Конспект внеклассного мероприятия Занимательный русский язык


Конспект внеклассного мероприятия «Занимательный русский язык».
Автор: Левщанова Елена Федоровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №25» (г. Саранск)
Цели: формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков; развитие навыков командной работы.
Форма проведения: беседа, викторина с демонстрацией слайдов.
Оборудование: Портрет Д.С.Лихачева, плакаты с высказываниями о русском языке, отпечатанный экземпляр текста по Д.С.Лихачеву; компьютер, проектор, подготовленная презентация PowerPoint.
Общее время мероприятия: 45–50 минут.
План:
Организационный момент.
Аналитическая беседа.
Проведение викторины.
Подведение итогов.
Рефлексия.

Эпиграф на доске:
Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает.
Д.С.Лихачев.
Конспект проведения мероприятия:
Организационный момент.
Аналитическая беседа.
Ведущий (учитель): Сегодня мы поговорим о роли языка в жизни общества. Что такое язык? Какие важные жизненные понятия и ассоциации связаны для вас с языком?
(Ответы учеников)
Ведущий: На государственном уровне огромное значение придается языку. В России 2007 год указом президента В.В.Путина был объявлен Годом русского языка.
Народ немыслим без языка. Народ без языка был бы безумен. Главное назначение языка состоит в том, чтобы объединять людей. Русский язык - это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык общения 160 народов и национальностей России. Это один из шести рабочих языков ООН.
Русский язык – это язык великой русской литературы, и поэтому он так популярен в мире. Первые слова в космосе были произнесены на русском языке, это первый язык общения в космосе.
Через русский язык осуществляется духовная связь поколений народов всей нашей страны.
Какие высказывания великих людей о русском языке вы знаете?
(Ответы учеников)
Ведущий: Еще одно высказывание о русском языке на доске. Автор цитаты – Д.С.Лихачев. Вспомним, что мы знаем про этого известного человека.
Сообщение заранее подготовленного ученика. Краткая справка о Д.С.Лихачеве и представление книги «Письма о добром и прекрасном».
Ведущий: Как вы понимаете смысл высказывания Д.С. Лихачёва?
(Ответы учеников)
Ведущий: На ваших столах лежат карточки с текстом – отрывком из книги Д.С. Лихачёва «Земля Родная». Давайте выразительно прочитаем его.
(Выразительное чтение одним из учеников)
Самая большая ценность народа - его язык, на котором он пишет, говорит, думает.
Думает!
Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.
Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит.
Язык человека - точный показатель человеческих качеств, его культуры.
А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами».
Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения.
Это свидетельствует о психологической незащищенности человека, его слабости.
По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов.
Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.
О русском языке как о языке народа писалось много.
Это один из совершеннейших языков мира, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в 19 веке лучшую в мире литературу и поэзию.
Тургенев говорил о русском языке: «… нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!». (По Д.С.Лихачеву.)
Ведущий: Как вы понимаете слова автора: «Язык человека - точный показатель человеческих качеств, его культуры»? Как вы относитесь к людям, которые «не говорят, а «плюются словами»?
(Размышления учеников)
Ведущий: Язык – важнейшее средство общения, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль. «Слово – дело великое, - писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». Слово - поступок, и от нас зависит, будет ли этот поступок добрым или злым.
Ведущий: Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. По тому, как человек говорит, мы можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем сразу определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. Уважающий себя человек, добившийся чего-то в жизни, никогда не позволит себе выражаться нецензурно. В таком поведении проявляется неразвитость, ограниченность человека.
В наше время часто приходится сталкиваться с бранными и вульгарными выражениями. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов.
Знаете ли вы, что в 17 веке, по Соборному уложению царя Алексея Михайловича, за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь? В 19 веке матерщинников воспринимали не иначе, как безбожников. А в 21 веке люди используют в своей речи ругательства просто для связи слов, нисколько не стыдясь этого.
Красноречивые, общительные люди обаятельны, а те, кто не может связать и двух слов, не интересны. Не будем сквернословить и грубо выражаться.
Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны. Необходимо учиться хорошей, грамотной, красивой речи, прислушиваясь, запоминая, читая, изучая.
Я думаю, что наша беседа пойдёт вам на пользу. А сейчас мы с вами поучаствуем в викторине под названием «Занимательное языкознание». Вы поделитесь на две команды, выберете себе капитанов, придумаете название и девиз. Хотелось бы, чтобы названия команд соответствовали лингвистической тематике.
