Программа кружка внеурочной деятельности ФГОС Юный патриот

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Программа курса «Юный патриот»

Пояснительная записка
Главное назначение начальной школы – воспитательное. Оно состоит в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа призвана средствами учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Спецкурс «Юный патриот» носит личностно ориентированный характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.
Ведущей задачей курса является воспитание патриотических чувств: любви к своему городу (селу), к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.
На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.
При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс «Юный патриот» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.
В основе методики преподавания курса «Юный патриот» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения: Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.
В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, села, школы; портреты участников ВО войны, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.
Изучив курс «Юный патриот», учащиеся должны знать:
название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);
символику страны, края, села, школы;
государственные праздники;
имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.
должны уметь:
описывать изученные события истории Отечества;
оценивать поступки других с позиции добра и зла;
уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Тематическое планирование


п\п
Тема занятия
Цель
Содержание
Понятия

Раздел I. Я – гражданин (7ч)

1
Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.
развивать познавательный интерес к своей стране; дать понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства; формировать чувство гордости за свою Родину.

Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов.

герб, флаг, гимн, символ, значение цветов и образов.

2
Родной край – частица России. Символика края.
вызвать у детей интерес к познанию родного края; познакомить с символикой края, правами и обязанностями граждан; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.
ЯНАО, Ямальский район. Символика края. Город Салехард. Достопримечательности края. Люди и их занятия.

гражданин, права и обязанности граждан, патриот.


3
Село моё родное.
познакомить с историей основания родного села, его достопримечательностями.
Основание поселка. Село Сеяха в наши дни. Достопримечательности села. Мы о селе стихами говорим.
односельчанин, достопримечательность.


4
Экскурсия «Наша улица».
познакомить с историей образования улиц родного села, развивать логическое мышление.
Знакомство с улицами родного села. История названий улиц. Правила поведения на улице.

улица, дом.


5
Я - ученик.
познакомить с традициями школы, её символикой, правилами поведения и обязанностями школьников; воспитывать чувство причастности к коллективу школы, её традициям; развивать желание поддерживать традиции школы и приумножать их.
Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.

ученик, традиция.


6
Родной дом и семья.
формирование понятия «я – сын (дочь)»; учить быть внимательными к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; воспитывать чувство ответственности за честь семьи.
Родной дом и семья. Члены семьи. Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.

семья, родословная, труд, отдых.


7
Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут.
познакомить с традиционными народными праздниками России, формировать понятия «семейный праздник» и «семейная традиция»; развивать речевые умения.
Народные праздники России (Рождество, Масленница, Троица). Русские народные песни и игры. Государственные праздники. Праздники в моей семье.

семейная традиция, праздник.


Раздел II. Живые страницы прошлого (9ч)

1
Как жили наши предки
познакомить с происхождением народов севера; дать характеристику их личностных качеств, поведения, внешнего вида и быта, традициями на основе народных песен и игр; формировать личностные компетентности – открытость, доброжелательность.
Кто такие жители крайнего севера. Быт, нравы и культура народов севера.

предки, друг, заповедь.


2
Богатырская наша сила
познакомить с народными сказаниями о русских богатырях и их воинской доблести; воспитывать чувство ответственности за свою Родину, чести и бескорыстия на примере исторических героев; развивать речевые умения.
Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством художника В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».

былины и сказания, богатырь, защитник, честь, долг, бескорыстие.


3
Русские героические сказки.
развивать интерес к историческому прошлому своей страны через приобщение к устному народному творчеству; на примере героев сказок воспитывать патриотические чувства долга, чести и любви к Родине.
Устное народное творчество. Русские героические сказки. Кого называют героем. Какими качествами обладает патриот.

герой, патриот.


4
Русский солдат сам черт ему не брат.
рассказать о непобедимости русского солдата, познакомить с понятием «дисциплина»; воспитывать потребность в самовоспитании.
.
Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Что такое сила воли и духа. Образ русского солдата в устном народном творчестве (сказки, песни, пословицы и поговорки).
оплот Родины, солдат, дисциплина, сила воли

5
Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский.
создать у детей целостный образ Дмитрия Донского и Александра Невского как великих полководцев, почитаемых народом;
Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский и их деяния. Почитание героев народом.
полководец, святой.

