Технологическая карта урока музыки 2 класс тема: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

Технологическая карта
урока музыки 2 класс
Тема: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.
Планируемые результаты
Предметные:
Продолжить разговор о театре, опере, балете. Познакомиться с дирижерскими жестами.
Метапредметные:
Развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, проводить самооценку и самоанализ, понимать учебную задачу урока (РУД).
Закрепить и расширить ранее полученные представления о музыкальном театре через знакомство с танцевальными, песенно-лирическими музыкальными образами в музыке композиторов; расширить знания о различных музыкальных жанрах: опере и балете, о средствах выразительности музыки; накопление музыкально-слухового опыта, эмоционально-смыслового словаря (ПУД).
Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока, развивать творческое начало в размышлениях о музыке, развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать; развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством, развивать внимание, память, воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей (ЛУД).
Умение слушать и понимать речь других; умение работать в группах; умение высказывать свои мысли в устной форме (КУД).

Основные понятия
Опера, балет, симфонический оркестр, дирижёр, дирижёрские жесты.

Межпредметные связи
ИЗО, литература

Оборудование
 Компьютер, медиа-проектор; портреты композиторов Чайковского, Прокофьева, «нотки» для оценивания.

Музыкальный материал
«Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского;
«Марш Тореадора» из оперы «Кармен» Ж.Бизе;
«Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинка.
Презентация «Опера», «Песня-спор»
Аудиозапись балета Прокофьева «Золушка»

Ресурсы
Учебник «Музыка», 2 класс (Критская)

Организация пространства
Фронтальная работа, работа в парах


Оформление : портреты композиторов (оборотной стороной), слова: ИЗВИЛИСТАЯ, ВОЛНИСТАЯ, ЗАТЕЙЛИВАЯ, ГРОМКАЯ, ЗАВОРАЖИВАЮЩАЯ, ШУМНАЯ, ВЕСЕЛАЯ, ТЕМПЕРАМЕНТНАЯ, ЖЕСТОКАЯ, ЗАГАДОЧНАЯ, РИТМИЧНАЯ, ОТЧЕТЛИВАЯ.
На обороте классной доски: упражнение на распевание» (ноты), «Три щенка у трещотки, пересчитывали щётки».


Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты, УУД

I.Орг.момент
(1 мин)
Эмоциональный настрой:
-Здравствуйте, ребята! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу! Пожелайте друг другу хорошего, бодрого настроения на целый день!

Настраиваются на урок.
КУУД - Умение слушать и понимать речь других

II. Активизация ранее полученных знаний (2 мин.)
- Давайте вспомним, что мы с вами изучили на прошлом уроке.
Включить фрагмент аудиозаписи балета Прокофьева «Золушка»
-А что такое балет?
- О каких композиторах мы разговаривали на прошлом уроке?

На доске портреты композиторов. После того как дети их назвали, повернуть лицевой стороной.
- Фрагменты каких спектаклей мы смотрели?



-Каких мастеров балетного искусства запомнили?
Показать фотографии.

Хвалить за активную работу детей на уроке.
-Балет
-Это музыкальный спектакль, где основным выразительным средством служит танец.
- о С.С.Прокофьеве, П.И.Чайковском


-«Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского; «Вальс» из балета «Золушка» С.С.Прокофьева.
- Галина Уланова, Владимир Васильев, Анастасия Волочкова.

ПУУД - Умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые с помощью учителя

III.Сообщение темы урока
(3 мин.)
-Ребята, а кто из вас любит путешествовать? А куда мы мысленно можем отправиться в путешествие?
-Сейчас мы прослушаем одну песенку и определим куда мы с вами сегодня отправимся!
СЛАЙД 1-2
Звучит фрагмент песни «Песня-спор».
-Какие впечатления остались после прослушивания? О чем песенка?
-А что такое сказка?
-А мы сегодня сможем отправиться в сказочное путешествие, как вы считаете?
-А где мы можем увидеть эту сказку?
-А мы сможем сейчас мысленно отправиться в музыкальный театр?
-Итак, мы отправляемся с вами в удивительное волшебное путешествие. В музыкальный театр.
-Что такое музыкальный театр?
СЛАЙД 3-4


-А как нужно вести себя в театре?
-Вы будете соблюдать эти правила?
-А что нам нужно взять с собой в такое необычное путешествие?
-Что можно увидеть и услышать в музыкальном театре?
-А что такое опера?
СЛАЙД 5
-Итак, то есть опера не может существовать без песни, правильно?
На доске нарисовать схему:
Песня



Опера
-Давайте еще раз вспомним, что такое балет?

