Дополнительная образовательная программа «Акварелька» на базе МКОУ Берёзовской СОШ
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Аннинский дом детского творчества
«УТВЕРЖДЕНО»
протокол педсовета № 1
от 29.08.2014г.
приказ № 20 от 01.09.2014 г.
по МКОУ ДОД Аннинскому ДДТ
Директор______________
Гоголева Н.А.
Дополнительная образовательная
программа «Акварелька» на базе МКОУ Берёзовской СОШ
Возраст: 11-14 лет
Срок реализации: 2 года
Программа разработана педагогом
дополнительного образования
Шаповаловой Любовью Александровной в 2014 году
п.г.т. Анна
«Каждый ребенок – художник.
Трудность состоит в том, чтобы остаться
художником, выйдя из детского возраста»
Пабло Пикассо
Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, формирует кругозор, формирует нравственные принципы. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления детей является художественно – творческая деятельность. Изобразительное искусство – это занятие для детей совершенно разного возраста. ИЗО - студия дает возможность юным талантам попробовать свои силы также и в разных направлениях классического и прикладного творчества: рисунок, живопись, лепка, моделирование.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварелька» МКОУ ДОД Аннинского ДДТ на базе МКОУ Берёзовской СОШ художественной направленности рассчитана на возрастную категорию обучающихся от 11 до 14 лет. Срок реализации программы 2 года.
Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Знакомство с творчеством Воронежских художников, посещение выставочных залов г. Воронежа и п.г.т. Анна. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко - технологической стороне. Занятия различными видами изобразительной деятельности способствуют самовыражению воспитанника, развитию творческих способностей и обогащению его представлений об окружающей действительности.
В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с помощью телевидения, интернета. Такой ребенок практически лишен «живого творчества», а дополнительные занятия детей в различных изостудиях, объединениях декоративно-прикладного творчества могут в полной степени удовлетворить потребности в творчестве. В настоящее время существует несколько программ по предмету «Изобразительное искусство», составленные под руководством Б. М. Неменского, В. С. Кузина, Т. Я. Шпикаловой. У каждой программы свои отличительные особенности, цели и задачи. Эти программы получили общественное признание и многочисленных пользователей, имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в детских школах искусств.
Отличительные особенности данной общеобразовательной общеразвивающей программы «Акварелька» от уже существующих в этой области заключается в том, что она предназначена для работы с воспитанниками в свободное от учебы время в объединении изобразительного искусства, где каждый может раскрыть свои художественные способности, познакомиться с миром искусства более близко. Программа «Акварелька» ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала. Каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой деятельности.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта обучающихся, примеров из окружающей действительности. Особое значение придается в данной программе усвоению художественно – творческого опыта, обучению приёмам художественно – творческих действий. На протяжении всего обучения применяются такие методы и педагогические технологии, как личностный и дифференцированный подход, обучение в содружестве. Так же для улучшения восприятия и более близкого ознакомления воспитанников с изобразительным искусством планируются посещения выставок и музеев. Все это в целом является мощным стимулом для развития познавательного интереса к искусству.
Данная программа является актуальной для обучающихся среднего школьного возраста, которые, занимаясь изобразительным искусством, учатся видеть и понимать красоту окружающего мира, развивают художественно-эстетический вкус. Занятия способствуют развитию трудовой и творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи. Дают возможность творческой самореализации личности и приобщению к традициям русского народного творчества и родного края.
Программа направлена на практическое применение полученных знаний и умений. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание обучающихся, формирует опыт творческого общения, а периодическая организация выставок даёт возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха, получить положительные эмоции. Выполненные на занятиях работы воспитанниками могут быть использованы как подарки для родных и друзей, так и для оформления кабинета.
Педагогическая целесообразность программы «Акварелька» очевидна, так как обучающиеся получают дополнительные знания по таким предметам, как изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, повышая свой образовательный уровень по истории искусств, краеведению. Кроме того, при реализации программы повышается психологическая защищенность, коммуникативность, самооценка.
Цель программы: формирование базовых компетенций в области изобразительного искусства, создание возможностей для творческого развития обучающихся и условий для их социализации в будущей жизни.
Это определило следующие задачи программы:
Обучающие:
формировать базовые компетенции в области изобразительной деятельности;
расширить знания воспитанников об изобразительной грамоте и изобразительном искусстве;
помочь овладеть практическими умениями и навыками в художественной деятельности;
формировать первичные знания о мире пластических искусств (изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне, о формах их бытования в повседневной жизни человека;
формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности;
формировать умения по изодеятельности в части исполнения творческого продукта разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению);
формировать элементарные умения, навыки, способы художественной деятельности.
Развивающие:
развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
способствовать развитию потребности активного участия воспитанников в культурной жизни.
Воспитывающие:
воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений изобразительного искусства;
развивать нравственные и эстетические чувства: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
формировать коммуникативность и навыки межличностного сотрудничества в каждом воспитаннике.
Занятия строятся в соответствии с системой следующих принципов: гуманизации образования, от простого – к сложному, творческого самовыражения, психологической комфортности, принципа активности, наглядности, принципа доступности и посильности, дифференцированного подхода.
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварелька» реализуется в объединении «Акварелька». Группа первого года обучения формируется на основе предварительного собеседования и начальной диагностики индивидуальных возможностей обучающихся. Приём в объединение осуществляется после подачи личного заявления родителей (законных представителей родителей), заключения Договора об организации образовательного процесса между администрацией образовательного учреждения и родителями (законными представителями родителей), согласия родителя (законного представителя) на обработку персональных данных обучающихся, ксерокопии свидетельства о рождении обучающегося.
