Сценарий внеклассного мероприятия по информатике Турнир любителей информатики


Интеллектуально-познавательная игра
«Турнир любителей информатики»
1 курс
Структура методической разработки
Интеллектуально-познавательная игра по информатике «Турнир любителей информатики» представляет собой нестандартный урок, где в игровой форме обучающиеся повторяют, систематизируют теоретический материал по информатике, закрепляют практические навыки работы с различными прикладными программами. Урок содействует развитию сообразительности, смекалки учащихся; воспитанию коммуникативных навыках. Урок предназначен для учащихся 1х курсов.
Урок предлагает средний уровень образования студентов, но обладающих стремлением к его повышению.
Девизом урока стали слова: «Плох тот хорошист, который не мечтает стать отличником!»
При проведении игры используется классно-урочная форма работы, рассчитанная на 80 минут (2 урока)
Цели урока: содействовать систематизированию и углублению знаний учащихся по информатике; содействовать развитию творчества, сообразительности, смекалки учащихся, развитию познавательной активности; содействовать воспитанию чувства коллективизма, ответственности, формированию интереса и приобретения разносторонних связей.
Оформление доски: презентация к уроку, выполненная в программе Power Point; эпиграф:
С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, чтоб не нуждался в знание
Какой мы не возьмем язык и век,
Всегда стремился к знанью человек.
Оборудование для урока: мультимедийный проектор, листы с заданиями конкурсов для команд болельщиков, бланк для жюри (Приложение 1), листы ответов для жюри, мультимедийная презентация, приготовленная для использования на всем протяжении урока-игры, призы, грамоты
Организация мероприятия:
3 команды по 6 человек в каждой (+ команды болельщиков 5-6 чел. )
Домашним заданием команд было: придумать название, эмблему, выбрать капитана, придумать приветствие и составить кроссворды для соперников.
Ход игры:
Добрый день уважаемые ребята, жюри и гости! Сегодня мы собрались с вами для проведения турнира любителей информатики.
В цепи человек стал последним звеном,
И лучшее все воплощается в нем.
Как тополь, вознесся он гордой главой,
Умом одаренный и речью благой,
Вместилище духа и разума он-
Весь мир бессловесный ему подчинен .
Пусть эти слова знаменитого Фирдоуси станут эпиграфом нашей игры а девизом - вольная интерпретация русской поговорки: "Плох тот хорошист, который не мечтает стать отличником!"
У нас урок игра, а суть его весьма простая:
Должны вы наш вопрос понять
И верный на него ответ нам дать.
Кто быстро знания свои откроет
чья группа баллов больше наберет,
Тому хвала и благодарность лично,
Он получает за урок "Отлично".

Разрешите представить нам членов жюри:
________________________________________________________
__________________________________________________________
_________________________________________________________
А теперь давайте познакомимся с нашими командами (идет представление команд).
1. Команда _________________
девиз:
2. Команда ___________________
девиз:
3.Команда __________________
девиз:
Итак, команды готовы?
Болельщики готовы?
Жюри готовы?
Тогда начнем!
1.Тур.
Сейчас команды получат карточки с вопросами и должны быстро дать на них письменный ответ.
(1 бал - за правильный ответ + учитывается скорость выполнения задания).
1.Что такое информация? __(знания или сведения об окружающем мире и протекающих
в нем процессах)__________________________________________________
2.Перечислите основные свойства информации: _ (полезность, актуальность, полнота,
достоверность, объективность, распознаваемость)______________
3.Перечислите виды информации:
по способу восприятия: ___(визуальная (зрительная), аудильная (звуковая), тактильная, обонятельная, вкусовая)
по способу представления: (графическая, музыкальная, символьная (текстовая, числовая), комбинированная, в виде жестов или сигналов).
__________________________________________________________________
по общественному значению: ( массовая, личная, специальная)____________
__________________________________________________________________
4.Перечислите основные информационные процессы: (поиск, хранение, обработка,
передача, защита, удаление)
А пока наши команды выполняют задание для болельщиков у нас есть несколько вопросов:
Конкур болельщиков (1)
Действие производимое с клавишей (нажатие)
Неправильная запись в программе (ошибка)
Ноль или единица в информатике (бит)
Специальная программа, выполняющая нежелательные для пользователя действия на компьютере (вирус)
Устройство ЭВМ, служащее для отображения текстовой и графической информации (монитор, дисплей)
Символ – разделитель на клавиатуре (пробел)
Гибкий магнитный диск (дискета)
Так называют специалистов в своей области (ас)
«Мозг» компьютера (процессор)
Взломщик компьютерных программ (хакер)
Печатающее устройство (принтер)
Указатель местоположения на экране (курсор)
Состояние, в котором включенный компьютер не реагирует на действия пользователя (зависание)
Место хранения информации на компьютере (память).
