Рабочая программа по предмету домоводство для учащихся с ОВЗ, 5 класс
ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (СП-30)
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Директор школы Зам. директора по УВР
_______________ Л.Л. Рыжих ___________ О.В. Шовкалюк
« »_______________20__г. « _» ________________ 20__г.
Рабочая программа
Название предмета: «Домоводство»
Класс: 5
Учебный год: 2016-2017
Общее кол-во часов ___68____, кол-во часов в неделю _2__
РАССМОТРЕНО
на методическом объединении
учителей средних и старших классов
Протокол № от
« »_____________ 20__г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.
Цель предмета «Домоводство» - формирование у учащихся знаний, которые помогут им в самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.
Задачи предмета – научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи; заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.
Программа 5 класса состоит из разделов:
- «Личная гигиена»
- «Жилище»
- «Питание»
- «Одежда и обувь»
В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений.
Концентрическое расположение разделов позволяет построить обучение по принципу от простого к сложному и по принципу усложнения и увеличения объема знаний, умений и навыков.
Уроки домоводства в 5 классе позволяют применять на практике полученные знания, умения, навыки по уходу за собой, своей одеждой, обувью, домом, знакомят с кухонной посудой и кухонной утварью и содержать ее в чистоте, убрать на свое место, учат высыпать сыпучие продуктоы, выкладывать овощи и фрукты, откручивать жестяные завинчивающиеся крышки, упаковывать продукты (заворачивание, укладывание продуктов в пакет, мешок, банку); наливать жидкие продукты в банку, бутылку; создают хорошие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся.
Основными формами и методами обучения являются практическая работа, игры, беседы и наглядные методы обучения. Они развивают познавательную деятельность детей, помогают им лучше усваивать изучаемый материал.
Беседа на занятиях применяется в сочетании с практическими действиями.
Широко используются сюжетно-ролевые игры, что делает процесс обучения более интересным, помогает преодолеть трудности в усвоении материала. В игре дети более охотно выполняют то, что вне игры может им казаться неинтересным и трудным.
Количество часов на изучение тем в течение всех классов обучения даются одинаковые, но учитель в зависимости от психофизиологических особенностей класса может варьировать их по своему усмотрению.
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.
Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Метапредметные результаты. Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:
- умение слушать и слышать учителя;
- умение работать по предложенному учителем плану;
- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);
- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;
- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;
- умение находить ответы на картинке;
- умение работать в паре и микрогруппе;
- умение следовать правилам поведения.
Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность воспитанника;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:
1 уровень
- правила личной гигиены;
- назначения средств и предметов личной гигиены;
- правила и последовательности мытья рук и ушей;
- правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач.
- правила ухода за жилищем;
- правила ухода за полом в зависимости от покрытия;
- назначение инвентаря для уборки квартиры;
- правила пользования лифтом;
- правила пользования почтовым ящиком, домофоном, кодовым замком;
- правила пользования мусоропроводом.
- санитарно гигиенические требования на кухне;
- назначение кухонной посуды и кухонной утвари;
- назначение посуды для круп и сыпучих продуктов;
- средства для мытья посуды;
- последовательность мытья посуды.
- способы чистки одежды и головных уборов одежной щеткой;
- способы ухода за обувью;
- варианты размещения одежды;
- значения сменной обуви в школе и дома;
- назначения инвентаря и приспособлений для мытья обуви;
- правила ухода за обувью.
2 уровень
- основные гигиенические правила;
- периодичность и правила мытья рук в течение дня;
- периодичность и правила мытья ушей.
- основные приемы ухода за жилищем;
-название инвентаря и приспособления для уборки квартиры;
- названия предметов кухонной посуды;
- названия предметов кухонной утвари;
- названия приспособлений и средств для мытья посуды;
- способы чистки одежды и головных уборов одежной щеткой;
- варианты размещения одежды;
- названия инвентаря и приспособлений для мытья обуви.
Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут уметь:
1 уровень
- соблюдать правила личной гигиены;
- использовать средства и предметы личной гигиены по назначению;
- содержать в чистоте предметы личной гигиены;
- выполнять процедуры утреннего туалета;
- определить помещение по его функциональному назначению;
- использовать по назначению инвентарь и приспособления для уборки квартиры;
- определять виды половых покрытий;
-подметать пол и собирать мусор на совок;
- приводить инвентарь в порядок после работы;
-использовать кухонную посуду и кухонную утварь по назначению;
- использовать средства и приспособления для мытья посуды по назначению;
-убирать стол после еды;
мыть посуду;
- чистить одежду и головных уборов одежной щеткой;
-размещать одежду в шкафу: на плечиках, на перекладину, на полочке;
- подбирать инвентарь и приспособления для мытья обуви;
- мыть обувь.
2 уровень
- определять кран холодной и горячей воды;
- распознавать предметы и средства личной гигиены ;
-выбирать расческу и причесывать волосы;
- выбирать мыло и мыть руки;
-выбирать полотенце и вытирать насухо;
- отличать комнатный веник от других типов веников;
-определять необходимости подметания пола;
- заметание мусора на совок;
- распознавать кухонную посуду и соотнести с дном конфорки;
- отличать кухонную посуду от кухонной утвари;
-отличать средства для мытья посуды от других типов средств;
-отличать одежду от головных уборов;
- отличать обувь от одежды;
- отличать инвентарь для мытья обуви от другого инвентаря;
- мыть обувь (с помощью учителя).
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:
- предметы и средства личной гигиены;
- инвентарь и приспособления для уборки помещения;
- кухонная посуда, кухонная утварь;
- средства и приспособления для ухода за посудой;
- средства и принадлежности для ухода за обувью;
- одежда, обувь;
- учебные фильмы, презентации;
- технологические, операционные, предметные карты;
- игра – лото «Человек и его тело»;
- дидактическая игра «Волшебный мешочек»;
- дидактическая игра «Валеология»;
- дидактическая игра «Правильные продукты»;
- дидактическая игра «Разложи посуду»;
- дидактическая игра «Наведи порядок»;
-дидактическая игра «Цепочка»;
- настольная игра «Маленькая хозяйка»;
- настольная игра «Хозяюшка»;
- игра – лото «Одежда, обувь, головные уборы»;
- дидактическая игра «Одень куклу по погоде»;
- дидактическая игра «Найди свое место»;
- дидактическая игра «Четвертый лишний»;
- дидактическая игра «Помоги выбрать обувь»;
- дидактическая игра «Разложи одежду»;
- тематический словарь «Посуда»;
- тематический словарь «Обувь»;
- тематический словарь «Одежда»;
-мультфильм «Мойдодыр»;
- мультфильм «Королева зубная щетка»;
- тетради по обслуживающему труду.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№п/п
Тема урока
Цели урока
Виды работ
Оборудование урока
1-2
Правила личной гигиены в течение дня.
Знакомство с новым учебным предметом, его целями. Инструкция по ТБ.
Знакомство с понятием «Личная гигиена», ее значением для здоровья и жизни человека.
Знакомство с кабинетом домоводство. Экскурсия по кабинету.
Ознакомление с правилами личной гигиены в течение дня. Выбор мыла для гигиенических процедур. Определение его по упаковке, по запаху, внешнему виду. Выбор полотенца (банного, для рук, для ног). Мытьё рук, вытирание полотенцем. Умывание. Причёсывание. Чистка ушей.
Содержание кабинета,
Мыло, расческа, зеркало, дидактическая игра «Малыши-крепыши», иллюстрация с изображением Айболита.
3-4
Режим дня школьника.
Дать понятие о режиме дня. Воспитать навыки выполнения режимных моментов для школьников в течение дня.
С/р игра « Режим дня Незнайке»;
проведение утреней зарядке;
игра «Мы смелые, ловкие, умелые» (обмывание рук до плеча, шеи).
Презентация «Режим дня школьника», таблица «Зарядка», полотенце.
5-6
Личные вещи.
Дать понятие о личных вещах. Воспитание гигиенических навыков по уходу за личными вещами.
Беседа;
игра «Угадай на ощупь»,
складывание личных вещей на свое место.
