Презентация к уроку по стихотворению М.Ю.Лермонтова Бородино


История Отечества глазами человека из народа в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» (1837 г.) Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841)История Отечества для поэта - источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Отечественная война – «гроза двенадцатого года», великий патриотический подвиг народов России, отразивших в 1812 году нашествие «двунадесяти языков» «великой армии» Наполеона.Бородинская битва – одно из величайших сражений Отечественной войны и всей эпохи наполеоновских войн – разыгралась 7 сентября (26 августа) в 108 верстах от Москвы по Смоленской дороге. Москва – столица нашей Родины, символ ее свободы и независимости, ее могущества. Бородино же расположено в 120-ти километрах от Москвы. 26 августа (7 сентября) 1812 года здесь произошло кровопролитное сражение с армией Наполеона. Главнокомандующим в стане русских был назначен прославленный Кутузов. -Что значило проиграть бой под Бородином? Открыть дорогу на Москву – значило низвергнуть символ мощи и непобедимости государства. Когда б на то не Божья воля,не отдали б Москвы! 14 сентября 1812 года французская армия во главе с Наполеоном вступила в Москву.Вечером этого же дня начались пожары. Ветер разносил пламя. Горела деревянная Москва.Четырнадцатилетний очевидец событий, Александр Смирнов, написал картину «Пожар Москвы», на которой мы видим пожар в Замоскворечье. Языки пламени лижут стены Кремля, головни и пепел сыплются на крышу Кремлёвского дворца. В смятении и тревоге Наполеон со свитой наблюдает за пожаром. Наполеону пришлось из окружённого огнями пожаров Кремля перебраться в Петровский дворец.Пожары продолжались 6 дней. Сгорело шесть с половиной тысяч домов из девяти, погибла библиотека Московского университета, рукопись «Слова о полку Игореве» и другие невосполнимые ценности. Русская кавалерия во время Отечественной войны 1812 года делилась на тяжелую ( драгуны) и легкую (уланы) Кивер- высокий жесткий головной убор цилиндрической формы с козырьком и подбородочным ремнем Лафет- станок, на котором устанавливается и закрепляется артиллерийское орудие Картечь- разрывной артиллерийский снаряд, начиненный пулями, для массового поражения противника на близком расстоянии Булат- оружие булатной стали, сабля Редут- применяемое до первой мировой войны полевое укрепление в виде многоугольника с наружным валом и рвом. Бивак- привал, расположение войск вне населенного пункта. - Скажи-ка, дядя.. Стихотворение «Бородино» - отклик поэта на 25-летие Отечественной войны 1812 г. Лермонтов пытался воспроизвести бородинские события посредством рассказа очевидца, участника сражения. Автор использует стихотворную форму сказа, т.е. художественную имитацию устной разговорной речи от имени самого героя. Текст рассказа о бородинском бое – это «живой» разговорный монолог. (Каргашин И.А. ЛвШ., 2007-08)Поль ПетиВетеран войны с медалью. (2-ая половина ХIХ века). Функции сказового текста воплощение самостоятельного (неавторского) сознания;воспроизведение языковых особенностей говорящего;имитация специфической коммуникативной ситуации (устное спонтанное общение). Художественный образ разговорной речи Не записывается и не подготавливается заранее, а осуществляется «прямо сейчас» Прямое обращение к собеседнику;Паузы, сбивы, повторы в речи;Активное использование внесловесных средств общения: мимики, жеста, интонации, направленности взгляда. Классическая композиция стихотворного сказа: монолог ветерана как ответ на вопрос-реплику заинтересованного слушателя.Редкая в русской поэзии семистишная строфа (с рифмовкой аабвввб). Особенности монолога рассказчика Рассказ старого артиллериста обращён и к нам, к читателям;Участник войны заново воскрешает в памяти подробности битвы;Читатель тоже оказывается в гуще событий далекого 1812 года (эффект сиюминутности);Через сознание героя (лирика) нам представлено действие (драма) и повествование (эпос) о минувших событиях;Поколение недавнего прошлого, давшего героев Отечественной войны, прямо противопоставляется здесь «нынешнему племени» - лишённому идеалов, забывшему былую славу и пребывающему в бездействии - Как построено произведение? В форме разговора молодого солдата и старого - Что можно сказать о рассказчике? Обратите внимание на его речь. Это человек из народа, солдат, артиллерист - Как он вспоминает битву? Постоянно чувствуется ещё не забытое восхищение подвигов солдат - Как он называет героев своего поколения? Почему? Могучее, лихое племя, богатыри. Он гордится ими, их победой Характеристика рассказчика Кто он? Возраст Внешний облик Манера держаться Особенности речи Характер Рядовой участник событий, бывший артиллерист 45 – 50 лет Седые волосы и усы, шрамы Взволнованно, с достоинство Неспешная, эмоциональная Решительность, мужество, готовность пожертвовать жизнью за Родину, гордость за своих товарищей - Почему солдат употребляет слово “мы” 20 раз, а слово “я” 3 раза? Он не отделяет себя от войска, он спаян с народом, учувствует во всеобщем деле Чувства и мысли старого солдата – это чувства всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинской битве. Любовь к родине и готовность защитить её ценой жизни, объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг. И поэт Лермонтов, сам горячий патриот, воспевает патриотический подвиг народа. Главные герои для него – это народ, участники битвы – богатыри. -Кто герои произведения? Герои лермонтовского стихотворения – русские люди, победившие в войне с французами, - простые солдаты, руководимые талантливыми военачальниками: “…могучее, лихое племя, богатыри…” Русским воинам дороги простор и свобода родной земли: “Есть разгуляться где на воле!” Они горячо любят Родину, этим и объясняется их героизм, смелость, беззаветная преданность: “Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!” Петр Иванович Багратион - Какие чувства владеют ими во время боя? Русский солдат умеет хранить спокойствие, он рассудителен и мудр: “Но тих был наш бивак открытый: кто штык точил, ворча сердито, кусая длинный ус”.Он умеет быть искренне благодарен командирам за науку: “Полковник наш рожден был хватом: слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом, он спит в земле сырой”. - Чем объясняется победа русских? Русский солдат верен клятве, верен Родине. Он умрет, но не изменит: “И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой!” - Какие языковые средства использует поэт для создания художественной картины жизни? История Отечества глазами человека из народа Стихотворение Лермонтова стоит у истоков традиции, которая живёт и поныне в русской литературе.Сказовая форма в поэзии наиболее убедительна в периоды национального подъёма, когда возрастает потребность узнать правду «простого человека», услышать голос человека из народа. Вывод: главная мысль произведения – безмерная любовь русского народа к родной земле, его беззаветная преданность, желание защитить страну от ненавистных иноземцев. В этом стихотворении слиты воедино голос самого поэта, голос ветерана, голос народа Памятник кавалергардам и конной армии. Главный монумент русским войнам. Бородино. Памятник Кутузову. Бородино. г.Смоленск. Бюст Кутузову.