С помощью чего человек воспринимает информацию (органы чувств).
К какому виду относится информация , воспринимаемая с помощью органов слуха? (звуковая)
Камень или бумага более долговременный носитель информации при ее хранении? (камень).
При просмотре телевизора мы являемся источником или приемником информации? (Приемником).
Хранение или передача информации происходит при заучивании стихотворения наизусть? (хранение).
Обработка или прием информации происходит при решении математической задачи? (обработка).
Хранение или передача информации происходит при записи текста на бумагу? (хранение).
Что происходит в процессе преобразования информации из одной знаковой формы в другую? (кодирование)
Как называется операция, обратная кодированию? (декодирование).
Римская система счисления - это позиционная система счисления или непозиционная? (непозиционная).
Десятичная система счисления - это позиционная система счисления или непозиционная? (позиционная).
Молодцы ребята!
Команды справились с первым заданием и пока жюри подсчитывает баллы, мы объявляем следующий конкурс.
2.Тур.
Команды получат карточки с вопросами второго конкурса и должны быстро дать на них письменный ответ.
(1 бал - за правильный ответ + учитывается скорость выполнения задания).
1.Что такое байт?__ (основная единица измерения информации) __
__________________________________________________________________
2.Что такое бит? (наименьшая единица измерения информации)___
__________________________________________________________________
3.Какие еще единицы измерения информации существуют?
( Килобайт, Мегабайт, Гигабайт, Терабайт)
4.Сколько бит в слове информатика? (88 бит)
А пока наши команды выполняют задание у нас продолжается конкурс для болельщиков:
Конкур болельщиков (2)
Сколько цифр используется в двоичной системе счисления? (две).
Сколько цифр используется в десятичной системе счисления? (десять).
Какая система счисления используется в компьютере в качестве основной? (двоичная).
Как на компьютерном жаргоне называется Начинающий пользователь (чайник).
Арабскими или римскими называются цифры десятичной системы счисления? (арабскими).
С каким изобретением связана первая информационная революция? (изобретение письменности)
С каким изобретением связана четвертая информационная революция? (изобретение компьютера)
Как называется устройство компьютера, выполняющее обработку информации? (процессор).
Арифметико-логическое устройство входит в состав процессора или оперативной памяти? (в состав процессора).
Как называется последовательность команд которую выполняет компьютер? (программа).
Как называется совокупность всех программ компьютера? (программное обеспечение).
Всемирная глобальная сеть (Интернет)
Как называется человек - фанат компьютерных игр (геймер)
Восемь бит (байт) 
Наиболее распространенный носитель информации (флешка)
Наука, работающая с информацией (информатика) 
Устройство для работы с Интернет (модем) 
Материальный объект для хранения информации (носитель) 
Человек, составляющий программы (программист) 
Устройство распознания изображения (сканер) 
Как называется средство быстрого доступа к папкам и файлам? (ярлык).
Что открывает кнопка пуск? (Главное меню).
Имя С: имеет жесткий или гибкий диск? (жесткий диск).
Текстовый редактор относится к системному или прикладному программному обеспечению? (прикладному)
Назовите цифры троичной системы счисления? (0,1,2)
Молодцы ребята!
Команды справились со вторым заданием и пока жюри подсчитывает баллы, для вас звучит
Музыкальный номер. песня на мотив "Учат в школе"
1. Алгоритмы составлять, а потом их вычислять –Интересная у нас стоит задача.С Интернета все скачать,И заставку поменять 2 разаПостараешься – придет к тебе удача!
2.Информатика нужна, но ведь как она сложна:То команды, то значки – не разберешься.И дискеты там нужны,Драйвера, ох как важны, 2 разаИх учи – и результата ты добьешься!
3.Информатика нужна, информатика важна,
Без компьютера нам никуда не деться.
Биты – байты подсчитать,
и устройства подключать – 2 раза
Мы научимся конечно, - это точно!
4.Есть  науки хороши для развития души,Их и сами все вы знаете конечно.Информатика важнаДля развития ума. 2 разаЭто было, это будет, это вечно!