Таблица «Предметы личной гигиены»;
Образцы личных вещей: носовые платки, зубные щетки, мочалки, расчески, полотенца, носки, трусики, майки.
7-8
Предметы и средства личной гигиены.
Формировать у учащихся, что такое личные предметы и средства личной гигиены.
Дидактическая игра: «Выбери для Кати предметы личной игры»;
сюжетно-ролевая игра: «Мы проснулись» (выполнение утреннего туалета: зарядка, умывание, расчесывание);
словарная работа: гигиенические процедуры, туалет.
Предметы и средства личной гигиены,
Кукла, рисунки-задания, демонстрирующие правила ухода за предметами личной гигиены.
9-10
Уход за предметами личной гигиены.
Воспитание гигиенических навыков по уходу за предметами личной гигиены.
С\ р игра « Помоги Буратино разложить предметы личной гигиены»; регулирование температуры воды;
чистка и мытье расчески, зубной щетки;
дидактические игры: «Найди ошибку», «Цепочка».
Предметы личной гигиены, мыло хозяйственное, таз, сушилка, прищепки, рисунки-задания, демонстрирующие правила ухода за предметами личной гигиены.
11-12
Уход за руками.
Расширить представления о необходимости соблюдения правил личной гигиены. Учить алгоритму мытья рук.
Регулирование температуры воды;
выбор мыла для гигиенических процедур. Определение его по упаковке, по запаху, внешнему виду. Выбор полотенца (банного, для рук, для ног),
просмотр мультфильма «Королева зубная щетка»»
с/ р игра « Помоги кукле правильно вымыть руки перед едой».
Предметы и средства личной гигиены, кукла, рисунки-задания, демонстрирующие последовательность мытья рук.
13-14
Гигиена зрения и слуха.
Знакомство учащихся со значением зрения и слуха в жизни человека, учить правилам охраны зрения при чтении и просмотре телепередач, правилам и периодичности ухода за ушами.
Умывание. Причёсывание. Чистка ушей. Чистка расчёски. Сюжетно-ролевые игры: «Мы смотрим телевизор», «Читаем книгу»; расположение настольной лампы на рабочем месте;
с/р игра «Поможем кошке помыть глазки и чистить уши»; оздоровительная гимнастика для глаз, игра «Телефон»,
словарная работа: зрение, слух, освещение, настольная лампа.
Таблица «Гигиена зрения», игрушка-кошка, настольная лампа, телевизор, книги, рисунки-задания, ватные палочки.
15-16
Виды жилых помещений.
Дать понятие о жилом помещении. Формирование представлений учащихся о видах жилых помещений в и их назначении.
Рассказ-описание «Наша квартира»; ппределить по иллюстрациям части жилой квартиры ( прихожая, гостиная, кухня, ванная комната).
собери картинки: «Спальня для родителей»,
«Детская комната Коли», «Гостиная комната»,
«Наша кухня», «Ванная и санузел»;
словарная работа: гостиная, спальня, детская комната, санузел.
Настольная игра «Мой дом», игра-лото: «Моя квартира». Игры-конструкторы «Спальня»,
«Гостиная», «Детская»
17-18
Почтовый адрес дома и школы.
Формирование знаний учащихся о почтовом адресе своего дома и школы интерната, проговаривать почтовый адрес дома и по возможности выучить его.
Объяснение написания адреса. Почтовый адрес дома и школы-интерната;
составление и запись на доске почтового адреса школы;
запись почтового адреса на открытке, почтовом конверте и переводе, на телеграмме и телеграфном переводе с помощью педагога; с/р игра «Назови Зайке свой адрес »;словарная работа: адрес, адресат, адресант.
Разные бланки: открытки, конверты, телеграммы, переводы,
образцы с подписанным адресом,
ручки,
игрушка-зайка.
19-20
Коммунальные удобства в доме.
Формирование умений обращаться и пользоваться коммунальными удобствами по назначению.
Знакомство с коммунальными удобствами в доме,
рассказ – описание по картинке «Что есть в нашем доме» (о коммунальных удобствах и их назначение);
просмотри презентации «Мой дом».
Игра-конструктор «Моя квартира», презентация «Мой дом», иллюстрации.