Наполняемость учебных групп регламентирует Устав учреждения: первый год обучения – 12 человек, второй год обучения – 10 человек. Каждая учебная группа посещает объединение два раза в неделю по два учебных занятия (всего 144 часа в год), продолжительность одного учебного занятия составляет 45 минут. Четыре академических часа в неделю рассчитаны на индивидуальные и групповые занятия, практико-ориентированную деятельность и досугово-развивающие дела.
Ожидаемым результатом освоения программы является повышение уровня исполнения обучающимися работ в технике живописи, рисунка и декоративных поделок, развитие творческих способностей, которые проявляются в овладении техникой рисования, в знании основ изобразительной грамоты, в освоении обучающимися образовательных нормативов. К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:
название главных цветов, дополнительных, производных;
элементарные правила смешения цветов;
об искусстве, о декоративно-прикладном искусстве, как видах искусства, об их роли в жизни человека;
об основных понятиях изобразительной грамоты;
правила построения композиции и орнамента;
о наиболее значимых музеях искусства России, о профессиональном и народном искусстве и культуре;
виды художественной деятельности и жанры искусства;
развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость;
развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека.
осваивают основы с использованием различных художественных материалов;
приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
осваивают выразительные возможности художественных материалов: живописных и графических (гуашь, акварель, пастель, карандаши), пластилина;
учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников, учатся использовать художественные термины и понятия;
овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности;
приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений, животных, человека;
должны уметь:
правильно сидеть за столом;
свободно работать карандашом, без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращать при этом лист бумаги;
передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предмета;
правильно работать акварельными, гуашевыми и акриловыми красками – рисовать и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность, выполнять простейшие узоры в полосе, квадрате, круге из декоративных форм растительного мира;
применять приемы рисования кистью;
работать с цветом, линией, тоном, пространством, формой при создании графических, живописных работ, а также по лепке;
работать с художественными материалами: гуашь, акриловые краски, акварель с белилами, уголь, карандаш, кисть, аппликация, пластилин, бумага, ткань и др.
узнавать главные элементы народной росписи Городца, Гжели, Хохломы и самостоятельно выполнять элементы этих росписей, владеть основными приемами при выполнении элементарных, основных, элементов городецкой росписи, ориентироваться в материале;
ориентироваться в цветоведении и подборе красок для выполнения городецкой росписи;
выполнять несложные композиции с применением полученных знаний, в основном составление цветочных композиций;
работать как самостоятельно, так и в коллективе;
совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки на занятиях и в повседневной жизни.
В группу второго года обучения предполагается набор воспитанников, прошедших курс первого года обучения. Однако возможен набор и новых воспитанников после прохождения опроса и тестирования и при наличии определенного уровня знаний и умений.
Педагогический контроль
Название Сроки Задачи Формы оценки ожидаемого результата
Предварительный этап Сентябрь-октябрь - Выявить исходный уровень подготовки детей Наблюдение, собеседование
Текущий По итогам темы - Выявление степени усвоения обучающимися учебного материала;- выявление отстающих, опережающих, уровень развития способностей Просмотр работ
Итоговый По итогам учебного года (апрель)
По итогам освоения всей программы - закрепление знаний- степень достижения результатов по итогам освоения всей программы;- закрепление знаний;- получение сведений о необходимости корректировки программы;- ориентация на самостоятельное обучение, дальнейшее планирование деятельности по изобразительному искусству. Выставка внутри учреждения;Игра, викторина по предмету,Выставка, конкурс творческих работ.
Материал изучается тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи.
Уровень освоения программы демонстрируется и отслеживается на открытых занятиях по каждому курсу в конце учебных четвертей и учебного года, на праздниках, фестивалях, концертах, творческих отчётах педагогами, родителями, администрацией учреждения.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности обучающихся на занятиях изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа;
– восприятие явлений действительности и произведений искусства;
– обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
– изучение художественного наследия;
– подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
После изучения каждой темы проводится мини-выставка рисунков/поделок. При этом педагог опирается на следующие критерии оценивания:
Целостность восприятия
Аккуратность в работе
Возраст воспитанника
Уровень сложности
Самостоятельность
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Календарно-тематический план
1 год обучения
№ темы Содержание Кол-во часов Дата проведения
По плану По факту
1 Вводное занятие
«Добро пожаловать!»
Правила поведения и работы на занятиях, техника безопасности
Наброски кистью, навыки работы 2
2
1
1 1 нед. Сент. 03.09.14
2 Рисунок
«Учись рисовать с натуры»
Пленер. Наброски пейзажа с рекой
Пленер. Наброски деревьев
«Осенний букет»
Построение натюрморта
Работа в технике «гризайль»
«Искусство создавать гравюры»
Знакомство с творчеством известных графиков
Создание композиции сказочных сюжетов в набросках гравюры
«Народное творчество – лубочные картинки»
Знакомство с лубочными картинками путем виртуального посещения музея народного творчества
Наброски лубочных картинок цветными карандашами
Иллюстрации басен в технике лубочных картинок
«Натюрморт»
Знакомство с творчеством Машкова. Построение натюрморта из фруктов
Работа светотенью
«В мире животных»
Знакомство с творчеством художников-анималистов
Наброски домашних животных
Наброски диких животных 28
4
2
2
4
2
2
4
2
2
6
2
2
2
4
2
2
6
2
2
2 1 нед.сент.