3 тур.
Команды получат карточки с вопросами третьего конкурса и должны быстро дать на них письменный ответ.
(1 бал - за правильный ответ + учитывается скорость выполнения задания).
1.Что такое компьютер? (программируемое электронное устройство, предназначенное для обработки, накопления и передачи информации) ..........................................................................
2.Перечислите основные устройства компьютера ......(системный блок, монитор,
Клавиатура, мышь)...........................................................................................
3.Какие устройства называют периферийными? ..(устройства подключаемые к компьютеру дополнительно).........................
4.Какие виды принтеров существуют? (матричный, струйный, лазерный, сублимационный, плоттер) ........................................................................................................................................
5.Перечислите устройства ввода и вывода информации:
устройства ввода информации: устройства вывода информации:
1. Клавиатура; 1 Монитор
2. Сканер; 2 Принтер
3. Цифровые фотокамеры; 3 Плоттер
4. Микрофон 4 Акустические колонки и наушники
5. Мышь, трекбол 5 Проектор
6.Сенсорные устройства ввода (световое перо, сенсорный экран, дигитайзер). 6
7 7
Пока наши команды думают над своими заданиями, у нас для болельщиков подготовлены отдельные задания. Домашним заданием команд было составить кроссворды по вопросам пройденных тем.
Конкурс кроссвордов. Болельщики отгадывают кроссворды команд конкурентов.
Молодцы ребята!
Команды справились с заданием третьего тура и пока жюри подсчитывает баллы объявляется конкурс капитанов. Попросим капитанов команд подойти к нам и получить карточки с заданиями. (капитаны получают карточки с заданиями и по команде начинают их выполнять).
(1 бал - за правильный ответ + учитывается скорость выполнения задания).
КОНКУРС КАПИТАНОВ.
1.Наука, изучающая технологию сбора, хранения, обработки и передачи информации с помощью компьютера ...........................................(информатика).
2.Первая в мире женщина программист ..................(Ада Лавлейс).
3.Устройство вывода информации на бумажный носитель ..........(принтер).
4.Основная единица измерения информации ............................(байт).
5.Специалист оживляющий компьютер..................................(программист).
6.Клавишное устройство для ввода символьной информации в компьютер ......................(клавиатура).
7.Устройство для ввода графической информации в компьютер ......... (сканер).
8.В каких единицах принято измерять длину диагонали монитора? ......(дюймах).
9.Как называется временная память компьютера, которая стирается после выключения? ......................(ОЗУ).
10.Устройство компьютера, служащее для отображения текстовой и графической информации? ...................(монитор).
Пока наши капитаны думают над своими заданиями, у нас для команд подготовлены отдельные задания.
4 тур. Команды получают карточки с тестами, ваша задача выбрать правильный ответ.
Тест.
1. Какое устройство включается первым при включении компьютера?
а) системный блок б) монитор в) сетевой фильтр
2. Что называют «мозгом» компьютера?
а) память б) процессор в) монитор
3. Какой вид памяти стирается при выключении компьютера?
а) кэш-память б) ОЗУ в) ПЗУ
4. Какое устройство носит название винчестер?
а) дискета б) жесткий диск в) магнитная лента
5. Что относится к характеристикам процессора?
а) мышь б) сетевой фильтр в) быстродействие
6. Память которой компьютер обращается в процессе работы называется
а) внешней памятью б) внутренней памятью в) кэш памятью
7. Гибким магнитным диском является
а) сиди диск б) дискета в) винчестер
8. Какой внешний носитель информации обладает самой большой памятью?
а) DVD-ROM б) жесткий диск в) магнитная лента
9. Какой вид памяти остается неизменным постоянным?
а) кэш-память б) ОЗУ в) ПЗУ
10. Долговременная энергонезависимая память это?
а) внешняя память б) внутренняя память в) кэш-память
Молодцы ребята!
Отлично справились с заданием и пока жюри подсчитывает баллы, для вас звучит музыкальный номер.
Помоги мне (Андрей Миронов)
1.Мы очень любим информатику, страстно так, пламенно
Ночами мы не спим и думаем, как же сайт нам создать?
Узнали многое о Виндовсе, Бейсике, Офисе
Спасибо вам за вашу выдержку, теплоту и любовь.
Подождите, помогите
Как же можно на Яндекс войти?
Что за букву, что за цифру -
Что же в Гугле должны мы ввести?