( Формирование команд, выбор капитанов, озвучивание девизов, объяснение правил игры).
Порядок проведения викторины: Участники делятся на две команды. Побеждает та, которая набирает наибольшее количество баллов. Вопросы викторины представлены на слайдах электронной презентации. Компьютерной презентацией управляет учитель, одновременно зачитывая вопросы. Команды записывают ответ на бумажке, капитан передаёт их жюри – классному руководителю. За каждый правильный ответ команда получает балл. За дополнительные пояснения и дополнения также могут начисляться баллы.
3. Викторина «Занимательное языкознание»
1. Какой словарь действительно существует?
А. Словарь трудностей русского языка.
Б. Словарь несуразностей русского языка.
В. Словарь ошибок русского языка
Г. Словарь проблем русского языка
Ответ: А.
2. Какой вид словаря существует? Что он собой представляет? 1 балл начисляется за правильный ответ, 1 балл – за комментарий.
А. Скоростной
Б. Силовой
В. Частотный
Г. Оптический
Ответ: В. В нём приводятся числовые характеристики употребительности слов какого-либо языка.
3. С какой буквы в русском языке начинается больше всего слов?
А. К
Б. П
В. О
Г. Р
Ответ: Б.
4.Какая буква русского алфавита на письме может быть факультативной? 1 балл начисляется за правильный ответ, 1 балл – за верный комментарий.
А. Ь
Б. Й
В. Ы
Г. Ё
Ответ: Ё. Е употребляется вместо Ё.
5. Как в комедии Л. Гайдая называется одна из новелл о приключениях Шурика?
А. «Операция «Ы»
Б. «Программа «Э»
В. «Задание «Ч» 
Г. «Шифровка «Ё»
Ответ: А.
6. Какие бывают слова?
А. Родственные
Б. Приятельские
В. Дружеские
Г. Душевные
Ответ: А.
7. Какими бывают слова?
А. Однокоренными
Б. Одноцветковыми
В. Одноствольными
Г. Однодольными
Ответ: А.
8. Как называется часть слова без окончания?
А. Основа
Б. Базис
В. Основание
Г. Целая часть
Ответ: В.
9. В какую часть слова советует зрить пословица? 1 балл начисляется за правильный ответ, 1 балл – за названную пословицу.
А. В окончание
Б. В суффикс
В. В приставку
Г. В корень
Ответ: Г. «Зри в корень!»
10. В каком из этих слов нет корня «вар»? Что оно означает? 1 балл начисляется за правильный ответ, 1 балл – за верный комментарий.
А. Сварщик
Б. Архивариус
В. Сталевар
Г. Повариха
Ответ: Б. Архивариус ничего не варит и не сваривает, он является работником архива.
11. Как называют слово, образованное из начальных звуков слов или названий их начальных букв? Приведите пример такого слова. 1 балл начисляется за правильный ответ, 1 балл – за приведённый пример.
А. Абракадабра
Б. Абстракция
В. Аббревиатура
Г. Аппликатура
Ответ: В.
12. Под каким названием Михаил Ломоносов объединил части речи: существительное, прилагательное и числительное?
А. Имя
Б. Фамилия
В. Отчество
Г. Профессия 
Ответ: А (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное).
13. Как называют имя существительное, которое отвечает на вопрос «Кто?»?
А. Душевное
Б. Одухотворенное
В. Духовное
Г. Одушевленное
Ответ: Г.
14. Как называются все падежи, кроме именительного?
А. Дополнительные
Б. Побочные
В. Вспомогательные
Г. Косвенные
Ответ: Г.
15. Какие бывают слова в русском языке?
А. Несгибаемые
Б. Несклоняемые
В. Неподкупные
Г. Негнущиеся
Ответ: Б.
16. Какое из этих «одушевлённых» слов может отвечать на вопрос «Что?»? Каково значение этого неодушевлённого существительного? 1 балл начисляется за правильный ответ, 1 балл – за верный комментарий.
А. Пингвин;
Б. Павлин;
В. Курица;
Г. Утка.
Ответ: Г. Под "уткой" может пониматься газетный слух.
17. Сколько названий дней недели в русском языке являются существительными женского рода? 1 балл начисляется за правильный ответ, 1 балл – за верный комментарий.
А. Два
Б. Четыре
В. Три
Г. Пять
Ответ: В. Среда, пятница и суббота.