6
Русские полководцы. А.В. Суворов.
создать целостный, но противоречивый образ А.В. Суворова
Образ полководца А.В. Суворова. Суворов и русский солдат. Наука побеждать. Суворовские училища.
сила духа, здоровье.


7
Военные забавы юного Петра.
познакомить с ролью царя Петра Алексеевича в основании русской армии и флота; развивать логическое мышление.
Царь Петр I. Потешные бои. Основание русской армии и флота. Россия – морская держава. Нахимовские училища.

армия, флот

8
История   военной  символики  и  формы (мундира)
Познакомить с военной символикой и формой, историей ее образования.
Обмундирование в России. История мундира.
Мундир, шинель, гимнастерка, галифе

9
Виды воиск в России
Познакомить с родами войск в России.
Виды войск и назначение.
Род войск

Раздел III. Прошлое рядом (9ч)

1
Путешествие по городам – героям.
пополнить знания школьников об отдельных страницах истории и культуры городов – героев; людях, оставивших след в памяти народа; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей страны и благодарности защитникам Отечества; развивать умение работать в группах.
Город – герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга.

Город-герой, защитник.


2
Наш край в годы Великой Отечественной войны.
расширить знания учащихся об истории родного края в годы Великой Отечественной войны, земляках - Героях Советского Союза.
Край годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои.
война, подвиг, награда.


3
История одного памятника. «Родина Мать зовет!»
познакомить с историей основания памятника.
История памятника.

памятник, память.


4
День защитника Отечества.
познакомить с понятием «государственный праздник», историей праздника День защитника Отечества; формировать осознанную необходимость защищать Отечество, воспитывать уважительное отношение к армии, военной профессии; развивать смекалку и наблюдательность.
Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия Родину защищать.

военный, Отечество.


5
Маршал победы Г.К. Жуков
создать целостный образ Маршала Победы Г.К.Жукова
Образ полководца Г.К.Жукова.
сила духа, здоровье.


6
Дети войны.
расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формировать чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации и анализировать их, формулировать свою точку зрения.
Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои. Дневник Тани Савичевой. Современные войны и судьбы детей. Дети Беслана.

дети войны

7
Заочное путешествие «Звёздное небо!», посвящённое Всемирному Дню авиации и космонавтики.
дать представление об освоении космического пространства; познакомить с первыми покорителями космоса С.П. Королёвым и Ю.А. Гагариным; воспитывать чувство гордости за достижения русских ученых и испытателей в освоении космического пространства.
Ученые - покорители космоса К.Э. Циолковский и С.П. Королев. Первый космонавт Юрий Гагарин. Современный космос на благо людей.

космос, космонавт, ученый.


8
День Победы.
познакомить с историей праздника, дать представление о величии духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости, воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны; развивать эмоциональную отзывчивость учащихся.
День Победы. История праздника. Ветераны войны. Памятники и память.

ветеран, поклонение.


9
Акция «Милосердие»
формировать стремление быть похожими на героев войны и участников боевых действий; развитие интереса к судьбам односельчан.
Помощь престарелым людям, труженикам тыла
Ветеран, тыл

Раздел III. Заключение (3ч)

1
Зарничка.
развивать выносливость, силу, смекалку, сноровку, мышление, стремление к победе; воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки и поддержки; реализовывать в практической деятельности полученные знания и умения.
Проведение военно–спортивной игры «Зарничка».



2
«Твои гражданские права и обязанности»
Закрепить права и обязанности гражданина; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.

гражданин, права и обязанности граждан, патриот.


3
Что мы узнали и чему научились за год.
подвести итоги работы за весь курс.

Подведение итогов работы, обзор курса. Рефлексия. Отзывы и пожелания.


Список литературы для учителя:
Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.
Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.
И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М,: «ТЦ Сфера», 2005.
Мы о селе стихами говорим. Сборник стихов к 230-летию села Александровского / Составители О.В. Карпинец, Л.Ф. Шубная. - Новопавловск, 2007.
Для учеников:
Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003.
Литература Ставрополья: Учебник для начальной школы. – Ставрополь, Сервисшкола, 2000.
5. Л.Ф. Шубная. Свирель.- Ставрополь, 1998.




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4¤ђ Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 815