урок опк светлый праздник пасхи
Тема урока: «ПАСХА»
Тип урока – изучение нового
Цельурока :Познакомить с историей возникновения православного праздника.
Показать роль Православия в современном мире.
Воспитывать чувство прекрасного и уважение к творчеству на основе межпредметных связей.
Формировать нравственность учащихся путем знакомства с православной культурой.
Межпредметные связи: с музыкой, литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Светлый праздник Пасхи».
I.ОРГ МОМЕНТ
- Чтение детьми
1 чтец:
Ой, вы, гости-господа, Сколько вас пришло сюда?
2 чтец:
Вроде б мимо направлялись! И чего-то задержались?
3 чтец:
Видно сказ дошел до вас Про житье-бытье у нас.
1 чтец:
На Руси обрядов много, А сегодня – праздник Бога!
2 чтец:
Пасха – Бога воскресенье, Чей второй день рожденья?
3 чтец:
Кто ответит на вопрос? Сын его…
Все: Иисус Христос!
1 чтец:
Повсюду Благовест гудит, Из всех церквей народ валит, Заря глядит уже с небес…
Все: Христос воскрес! (2 раза)
2 чтец:
С полей уже снят покров снегов, И руки рвутся из оков, И зеленеет ближний лес…
Все: Христос воскрес! (2 раза)
3 чтец:
Вот просыпается земля, И одеваются поля, Весна идет, полна чудес…
Все: Христос воскрес! (2 раза)
- Чтение учителем ст-я И Бунина
Христос воскрес! Опять с зарёю
Редеет долгой ночи тень,
Опять зажёгся над землёю
Для новой жизни новый день.
Ещё чернеют чащи бора;
Ещё в тени его сырой,
Как зеркала, стоят озёра
И дышат свежестью ночной;
Ещё в синеющих долинах
Плывут туманы… Но смотри:
Уже горят на горных льдинах
Лучи огнистые зари!
Они в выси пока сияют,
Недостижимой, как мечта,
Где голоса земли смолкают
И непорочна красота.
Но, с каждым часом приближаясь
Из-за алеющих вершин,
Они заблещут, разгораясь,
И в тьму лесов и в глубь долин;
Они взойдут в красе желанной
И возвестят с высот небес,
Что день настал обетованный,
Что Бог воистину воскрес!
II РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
-Дорогие ребята! Будьте здоровы и счастливы! А наш сегодняшний урок пусть будет веселым и радостным, потому что он посвящен православному празднику – Пасхе.
Пасха - самый значительный праздник среди всех других праздников. Празднуют Пасху не только глубоко верующие люди, но и семьи, которые нечасто ходят в храм. Любят этот праздник и дети. Еще бы! В этот воскресный день семья собирается за большим столом с разнообразными крашеными яйцами, куличом, который пекут лишь раз в год.
Пасха – это воскресение, оживление, победа жизни над смертью. Воскресение происходит в природе. Мы знаем, что, как бы ни было холодно зимой, она закончится и придет весна, мы будем радоваться тому, что все снова оживает. После ночи обязательно наступает рассвет – это тоже воскресение. А Пасха – оживление души каждого из нас.
Христос воскрес на второй день после еврейской Пасхи – праздника, установленного в честь освобождения израильского народа из египетского рабства. Воскресение Христово стало новой Пасхой – радостью освобождения от рабства.
Значение воскресения Христа для человечества делает Пасху самым значительным торжеством среди всех других праздников – Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств.
Христос победил смерть. За трагедией смерти следует триумф жизни. После Своего воскресения Господь всех приветствовал словом: «Радуйтесь!» Смерти больше нет.
Эту радость апостолы возвестили миру. Эту радость они назвали «Евангелием» - благой вестью о воскресении Христа. Эта же радость переполняет сердце человека, когда он слышит: «Христос Воскрес!», и она же отзывается в нем главными словами его жизни: «Воистину Воскрес!»
На Руси празднование Пасхи было введено в конце Х века. У нас Пасха с самого начала отмечалась широко, ибо являлась любимейшим народным праздником, когда «душа русская, как бы растворяется и смягчается в теплых лучах Христовой любви и когда люди всего больше чувствуют живую, сердечную связь с великим Искупителем мира».
Пасху встречали во всяком уголке – от Кремлевского дворца до самого бедного дома праздник разливался по Руси. Особенно трепетно относилась к празднику Воскресения Христова деревня. В деревнях приготовления к Пасхе велись очень тщательно и загодя. Все ждали радостный праздник Пасхи. А за неделю всем этим торжествам предшествовало Вербное Воскресенье – праздник входа Господня в Иерусалим.