21-22
Гигиенические требования к жилому помещению.
Формировать представление о гигиенических требованиях к жилому помещению. Учить соблюдать и выполнять гигиенические требования к жилому помещению.
Вытирание обуви перед входом в помещение, проветривание помещение;
удаление пыли с подоконника;
словарная работа: сквозняк, комфорт, проветривание.
Презентация «Мой дом», инвентарь и приспособления для уборки помещения. крем для рук.
23-24
Ежедневная уборка в доме.
Учить практическим приемам выполнения ежедневных гигиенических процедур.
Проветривание помещения: открывание форточки (фрамуги), двери; наполнение таза водой;
смачивание и отжим тряпочки;
расправление и правильное удерживание тряпочки в руке при работе; удаление пыли с подоконника и полок; мытьё классной доски.
Тряпочки, тазик, крем для рук.
25-26
Инвентарь и приспособления для уборки дома.
Формирование умений обращаться инвентарем и приспособлениями для уборки помещения по назначению. Учить замачивать и отжимать тряпочку.
Подбор инвентаря и приспособлений для уборки помещения;
наполнение таза водой;
отработка упражнений по намачиванию и отжимания тряпочки;
расправление и правильное удерживание тряпочки в руке при работе; мытье парт; чистка и уборка инвентаря на место;
мытье рук и нанесение крема.
Инвентарь и приспособления для уборки помещения, парты, крем для рук.
27-28
Чистящие и моющие средства для ухода за квартирой, их виды.
Знакомство учащихся с чистящими и моющими средствами и их видами, учить пользоваться чистящими и моющими средствами по назначению.
Изучение условных обозначений на упаковках с чистящими и моющими средствами;
работа с плакатом «Техника безопасности при использовании моющих средств»;
дидактическая игра «Подбери картинку».
Чистящие и моющие средства для ухода за квартирой, плакат «Техника безопасности при использовании моющих средств».
29-30
Уборка помещения. Наведение порядка.
Формирование практических умений и навыков по бытовому труду, учить наводить порядок в шкафу.
Определение беспорядка в детской комнате;
размещение вещей по месту хранения.
Детские игрушки, книги, карандаши, детская посуда, детская одежда.
31-32
Уборка помещения. Подметание пола.
Закрепить название и назначения инвентаря для уборки помещения; учить подметать пол.
Определение беспорядка в гостиной комнате;
определение вида пола; выбор инвентаря для подметания пола; подметание пола, сбор и вынос мусора;
чистка и уборка инвентаря на место; мытье рук и нанесение крема.
Инвентарь и приспособления для уборки помещения, крем для рук.
33-34
Итоговый тренинг «Генеральная уборка».
Формирование практических умений и навыков по бытовому труду, прививать навыки самостоятельности.
Определение чистоты и загрязненности помещения;
определение последовательности подметания пола;
определение инвентаря для уборки; подметание пола, сбор на совок, вынос мусора; чистка и уборка инвентаря на место;
мытье рук и нанесение крема.
Инвентарь и приспособления для уборки помещения, крем для рук
35-36
Продукты питания.
Формирование представлений учащихся о значении продуктов питания для здоровья человека, о рационе питания.
Дидактическая игра «Полезное, вредное»;
Настольная игра «Горькое, сладкое, соленное»;
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»;
Дидактическая игра «Угости куклу Машу»;
Дидактическая игра «Выбери хороший продукт».
Дидактические игры, настольная игра, мешочек, полезные и вредные продукты- картинки и муляжи.
37-38
Место приготовления пищи.
Знакомство учащихся с местом приготовления пищи, кухонными приборами и принадлежностями.
Знакомство с местом для приготовления пищи и его оборудованием, кухонными принадлежностями;
с/р игра «Поможем Федоре помыть посуду».
Помещение кухни его оборудование и кухонные принадлежности;
кухонная утварь; приспособления и средства для мытья посуды.
39-40
Посуда для приготовления пищи.
Знакомство с названием посуды и ее назначением, учить использовать посуду по назначению.