2.Слова вы часто говорили нам умные, дивные,
И в лабиринтах файлов вордовских нас вели сквозь туман,
Мы понимать немного начали в бейсике, в виндоуз,
Но злоумышленники гадкие весь разрушили план.
 Помогите, объясните,
Ведь для нас это всё темный лес,
Мы погибнем, ох, погибнем,
Не пройдя виртуальный ликбез.
 
3.Мы полюбили информатику
Страстно так, пламенно.
Ночами мы не спали думали,
Как же сайт нам создать.
Хотим мы все узнать о Виндовсе, Бейсике, Офисе
Но к сожалению великому, больше тянет в Интернет.
Подождите, помогите
Как же можно нам в Делфи войти?
Что за букву, что за цифру -
Что же все же нам нужно ввести?
6. Конкурс – «Шифровка».
В табличках приведены слова, связанные с информатикой и компьютерами, причем буквы слов записаны вразброс, нужно ставить их по порядку.
(Примечание: ответы каждая команда записывает на листочке со своим названием и сдает жюри, время сдачи учитывается.)
Слово: Ответ:
ретьюпомккомпьютер
вредайрДрайвер
Демоммодем
лафйфайл
Ротиноммонитор
атексидДискета
нирпертпринтер
чесвентирвинчестер
красен Сканер
локитайбКилобайт
схеромикмаМикросхема
анишШина
пямьтаПамять
уншаикниНаушники
Последний КОНКУРС №7
(1 балл правильный ответ) (7мин)
Конкурс «Опознай пословицу»
У нас на столе лежат карточки с текстом измененных пословиц. Капитаны команд выбирают по четыре карточки.
Ваша задача: Вы должны прочитать пословицу и дать правильную интерпретацию. За каждую отгаданную пословицу команде начисляется 1 балл. Если участник команды затрудняется дать ответ, то команде-сопернице дается шанс угадать пословицу, за что она получает дополнительное очко. Сейчас вам дается 3 минуты на подготовку.
Задание Ответы
Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Компьютер памятью не испортишь. Кашу маслом не испортишь.
Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают. Дареному коню в зубы не смотрят.
Не дорога программа, дорог алгоритм. Не дорог подарок, дорого внимание.
Утопающий за F1 хватает. Утопающий за соломинку хватается.
Бит байт бережет . Копейка рубль бережет.
Что из корзины удалено, то пропало. Что с возу упало, то пропало.
Вирусов бояться- в интернет не ходит. Волков бояться – в лес не ходит.
За одного хакера семь кандидатов наук дают. За одного битого семь небитых их дает.
Всяк Web-дизайнер свой сайт хвалит. Всяк кулик свое болото хвалит.
Лучше Корвет на столе, чем Pentium во сне. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
По компьютеру встречают, по программам провожают. По одежке встречают, по уму провожают
Молодцы ребята!
Отлично справились с заданием. Просим болельщиков передать жюри заработанные на конкурсах баллы. Пока жюри подсчитывает баллы, для вас звучит музыкальный номер. (Танго)
"Танго"
Д.: - Ты вводил пороли медленно, самые сложные,
В Интернет зайти не смела я, думала можно ли?
Ты сидел перед компьютером, весь такой собранный,
Не привлечь тебя ни юмором, ни Виндой сломанной.
М: - Я увидел тебя и "завис", до процессора дела мне нет.
Челюсть медленно падает вниз, не спасет Интернет!
Д.: - Назовешь мою фамилию и внутри все поет,
Все Трояны стали милыми и пустились в полет.
Проигрыш.
М: - Как ты смело нажала ESC
Как ты лихо включила Винду -
Я в свободной на сердце строке
Твое имя ввиду.
Д.: Ты провел рукой по клавишам, USB высунул,
И в сознании пылающем столько лет был со мной.
Виртуальной сетью связаны, ты - on-line, я - в плену.
Но по стороны по разные, почему? Почему?
Проигрыш.

Список использованных источников:
1. Интеллектуально-познавательная игра «Турнир знатоков информатики» 10 класс
http://metod-kopilka.ru2. https://refdb.ru/look/2634002.html
3. http://pesenok.ru/15/Pozdravlenie-uchiteley/tekst-pesni-Informatika
4. http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2014/01/28/gimn-informatike
5. Поурочные разработки по информатике О.А.Соколова 10 кл.
6. А.Ю.Гаевский Информатика 7-11 класс