2 нед.сент.
2 нед.сент.
3 нед. сент.
3 нед.сент.
4 нед.сент.
4 нед.сент.
1 нед.окт.
1 нед.окт.
2 нед.окт.
2 нед. окт.
3 нед.окт.
3 нед.окт.
4 нед.окт. 05.09.14
10.09.14
12.09.14
17.09.14
19.09.14
24.09.14
26.09.14
01.10.14
03.10.14
08.10.14
10.10.14
15.10.14
17.10.14
22.10.14
3 Живопись
«Пасмурный денек»
Знакомство с понятием «Пленэр», «Колорит», знакомство с творчеством известных Воронежских художников по репродукциям картин.
Виртуальное посещение музея им. Крамского в г. Воронеже
Навыки работы с различными материалами.
Изображение состояние природы в пасмурный день
«На рассвете»
Знакомство с понятиями
«Контраст», «Нюанс», закрепление понятия «Колорит»
Навыки работы акварелью.
Эскизы пейзажа в технике «по -сырому».
Передача цветом времени суток
«Цвет и чувство»
Закрепление понятий «контраст, колорит, нюанс»
Навыки передачи цветом своего настроения, целостность цветового решения.
«Первый снег»
Закрепление понятия раздельного мазка
Передача цветом состояния природы
«Рисуем драпировку»
Изображение гипсовой геометрической фигуры на двух контрастных по цвету драпировках
«Мозаика»
Знакомство с понятием «Мозаика», историей ее возникновения. Подготовительная работа.
Аппликация из цветной бумаги в технике «Мозаика»
«Пушистые зверята»
Закрепление знаний о художниках – анималистах, знакомство с техникой работы сухой кистью
Рисунки зверят в технике сухой кисти, выполнение схемы построения животных
«Весна пришла»
Закрепление понятия пейзаж, знакомство с творчеством Воронежского художника Корзухина. Посещение выставки-музея художников Аннинского района в школе №1.
Пейзаж «по – сырому», построение композиции
«Распускаются цветы»
Эскизы различных цветов в одной цветовой гамме
Натюрморт с первыми весенними цветами 40
8
2
2
2
2
8
2
2
2
2
4
2
2
4
2
2
2
2
3
1
2
3
1
2
4
2
2
4
2
2 4 нед.окт.
5 нед.окт.
2 нед.нояб.
2 нед.нояб.
3 нед.нояб.
3 нед.нояб.
4 нед.нояб.
4 нед.нояб.
5 нед.нояб.
5 нед.нояб.
1 нед.дек.
1 нед.дек.
2 нед.дек.
2 нед.дек.
3 нед.дек.
3 нед.дек.
4 нед.дек.
4 нед.дек.
5 нед.дек.
3 нед.янв.
3 нед.янв. 24.10.14
29.10.14
05.11.14
07.11.14
12.11.14
14.11.14
19.11.14
21.11.14
26.11.14
28.11.14
03.12.14
05.12.14
10.12.14
12.12.14
17.12.14
19.12.14
24.12.14
26.12.14
31.12.14
14.01.15
16.01.15
4 Декоративная работа
«Мозаика»
Закрепление понятия мозаики, знакомство с понятием «Витраж»
Работа витражными красками на стекле. Создание композиции.
«Городецкая роспись»
Закрепление понятия промысел, знакомство с городецкой росписью, ее историей, традициями, основными элементами
Составление композиции росписи на дощечке и прописка основных элементов
Завершение работы под Городец, покрытие лаком
«Золотая Хохлома»
Знакомство с хохломой, историей ее возникновения, традициями письма, основными элементами, цветами.
Выполнение эскиза основных элементов хохломской росписи «под фон», «травка»
Составление композиции росписи
Роспись изделия из папье-маше
«Голубая сказка Гжели»
Знакомство с промыслом гжели, основными элементами, цветами, традициями. Эскизы основных элементов росписи
Роспись «под Гжель» на фарфоровом блюдце
«Мои любимы сказки»
Закрепление знаний о лубочном творчестве, иллюстрации
Иллюстрирование сказки в традициях лубочной живописи.
«Смешные кляксы»
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – кляксографией..
Создание «клякс» на бумаге и фантазия с дорисовкой сюжета 30
4
2
2
6
2
2
2
7
1
2
2
2
6
2
4
4
2
2
3
1
2 4 нед.янв.
4 нед.янв.
5 нед.янв.
5 нед.янв.
1 нед.фев.
1 нед.фев.
2 нед.фев.
2 нед.фев.
3 нед.фев.
3 нед.фев.
4 нед. фев.
1 нед.марта
1 нед.марта
1 нед.марта
2 нед. марта
21.01.15
23.01.15
28.01.15
30.01.15
04.02.15
06.02.15
11.02.15
13.02.15
18.02.15
20.02.15
25.02.15
27.02.15
04.02.15
06.02.15
06.02.15
11.03.15
5 Композиция
«Статика»
Изучение понятия «Статика» на примере художественных произведений.
Выполнение упражнения на передачу статики в изображении
«Динамика»
Изучение понятия «Динамика» на примере художественных произведений
Выполнение упражнений на передачу динамики в изображении
Выполнение набросков многофигурной композиции с передачей динамики движения
«Композиционный центр»
Выполнение упражнений на выделение композиционного центра цветом, расположением.