СЛАЙД 6
-Хорошо, давайте дополним нашу схему.
Песня Танец


Опера Балет

- В этом отличие оперы и балета. А в чем же сходство?






-О сказке

-Это волшебство, мир удивительных историй.

-В театре

-да, сможем.


-Музыкальный театр – это мир волшебства, мир удивительных историй, мир в котором живёт музыка.
Вспоминают правила поведения в театре.

-Хорошее настроение.
-Оперу и балет.
- Опера- это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.
-Да.






- Балет-это музыкальный спектакль, в котором все танцуют.






-И балет, и опера являются музыкальными спектаклями.



IV. Работа по теме урока
(8 мин.)

1)Работа по учебнику
(3 мин.)











2) Слушание музыки: фрагмента из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» - «Марш»
(3,5 мин)


























3) Работа по учебнику

(2,5 мин)





















4 )Повторное слушание
(2,5мин)



5)Слушание «Марша Тореадора» из оперы «Кармен» Ж.Бизе
(7 мин)


– Итак, мы отправляемся с вами в путь – в музыкальный театр, в театр оперы и балета.
-На прошлом уроке мы уже говорили о том, что во многих больших городах России есть театры оперы и балета.
-Давайте откроем учебники на стр.78 и узнаем какой известный театр есть в Москве.
СЛАЙД 7
Читает всему классу один ученик.
-В Москве это известный во всём мире Большой театр. Этот театр был основан в 1826 году. Самые лучшие музыканты, певцы, танцоры, режиссёры, художники участвуют в постановке опер и балетов.
-Обратите внимание на иллюстрации.
-А теперь мы с вами отправляемся в зрительный зал, где начинается волшебство (перед слушанием музыкального фрагмента, вспоминаем с детьми сказку Гофмана «Щелкунчик»).
(Слушание фрагмента из балета «Щелкунчик» – «Марш» П.И.Чайковского.)
СЛАЙД 8
-Что такого волшебного вы заметили?
- Ребята, а в каком музыкальном спектакле исполняется эта музыка?
-А почему вы так решили?
-Да, действительно. Это фрагмент из балета «Щелкунчик» - «Марш» П.И.Чайковского.
-Что такое марш?




-Охарактеризуйте пожалуйста эту мелодию.
- Мы знаем, что балет строится только на танцах, а как же звучит марш в балете? Как его исполняют?
-Ребята мы говорим с вами сегодня об операх и балетах, которые можно послушать и посмотреть в театре. А теперь посмотрите на эту фотографию (фотография симфонического оркестра появляется на доске).
СЛАЙД 9
-Кого мы видим? Кто изображён на фотографии?

-Что такое симфонический оркестр?



-А как вы думаете, кто стоит во главе симфонического оркестра? Давайте проверим, правы ли вы. Откройте стр.80 вашего учебника.
- Так кто же такой дирижёр?

- А как он руководит оркестром? С помощью чего?


- Правильно. Дирижёр руководит оркестром с помощью дирижёрских жестов. И язык дирижёрских жестов понятен любому музыканту всего мира. Посмотрите на фотографии дирижёра.
СЛАЙД 10-12
-Сможете ли вы определить по фотографии дирижера, какая музыка играет?
- Почему вы думаете, что музыка звучит именно так? Что вам подсказало?
- Какие у него движения?
- Молодцы. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр. А теперь мы с вами попробуем прослушать и представить себя в роли дирижёра. Закроем глаза и послушаем ещё раз этот фрагмент и попробуем исполнить марш танцевально.
Повторное слушание и дирижирование детьми.
-Мы с вами прослушали фрагмент из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского – «Марш». А сейчас я вас попрошу послушать ещё один музыкальный фрагмент, и сравнить его с предыдущим.
Слушание «Марша Тореадора» из оперы «Кармен» Ж.Бизе.
Слайд 14
- Ребята, похожа ли музыка этого музыкального фрагмента на предыдущий?

- А чем она отличается?
-В каком музыкальном спектакле звучит эта музыка?

-Какое настроение в этой музыке?
-А слышны ли были музыкальные инструменты? Какие?

-Мы прослушали «Марш Тореадора».
-Будут ли похожи жесты в этих двух композициях?

-Куда, в какие музыкальные спектакли нас привёл сегодня марш?
Дополнить схему на доске.
Песня Танец


Опера
· Балет


Марш

А одинаково ли звучат марши в опере и в балете?
- Как звучит марш в опере?
-Как звучит марш в балете?
Слушают учителя



Открывают учебники читают материал про Большой театр.















