрос: «Чтобы из комсомольского прошлого стоило вернуть в нашу жизнь?» (приложение 2 стр. 16). Учителя предлагали вернуть систему трудового воспитания, организации досуга, студенческие строительные отряды, которые могли бы работать на объектах города Ярославля, а в стране – на социальных объектах. Они с благодарностью вспоминают организованную, упорядоченную комсомольскую жизнь, когда не хотелось сидеть дома, коллективное планирование и осуществление идей.
Многое из прошлой комсомольской жизни вспоминается, окутанным дымкой романтики, но это было время молодости, лучшее время в жизни каждого человека. Поэтому, и колхозы, и комсомольские собрания, и демонстрации солидарности, от которых раньше хотелось увильнуть, сейчас вспоминаются с ностальгией. Многое из того, что раньше казалось вредным, ненужным, теперь, по прошествии времени, оказалось, полезным, даже необходимым.
Конечно, было в комсомоле и то, что сейчас вызывает отрицание: идейная непримиримость, необходимость платить взносы, отсутствие толерантного подхода к верующим людям, политическая заорганизованность. Но много было элементов комсомольской жизни, которые объединяли молодёжь в одно целое, воспитывали сопричастность к делам школы, района, города, страны, мира: форма, значки, эмблемы, праздники, собрания, мероприятия, песни. А в гимназии, как и во многих школах, существует молодёжное самоуправление, которое получило название Совет старшеклассников, волонтёрский отряд. В своей деятельности они ориентируются на то лучшее, что было в комсомольской организации прошлых лет, помогая раскрыться многочисленным талантам гимназистов, которым завтра придётся решать задачи, стоящие перед страной.
Список приложений
Приложение № 1. Анкета для опроса гимназистов……………………………………...…….с.13
Приложение № 2. Анкета для учителей гимназии……………………………………...……..с.14
Приложение № 3. Материалы личного архива Грибановой В.С…………..............................с.15
Приложение № 4. Материалы личного архива Тишининовой Я.Н……………….………….с.16
Приложение № 5. Материалы личного архива Сысуевой Л.Г………………………………..с.17
Приложение № 6. Материалы личного архива Прозуменщикоой Е.С……………….………с.18
Приложение № 7. Экспозиция музея гимназии……………………………………….……….с.19 Приложение № 8. Комсомольцы в летнем трудовом лагере………………………………….с.20
Приложение № 9. Выступление агитбригады………………………………………………...с. 21
Приложение № 10. Комсомольцы во время поездки в Шотландию…………………………с.22
Приложение № 11. Комсомольцы в лагере труда и отдыха «Романтик»…………………....с.23
Приложение № 12. Пионерская и комсомольская форма……………………………………..с.24 Приложение № 13. Значки и знаки отличия комсомольцев …………………………….…....с.25
Приложение № 14. Знаменосец школы Шурыгин Юрий…………………………………......с.26
Приложение № 15. Вожатые Курицина Ольга и Тихомирова Валентина…………….…......с.27
Приложение № 16. Дорожная карта по реализации программы волонтерской деятельности……………………………………………………………………………………...с.28
Приложение № 17. План-сетка мероприятий в МОУ ДОЦ им. А Матросова……………… с.32
Приложение № 18. Отчёт о деятельность волонтёрского отряда «Улыбка» в 2014-2015 учебном году……………………………………………………………………………………..с.34
Приложение № 19. Приложение № 19. Отчёт о деятельность волонтёрского отряда «Улыбка» в 2015-2016 учебном году………………………………….........................................................с.35
Анкета для гимназистов.
Уважаемые гимназисты. Пожалуйста, ответьте на вопросы анкеты. Ваши ответы помогут в написании работы об истории комсомольской организации.