Создание композиции на любимое произведение с выделением композиционного центра – главного героя
«Симметрия и ассиметрия»
Выполнение графических упражнений
Создание симметричной и ассиметричной композиции 26
4
2
2
9
2
2
5
9
4
5
4
2
2 2 нед. марта
3 нед. марта
3 нед. марта
4 нед. марта
4 нед.марта
1 нед.апр.
1 нед.апр.
2 нед.апр.
2 нед.апр.
3 нед.апр.
4 нед.апр.
4 нед.апр.
13.03.15
18.03.15
20.03.15
25.03.15
27.03.15
01.04.15
03.04.15
08.04.15
10.04.15
15.04.15
17.04.15
22.04.15
24.04.15
6 Введение в историю искусства
Северное Возрождение (Я.Ван Эйк, А.Дюрер, П. Брейгель Старший, школа Фонтенбло).
.Культура Античности
Средние века
Культура Востока.
Возрождение.
Древние цивилизации
Современное искусство 8
1
1
1
1
1
1
2 5 нед.апр.
5 нед.апр.
2 нед.мая
2 нед.мая
2 нед.мая
2 нед.мая
3 нед мая 29.04.15
29.04.15
06.05.15
06.05.15
08.05.15
08.05.15
13.05.15
7 Знакомство с творчеством художников
Виртуальное посещение Воронежского художественного музея им. Крамского
Поездка в Аннинскую СОШ № 1 для посещения выставочного зала художников района
Встреча с художником-земляком, а ныне директором художественной мастерской Владимировым В.И. 6
2
2
2 3 нед.мая
4 нед.мая
4 нед.мая 15.05.15
20.05.15
22.05.15
8 Подготовка к конкурсам и праздникам.
Оформление работ к выставке 2 5 нед.мая 27.05.15
9 Итоговое занятие «Ярмарка талантов»
Обсуждение и оценка всей творческой деятельности за год, выставка в ДДТ муниципальная выставка 2 5 нед.мая 29.05.15
Итого: 144 Календарно-тематический план
2 год обучения
№ темы Содержание Кол-во часов Дата проведения
По плану По факту
1 Вводное занятие
- «Волшебный мир искусства»
Техника безопасности на занятиях.
Закрепление навыков работы кистью, правила работы карандашом.
2
2
1 нед. сент. 02.09.15
2 Рисунок
- «Рисунок – основа изобразительного искусства». Закрепление понятий «линия, штрих, пятно»
- Графические упражнения в изображении объема геометрического тела
- «Натюрморт из геометрических тел».
Закрепление понятий «свет, тень, полутень…»
- Выполнение натюрморта в карандаше, композиция.
- «Художники – анималисты»
- Выполнение рисунка животных гелевой ручкой, схема построения животных
- «Зарисовки животных в движении». Наброски домашних животных в движении (карандаш)
- «Зоопарк». Виртуальное посещение зоопарка, зарисовки животных.
- «Изображение фигуры человека в истории искусств». Знакомство с творчеством итальянских художников-портретистов.
- Изучение и выполнение схемы построения человека
- «Пропорции строения человека». Сравнение схем пропорций ребенка и взрослого.
- Наброски человека
- « Портрет друга». Зарисовка определенного человека (карандаш)
- Женский портрет (пастель)
- «Моя семья». Портрет мамы
- Групповой портрет
- «Такие разные лица». Знакомство с понятием «шарж»
- Шарж на друга
- «Путешествуя по улицам города или рассказ старого дома». Изображение старинных вещей
-Оформление выставки детских работ в жанре рисунка 40
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2 1 нед.сент.
2 нед.сент.
2 нед.сент.
3 нед. сент.
3 нед.сент.
4 нед.сент.
4 нед.сент.
5 нед.сент.
1 нед.окт.
2 нед.окт.
2 нед. окт.
3 нед.окт.
3 нед.окт.
4 нед.окт.
4 нед.окт.
5 нед.окт.
5 нед.окт.
2 нед.нояб.
3 нед.нояб.
3 нед.нояб.
04.09.15
09.09.15
11.09.15
16.09.15
18.09.15
23.09.15
25.09.15
30.09.15
02.10.15
07.10.15
09.10.15
14.10.15
16.10.15
21.10.15
23.10.15
28.10.15
30.10.15
06.11.15
11.11.15
13.11.15
3 Живопись
- «Пятно как средство выражения»
- Упражнения в локальном цвете
- Упражнения в цветовой гамме
- «Цвет в произведениях живописи»
- Монотипия
- Кляксография, «волшебная нить»
- Этюд. «Настроение». Закрепление понятий: контраст, нюанс.
- Этюд. «Воспоминание об осени»
- Этюд. «Здравствуй зима»
- «Декоративный натюрморт». Особенность натюрморта.
- Построение и подмалевок натюрморта
- Натюрморт в технике гуашь
- «Композиция как ритм пятен» (натюрморт в технике акварели, построенный на сближенных цветах)
- Построение акварельного натюрморта в сближенных цветах. Выполнение лессировкой.
- Натюрморт, выполненный на сближенных цветах
- Завершение натюрморта в технике акварели в одной цветовой гамме
- «Этюд. Цветы». Итоговое занятие по блоку.
- Полевые цветы. По памяти и представлению
- Садово-парниковые цветы. Натюрморт с цветами с натуры.
- Этюд «Сирень», выполненный в технике «по-мокрому»
- Рисунок «Цветы» в технике «мятая бумага», акварель-гуашь.
42
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2 4 нед.нояб.
4 нед.нояб.
