Конспект внеклассного мероприятия по математике «Конкурс эрудитов»
«Конкурс эрудитов» внеклассное мероприятие для параллели 8 классов.
Составила учитель математики Мещерякова Елена Викторовна.
Представители команд: "Веселые цифры", "Параллели", и "Пифагорейцы", а также их болельщики заняли свои места. На суд жюри представили номера своих математических газет, эмблемы. Награды от 5 до 10 жетонов.
Вступление учителя:
Две стихии господствуют в математике - числа и фигуры с их бесконечным многообразием свойств и взаимосвязей. Само возникновение понятия числа одно из гениальнейших проявлений человеческого разума.
Числа не только что-то измеряю, сравнивают, вычисляют ,но и даже рисуют, проектируют, сочиняют, играют ,делают умозаключения, выводы.
В вечной области науки - только в книгу я взгляну
Вижу чисел батальоны, выходящих на войну.
Вижу, числа выступают беспредельною толпой,
Чтобы с косностью и мраком завязать смертельный бой!
Знаки равенства - окопы. Неприступны числа там ,Не разбить их укреплений мрачных истины врагам!
Но из формулы этих странных ,лишь настанет час нужды
Вновь выходят тех же числа непрерывные ряды.
Синус, косинус и тангенс - их привычные вожди.
Предоставляю слово нашим юным математикам.
1 Тур. Представление команд. Команды представляют девиз, приветствие соперникам, жюри в виде музыкального номера (визитки).
Награды от 3 до 5 жетонов.
2 тур. Правильный ответ 1 жетон.
В качестве разминки я предлагаю провести кросс-опрос:
1.Этот раздел математики - есть искусство правильно рассуждать на неправильных чертежах (геометрия).
2."Она" бегает по углам и делит угол пополам (биссектриса).
3.Счетное вычислительное устройство, широко применяемое в 19 веке (абак).
4.Самая маленькая единица измерения информации (бит).
5.Известный математик, изменивший аксиому параллельных (Лобачевский).6.Утверждение, не требующее доказательства (аксиома).
7.Система счисления, применяемая в программировании (двоичная).
8.Математик, который ввел систему координат, связав алгебру и геометрию (Р. Декарт).
9.Учебный предмет, занимающийся преимущественно рациональными числами и действиями над ними (арифметика).
10.Утверждения, выводимые из аксиом (теорема).
11.Зависимость переменной у от переменной х (функция).
12.Кто автор первого учебника математики в России. М.В.Ломоносов хранил этот учебник до конца своих дней и назвал его "вратами учености" (Магнитский).
13.Этот математик на протяжении многих лет пытался найти все простые числа .К сожалению, данной формулы найти он не смог, зато изобрел способ составления таблицы простых чисел, который назван его именем ,его имя...( Эратосфен).
14.Хорда, проходящая через центр окружности (диаметр).
15.Что такое число Пи ? (отношение длины окружности к диаметру).
16.График обратной пропорциональности (гипербола).
17.Параллелограмм с равными сторонами (ромб).
18.чему равен корень уравнения [x]=-1(корней нет).
19.Множество точек, равноудаленных от концов данного отрезка (серединный перпендикуляр).
20.Неопределяемое простейшее понятие геометрии (точка).
21.Специальный прибор для измерения углов на местности (астролябия).
3 ТУР. Вступаем в « математический бой». Все члены команд решают на своих местах. Через 15 минут сдают жюри(внутри команды могут совещаться и поделить задания).
Задания для команд (общие) - на доске или карточке.
1.Решите ребус:
КОЗА+ КОЗА =СТАДО (8653+8653=17306) (2Ж)
2.Заметьте закономерность в записи дробей и найдите α и γ. 1:4, 8:9, 27:16, 64:125, γ:α (1Ж)
(Ответ:125:36)
3. Посчитайте сумму всех натуральных чиселот1 до 100 (задача маленького Гауса, решил ее в 4 года)
(Ответ: (1+100:2)х100=5050) (2Ж)
4.Нарисуйте 8 точек и соедините их отрезками так, чтобы отрезки не пересекались и каждая точка была бы вершиной ровно четырёх отрезков.
(3ж)
5.Решить систему уравнений :
γ-α=180
γ-2α=90
(Ответ: γ=180+α=270,α=90), (1ж)
6.угол ОКD=60
ABCD-квадрат, угол COM- ?(Ответ:15), (2ж)
4 ТУР. Конкурс капитанов.
1 капитан :1.Во сколько раз длина 1 км больше дины 1 мм? (10),(1Ж).
