Презентация к уроку Частица как часть речи. Разряды частиц.


Частицакак служебная часть речи.Разряды частиц. родной - чужойнеряшливый - горький - светлый - ложный -разбитый -пассивный - родной - чужойнеряшливый - аккуратныйгорький - сладкий светлый - тёмныйложный - истинный разбитый - целыйпассивный - активный Крылов И.А. Кто не слыхал его живого слова?Кто в жизни с ним не встретился своей?Бессмертные творения КрыловаМы с каждым годом любим всё сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. М.Исаковский Цели урока: Познакомиться с частицей как служебной частью речи. Учиться находить частицы в сказках А.С.Пушкина. Знать разряды частиц. Вы читали басни Крылова?Разве вы читали басни Крылова?Неужели вы читали басни Крылова?Вы не читали басни Крылова?Я почитал бы басни Крылова. Разряды частиц{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA} Разряды частиц Примеры1. Отрицательные Не, ни2. ФормообразующиеБы (б) (служат для образования условного наклонения глагола). Да, давайте, пусть, пускай (служат для образовательного наклонения глагола). Более, менее, самый (образуют сравнительную степень прилагательного или наречия). 3. Смысловые (модальные) частицы выражают: ВосклицаниеЧто за, ну и, как, вот так ВопросЛи, разве, неужели УсилениеДаже, ведь, -то, всё, всё-таки, же, ну, и УточнениеИменно, как раз, точно, прямо Выделение (ограничение)Только, лишь, исключительно, почти УказаниеВон, вот, это СомнениеВряд ли, едва ли Смягчение требования-ка Формообразующая частица: бы Выделительная частица: лишь Вопросительная частица: ль Усилительная частица: ведь Выделительная частица: толькоПроверь себя. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Свинья под Дубом вековымНаелась желудей досыта, до отвала;Наевшись, выспалась под ним;Потом, глаза продравши, всталаИ рылом подрывать у Дуба корни стала.«Ведь это дереву вредит,-Ей с Дубу Ворон говорит,-Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».«Пусть сохнет,- говорит Свинья,-В нём проку мало вижу я;Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею».«Неблагодарная! – примолвил Дуб ей тут,-Когда бы вверх могла поднять ты рыло,Тебе бы видно было,Что эти жёлуди на мне растут». ◊ ◊ ◊Невежда так же в ослепленьеБранит науку и ученьеИ все научные труды,Не чувствуя, что он вкушает их плоды.И.Крылов Усилительные частицы: ведь, же Формообразующие частицы: пусть, б, бы Отрицательные частицы: не Выделительная частица: лишьПроверь себя. Спишите. Вставьте пропущенные частицы. Укажите их разряд. Назовите, из каких басен И.Крылова эти строки. 1. Мартышка к старости слаба глазами стала; а у людей она слыхала, что это зло ещё не так большой руки: … стоит завести Очки. 2. … … говорят собаки: «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!» 3. На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать … было собралась. 4. Ну что … ! На взгляд … он хорош, да зелен – ягодки нет зрелой. 5. Потешь …, миленький дружочек! … лещик, потроха, … стерляди кусочек! 6. Чижа захлопнула злодейка-западня: бедняжка в ней и рвался и метался, а Голубь молодой над ним … издевался. 7. Он рад … в первые тут шмыгнуть воротà, да то … горе, что все ворота на запоре. 8. Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой и до вешних … дней прокорми и обогрей! Проверь себя!Выделительная частица лишь. («Мартышка и Очки»).Формообразующая частица пускай и усилительная частица же.(«Слон и Моська»).Усилительная частица уж. («Ворона и Лисица»).Усилительные частицы ж, -то. («Лисица и виноград»).Усилительная частица же и указательные частицы вот. («Демьянова уха»).Усилительная частица же. («Чиж и Голубь»).Формообразующая частица бы, выделительная частица лишь. («Волк и Кот»).Выделительная частица только. («Сирекоза и Муравей»). Выводы Частица - служебная часть речи. Не изменяется. Служит для образования форм слова. Вносит различные оттенки в значение предложения. Не является членом предложения. Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского. В.Г.БЕЛИНСКИЙ Рефлексия деятельности Что нового Я узнал? Чему Я научился? Где Мне пригодятся полученные знания?