Конспект прогулки в старшей группе
Конспект прогулки для детей старшей группы детского дома
«Деревья зимою, деревья зимою, пронизаны ветром, и стужей самою».
Воспитатель КГУ "Рудненский детский дом" Управления образования акимата Костанайской области Богданчикова Ю.А.
Цель: Формировать представления детей о зимних явлениях природы в живой и неживой природе. Задачи: Уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях. Обратить внимание детей на то, что зимой ель и сосна - единственные деревья, которые остаются зелеными в зимний период. Формировать представления детей о том, почему именно эти деревья зимуют подобным образом. Расширять представления детей о том, что шишки - это семена сосны и ели. Воспитывать бережное, заботливое отношение детей к живой природе. Развивать ловкость и силу в гонках на санках, упражнять детей в сохранении равновесия, при выполнении прыжков на двух ногах с продвижением вперёд. Совершенствовать ранее освоенные достижения в подвижных играх;
Побуждать детей к проявлению творчества в активной двигательной деятельности.
Словарь. Ель, сосна, иголки, хвоя, смола, живица, шишки.
Ход прогулки:
1. Воспитатель предлагает детям отправиться в зимний парк. Закрепляет с детьми правила поведения на природе в зимний период. Обращает внимание детей на красоту зимней природы в парке. Предлагает детям полюбоваться красотой деревьев в зимнем убранстве.
Рассматривают деревья в зимнем убранстве. Любуются красотой зимней природы. Организует наблюдение за птичками на кормушке. Просит детей назвать зимующих птиц. Объясняет детям о том, как трудно живётся птицам в зимний период. Птицам нужно помогать, подкармливать их.
Читает детям стихотворение А.Яшина.
«Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — и не страшна, Будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать За одно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну!»
Читает детям стихотворение М.Дудина «Деревья зимою».
«Деревья зимою, деревья зимою, Пронизаны ветром, и стужей самою. И старые сосны, и острые ели, Встают, как солдаты, навстречу метели! В пургу по колени буранами гнутся, Вершинами машут…. Сдают? Не сдаются!».
2. Загадка: «Её всегда в лесу найдёшь – Пойдём гулять и встретим: Стоит колючая, как ёж, Зимою в платье летнем».
Сосна - очень полезное дерево, любит песчаную почву. Зеленое оно и зимой, и летом, форма листа - игольчатая и называется хвоей. Сосна — высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки,
поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Размножается сосна шишками.
Воспитатель проводит с детьми беседу. -Как выглядит сосна? -Почему про сосну говорят: «Зимой и летом одним цветом»?
Это дерево имеет приятный запах. Ствол прямой, покрыт шершавой коричневой корой. Ветки растут густо, внизу они увеличиваются. На ветках и стволе выступает сок - смола, которую называют живицей. В шишках есть семена, ими зимой лакомятся птицы. Сосна - хвойное дерево, обладающее целебными свойствами (особенно живица), поэтому чаще нужно гулять в лесу, где растет это дерево.
Ель — дерево высокое, у него ствол прямой, покрытый шершаво-коричневой корой, много веток, которые постепенно увеличиваются книзу. Все ветки покрыты колючими, жесткими иголками. Зимой ветки покрыты снегом, поэтому опущены вниз, елочка стоит в снегу, как в шубке. Она и зимой зеленая, иголки не желтеют и не опадают как у других деревьев.
Предлагает детям рассмотреть иголки-хвоинки сосны.
Даёт детям новую информацию: Каждая иголка-хвоинка у ели и сосны живёт 5 -7 лет, а потом опадает. Но они опадают не все сразу, а постепенно. А на их месте весной вырастают новые иголки. Поэтому сосна и ель всегда покрыт зелеными иголками и считаются хвойными, вечнозелеными деревьями.
Воспитатель предлагает детям аккуратно потрогать, понюхать иголки, и рассказать какие иголки на ощупь? (Жесткие, твердые, колючие, острые, ими можно стильно уколоться).
Воспитатель предлагает детям понюхать сосновые иголки. - Чем пахнут иголки? (Новым годом, сосной).