2.Отцы одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына этого гражданина зовут Алексей Владимирович. Как зову гражданина? (Владимир Николаевич),(1ж).
3.Поезд длиной 1км медленно движется со скоростью 1 км/ч и вползает в тоннель длиной 1 км. За какое время он полностью пройдет тоннель?(2ч),(2ж).
2 капитан:
1.Деревяный окрашенный куб с ребром 3см распилили на кубические см. Сколько среди них кубиков, которые окрашены с 3-х сторон? (По углам куба ; 4сверху+4 снизу),(1ж).
2.Вручают ли математикам Нобелевскую премию? (Нет, существует премия им. Джона Чарльза Филдса, Филдсовская премия),(1ж).
3.Половина-треть его. Какое это число?(1,5),(1ж).
3 капитан:
1.Стоимость книги 25 рублей и еще половина стоимости. Сколько стоит книга? (50р),(1ж).
2.У мальчика столько же сестёр, сколько и братьев, а у его сестры вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько в семье мальчиков и девочек? (3 девочки и 4 мальчика) (2ж)
3.Три различных числа сложили, затем их же перемножили. Оказалось сумма и произведение в обоих случаях совпали. Какие числа были взяты? (1,2,3)
5 ТУР.
ЗАДАНИЯ БОЛЕЛЬЩИКАМ (ЗАПИСАНЫ НА ДОСКЕ).
1.Найти значение выражения:
а х а+2аввхв+3ав,если а: в=2, (ответ:8:7),(1ж).
Какие из неравенств верные? ab>0, а: в<0
а+в >0, а+в <0
(Ответ а: в<0, а+в>0), (1ж).
3.Расположите в кружках цифры от 1 до 9 так, чтобы для каждого отрезка имеющего кружки на концах, посередине, сумма равнялась 18.
(ответ: ),(3ж).
4.Олег, Коля и Ваня живут в одном доме .Каждый из них занимается музыкой :пением ,игрой на скрипке или пианино. Известно:
А. Коля живет на том же, что и певец.
В. Пианист и Олег ходят в разные классы.
С. Олег и певец родились в одном месяце.
Чем занимается каждый мальчик? (Ваня-певец, Олег-скрипач, Коля-пианист), (2ж).
6 ТУР. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. « Заморочки из бочки».
Конкурс по истории математики (каждый правильный ответ оценивается в 1 жетон). Достают вопросы капитаны из «бочонка» для своей команды, если команда даёт неправильный ответ, вопрос передаётся команде соперников, которая раньше выразит своё желание.
1.Какая книга лежит в основе большинства школьных учебников по геометрии ? Кто ее автор? ("Начала" Евклида 6 век до н.э.)
2.На каком здании были начертаны слова: "Да не войдет сюда не искусившийся в геометрии"? (Академия Платона."Академия"-филосовская научная школа , посв. памяти героя Академа.)
3.Что по преданию завещал высечь на своем надгробном камне Архимед? (Чертеж к теореме о свойствах шара и цилиндра. Шар, вписанный в цилиндр.)4.Назовите 4 слова, которыми греческий математик "отец геометрии", Евклид заканчивал каждый математический вывод? ( Что и требовалось доказать. )5.Кто является создателем первой неевклидовой геометрии? Когда и где она была впервые изложена? (Н.И. Лобачевский на заседании физико-математического факультета Казанского университета, 1826 год.)
6.Кто является основоположником аналитической геометрии, которая соединяет алгебру и геометрию? (Рене Декарт.)
7.Кто автор слов: " В геометрии нет особых путей для царей!"? (Евклид. Он произнёс их Птолемею, спросившему у Евклида: «Нет ли в геометрии более краткого пути, чем его "Начала"»?
Вот и подошёл к концу наш увлекательный конкурс. Но хочется верить, что математика будет для вас и верной спутницей и мудрой помощницей на всех этапах вашего восхождения по лестнице знаний.
А сейчас наше справедливое жюри вынесет свой вердикт и мы сможем поздравить победителей. Хотя, на самом деле проигравших сегодня нет. Мы все выиграли, потому что приобрели новые знания, подружились и увидели как много нам ещё нужно узнать.
Закончить конкурс хочу замечательными словами:
"Высшее творение разума - геометрия. Окружность-душа геометрии ,познайте её и вы познаете душу Вселенной. Треугольник-клетка геометрии, он также неисчерпаем, как вся Вселенная".
"Великая книга природы написана математическими символами" Г. Галилей.