- Чтец ученик:
Что это сделалось с городом нашим? Право, совсем не узнаешь его! Сдернута с неба завеса туманов, По небу блеск, на земле торжество. С вербами идут толпы за толпами. Шум, экипажей ряды, пестрота, Машут цветами малые дети, Лица сияют, смеются уста. Точно какой победитель вступает В город – и все пробудилось от сна… Да, победитель! И вот ему птицы Словно уж грянули: “Здравствуй, весна!”
- А как вы думаете, почему именно вербу выбрали люди в качестве предвестника праздника?
-(Сообщение уч-ся)
- Когда Иисус Христос воскресил Лазаря, многие видели это чудо. Христа, въехавшего в город Иерусалим на ослике и окруженного учениками, встречали толпы народа, люди бросали ему под ноги зеленые пальмовые ветви, устилали дорогу своими одеждами. Такие почести в давние времена в Израиле оказывали только победителям и царям. Ведь Иисус Христос победил саму смерть. В России пальмы не растут, но с первыми весенними лучами уже покрылись легким зеленым пушком ветки вербы. Веточка вербы служит у нас знаком победы Иисуса Христа над смертью.
-Чтение уч-ся:
-Нет в России пальм зеленых,
Лишь березоньки да клены,
Да пушится над водой
Верба веткой золотой.
Верба ветки дарит нам-
Отнесем их в Божий храм
И под колокольный звон
Их поставим у икон.
- В церкви вербу освящали, эти веточки, воткнутые за иконами, над дверьми, под крышами домов, были талисманами – оберегали от болезней и прочих несчастий.
После Вербного воскресенья шла страстная неделя, которая начиналась в понедельник. Установлена она была в память страданий Иисуса Христа, ею заканчивается Великий пост. Каждый день этой недели очень значителен. В Великий понедельник на Руси следовало начинать подготовку к Пасхе – наводить порядок в жилище, мыть, чистить. Великий “чистый” четверг – воспоминание о Тайной вечере. Чистили в этот день дом, двор, огород от “нечисти”, затаившейся в углах.
-Чтение уч-ся
-Вспоминаю, как перед Пасхой,
Засучив рукава по локоть,
Дом скоблили, смывали копоть,
Подоконники пахли краской.
Помню сдобный запах ванили,
Перед образом – пламя свечи.
На вечерней заре ходили
В светлый храм святить куличи.
-Великая пятница – это самый скорбный день, ведь именно в этот день совершились распятие и Крестная смерть Спасителя. Великая суббота – Христос покоится во гробе. Еще субботу называли “красильной субботой” - в этот день красили яйца. Крашеное яйцо – это неотделимый красивый и радостный символ праздника Пасхи.
-А почему именно яйцо является символом Пасхи?
(Сообщение уч-ся)
-По преданию, Мария Магдалена после воскрешения Иисуса отправилась в Рим и поднесла императору Тиберию простое яйцо, сказав “Христос воскрес!”. Не поверил император и заявил, что в это так же трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным. Пока он это говорил, на глазах у изумленных людей белое яйцо стало ярко-красным.
Чтец ученик :
В рассветной дымке таяла долина,
Над облаками золотился Крест.
Пришла к царю Мария Магдалина,
Весть принесла: «Иисус Христос Воскрес!»
-Нет, женщина, тебе я не поверю!
Фантазии и вымыслу есть мера,-
Мысль оживила властное лицо.
-Как не поверю я, что белое яйцо
Тобою принесенное мне в дар,
Вдруг станет красным,
Вспыхнет как пожар!
Царь замолчал, но с этими словами
Свеченье разлилось над головами,
Стеснилось и замедлилось дыханье,
Казалось, где-то музыка звучит.
Яйца коснулись теплые лучи,
Оно зажглось в лучах, затрепетало
И, словно, Кровь Христова, алым стало!
Крашеные яйца называли “крашенками”, т.е. просто окрашенными в любой цвет, или, “писанками” - яйца, расписанные узорами.
-Сообщение учащихся
Разноцветные пасхальные яйца.
Крашенки – от слова красить. Красить яйца можно по-разному. Одни хозяйки варят яйца вкрутую, а затем на 10-15 минут погружают в раствор теплой воды с пищевым красителем, который можно купить в магазине. Другие хозяйки любят красить яйца в отваре луковой шелухи. Для этого сырые яйца помещают в кастрюлю с водой, добавляют шелуху и варят 15-20 минут, пока яички не приобретут нужный цвет. А раньше яйца красили по-особому: обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные» яйца.