№ вопроса Вопрос Ответ
1. Какие детские молодежные организации ты знаешь? 2. Как расшифровывается аббревиатура ВЛКСМ? 3. Когда был создан комсомол? 4. Сколько лет отмечает в этом году комсомол? 5. Какие комсомольские стройки ты знаешь? 6. В каком возрасте можно было вступать в комсомол? 7. До какого возраста можно было находиться в комсомоле? 8. Какими орденами награжден комсомол? 9. Твои родителями были комсомолами? 10. Кого из героев-комсомольцев ты знаешь? Приложение № 1. Анкета для опроса гимназистов.
Анкета для учителей гимназии №1
Уважаемые учителя. Пожалуйста, ответьте на вопросы анкеты. Ваши ответы помогут в написании работы об истории комсомольской организации.
№ вопроса Вопрос Ответ
1. Вы были комсомольцем? 2. Чьё имя носила Ваша комсомольская организация? 3. Какое направление комсомольской жизни Вам вспоминается с удовольствием? 4. Что из комсомольской жизни необходимо перенести в жизнь современной молодёжи? 5. Что в комсомольской организации Вам не нравилось? 6. Чему Вас научил комсомол? Приложение № 2. Анкета для учителей гимназии.
Приложение № 3. Материалы личного архива Грибановой В.С. Автор фотографии Горячева Е., 2016 г.
Приложение № 4. Материалы личного архива Тишининовой Я.Н. Автор фотографии Горячева Е., 2016 г.
Приложение № 5. Материалы личного архива Сысуевой Л.Г. Автор фотографии Горячева Е., 2016 г.
Приложение № 6. Материалы личного архива Прозуменщиковой Е.С. Автор фотографии Горячева Е., 2016 г.
Приложение № 7. Экспозиция музея гимназии. Автор фотографии Горячева Е., 2016 г.
Приложение № 8. Выступление агитбригады. Автор фотографии Миролюбова Г.П., 1985 г.
.
Приложение № 9. Комсомольцы в летнем трудовом лагере. Автор фотографии Миролюбова Г.П., 1987 г.
Приложение № 10. Комсомольцы во время поездки в Шотландию. Автор фотографии Виноградова Л.А., 1985 г.
Приложение № 11. Комсомольцы в лагере труда и отдыха «Романтик». Автор фотографии Миролюбова Г.П., 1986г.
Приложение № 12. Пионерская и комсомольская форма. Автор фотографии Горячева Е., 2016 г.
Приложение № 13. Значки и знаки отличия комсомольцев. Автор фотографии Горячева Е., 2016 г.
Приложение № 14. Знаменосец школы Шурыгин Юрий. Автор фотографии Миролюбова Г.П., 1985 г.
Приложение № 15. Вожатые Тихомирова Валентина и Курицина Ольга. Автор фотографии Миролюбова Г.П., 1985 г.
Дорожная карта по реализации программы волонтерской деятельности
Критерий Показатель Результат Мероприятия Ответственные
Гуманитарные, гражданские, образовательные акции
Получение социального опыта Участие в социальных проектах, акциях Формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление демократических норм жизни Благотворительный концерт, благотворительная ярмарка, сбор книг, игрушек для детских домов, защита творческого проекта «Подари радость», «Вырасти книгу», акция «Забота», «Георгиевская ленточка», «Спасибо деду за победу», поисковая работа «След войны в твоем доме», «Подарок любимой маме», «Моему Учителю посвящается…»Заместитель директора по УВР, организатор, классные руководители, педагог - психолог, руководитель волонтерского отряда
Программа формирования здорового образа жизни
Просветительская работа с учащимися, профилактика правонарушений, пропаганда ЗОЖ Овладение знаниями, умениями, навыками, позволяющими пользоваться технологиями здорового образа жизни Обеспечение внутренних условий: установок, потребностей, способностей, ответственности;
Формирование представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье:
- рациональная организация режима дня, учебы и отдыха;
- правильное питание, полезные продукты
- влияние позитивных и негативных эмоций на здоровье
- навыки релаксации
- основные компоненты культуры здоровья Проведение классных часов, обучающие занятия с волонтерами, интерактивные игры, разработка агитационных фляеров, буклетов, памяток, презентаций, конкурс «Лучший сценарий социальной рекламы о вреде курения», проведение спортивных соревнований «Хорош в строю – силен в бою», участие в Международном дне отказа от курения», подготовка волонтеров к взаимодействию с подростками группы риска, овладение игровыми методиками
Заместитель директора по УВР Учителя-предметники, классные руководители, педагог - психолог, руководитель волонтерского отряда
