Рабочая программа по факультативному курсу Домоводство
МБОУ «Красноясыльская средняя общеобразовательная школа»приказ №Согласовано:Зам директораТеплых/Рабочая программапо факультативу «Домоводство»8 класс на 2015 -2016 учебный годПрограмму разработала: Батуева Таисья МихайловнаПояснительная запискаКак много значит в жизни каждого из нас дом. Дом — это нечто большее, чем просто крыша над головой. Дом — это уклад жизни, традиции, привычки. Это события и происшествия, которые и через годы не надоедает перебирать в памяти. От чего зависит, чтоб дом стал для каждого члена семьи миром, где каждому тепло и уютно?Семья, дом — это школа трудовых навыков. Жизнь учит: если ничего не умеешь, то ничего не имеешь. Жилье - это не только квадратные .метры, обои, светильники. Это прежде отношения между людьми и вещами. Сплоченная та семья, где каждый в доме несет свою долю обязанностей, где все помогают друг другу. Где каждый член семьи умеет выполнять трудовые навыки. Такой семье интересно жить, потому что ее членов семьи объединяет множество дел. Дом — это огромная сфера человеческой деятельности.Жизнь в своей основе - вещь очень процветающая. Наверное, никто не смог подсчитать, сколько мелких вопросиков и больших вопросов приходится решать человеку, чтобы прожить один день... Много! Очень много! Так что мы, проживая каждый в своем пространстве, осознаем это или нет, действуем интуитивно или на основе знаний, так или иначе, ориентируясь в бесконечном потоке вешних факторов, определяющих повседневную жизнь. Вроде бы поступаем правильно и делаем ошибки. Хотим быть красивыми, здоровыми, счастливыми. Хотим и пытаемся...Человек — деятельное существо. Он тысячами нитей связан с природой, обществом, в котором живет. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании подрастающего поколения. Единство природы и человека неразрывно, человек — часть природы. Мы стараемся жить в гармонии с природой.В процессе своей жизнедеятельности человек воздействует на мир, активно перестраивает, переделывает его сообразно своим потребностям. Человека от животного отличает материальное производство. Производство — не только изготовление орудий с помощью орудий, но и создание различного рода объектов, которые используются непосредственно для потребления. У человека любой профессии бывает желание собственными руками сделать, создать, вырастить что-либо полезное, интересное, красивое. Неистощим# фантазия, изобретательность и творческая смелость любителей мастерить, творить.С малого возраста человеку объясняют, что хорошо, что плохо. Но знаний, оказывается, маловато для осознания необходимости бережного отношения ко всему сущему на земле. Вот и говорят: искусство постигается умом и сердцем.Как изучать данный курс? Вопрос не из легких, поскольку занятия зачастую будут касаться проблем спорных, не имеющих однозначного решения. Учащиеся вместе с учителем должны будут понять, что немыслимо вести домашнее хозяйство без экономного, рачительного отношения ко всему тому, что добывается трудом и потом. Что без зеленых растений неуютно и пусто даже в хорошо обставленной квартире. Что огородничеством и садоводством занимаются не только сельские жители, но и горожане.Что ведение фермерского хозяйства - это не добрые сказки о животных, что нужно будет искать решение проблем, которые вполне могут вызвать новые неожиданные вопросы.Данный курс по выбору “Домоводство” разработан для учеников 8 класса и рассчитан на 34 часа.Программа ориентирована на попытку воспитания у подростков стремления к ведению своего хозяйства, став хорошими семьянинами и домохозяйками.Основные цели курса:формирование у учащихся готовности к ведению домашнего хозяйства;научить находить способы преодоления проблем с экономией, рачительностью;попытаться выяснить, что нужно делать, чтобы стать хорошими домохозяйками и по возможности одарить счастьем всех тех, с кем сталкивает жизнь.Основные задачи курса:Образовательныедать учащимся представление об индивидуальных особенностях и способностях человека;1подготовить учащихся к пониманию жизни, тех забот и проблем, с которыми они столкнутся, став взрослыми.