18. Что означает сложносокращённое слово собкор?
А. Собственный корабль
Б. Собственная корова
В. Собственный корреспондент
Ответ: В.
19. Какое их этих слов не является сложносокращённым? Почему? 1 балл начисляется за правильный ответ, 1 балл – за верный комментарий.
А. Селькор
Б. Сельпо
В. Сельсовет
Г. Сельва
Ответ: Г. Селькор - сельский корреспондент, сельсовет - сельский совет, сельпо - сельское потребительское общество, а сельва - влажные экваториальные леса Южной Африки.
20. Какое слово стало формой приветствия?
А. Салют!
Б. Иллюминация!
В. Фейерверк!
Г. Пожар!
Ответ: А.
21. Какой «частью речи» великий русский поэт Пушкин предлагает жечь сердца людей? Назовите произведение. 1 балл начисляется за правильный ответ, 1 балл – за название стихотворения.
А. Существительным
Б. Глаголом
В. Прилагательным
Г. Наречием
Ответ: Б. В стихотворении «Пророк».
22. Какой формой глагола является инфинитив?
А. Неизвестной
Б. Неопределённой
В. Непонятной
Г. Неопознанной
Ответ: Б.
23. От какого русского глагола происходит существительное «петух»?
А. Петушиться
Б. Пить
В. Петь
Г. Петлять
Ответ: В.
24. Какой из этих глаголов совпадает с фамилией замечательного художника? 1 балл начисляется за правильный ответ, 1 балл – за верный комментарий.
А. Бежал
Б. Лежал
В. Шагал
Г. Сидел
Ответ: В. Марк Шагал - живописец и график, выходец из России.
25. О каком из этих слов можно уверенно сказать, что это глагол? Объясните возможные вариативные значения других слов (за каждое объяснение – 1 балл).
А. Опал
Б. Шагал
В. Марал
Г. Сказал
Ответ: Г.
26. Какой из этих глаголов на уроке химии может быть именем существительным? 1 балл начисляется за правильный ответ, 1 балл – за верный комментарий.
А. Сразит
Б. Осилит
В. Победит
Г. Опередит
Ответ: В. Победит - это металлокерамический твёрдый сплав.
27. От названия какой игры в русском языке образовано выражение со значением «отослать, отправить к другим, в другие инстанции»? Приведите пример. 1 балл начисляется за правильный ответ, 1 балл – за верный пример.
А. Футбол
Б. Баскетбол
В. Хоккей 
Г. Волейбол
Ответ: А. Отфутболить жалобу, отфутболить просителя.
28. Какой из этих «кулинарных» глаголов является синонимом глаголу «заботиться»? 1 балл начисляется за правильный ответ, 1 балл – за верно приведённый пример.
А. Жариться
Б. Вариться
В. Печься
Г. Тушиться
Ответ: В. Печься о народном благе. Только о себе и печётся.
29 .Каких разрядов местоимений в русском языке не существует?
А. Вопросительные
Б.Поступательные
В. Возвратные
Г. Притяжательные
Ответ: Б.
30. Что ищут, чтобы уклониться от работы?
А. Существительное
Б. Предлог
В. Прилагательное
Г. Междометие
Ответ: Б.
31. Что часто мешает человеку в осуществлении его планов?
А. Подлежащие
Б. Определения
В. Сказуемые
Г. Обстоятельства
Ответ: Г.
32. Как звали двух «грамматических» героев известного мультфильма?
А. Ох и Ах
Б. Эй и Ой
В. Угу и Ого
Г. Упс и Вау
Ответ: А.
33. Члены предложения делятся на главные и ... Какие? 
А. Вторичные
Б. Второстепенные
В. Второразрядные 
Г. Второсортные
Ответ: Б.
34. Какого члена предложения не существует? 
А. Сказуемое
Б. Добавление
В. Определение 
Г. Дополнение
Ответ: Б.
35. Как называется определение, выраженное существительным?
А. Приданое
Б. Придаток
В. Приложение
Г. Приток
Ответ: В.
36. Какая фраза не является синонимом слова «строчить»?
А. Быстро писать
Б. Шить на машинке
В. Стрелять из пулемёта
Г. Снимать кино
Ответ: Г.
37. Как называют художника, пишущего натюрморты?
А. Натюрмортрист
Б. Натюрморист
В. Натюрмист
Г. Натуралист
Ответ: Б.
38. Название какого способа варки яйца пишется раздельно?