Экологическая программа «Чистый дом»
Мониторинг, получение социального опыта Участие в социальных проектах, акциях Формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление демократических норм жизни Уборка и озеленение территории школы, территории детского дома №2 г. Ярославля, участие в городской акции «Чистый город», в Международном дне птиц, конкурс рисунков и плакатов «Мы за чистый город», «Биржа остатков (отходов)», Экологическая карта Фрунзенского района, Заместитель директора по УВР Учителя-предметники, классные руководители, педагог - психолог, руководитель волонтерского отряда
Программа «Мир своими руками»
Опыт эмоционального и социального взаимодействия, профессиональная ориентация детей Участие в социальных проектах, акциях Получение навыков эмоционального и творческого самовыражения, реализации своего эмоционального и интеллектуального потенциала через творчество Театральные, художественно-прикладные мастерские, постановка и демонстрация спектаклей, изготовление предметов декоративно-прикладного творчества, оформление выставок, участие в фестивалях Заместитель директора по УВР, педагоги дополнительного образования, классные руководители, педагог - психолог руководитель волонтерского отряда,
Программа помощи бездомным животным «Добрые руки»
Опыт эмоционального и социального взаимодействия, профессиональная ориентация детей Участие в социальных проектах, акциях Гуманное отношение к животным Сбор средств для содержания животных в приюте, выгул собак, социализация животных, помощь в выборе будущих хозяев, помощь в проведении фотосессий животных
Заместитель директора по УВР, педагоги дополнительного образования, классные руководители, педагог-психолог, руководитель волонтерского отряда
Программа «Здоровые дети - шанс на семью»
Адаптация детей с нестандартным поведением, коррекция поведения Интеграция детей с психосоматическими отклонениями в современное общество Психическое здоровье детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, минимизация отклонений в поведении ребенка Диагностика детей, выявление причин отклоняющегося поведения, подбор индивидуальных корректирующих мероприятий, проведение тренингов и мастер-классов для родителей детей с нестандартным поведением, выезд в зимние и летние оздоровительные лагеря для укрепления здоровья, оснащение кабинетов психолога и медицинского кабинета современным оборудованием для релаксации и коррекции внимания, памяти, координации движений.
Заместитель директора по УВР, социальный педагог, медицинская служба, классные руководители, педагог-психолог, Управляющий Совет, руководитель волонтерского отряда
Программа «Помощь семьям в трудной жизненной ситуации»
Опыт эмоционального и социального взаимодействия, профессиональная ориентация детей Кураторство семей, находящихся в состоянии развода, одиноких родителей, малообеспеченных семей, опекаемых детей Психическое здоровье детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, материальная, психологическая, методическая помощь семьям Регулярное посещение семьи, профилактическая работа, помощь по методике «работа со случаем» волонтеров, психологов и юристов
Заместитель директора по УВР, социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог
Приложение № 16. Дорожная карта по реализации программы волонтерской деятельности. Программа развития «Гимназии № 1 на 2016-2020 г.гПлан-сетка мероприятий в МОУ ДОЦ им. А Матросова
Дата Название мероприятия Ответственный Результат
8.06 Заезд в лагерь. Сбор волонтерского отряда. Конкурс на лучшую комнату. Конкурс «Мистер Матросов» Прозуменщикова Е. С., Лютенко Т. Г. Выбор председателя отряда: Ремнева Александра, распределение обязанностей, оформление уголка. (грамота в номинации «Уголок-малышок»). Победитель в конкурсе «Мистер Матросов» Ичков Влад в номинации «Мистер танец» (грамота)
9.06 Международный день друзей. Лагерная игра «Сто затей для ста друзей». Прозуменщикова Е. С., Лютенко Т. Г. Победитель в номинации «Самый вежливый отряд» (грамота)
10.06 «Водопад творчества». Занятие МЧС «Правила поведения на воде»; Арт-фестиваль «Я талантлив по природе» Прозуменщикова Е. С., Лютенко Т. Г. Отбор номеров на концерт для родителей: песня «Алые паруса».