Драпанки. Для драпанки лучше брать яйца коричневого оттенка. Скорлупа таких яиц прочнее, чем белых. Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом – ножом, шилом, ножницами, толстой иглой. Но прежде, чем выцарапать узор, его необходимо нанести на яйцо карандашом. Во время работы яйцо держат в левой руке, а острый предмет – в правый. Ажурный рисунок на драпанке хорошо смотрится на коричневой или другой темной краске.
Крапанки – от украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями. Сначала яйцо красят одним цветом, затем, когда оно высохнет и остынет, на него наносят капли горячего воска. Как только воск остынет, яйцо кладут в раствор другого цвета. После высыхания краски яйцо опускают в горячую воду. Воск тает, и выходит очень забавное яйцо. Воск можно и аккуратно соскоблить.
Писанки – это искусно расписанные пасхальные яйца. Украинские писанки – настоящие произведения народного творчества. Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного орнамента, геометрические фигуры. В каждой области Украины был свой характерный орнамент и цвет. В Прикарпатье яйца красили в желтый, красный и черный цвета, на Черниговщине – в красный, черный и белый, на Полтавщине – в желтый, светло-зеленый, белый. Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце. Всякая линия на писанке – дуга. Дуги образуют круги и овалы и, перекрещиваясь, делят поверхность яйца на поля, имя которым – крестильная сорочка писанки. Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску – «яблоньку», и держалось в ней в течение трех «отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи. Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича – для Бога, на блюдо с зерном – для людей, а крашенки на проросшем овсе – для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого. В настоящее время искусство расписывать писанки возрождается. Восстанавливается забытая техника, появляются новые мастера. В городе Коломия Ивано-Франковской области создан музей писанки.
- В субботу всем миром шли в церковь святить куличи, яйца и пасху. Все приготовленное клали на большое блюдо, перевязывали специальным расшитым полотенцем, украшали цветами. К вечеру Великой субботы народ спешил в церковь слушать чтение «страстей». Пасхальная ночь получалась особенно торжественной и красивой – зажженные фонари и костры освещали церковь и колокольню. С первым ударом колокола народ устремлялся в храм слушать утреню. Возле иконостаса и около церковных стен расставлялась принесенная для освящения пасхальная снедь. Ровно в 12 часов, после утрени, в ограде начинали палить из пушки или из ружей. Все присутствующие в церкви осеняли себя крестным знамением, и тогда под звон колоколов раздавалось «Христос Воскрес». После окончания литургии начиналось освящение куличей и пасх. Освятив куличи, каждый православный должен был, еще не заходя домой, побывать на кладбище и похристосоваться с покойными родителями. На могилках оставляли кусок пасхи и кулича (обязательно освященного, ведь, не пройдя освящения, кулич так и остается всего лишь сдобным пирогом). Лишь после этого можно было идти домой – христосоваться и разговляться с домашними. К разговенью матери всегда будили детей (даже самых маленьких), приговаривая: «Вставай, детеночек, подымайся, нам Боженька пасочки дал».
В ночь Великой Субботы повсюду на Руси к храмам спешили православные люди: через поля, через луга, через леса, по тропинкам и дорогам. Задолго до службы собирались вокруг церквей в ожидании крестного хода. Грамотные читали на клиросе Деяния Апостолов. Жгли большие костры из смоляных бочек в память о холодной ночи, проведенной Христом при дворе Пилата.
И вот первый благовест большого колокола.
-Утро Пасхи – перезвон колокольный
(звучит колокольный перезвон)
Чтец ученик :
Колокол дремавший Разбудил поля, Улыбнулась солнцу Сонная земля, Понеслись удары К синим небесам. Звонко раздается Голос по лесам. Скрылась за рекою Белая луна. Звонко побежала Резвая волна. Тихая долина Отгоняет сон, Где-то за дорогой
Замирает звон.
-Всколыхнулась толпа, зажглись в руках свечи, духовенство в светлых ризах с крестами, с хоругвями, с иконами вышло из храма, и голос хора возвестил радость великую: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небеси!»
В домах еще до Заутрени накрывали стол для розговен. Плох был тот хозяин, если не выставит на стол поросенка, колбасу, пасху с крашеными яйцами. Всего вдоволь! У зажиточных хозяев подавали 48 различных блюд по числу дней прошедшего поста. Обязательно приглашали в гости кумовьев и сватов. Христосовались друг с другом, садились за стол разговляться, потом отдыхали. Всю Светлую седмицу священники служили по храмам пасхальные молебны. С раннего утра на колокольнях трезвонили во все колокола, каждый мог в этот день стать звонарем, никому отказа не было. По благочестивому обычаю на Пасху навещали бедных по богадельням и приютам. Тайную милостыню творили. Странников, юродивых и увечных в своих домах досыта кормили. И так всю Святую неделю, а то Пасха будет не в радость.