Развивающиепознакомить учащихся с примерным ведением домашнего хозяйства;изучение азов садоводства, цветоводства и огородничества;Воспитательныевоспитывать любовь к природе, навыки бережного отношения к ней;помочь учащимся синтезировать разрозненные знания о ведении домашнего хозяйства, добытые из множества источников;пробудить у ребят любознательность, добрые чувства ко всему, что дано природой.Планируемый результат:В результате проведенного учебного курса учащиеся должны иметь представление:как строят дом;о значении садоводства и огородничества в домашнем хозяйстве;о выращивании комнатных растений и об уходе за ними;о посеве и посадке садовых и овощных культур и уходе за ними ;об экзотических лекарственных растениях;.о ведении домашнего хозяйства;должны знать:основные понятия и термины;виды расходов калорий в продуктах;как экономить и распределять доходы и расходы в домашнем хозяйстве;элементарные способы посева и посадки садово-огородных культур;названия болезней и вредителей садово-огородных культур;о целебных свойствах овощных и лекарственных растений;простейшие рецепты овощных салатов;о русских национальных блюдах;_о правилах пользования электрическими приборами.должны уметьвести контроль расходов и доходов в хозяйственных книгах;правильно покупать продукты и хранить их.правильно ухаживать за комнатными, садово-огородными растениями;сервировать стол;применять полученные знания в жизни;правильно распределять силы и ресурсы при ведении домашнего хозяйства.Программа и учебныйУчебный план
Вводное занятие -1 часТема 1. Культура быта и обстановка в квартире - 6 час Тема 2. Комфорт и энергия - 8 час Тема 3. Зеленые оазисы дома - 1 часа Тема 3. Наш дом и мы в нем хозяева - 8 час Тема 5. Каждая крошка в ладошку - 5 час Тема 6. Удивительное на грядке -1 час Тема 7. Блаженство - творить в природе - 3 часа Тема 9. Домоводство - это для нас - 1 час Защита рефератов по темам.Основные формы и методы работы:Для достижения поставленных целей и задач особое место в программе занимают следующие формы работы:лекционные занятия (беседы, мини-лекции)встречизащита рефератов, дизайн-папок и фотоальбомовОценка качества знаний:При оценке качества знаний учитывать обширность материала реферата, его оформление, самостоятельную работу ученика, а не отслеживать готовый реферат из Интернета.Оформление фотоальбомов должно быть с качественными фотографическими изображениями и краткими описаниями вида того или иного растения, с описанием ухода за этими растениями. <Списки тем рефератов:.Для каждого дня и для каждого дома.Легенды и были о продуктах.Мы и наша семья.Народные приметы в домашнем хозяйстве.Сад и огород в комнате.Сад и огород в доме.Уголок природы в твоем сердце.Умный огород в твоем хозяйстве.Умный сад - как отдых для души.Хлеб в нашем доме.Цветы - радость жизни.Экзотика на нашем столе.Экономика должна быть экономной.Список использованной литературы при подготовке программы:“Приусадебное хозяйство”, ежемесячный журнал, за 2000 - 2004 гг.Умный огород в деталях. Н. И. Курдюмов, Ростов н/Д, 2003 г.Умный сад в подробностях. Н. И. Курдюмов, Ростов н/Д, 2003 г.Популярная кулинария. А. В. Самсонов, Ижевск,1994 г.1000 советов любителю мастерить. X. Г. Кучушев, Казань, 1984 г.Программы общеобразовательных учреждений, М., 2001 г.Уроки экономики в быту, Е. М. Каневский, Э. В. Краснянский, М. М. Лысов,М., 1985 г. Для дома, для семьи. X. Г. Кучушев, Казань, 1987 г.Советы на каждый день. Книга-календарь, М., 2007 г.Разносолы деревенской кухни. А. Э. Головков, М., 1989г.Календарь овощевода-любителя. А. Т. Лебедева, А. Г. Туленкова, М., 1992 г.Удивительное на грядке. В. С. Лихарев, Саратов, 1992 г.Зеленые оазисы на работе и дома. В. Ф. Бибикова, Ю. А. Бибиков, М. Ф. Капельян, Минск, 1989 г.Садоводство. Универсальный справочник. Т. А. Корецкая, А. П. Моисеев, Урал, 2000 г.№ТемаКол-во часов1.Правильное питание32.«По одежке встречают»43.Художественно- эстетическая деятельность54.Здоровье и личная гигиена25.Жилое помещение46.Уход за одеждой и обувью37.Рукоделие. «Мамины руки»59.Приусадебный участок.310.Уход за растениями и уборка урожая211.Домашние заготовки на зиму. Консервирование.3Всего часов34Содержание№ТемаЦели и задачиФорма проведения1.Правильное питаниеРасширять и обогащать знания воспитанников о значении продуктов питания для здоровья человека, о необходимости правильного питания.1.