11.06 «Лес радости». Просмотр видеофильма «Мишки», викторина, конкурс «Экологический боди-арт». Прозуменщикова Е. С., Н.А. БакакинаКонкурс на лучший рисунок, определение и награждение победителей. 2 место в игровой программе «Лес радости».
12.06 День России (посетительный день). Концерт для родителей, комический футбол. Прозуменщикова Е.С., Бобылева Ю.В. Концерт для родителей, участие в комическом футболе: Ичков Влад, Ломовских Антон.
13.06 Поиски клада. Лапта. Репетиция к конкурсу патриотической песни «Идет солдат по городу» Прозуменщикова Е.С., Бобылева Ю.В. Победа в игре со 2 отрядом. Первое место в лагерной игре «Поиски клада»
14.06 Смотр патриотической песни. Спектакль ТЮЗа «Сказка наоборот». Дружеский костер с отрядом скаутов из МОУ СОШ №25. Прозуменщикова Е.С., Бобылева Ю.В. 2 место в смотре патриотической песни.
Планирование совместного мероприятия на осень.
15.06 День папы. День медицинского работника. Познавательная викторина. Прозуменщикова Е.С., Бобылева Ю.В. Поздравление медработников. Отрядная викторина. Награждение победителей.
16.06 «День наоборот». Конкурсная программа «В гостях у Гарри Поттера». Пионербол со вторым отрядом. Полоса препятствий. Бобылева Ю. В., Сахокия Д. А. 3 место в игровой программе «День наоборот».
17.06 Выездная экскурсия в воинскую часть 09919 в Бурмакино. Посещение аэропорта «Туношна». Фестиваль «Экологическая мозаика». Подготовка к благотворительному концерту. Бобылева Ю. В., Сахокия Д. А. 1 место в фестивале «Экологическая мозаика»
18.06 Благотворительный концерт в пансионате-интернате «Туношна». Поездка к месту гибели хоккейной команды «Локомотив». Зарница. Бобылева Ю. В., Сахокия Д. А. Победа в игре «Зарница». Концерт из 15 номеров в пансионате «Туношна» (40 минут). Благодарность администрации.
19.06 «День предпринимателя». ЧП «Комната страха» Бобылева Ю. В., Сахокия Д. А. Победа в номинации «Самое рентабельное ЧП» (159 матросиков -1 место, 2 место – 67 мастросиков)
20.06 Прощальный концерт «Спасибо». Закрытие смены. Вожатский концерт.
Дискотека. Бобылева Ю. В., Сахокия Д. А. Песня «Желаем», танец «Таката». Участие Бобылевой Ю. В. В вожатском концерте.
21.06 Отъезд. Бобылева Ю. В., Сахокия Д. А. Возвращение в гимназию.
Приложение № 17. План-сетка мероприятий в МОУ ДОЦ им. А Матросова.
Деятельность волонтёрского отряда «Улыбка» в 2014-2015 учебном году
№ Название проекта Сроки реализации Результат
1. Помощь приюту животных «Вита». Сентябрь 2014 Передано питание, предметы ухода за животными. Нашли новых хозяев две собаки.