- В балете
- Потому что мы не слышали, что бы кто-либо пел, звучала лишь только музыка.
МАРШ (ходьба, шествие) пьеса, написанная в активном, энергичном ритме, которая способствует организации движения и созданию приподнятого, радостного или скорбного настроения.
-Отрывистая, отчетливая, быстрая.

- В балете Марш звучит танцевально. Его танцуют.





- На фотографии изображён симфонический оркестр.
-Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов, исполняющих музыкальные произведения.
-Во главе симфонического оркестра стоит дирижёр.

-Дирижёр – это руководитель оркестра.
-Дирижёр руководит оркестром с помощью жестов и дирижёрской палочки.





Предположения детей

- Нам подсказало движение рук дирижёра и его выражение лица.
-Осторожные, мягкие, захватывающие; спокойные, добрые, умиротворенные; дерзкие, грациозные, ярые.










- Музыка не была похожа на музыку предыдущего фрагмента. Она отличается.
Ответы детей
- В опере, так как здесь слышали пение.
-Радостное, весёлое.
-Да. Звучал оркестр музыкальных инструментов – Симфонический оркестр.
-Нет, они будут разными, так как музыка звучала по-разному.
-В оперу и в балет.








- Нет. Марши звучат по-разному.
-В опере марш звучит песенно.
- В балете марш звучит танцевально.
РУУД - Развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, понимать учебную задачу урока
































Закрепить и расширить ранее полученные представления о музыкальном театре через знакомство с танцевальными, песенно-лирическими музыкальными образами в музыке композиторов;


расширить знания о различных музыкальных жанрах: опере и балете, о средствах выразительности музыки;


ПУУД накопление музыкально-слухового опыта, эмоционально-смыслового словаря ().





















ПУУД - Закрепить и расширить ранее полученные представления о театре через знакомство с танцевальными, песенно-лирическими, музыкальными образами в музыке композиторов; расширить знания о различных музыкальных жанрах: опере и симфонической сюите, о средствах выразительности музыки; накопление музыкально-слухового опыта, эмоционально-смыслового словаря (


V.Физкультминутка
(2,5 мин)
- А сейчас я хочу представить вам ещё один музыкальный фрагмент. Послушайте его.
СЛАЙД 15
Слушание фрагмента из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки – «Марш Черномора»
-Попрошу вас всех встать и по одному человеку с ряда выйти ко мне. Эти ребята сейчас представят себя в роли дирижёра, управляющего целым симфоническим оркестром и будут показывать вам движения. А вы внимательно следите и выполняйте эти движения.
Дирижируют и выполняют движения вслед за учителем


VI.Работа по теме урока
(1 мин)
-Сейчас на физкультминутке мы прослушали опять же марш.
-Какими жестами вы показали музыку?
- Почему ваши жесты были разными?
-Молодцы. Именно сама музыка подсказывает дирижёру, какими жестами её нужно озвучить.
-Давайте сделаем вывод о волшебстве рук дирижёра и его помощницы – дирижёрской палочки.


Ответы детей
-Потому, что музыка была разной. Она изменялась: то тихо, то громко; то резко, то плавно.
Ответы детей.
ПУУД - Закрепить и расширить ранее полученные представления о театре через знакомство с танцевальными, песенно-лирическими, музыкальными образами в музыке композиторов; расширить знания о различных музыкальных жанрах: опере и симфонической сюите, о средствах выразительности музыки; накопление музыкально-слухового опыта, эмоционально-смыслового словаря

VII. Обобщение по теме урока
(1 мин)
-О чём рассказала нам волшебная палочка дирижёра?
-О каком ?
-Еще о чем?


- Какой кит сегодня нас привёл в спектакли?

- Как звучит марш в опере? Как звучит марш в балете? А как вы думаете, почему, говоря о музыкальных спектаклях опере, балете, мы обязательно говорим об оркестре?

- Молодцы.
-О театре.
-Музыкальном.
-О симфоническом оркестре .
О дирижёре и его жестах, о роли.
О музыкальных спектаклях.
-Кит марш.

-Так как, опера и балет без симфонического оркестра не могут обходиться. А оркестр не может играть слаженно без своего руководителя – дирижёра.
ЛУУД - Развивать творческое начало в размышлениях о музыке, размышлять и анализировать; развивать ассоциативное мышление, , развивать слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей . КУУД - Умение слушать и понимать речь других; умение высказывать свои мысли в устной форме .