Выбор кухонной посуды и кухонного утвари из группы разнородных предметов, дидактическая игра «Покажи только кухонную посуду», «Покажи только кухонную утварь», соотношение размера конфорки с дном кухонной посуды (кастрюли, сковороды), складывания разрезных картинок, изучение последовательности ухода за посудой по картинкам; дидактическая игра «Цепочка», дидактическая игра «Найди такой же предмет».
Кухонная посуда и кухонная утварь, плита.
41-42
Посуда для круп и сыпучих продуктов.
Знакомство с посудой для круп и сыпучих продуктов. Формирование практических умений и навыков высыпании круп и сыпучих продуктов.
Беседа и знакомство с посудой для круп и сыпучих продуктов, упражнения в извлечении продуктов из упаковки: разворачивание, выливание жидких продуктов, высыпание сыпучих продуктов, выкладывание овощей и фруктов, откручивание жестяных завинчивающихся крышек, упражнения в упаковывания продуктов (заворачивание, укладывание продуктов в пакет, мешок, банку; наливание жидких продуктов в банку, бутылку).
Крупы, сыпучие продукты, банки, бутылки, посуда для сыпучих продуктов, лейка, ложка, стакан, овощи и фрукты, пакет, мешок, конфеты, упакованные продукты.
43-44
Уборка со стола после еды.
Учить алгоритму уборке стола после еды.
Надевание фартука; складывание тарелок в стопку, уносить посуды к мойке, отработка приемов технологически правильно держать тряпку и тарелку при сметании крошек со стола; сметание крошек; протирание стола чистой влажной тряпочкой.
Фартук, раковина, посуда, тряпочка.
45-46
Мытье кухонной утвари.
Знакомство с названием кухонной утвари и ее назначением, учить использовать ее по назначению.
Надевание фартука, подготовка рабочего места при мытье посуды, дидактическая игра «Покажи только кухонную утварь»; дидактическая игра «Покажи грязную кухонную утварь»,
изучение последовательности мытья кухонной утвари по картинкам;
регулирование температуры воды;
выбор средства и приспособления для мытья посуды;
мытье кухонной утвари; вытирание утвари полотенцем; размещение ее на свое место.
Кухонная утварь, чистящие и моющие средства для мытья посуды.
47-48
Мытье и наведение порядка в кухонном шкафчике.
Учить наводить порядок в кухонном шкафчике.
дидактическая игра «Покажи чистую посуду», надевание фартука, отработка приемов технологически правильно держать тряпку во время удаления грязи и пыли с полки, вытирание полочек в шкафу, размещение посуды по местам.
Технологическая карта «Последовательность мытья шкафа», посуда, тазик, тряпочки.
49-52
Мытье кухонной посуды.
Знакомство с названием кухонной посудой и ее назначением, учить использовать ее по назначению.
Надевание фартука, подготовка рабочего места при мытье посуды, дидактическая игра «Покажи только кухонную посуду»; дидактическая игра «Покажи грязную и чистую посуду»,
изучение последовательности мытья посуды по картинкам;
регулирование температуры воды;
выбор средства и приспособления для мытья посуды;
мытье посуды; вытирание полотенцем; размещение ее на свое место.
Кухонная посуда, чистящие и моющие средства для мытья посуды, сушильный шкаф.
53-54
Итоговый тренинг «Наводим порядок на кухне».
Повторение названия и назначения инвентаря для уборки помещения; закрепление названия посуды и кухонного утвари.
Определение чистой и грязной посуды и кухонной утвари;
составление технологической карты последовательности мытья посуды;
подбор приспособления и средства для мытья посуды;
мытье посуды и кухонной утвари и размещение на место;
мытье рук и нанесение крема.
Чистящие и моющие средства и приспособления для чистки и мыть посуды, кухонная посуда и кухонная утварь, крем для рук.
55-56
Виды одежды и головных уборов.
Формирование представлений учащихся о видах и значении одежды и головных уборов для человека.
Классификация одежды по группам, определение лицевую и изнаночную сторону одежды, выворачивание одежды на лицевую сторону; показ частей одежды; дидактическая игра «Одень куклу Катю», дидактическая игра «Покупка одежды», складывания разрезных картинок.