2. «Чужая жизнь – уже не мелочь!». Октябрь 2014 Собраны средства и переданы в семьи гимназистов, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. Акция «Подарок ветерану». Октябрь 2014 Скомплектовано 50 подарков для ветеранов пансионата «Туношна».
4. Концерт ко Дню пожилого человека. Ноябрь 2014 Концерт в пансионате «Туношна».
5. Благотворительный концерт «От сердца к сердцу». Ноябрь 2014 Средства переданы семье учащегося, страдающего тяжелым заболеванием.
6. Акция «Ветераны живут рядом». Декабрь 2014 Скомплектовано 30 подарков для ветеранов Фрунзенского района.
7. Новогодняя благотворительная ярмарка. Декабрь 2014 Средства переданы в семьи учащихся, попавших в трудную жизненную ситуацию.
8. Сбор добровольных пожертвований для реконструкции памятника на Смоленском кладбище Март 2015 Собраны средства и установлен новый памятник погибшим воинам.
9. Книга Памяти для музея гимназии. Апрель 2015 Написаны для Книги Памяти 45 работ в прозе и в стихах.
Приложение № 18. Отчёт о деятельность волонтёрского отряда «Улыбка» в 2014-2015 учебном году.
Деятельность волонтёрского отряда «Улыбка» в 2015-2016 учебном году
Акция «Поможем животным вместе» (сентябрь 2015)
День пожилого человека. Сбор подарков «Ветераны живут рядом» (октябрь 2015)
Осенняя благотворительная ярмарка (3 октября 2015)
Концерт в пансионате «Туношна» (9 октября 2015) благодарность
Открытое занятие в рамках «Умных каникул» (5 ноября2015), выпуск газеты
(Галицкая, Кузнецова, Ремнева, Розова, Ланичева, Полежаева, Ичков)
Сбор помощи для Шматухи В.А. «Чужая жизнь – это уже не мелочь» (ноябрь, декабрь 2015)
Выступление на «Отечестве» - 1 место в городе в секции «Военная история» (Бабунина Екатерина) 5,9 декабря 2015, регион - участник
Изготовление стенда «Волонтерское движение» декабрь 2015
Оформление книжек волонтеров сентябрь-декабрь 2015
Статья в Комсомольской правде о волонтерском отряде (29.09. 2015)
Благотворительная акция «Безумное чаепитие души» (декабрь 2015)
Благотворительная акция по сбору помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию (фонд реабилитации личности) январь 2016 (благодарность)
Благотворительная акция «Подари праздник» март 2016
Первый городской форум школьных волонтерских отрядов в МОУ СОШ №68 05.04.16 (9 человек из 8а, 15 человек 8б)
Городская акция «Ветеран живет рядом» Центр «Глория» - 1 место. 26.04.2016
Участие в проекте «Волонтеры – любимому городу» 15.04.16 (Китарова, Розова, Ремнева)
Субботник в МДОУ №167 (красили деревья) 24 человека из 8б. Благодарность отряду 22.04.2016
Молодой Ярославль. Защита проекта «От сердца к сердцу» (помощь детям) 27.04.2016, Бугрецова, Ланичева, Ичков, Балабаев, Бабунина, Хашиева – 1 место
Акция «Бессмертный полк» 07.05.16
Приложение № 19. Отчёт о деятельность волонтёрского отряда «Улыбка» в 2015-2016 учебном году.
Список использованных источников и литературы:
Брагина Т. «Без комсомола возник вакуум», газета «Юность», 17 сентября 2008г.
Газета «Ветераны и молодёжь» выпуск №12, октябрь, 2008 г.
Новейший энциклопедический словарь, Астрель, 2006г, с.248.
Правдухина О. «Российский союз молодёжи: прошлое, настоящее, будущее» газета «Юность», 21 февраля 2008 г.
Программа развития МОУ «Гимназия № 1» на 2011-2016 г.г.
Текст экскурсии по музею гимназии.