5 нед.нояб.
5 нед.нояб.
1 нед.дек.
1 нед.дек.
2 нед.дек.
2 нед.дек.
3 нед.дек.
3 нед.дек.
4 нед.дек.
4 нед.дек.
3 нед.янв.
3 нед.янв.
4 нед.янв.
4 нед.янв.
5 нед.янв.
5 нед.янв.
1 нед.февр.
1 нед.февр.
2 нед.февр.
18.11.15
20.11.15
25.11.15
27.11.15
02.12.15
04.12.15
09.12.15
11.12.15
16.12.15
18.12.15
23.12.15
25.12.15
13.01.16
15.01.16
20.01.16
22.01.16
27.01.16
29.01.16
03.02.16
05.02.16
10.02.16
4 Декоративная работа
- Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы»
-Закрепление знаний о народных промыслах, символах росписей
- Составление росписи с учетом народных традиций
-«Живая красота жостовских подносов». Знакомство с историей, традициями
- Выполнение росписи на пластинке по мотивам жостовской росписи
- Завершающий этап росписи
- «Воронежская роспись». История возникновения, ее значение, основные элементы
- Выполнение макета русской избы
- Элементы воронежской росписи в макете
-«Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн»
- Шрифтовая композиция
- «Дизайн». Техника «декупаж».
- Изготовление поделки в технике «декупаж»
- «Основы дизайна». Понятия «Стиль», «Стилизация»
- Графические упражнения, стилизация природных форм
- Эскиз росписи мебели стилизованными природными формами
- Роспись доски природным орнаментом
- Роспись доски природным орнаментом 38
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2 нед.февр.
3 нед.февр.
3 нед.февр.
4 нед.февр.
4 нед.февр.
1 нед.марта
1 нед.марта
2 нед.марта
2 нед.марта
3 нед.марта
3 нед.марта
4 нед.марта
4 нед.марта
5 нед.марта
1 нед.апр.
2 нед.апр.
2 нед.апр.
3 нед.апр.
12.02.16
17.02.16
19.02.16
24.02.16
26.02.16
02.03.16
04.03.16
09.03.16
11.03.16
16.03.16
18.03.16
23.03.16
25.03.16
30.03.16
01.04.16
06.04.16
08.04.16
13.04.16
5 Композиция
- «Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства»
- Пленер
- Пленер
- « Пейзаж- настроение. Природа и художник»
- Пленер
- Пленер
- «Милосердие» - задание – размышление
- Выставка детских работ по теме 16
2
2
2
2
2
2
2
2 3 нед.апр.
4 нед.апр.
4 нед.апр.
5 нед.апр.
5 нед.апр.
2 нед.мая
2 нед.мая
3 нед.мая 15.04.16
20.04.16
22.04.16
27.04.16
29.04.16
04.05.16
06.05.16
11.05.16
6 Введение в историю искусства 2 3 нед.мая 13.05.16
7 Знакомство с творчеством Воронежских художников 2 4 нед.мая 18.05.16
8 Итоговое занятие
«Мы умеем и мы знаем!» 2 4 нед.мая 20.05.16
9 Подготовка к конкурсам и выставкам 2 5 нед.мая 25.05.16
Итого: 144 Содержание обучения
2 год
Раздел 1.Вводное занятие
«Волшебный мир искусства»
Теория: Правила поведения и работы на занятиях, техника безопасности, подготовка к учебному году.
Практика: закрепление навыков работы с кистью, правила работы с красками, уход за своими принадлежностями.
Раздел 2 Рисунок
2.1 «Рисунок – основа изобразительного искусства»
Теория: закрепление понятий «линия, штрих, пятно»
Практика: графические упражнения, закрепление навыков работы карандашом
2.2 «Натюрморт из геометрических тел»
Теория: закрепление понятий «свет, тень, полутень, тень падающая, рефлекс, нюанс, тень собственная».
Практика: выполнение натюрморта в карандаше, расположение изображения на бумаге.
2.3 «Художники – анималисты»
Теория: закрепление знаний о художниках – анималистах
Практика: выполнениие рисунка животных гелевой ручкой, схема построения животных.
2.4 «Зарисовки животных в движении»
Теория: : закрепление знаний о художниках – анималистах
Практика: выполнении е рисунка животных гелевой ручкой, схема построения животных в движении.
2.5 «Изображение фигуры человека в истории искусств»
Теория: знакомство с понятием «Портрет», видами портрета, с творчеством Кипренского
Практика: выполнение схемы строения человека
2.6 «Пропорции строения человека»
Теория: закрепление понятия портрет.
Практика:, изучение пропорций, сравнение схемы изображения ребенка и взрослого.
2.7 «Портрет друга»
Теория: закрепление понятия портрет.
Практика: выполнение изображения определенного человека. Техника – по выбору.
2.8 «Моя семья»
Теория: закрепление понятия портрет, знакомство с творчеством Боровиковского.
Практика: выполнение группового семейного портрета.
2.9 «Путешествуя по улицам города или рассказ старого дома» - итоговое занятие по блоку.
Теория: : выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
Раздел 3 Живопись
3.1 «Пятно как средство выражения»
Теория: закрепление понятий «локальный цвет, цветовая гамма»
Практика: выполнение упражнений.
3.2 «Цвет в произведениях живописи»
Теория: закрепление знаний о цвете, цветовой гамме
Практика: монотипия
3.3 «Этюд. Настроение»
Теория: закрепление понятий: локальный цвет, цветовая гамма, контраст, нюанс»
Практика: передача состояния природ через цвет.