VIII.Распевание
(1,5 мин)
-Сегодня 5 марта. Какой праздник к нам приближается?
-Да, действительно, приближается международный женский день. Поэтому мы сегодня будем разучивать песню про маму.
-Но сначала нам нужно подготовить наш голос к пению.
На отвороте доски написать скороговорку и слоги для распевки:
1) Скороговорка: Три щенка у трещетки перещитывали щётки.
1раз – четко, медленно
2раз-более быстро
3раз-еще быстрее
4 раз- очень быстро)
2) Распевание:
Да-дэ-ди-до-дууу(4 раза)
[C, c, c, d, |E,,,,|E,e,e,f,|G,,,,|G,c,g,f,|E,,,,|E,e,e,d,|C,,,,||
Ма-мо-ми-мо-му (на одной ноте, постепенно понижая.) 2 раза
-8 марта

Готовят голос к исполнению песни.
Выполняют упражнение на дикцию и артикуляцию
ЛУУД - Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока

IX.Разучивание песни:
- слушание
(4 мин)



- ритмический рисунок (1,5 мин)

- звуковысотность мелодии (1,5 мин)


- исполнение второго куплета (1,5 мин)

-исполнение
третьего куплета (1,5 мин)

- исполнение всей песни. (1,5 мин)
- А теперь приступим к разучиванию песни «Сегодня мамин праздник»
-С каким настроением будем петь такие песни? - Правильно! Давайте послушаем эту песню и попытаемся уловить ее ритм, манеру исполнения. - А теперь вместе со мной попробуем исполнить 1 куплет.
Давайте разберем первый куплет. Будем делать это по предложениям, чтобы вам было легче запомнить слова и уловить мелодию песни.
Разучим ритм каждого предложения. Заметьте, что ритм неодинаков. Попробуем прохлопать ритм вместе, при этом напевая куплет.
А для того, чтобы закрепить звучание мелодии и вспомнить второй куплет, нам помогут Маша, Даша и Дарина. Они исполнят для вас первые два куплета,
а вы постарайтесь запомнить, для того, чтобы потом исполнить эту песню всем вместе.
- ПОНРАВИЛОСЬ ЛИ ИСПОЛНЯТЬ, ДРУЖНО ПЕТЬ СКАЗОЧНУЮ ПЕСНЮ?


Слушают песню, следят за ее звучанием манерой исполнения, подпевают после первого куплета.
Во время второго прослушивания дети поют вместе с учителем.
Далее разбирается (по предложениям – двум строчкам) первый куплет: сначала прохлопывается его ритмический рисунок, а затем учитель показывает тональность с помощью движения рук.
Второй куплет поют заранее подготовленные девочки. Учащиеся обращают внимание на характер исполнения МЕЛОДИИ песни.
После этого песня поется всеми учениками. Всем классом.
ЛУУД - Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока,
развивать творческое начало в размышлениях о музыке,
развивать способность вслушиваться в характер музыки,
размышлять и анализировать

XI.Итог урока. Рефлексия (2 мин.)
Ребята! А теперь, внимание!
Посмотрите на доску. Взгляните в страницы учебника музыки.
Вспомните всё, что мы делали с вами на уроке.
- Что нового мы узнали на уроке сегодня?
- Сейчас в парах определите, какой характер прослушанной нами музыки на уроке?




-А сейчас давайте оценим свою работу. Я подготовила для каждого «нотки», на которых вы напишите свое имя и фамилию и поставите себе оценку.
-А сейчас давайте прикрепим ваши нотки на доску.
-Ребята, скажите, хорошо ли мы с вами потрудились на уроке?
-Урок окончен!

Ответы детей.
На доске:
ИЗВИЛИСТАЯ, ВОЛНИСТАЯ, ЗАТЕЙЛИВАЯ, ГРОМКАЯ, ЗАВОРАЖИВАЮЩАЯ, ШУМНАЯ, ВЕСЕЛАЯ, ТЕМПЕРАМЕНТНАЯ, ЖЕСТОКАЯ, ЗАГАДОЧНАЯ, РИТМИЧНАЯ, ОТЧЕТЛИВАЯ.
Оцениваю свою работу


Дети выходят из класса под музыку






РУУД - Развитие умения
анализировать,
сравнивать,
выделять главное,
характеризовать музыку и
средства музыкальной
выразительности
проводить
самооценку и
самоанализ .



Цђ Заголовок 215