А. В…смятку 
Б. В…крутую
В. В…мешочек
Ответ: В.
39. Какое из этих названий островных жителей написано неправильно? 1 балл начисляется за правильный ответ, 1 балл – за верный комментарий.
А. Мальтиец
Б. Корсиканец
В. Сицилиец
Г. Кипрец
Ответ: Г. Жители острова Кипр зовутся киприотами.
40. Какое из этих слов во множественном числе приобретает совершенно новое значение? 1 балл начисляется за правильный ответ, 1 балл – за верный комментарий.
А. Замашка
Б. Манера
В. Пересуд
Г. Сусек 
Ответ: В. Пересуд - вторичное судебное разбирательство, пересуды – сплетни.
41. Какое из этих слов не является именем числительным? К какой части речи оно относится? 1 балл начисляется за правильный ответ, 1 балл – за верный комментарий.
А. Оба
Б. Обои
В. Обе
Г. Обоими
Ответ: Б. Обои - отделочный строительный материал, имя существительное.
42. Как называются правила расстановки знаков препинания?
А. Препоны
Б. Пункция
В. Пунктуальность
Г. Пунктуация
Ответ: Г.
43. Как называют первую строку абзаца?
А. Белая
Б. Красная
В. Синяя
Г. Чёрная
Ответ: Б.
Ведущий: По итогам викторины команда под названием … получает … баллов. А команда … - … баллов. Но это, ребята, ещё не всё. Впереди – конкурс капитанов. Прошу выйти капитана первой команды и ответить на вопросы, которые принесут очки его команде.
(Выходит капитан, вытягивает лист с вопросами, читает вслух вопрос – отвечает на него, и так далее).
Вопросы для капитана первой команды:
Как называется раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения? (Синтаксис).
Антоним к слову ВРЕМЕННЫЙ. (Постоянный).
Назовите слово с удвоенной Т. (Например: аттракцион, аттестат)
КвАртал или квартАл? - квартАл
Объясните значение фразеологизма «ХОТЬ КРОВЬ ИЗ НОСУ» (Обязательно).
Сколько частей речи в русском языке? (Десять).
Как называются слова, которые употребляются только жителями определенной местности? (Диалектные).
Есть ли непроизносимый согласный в слове УЧА..СТВОВАТЬ? (Нет).
Сколько звуков в слове ЯД? (Три).
Назовите слово с двумя приставками. (Например: перезагрузить, исподлобья).
Вопросы для капитана второй команды:
Раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы. (Морфология).
Где в слове «ИС..КУС..ТВО» удвоенные согласные? (Во втором случае: искусств).
КатАлог или каталОг? (КаталОг).
Объясните значение фразеологизма «КОТ НАПЛАКАЛ» (Мало).
Сколько служебных частей речи в русском языке? (Три).
Назовите слово с удвоенной Л. (Например, аллея, миллион)
Назовите разносклоняемое существительное мужского рода. (Путь).
Назовите синоним к слову АНТИТЕЗА. (Противопоставление).
Сколько раз надо отмерить, чтобы верно отрезать? (Семь).
Есть ли непроизносимый согласный в слове ЧУ..СТВОВАТЬ? (Есть).
Подведение итогов. Слово жюри (классному руководителю).
(Жюри объявляет результаты, поздравляет команду-победительницу, вручает грамоту. Каждая команда выбирает из своей команды человека, который, по общему мнению, работал наиболее активно. Эти два человека также награждаются грамотами).
Рефлексия.
Ведущий: Надеюсь, вы довольны нашим классным часом? Что понравилось вам больше всего?
(Ответы учеников)
Ведущий: Хотите ли вы участвовать в подобных викторинах ещё? Что в организации мероприятия, по вашему мнению, следовало бы улучшить в следующий раз?
(Предложения учащихся).
Ведущий: На этом мы с вами прощаемся. Благодарю вас за сотрудничество, за активное участие. До свидания!
Использованные источники:
Лихачёв Д.С. Земля Родная / Д.С. Лихачёв. – М., 1983. – 98 с.
Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://zanimatika.narod.ru/Narabotki4_1.htm
Презентация И.И. Шерстянниковой «Нестрашный ЕГЭ» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://easyen.ru/load/russkij_jazyk/igry/nestrashnyj_egeh_po_russkomu_jazyku/241-1-0-478
Урок подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 10-м классе «Роль языка в жизни общества» / Садриева Наиля Тимуровна // Сайт Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/521918/