3.4 «Декоративный натюрморт»
Теория: «Что такое декоративный натюрморт? В чем его особенность?»
Практика: выполнение декоративного натюрморта гуашью.
3.5 «»Композиция как ритм пятен»
Теория: закрепление понятий: локальный цвет, цветовая гамма, контраст, нюанс»
Практика: выполнение натюрморта, построенного на сближенных цветах в технике акварели.
3.6 «Этюд. Весенние цветы» - итоговое занятие по блоку
Теория: выявление уровня знаний по пройденным темам.
Практика: работа в единой цветовой гамме и в цветовой гамме, построенный на контрастных сочетаниях. Рисование с натуры.
Раздел 4. Декоративная работа
4.1 «Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы»
Теория: закрепление знаний о народных промыслах, символах росписей
Практика: составление росписи с учетом народных традиций.
4.2 «Живая красота жостовских подносов»
Теория: знакомство с историей жостовской росписи, ее традициями и основными элементами.
Практика: выполнение жостовской росписи на тарелке.
4.3 «Уральская роспись»
Теория: знакомство с историей возникновения уральской росписи, ее значением, основными элементами.
Практика: Выполнение макета русской избы с элементами уральской росписи.
4.4 «Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн»
Теория: знакомство с понятием «Дизайн», историей развития дизайна
Практика: графические упражнения, шрифтовая композиция.
4.5 «Дизайн открытки»
Теория: закрепление знаний об истории открытки, ее видах
Практика: изготовление открытки в технике декупаж.
Раздел 5. Композиция
5.1 «Пейзаж – большой мир»
Теория: закрепление знаний о пейзаже, видах пейзажа, о композиции, композиционном центре знакомство с творчеством Айвазовского.
Практика: организация изображаемого пространства
5.2 «Пейзаж – настроение. Природа и художник»
Теория: закрепление знаний о пейзаже, законах композиции, знакомство с творчеством Васильева.
Практика: передача своего настроения через цветовое решение пейзажа.
5.3 «Основы дизайна»
Теория: закрепление знаний о дизайне, знакомство с понятием «Стиль», «Стилизация»
Практика: выполнение графических упражнений, стилизация природных форм.
5.4 «Милосердие» - итоговое занятие – размышление.
Теория: выявление уровня знаний по пройденным темама.
Практика: выполнение графического упражнения на заданную тему, выставка детских работ.
Раздел 6. Введение в историю искусств
Теория: беседы о художниках – графиках, живописцах. Русские иконы. Творчество Андрея Рублева, Феофана Грека.
Раздел 7. Знакомство с творчеством художников.
Теория: . посещение художественного музея, выставок детского творчества, выставок профессиональных художников.)
Итоговое занятие. «Мы умеем и мы знаем!»
Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
Содержание обучения
1 год
Раздел №1. «Добро пожаловать» - Вводное занятие.
Теория: Правила поведения и работы на занятиях, техника безопасности, подготовка к учебному году.
Практика: закрепление навыков работы с кистью, правила работы с красками, уход за своими принадлежностями.
Раздел 2. Рисунок
2.1 «Учись рисовать с натуры»
Теория: повторение и закрепление понятий «Натюрморт», познакомить с понятиями «Тень падающая, тень собственная, блик, рефлекс, ось симметрии»
Практика: навыки работы с натурой, построение композиции на бумаге. Наброски природы с натуры. Соотношение неба и воды, травы и листьев деревьев.
2.2 «Осенний букет»
Теория: закрепить понятия «линия, штрих, пятно»
Практика: закрепить умения работать карандашом, с натурой, расположение изображения на бумаге. Натюрморт в графике. Навыки работы в технике «гризайль».
2.3 «Искусство создавать гравюры»
Теория: знакомство с новым видом искусства Гравюрой, с известными художниками, работавшими в этой технике.
Практика: выполнение эскиза гравюры на любимую сказку
2.4 «Народное творчество – лубочные картинки»
Теория: знакомство с лубочным творчеством. Виртуальное путешествие в Русское Средневековье
Практика: навыки работы с цветными карандашами. Наброски лубочных картинок на темы известных басен.
2.5 «Натюрморт»
Теория: закрепление знаний о натюрморте, знакомство с творчеством Машкова
Практика: навыки работы с натурой, построение изображения на листе бумаги.
2.6 «В мире животных» - итоговое занятие по блоку
Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
Раздел 3. Живопись
3.1 Пасмурный денек»
Теория: знакомство с понятием «Пленэр», «Колорит», знакомство с творчеством известных Воронежских художников. Виртуальное посещение музея им. Крамского в г. Воронеже
Практика: навыки передачи цветом состояния природы, навыки работы с различными материалами.
3.2 « На рассвете»
Теория: знакомство с понятиями « Контраст», «Нюанс», закрепление понятия колорит.
Практика: навыки работы акварелью, передача цветом времени суток.
3.3 «»Цвет и чувство»
Теория: закрепление понятий «контраст, колорит, нюанс»
Практика: навыки передачи цветом своего настроения, акцент на целостности цветового решения.
3.4 «Первый снег»
Теория: закрепление понятия раздельного мазка
Практика: навыки работы акварелью, передача цветом состояния природы
3.5 «Рисуем драпировку»
Теория: закрепление понятий колорит, контраст.
Практика: изображение одного и того же предмета на двух контрастных по цвету драпировках.
3.6 «Мозаика»
Теория: знакомство с понятием «Мозаика», историей ее возникновения.