Воспитатель подытоживает ответы детей. - Иголки пахнут хвоей. Предлагает детям посмотреть на верхние ветки Сосны и ели. Что растёт на сосне и ели на верхних ветках (Шишки). Воспитатель предлагает детям рассмотреть шишки. Просит детей рассказать о сосновых шишках. Развивает представления детей о семенах хвойных деревьев.
Постановка игровой задачи. Предлагает детям сравнить сосну и ель: Что у них общего, чем отличаются ( сосна, как и ель, всегда зеленая, у нее тоже есть иголки, только длиннее).
3. Читает детям стихотворение К. Назырова.
«Варежки на ветках, Как птица в оперенье ледяном, Бушует ветер злой в краю лесном. Мёрзнут у сосны и елки Пальчики- иголки… Удалой снежок примчал, Всем им варежки связал, Вы не видели, ребята, Этих варежек мохнатых?»
Ель на участке живая, у нее корни в земле, питаются ее соками. Зимой ель спит, в теплое время года дерево растет: появляются новые ветки, шишки, старые ветки становятся длиннее. Ель издает аромат. Искусственная елка тоже красивая, ее можно украсить игрушками, она не будет осыпаться. Их называют — хвоинки.
Воспитатель объясняет детям о том, что люди очень любили сосну и ель, об этом говорят пословицы и поговорки и приметы о сосне и ели: «Нет дерева выше сосны», «Ветер не дует, так и сосна не шумит», «Что ни дуб, то тулуп, что ни сосенка, то - избёнка», «Зимой и сосна кажется зеленее», «Что ни толкуй, а сосновый лес крепче елового» «Ель – не сосна, шумит неспроста».
Воспитатель обращает внимание детей на то, как опустились ветки деревьев под тяжестью снега. Полюбовавшись причудливо утонувшими в сугробах деревьями, предлагает детям посмотреть, как она осторожно стряхнёт снег с веток деревьев. Воспитатель объясняет: что в теплую зимнюю погоду снег, покрывающий деревья, становится тяжёлым и липким. По возвращении морозов он примёрзнет к кроне, и от его тяжести ветки могут сломаться.
Людям нужно заботиться о деревьях, помогать деревьям выжить, в трудных зимних условиях. Ветки очень ломкие от мороза. Проходя мимо, нужно быть осторожными, чтобы не задеть и не сломать хрупкие веточки молодых деревьев. А если зимой случается оттепель, а затем ударит мороз, то веточки деревьев покрываются ледяной корочкой, тихо позванивая, ударяются друг о друга. Иногда эту картину освещает солнышко, и тогда деревья , словно стеклянные, на них вспыхивают тысячи разноцветных огоньков, и не оторвать взгляда от такой дивной красоты!
Воспитатель предлагает детям рассмотреть почки хвойных деревьев. Объясняет детям, что почки- это прекрасная защита листочков от холода в
зимний период.
Приметы: «В феврале много инея на деревьях – будет много меда», «Если деревья зимой покрываются инеем, следует ожидать хорошего урожая летом».
Организует и проводит Д/игру: «К дереву беги».
4. Труд в природе. Подводит детей к пониманию того, что зимой о них нужно заботиться, чтобы они не замерзли в сильные морозы. Предложить детям утеплить корни деревьев снегом. Дети сгребают снег к корням деревьев в парке.
Предлагает детям вернуться из парка (бег змейкой).
5. Организует и проводит ОВД.
1. «Гонка санок». (по - подгруппам). Санки ставятся на одну линию (старт), дети садятся на санки (ноги на земле). По сигналу воспитателя (хлопок, свисток), дети, энергично отталкиваясь ногами, передвигаются на санках до «финиша». Отмечается тот игрок, который первым достиг «финиша».
2. «Кто быстрее?» Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд.
Дети выстраиваются в шеренгу, по сигналу воспитателя, начинают продвигаться вперёд, на двух ногах прыжками, затем поворачиваясь кругом, такими движениями возвращаются на своё место.
Организует и проводит П/игру: «Два Мороза», «Айголек».
Итог прогулки. Рефлексия. Воспитатель подводит итог прогулки, благодарит детей за хорошую работу, отмечает самых активных. Просит детей рассказать, что им понравилось на прогулке, что получилось, в чем они испытывали затруднения.