С давних времен празднуют у нас Пасху не только верующие, но и далекие от Бога люди. Пасхальные обряды и обычаи никого не оставляют равнодушными
Иностранный путешественник в своей книге о России писал так: «По всем городам и деревням страны. На всех больших и малых улицах русские ставят несколько тысяч бочек и котлов с вареными в густую яйцами, окрашенными в красный, синий, желтый, зеленый и разные другие цвета, а некоторые из них позолоченные и посеребренные. Прохожие покупают их, сколько нужно кому, а ни одного яйца не берегут для себя, потому что во всю Пасху все люди, богатые и бедные, дворяне и простолюдины, мужчины и женщины, парни и девушки, слуги и служанки, носят при себе крашеные яйца.Где бы они ни были, куда бы ни шли, а при встрече с кем-нибудь, знакомым или незнакомым, здороваются, говорят: «Христос Воскрес!», а тот отвечает: «Воистину Воскрес!», и дают друг другу яйца, целуются, а потом каждый идет своей дорогой, пока не повстречается опять с кем-нибудь и не исправит такого же обряда, так что иногда тратит до 200 яиц в день».
Всю Пасхальную неделю православный люд живет с Богом, с ангелами, с мыслями об умерших родных и близких. Вот откуда у человека появляется тяготение к посещению в это время кладбища, дорогих ему могил. А в церквях служат службы. Игра на музыкальных инструментах во время церковного пения не разрешается. Поэтому церковное песнопение – это искусство голоса.
(Слушание церковного песнопения)
Празднование Пасхи продолжается сорок дней – ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу.
В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе – самой торжественной – ходят, друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры.
III.СТАДИЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
-Ребята, а какие пасхальные обычаи вам известны?
- В этот день старики расчесывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. Умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть. Молодые парни и девушки взбирались на крыши домов, чтобы лучше рассмотреть, как будет “играть” и “веселиться” красное солнышко. На Руси существовало поверье, что на Пасху солнце “играет”, и люди старались подкараулить это мгновение.
-Еще один очень давний обычай. Мы все христосуемся на Пасху, обмениваемся яичком, целуемся друг с другом и говорим: “Христос Воскрес!” – “Воистину Воскрес!”
-Веками любимой пасхальной игрой на Руси было катанье яиц. Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очереди к «катку» и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось. Собиравшиеся на Пасху дети очень любили искать яйца в квартире или саду. Кто-нибудь, из старших заранее прятал картонные, бумажные или пластиковые яички с сюрпризами. Чтобы получить сюрприз, надо было отыскать яйцо. Если детей было много, они делились на «команды», и каждая команда старалась выиграть, найдя как можно больше яиц в отведенное для этого время.
Дети любили, и «чокаться» яйцами друг с другом, ударяя тупым или острым концом крашеного крутого яйца соперника. Выигрывал тот, чье яйцо не треснуло.
Пасхальное гадание.
В пасхальные вечера девушки капали в крутой кипяток сырое яйцо – каждая по три капли. Фигурки, которые при этом получались, предвещали женскую судьбу, удачное ли будет замужество, богат ли будет дом, хороши ли дети.
Пасхальная примета.
Девушки внимательно рассматривали пасхальное яйцо в разрезе: чем ближе желток к краю белка, тем ближе замужество; чем ярче желток – тем удачнее брак.
IV.РАБОТА НАД ПРОЙДЕННЫМ
- Ребята, поскольку сегодня праздник и у вас у всех есть крашеные яйца, давайте и мы с вами тоже поиграем.
-Обратите внимание, как красив и радостен наш пасхальный стол. Традиционными пасхальными были и остаются пасха, кулич, крашеные яйца. Но не все люди могли и могут позволить себе накрыть такой стол на Пасху. Вот о них сказка, которую приготовили для вас девочки.
Инсценировка сказки “Пасхальный колобок” ( автор К.Островский.)
ПАСХАЛЬНЫЙ КОЛОБОК
1 ведущий: Жили-были Дед да Баба.
2 ведущий: Очень бедные.
1 ведущий: У них не было даже Курочки-Рябы.
2 ведущий: Ох, не было!
1 ведущий: Она не снесла им яичка.
Ведущие вместе: И не могли они испечь на праздник пасхального куличика!
2 ведущий: Дед Бабе говорит…
Дед: Чем же, милая, нам на Пасху разговеться?
Баба: Ох, уж и не знаю, милай. Ведь мука у нас давно уже кончилась.