Практика: выполнение работы в технике мозаики, подбор цветов, получение необходимых оттенков.
3.7 «Пушистые зверята»
Теория: закрепление знаний о художниках – анималистах, знакомство с техникой работы сухой кистью
Практика: выполнение работы в технике сухой кисти, выполнение схемы построения животных.
3.8 «Весна пришла»
Теория: закрепление понятия пейзаж, знакомство с творчеством Воронежского художника Корзухина. Посещение выставки-музея художников Аннинского района в школе №1.
Практика: закрепление навыка работы по – сырому, построение композиции.
3.9 «Распускаются цветы» - итоговое занятие по блоку.
Теория: : выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
Раздел 4. Декоративная работа.
4.1 «Мозаика»
Теория: закрепление понятия мозаики, знакомство с понятием «Витраж»
Практика: выполнение витража пластилином на стекле.
4.2 «Городецкая роспись»
Теория: закрепление понятия промысел, знакомство с городецкой росписью, ее историей, традициями, основными элементами
Практика: выполнение росписи дощечки в традициях городца.
4.3 «Золотая хохлома»
Теория: знакомство с хохломой, историей ее возникновения, традициями письма, основными элементами, цветами.
Практика: выполнение хохломской росписи
4.4 Голубая сказка Гжели»
Теория: знакомство с промыслом гжели, основными элементами, цветами, традициями
Практика: выполнение гжельской росписи на блюдце.
4.5 «Мои любимые сказки»
Теория: закрепление знаний о лубочном творчестве, иллюстрации
Практика: иллюстрирование сказки в традициях лубочной живописи.
4.6 «Смешные кляксы»
Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам, знакомство с нетрадиционной техникой рисования – кляксографией..
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
Раздел 5. Композиция
5.1«Статика»
Теория: изучение понятия «Статика» на примере художественных произведений.
Практика: выполнение упражнения на передачу статики в изображении .
5.2 «Динамика»
Теория: изучение понятия «Динамика» на примере художественных произведений
Практика: выполнение упражнений на передачу динамики в изображении.
5.3«Композиционный центр
Теория: закрепление понятия композиционный центр
Практика: выполнение упражнений на выделение композиционного центра цветом, расположением.
5.4 «Симметрия и ассиметрия»
Теория: знакомство с понятием симметрии и асимметрии
Практика: Выполнение графических упражнений
Раздел 6. Введение в историю искусств
Теория: виды и жанры изобразительного искусства. Остановка на произведениях отдельных художников в разных жанрах и видах искусства. Беседы об отдельных народных промыслах.
Раздел 7. Знакомство с творчеством художников.
Теория: . Знакомство с творчеством художников (Васнецов, Грабарь, Шишкин, Левитан, Саврасов, Поленов)
Итоговое занятие. «Ярмарка талантов»
Теория: : выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
Методическое обеспечение программы на первый год обучения
№ Тема Формы, приёмы, методы Дидактическое
и техническое
оснащение Подведение
итогов
1 Мир цвета в природе. Изображение декоративных растений и цветов в теплой и холодной гамме. Наблюдение за природными мотивами, рассматривание произведений живописи.
беседа, диалог, мастер класс, индивидуальная форма. Компьютер, проектор, план, презентации: натюрморты К. Коровина, М. Сарьяна, А. Матисса, П. Сезанна. Коллективное обсуждение, просмотр.
2 Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного и теплого. Индивидуальная форма, беседа , диалог, мастер класс.
Компьютер, проектор, план, презентации: живопись Н. Рериха, М. Сарьяна, И. Грабаря, В. Ван Гога. Коллективное обсуждение, выставка мастер –класс, защита творческой работы
3 Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов. Групповая форма, беседа.
Компьютер, проектор, план, книги по декоративно-прикладному искусству, декоративные платки и шали. Коллективное обсуждение, выставка.
4 Изображение в графической технике растительного микромира (травы, цветы, сухие растения). Индивидуальная форма, коллективная, беседа, диалог, мастер класс.
Компьютер, проектор, план, веточки растений, цветы, книги или репродукции с изображением растений, гравюры японских и китайских мастеров. Коллективное обсуждение, просмотр.
5 Мы рисуем своих друзей. Индивидуальная форма, коллективная, беседа, диалог, мастер класс.
Компьютер, проектор, план, графические портреты-шаржи, выполняемые педагогом на этом занятии; рисунки В. Горяинова, П. Сойфертиса, X. Бидструпа. Коллективное обсуждение, просмотр, выставка, практическое применение знаний.
6 Изображаем свое любимое животное. Индивидуальная форма, коллективная, беседа, диалог, мастер класс.
Компьютер, проектор, план, Зрительный ряд: альбомы с фотографиями животных; рисунки художников-анималистов Е. Чарушина, В. Ватагина. Коллективное обсуждение, выставка, презентация творческих работ.
7 Мир вокруг нас (коллективная работа) Коллективная форма, беседа. Компьютер, проектор.план, Зрительный ряд: книги и репродукции произведений живописи и графики с изображением сказочных персонажей, фантастических животных и растений. Коллективное обсуждение, выставка, конкурсы, презентация работы.
8 Сказочные персонажи (по мотивам русских народных сказок). Индивидуальная форма, коллективная, ролевые игры. Компьютер, проектор. план, Зрительный ряд: иллюстрации к сказкам: «Репка», «Колобок», «Гуси-лебеди» и др. Индивидуальное обсуждение, выставка, открытое занятие.