Дидактическая игра «Одень куклу Катю», рубашки, пальто, куртка, брюки, платья, шапки, майки, колготки.
57-58
Классификация одежды по назначению.
Формирование представлений учащихся о видах одежды по назначению.
Классификация одежды по назначению, определение лицевую и изнаночную сторону одежды, выворачивание одежды на лицевую сторону; показ частей одежды; дидактическая игра «Одень куклу Машу », дидактическая игра «Что ты теперь будешь надевать?», складывания разрезных картинок, определение
Предметы одежды по назначению.
59-60
Развешивание одежды на «плечики».
Учить развешивать предметы одежды на «плечики».
Определение лицевую и изнаночную сторону одежды, дидактическая игра «Одень куклу Катю»;
Вывешивание одежды на «плечиках».
Предметы одежды, вешалки разные, дидактическая игра «Одень куклу»
61-62
Складывание одежды.
Учить складывать предметы одежды.
Определение лицевую и изнаночную сторону одежды, выворачивание одежды на лицевую сторону; показ частей одежды; изучение последовательности складывания одежды по картинкам; складывание платков, маек, трусов, размещение одежды на спинку стула и в шкафу, складывание одежды отдельно и в стопку.
Предметы одежды, стулья, технологическая карта последовательности складывания одежды.
63-64
Виды обуви по назначению.
Формирование представлений учащихся о видах и значении обуви для человека.
Классификация обуви по группам, показ частей обуви; дидактическая игра «Встань-ка!», дидактическая игра «Кто что купил?», дидактическая игра «Цепочка», складывания разрезных картинок, шнуровка обуви.
Предметы обуви, технологическая карта последовательности шнуровки обуви, дидактические игры.
65-66
Мытье обуви.
Дать понятие о значение содержания обуви в чистоте.
Формировать навыки по уходу за обувью.
Определение материала, из которого изготовлена обувь. Упражнения в обувании и раззувании. Протирка внутренней части обуви дезинфицирующими средствами (сменная обувь), выбор инвентаря для мытья обуви, отработка технологически правильно держать обувь и тряпку при мытье, мытье обуви.
Предметы обуви, схема последовательности мытья обуви, перчатки, таз, тряпочки, обувная этажерка.
67-68
Итоговый тренинг «Уход за обувью».
Закреплять у учащихся навык ухода за своей обувью. Протирать от пыли, грязи.
Подготовка рабочего места для ухода за обувью, подбор инвентаря для ухода за обувью, надевание фартука, чистка обуви и протирание ее тряпочкой.
Предметы обуви, схема последовательности мытья обуви, перчатки, таз, тряпочки, обувная этажерка.
Список литературы.
* Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида в 5-9 кл/Под редакцией И.М. Бгажноковой.-М.: Владос, 2011;
* Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта.
Программно- методические материалы/Под ред. И.М. Бгажноковой – М: ГИЦ ВЛАДОС,2007год;
* Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития/Под.ред. И.М. Бгажноковой .- М.: Владос, 2007;
*Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы (издательство «Просвещение»,2003г.);
* Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» В.И. Романина, Н.П. Павлова). М., Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010 год;
* Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида/ авторы: А.М.Щербакова, Н.М.Платонова – М: ГИЦ ВЛАДОС, 2006 год;
* Щербакова А.М. Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида», пособие для учителя, Москва, гуманитарный издательский центр «Владос», 2001 г.;
* В.В.Гладкая, «Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» (методическое пособие), Москва, «Издательский НЦ ЭНАС», 2003 год;
* Т.А.Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М.Платонова, А.М.Щербакова «Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида», ВЛАДОС, Москва, 2005 г
* Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя/ С.а. Львова. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005.–136с.
* Государственная программа по СБО для 5-9 классов (для детей с умственной отсталостью легкой степени) (М., «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2002);
* Пособие для учителя «Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида» (гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, М., 2006);
* Зырянова В.А., Хаминова И.А. Подготовка младшего обслуживающего персонала: учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология» / В.А. Зырянова, И.А. Хаминова, под редакции Е.Ю. Головинской. – Самара: Соваременные образовательные технологии, 2011.- 144с.- (Професионально-трудовое обучение).
15