Дед: Давай, Баба, не будем унывать, а помолимся Богу да по амбару пометем, по сусекам поскребем; может хоть на колобок наберется…
1 ведущий: Так они и сделали: по амбару помели, по сусекам поскребли, мучицу на водице замесили, слезицей ее посолили…
2 ведущий: Бога поблагодарили.
1 ведущий: Испекли постный колобок и на окно положили.
Ведущие вместе: До утра простынуть.
2 ведущий: Наутро солнышко взошло, проснулся Колобок.
Колобок: Что-то Дедушки и Бабушки не слышно. Спят поди. Намаялись со мной вчера, даже к обедне не встанут. Покачусь-ка я без них в церковь, пока они спят, окроплюсь, святой водицей, освящусь – хоть этим стариков утешу.
1 ведущий: Соскочил Колобок с подоконника, прыг на землю и айда скорехонько в церковь. Да не по дороге, а прямиком через лес. А навстречу ему Волк…
Волк: Колобок, Колобок, я тебя съем.
Колобок: Что ты Волк, ведь я еще не освященный. По амбару метен, по сусекам скребен, на водице мешан, слезицей солен, но еще не освящен. Жди меня здесь. Скоро вернусь.
2 ведущий: Колобок покатился дальше, а навстречу ему Медведь.
Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем.
Колобок: Что ты, Медведь, ведь я еще не освященный. По амбару метен, по сусекам скребен, на водице мешан, слезицей солен, но еще не освящен. Жди меня здесь.
1 ведущий: Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Лиса.
Лиса: С праздничком тебя, Колобок! Далеко ли ты, мой сладенький, направился?
Колобок: Я, Лиса, в церковь спешу.
Лиса: Куда, сладенький? Я что-то не расслышала.
Колобок: В церковь Божию святой водой окропиться…
Лиса: Я что-то глуховата стала. Подойди ко мне, мой постненький, поближе.
Колобок: Я, Лисонька, в церковь тороплюсь, у Батюшки святой водой окропиться, а ты меня здесь подожди.
2 ведущий: Покатился Колобок в церковь и сразу к Батюшке. Окропился святой водой, а Батюшка его и спрашивает.
Батюшка: Где же, Колобок, твое красное яичко, которое ты освятить принес?
Колобок: Нет у меня, Батюшка, красного яичка. Мои Дедушка и Бабушка бедные…
Батюшка: На, возьми это яичко, Колобок, отнеси Дедушке и Бабушке.
1 ведущий: А тут и прихожане, надавали Колобку целую корзину яичек.
2 ведущий: Катится Колобок обратно через лес, прямиком, а навстречу ему Волк, Медведь и Лисица.
Звери: С праздником тебя, Колобок, с наступающим Христовым Воскресеньем! Будет нам, чем на Пасху разговеться!
Колобок: Экие вы, звери, неразумные! Ведь я же постный: по амбарам метен, по сусекам скребен, на водице мешан, слезицей осолен. Как же вы мною разговеетесь?
Звери: Что же нам тогда делать?
Колобок: Возьмите-ка скорее вот по красному яичку, да и разговеетесь.
Звери: Ну, спасибо тебе, Колобок! Передай поклон Дедушке и Бабушке!
1 ведущий: Побежал-покатился Колобок домой.
Дед и Баба: Где ты был, Колобок? Мы о тебе беспокоились!
Колобок: Я, Дедушка и Бабушка, в церкви был, святой водой окропился, и вам красных яичек принес. Берите, будет теперь чем на Пасху разговеться!
Ведущий: Ой, Колобок, не забудь, пожалуйста, наших ребят угости всех крашеным яичком.
V.РЕФЛЕКСИЯ
- Перед вами, ребята, лежат листочки с предложениями, я попрошу вас продолжить эти предложения
Сегодня я узнал(а)…Было интересно…Теперь я могу…Я почувствовал(а), что…У меня получилось…Урок дал мне для жизни…Мне захотелось…
В заключение нашего урока хочется сказать большое спасибо за внимание и понимание, и закончить его стихотворением К.Фофанова
“К нам летит весна” (под музыку)
Под напев молитв пасхальных И под звон колоколов К нам летит весна из дальних, Из полуденных краев. В зеленеющем уборе Млеют темные леса, Небо блещет, точно море, Море – точно небеса… Сосна в бархате зеленом, И душистая смола По чешуйчатым колоннам Янтарями потекла. И в саду у нас сегодня Я заметил, как тайком Похристосовался ландыш С белокрылым мотыльком.
VI.ИТОГ.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
-Спасибо, ребята, за урок. Домашнее задание: нарисовать пасхальную поздравительную открытку.