9 Декоративные птицы и рыбы (подводный мир). Индивидуальная, групповая, беседа, диалог Компьютер, проектор, план, Зрительный ряд: иллюстрации и картинки о птицах и рыбках. Коллективное обсуждение, выставка.
10 Оформление и подготовка рисунков к экспозиции в ДДТ. Коллективная форма Стенды, паспарту.рамки, оформительский материал. Обсуждение и оценка всей творческой деятельности за год, выставка в ДДТ муниципальная выставка
Методическое обеспечение программы на второй год обучения
№ Тема Формы, приёмы, методы Дидактическое
и техническое
оснащение Подведение
итогов
1 Вводное занятие
«Волшебный мир искусства» Беседа, анкетирование.
План, анкета.
Опрос
2 Рисунок Беседа, мастер- класс,
Метод коллективных
и групповых работ,
мини- вернисаж.
План беседы, репродукции, учебные работы, таблицы.
коллективное обсуждение.
Выставка работ
3 Живопись Сочетание форм:
беседа, диалог, мастер класс,
игра «художник и зритель», мини- вернисаж.
План
беседы, тексты лекций, репродукции.
Коллективное обсуждение.
4 Декоративное работа Беседа, мастер- класс,
метод коллективных
и групповых работ,
мини- вернисаж.
План беседы, репродукции, учебные работы, таблицы.
коллективное обсуждение.
Выставка работ
5 Композиция Сочетание форм:
беседа, диалог, мастер класс,
игра «художник и зритель», мини- вернисаж.
План
беседы, тексты лекций, репродукции.
коллективное обсуждение.
6 Введение в историю искусства Беседа, анкетирование.
Метод коллективных
и групповых работ,
мини- вернисаж.
Беседа, игра «художник и зрелище», творческое
исследование.
План беседы, книга, репродукции,
аудио- аппаратура.
коллективное обсуждение.
Выставка работ
7 Знакомство с творчеством художников Беседа, заочное путешествие, диалог,
План беседы, книги, репродукции.
коллективное обсуждение
Выставка работ
8 Итоговое занятие
«Мы умеем и мы знаем!» Беседа, мастер- класс,
Метод коллективных
и групповых работ,
мини- вернисаж.
Беседа, экскурсия. План беседы, репродукции, учебные работы, таблицы.
коллективное обсуждение.
Выставка работ
10 Подготовка к конкурсам и выставкам Коллективная форма Стенды, паспарту.рамки, оформительский материал. Обсуждение и оценка всей творческой деятельности за год, выставка в ДДТ муниципальная выставка
Список литературы
Алексеева, В.В. Что такое искусство? / В.В. Алексеева [текст] - М.: «Советский художник», 1973. – 162с.
Грек, В.А. Рисую штрихом. / В.А. Грек [текст] - Минск: «Скорына», 1992 . – 41 с.
Грунтовский, А.В., Назарова А.Г. Ефим Васильевич Честняков. / А.В. Грунтовский, А.Г. Назарова [электронный ресурс] // Русская земля. Журнал о русской истории и культуре http://www.rusland.spb.ru/is I 1htm - Язык русский: доступ свободный.
Демакова, Т.И. Развитие креативности младшего школьника на уроках изобразительного искусства [электронный ресурс] http:// festival. 1 september.ru /articles / 312879/ - Язык русский : доступ свободный.
Клиентов, А.Е. Народные промыслы. / А.Е. Клиентов [текст] - М.: «Белый город», 2003. – 50 с.
Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства. / С.К. Кожохина [текст] - Ярославль: «Пионер», 2001. – 120 с.
Концепция художественного образования в Российской Федерации [электронный ресурс] http:www.google.ru/url?sa=t&source=web&ct=res&cd=4&ved=0CAwQFjAD&url=http%3A%2F%2Fgzalilova - Язык русский : доступ свободный.
Марысаев, В.Б. Рисование: теория. 3-5 кл. / В.Б. Марысаев [текст] - М.: «Рольф», 1999.
Мосин, И.Г. Рисование-2. Учебное пособие для педагогов, воспитателей, родителей. / И.Г. Мосин [текст] И.Г. Мосин [иллюстрации] - Екатеринбург: «У-Фактория», 2000. – 120с.
Немов, Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2 психология образования. / Р.С. Немов [текст] – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 608с.
Основы, народного и декоративно-прикладного искусства. Программа I-IV кл. для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. / Т.Я. Шпикалова [текст] - М.: «Просвещение», 1992.
Рисунок для изостудий: от простого к сложному. / А.Ф. Конев, И.Б. Маланов [текст] – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. – 240с.
Рутковская, А.А. Рисование в начальной школе. \ А.А. Рутковская [текст] - СПб.: «Нева»; М.: «Олма-Пресс», 2003. – 192с.
Савенков, А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. \ А.И. Савенков [текст], А.А. Селиванов [иллюстрации] – Ярославль: Академия развития, 2004. – 128с.
Тюфанова, И.В. Мастерская юных художников. Конспекты занятий. \ И.В. Тюфанова [текст] - СПб.: «Детство-Пресс», 2002. – 80 с.
Уатт, Ф. Как научиться рисовать. Универсальное пособие для детей и взрослых. / Ф. Уатт [текст] М.Д. Лахути [перевод с англ.] - М.: «Росмэн», 2002. – 96с.
Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство во втором классе. Пособие для учителей. \ Т.Я. Шпикалова [текст] - М.: «Просвещение», 1984.