Лекция-беседа о правильном и рациональном питании.2.Творческая работа «Составление ежедневного и праздничного меню»3. Презентация «Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. Способы выбора доброкачественных продуктов».Ролевая игра «Магазин»4.Практическая работа-эскиз «Современный холодильник»2.«По одежке встречают»Формировать умение подбирать одежду с учетом фигуры и назначения, заботиться о своем внешнем виде. Развивать эстетический вкус.1. Урок эстетики «Внешний вид - залог успеха!»2. Практикум «Уроки макияжа».3. Творческий конкурс «Я – леди!»4. Проект «Школьная форма- плюсы и минусы»3.Художественно- эстетическая деятельностьРазвивать творческие способности детей, аккуратность и тщательность в работе. Формировать эстетический вкус.1. Изготовление поделок и подарков-сувениров к праздникам с использованием разных техник (день учителя, день матери, новый год, 8 марта, 23 февраля)4.Здоровье и личная гигиенаНаучить девочек - подростков управлять своим биологическим началом, подчинять его нравственным принципам и нормам морали.1. Беседа «Личная гигиена для девочки»2.Лекция с презентацией «Будущая мама»3. Просмотр и обсуждение в/фильма «Доврачебная помощь».4. Практическое занятие «Оказание первой помощи»5.Жилое помещениеВоспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементы трудовой культуры; организация труда.1. Как строят дом. Функции жилища.1. Беседа «Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению».2. Беседа «Уход за мебелью в зависимости от её покрытия».3. Практическая работа: чистка мягкой мебели, мытье стекол, зеркал.6.Уход за одеждой и обувьюВоспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда, применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности1.Беседа-лекцияЗначение опрятного вида человека. Поддержание одежды и обуви в порядке.2. Практическая работа: пришивание пуговиц, крючков, петель, вешалок.3. Правила глажения. Техника безопасности при работе с утюгом.7.Рукоделие. «Мамины руки»Познакомить с разными видами рукоделия, способствовать развитию творческих способностей, воспитывать художественный и эстетический вкус.Беседа1.Знакомство с разными видами рукоделия.2. Практическая работа:Вышивка крестом.3. Практическая работа: Бисероплетение4. Проект «Мамины руки»8. Семейный бюджетПовышать уровень общего развития воспитанниц, способствующий всесторонней подготовке к будущей самостоятельной жизни.1. Ролевая игра «Расходы и доходы»2. Экономическая игра. «Мой маршрут: магазин, банк, почта».9.Приусадебный участок.Познакомить с приемами обработки почвы, прививать интерес к цветоводству и овощеводству.1.Обработка земли.2. Выращивание крупносеменных однолетних цветковых растений3.Выращивание овощных культур.10.Уход за растениями и уборка урожаяНаучить правильному уходу за растениями. Прививать трудолюбие и стремление добиться положительного результатаПрактикум.1.Цветоводство.2.Рыхление, полив, прополка.3.Сборка овощей.11.Домашние заготовки на зиму. Консервирование.Дать знания детям о хранение, сушке, замораживании, солении, консервировании продуктов. Отравление консервированными продуктами, правила первой помощи.1.Лекция - беседа о правилах домашнего консервирования.2.Мастер-класс.Быстрое приготовление варенья.3.Презинтация «Технология хранения плодов и овощей»4. Мастер – класс по приготовлению овощных и фруктовых салатов, муссов, соков.Календарно-тематическое планирование№ Тема урокаПрактическая работаКолич.часовКол-во часПрактическаяработаДата/ корректКорректировка11 четвертьУход за растениями и уборка урожая. Цветоводство.Рыхление, полив, прополка.112Вводное занятие ТБУборка урожая. Хранение плодов и овощей.1 /23Культура быта и обстановка в квартире.Как строят домХудожественно- эстетическая деятельность. Изготовление поделок и подарков-сувениров к праздникам№ 1 Поделка-сувенир1 №1 Эскиз будущего дома<Р, £334Современная квартира. Функции жилища.Домашние заготовки на зиму. Консервирование. Правила домашнего консервирования.1 f С С:4Планировка жилого интерьераIа.5 Организация пространства квартирыЗаготовки. Быстрое приготовление варенья№ 2 Рецепт варенья1 № 2 План одной из комнатt 4 £ *96 Цвет в квартиреЗаготовки. Приготовление овощных и фруктовых салатов, муссов, соков.№ 3 Рецепт салата1 6. $ 7 Декоративное украшение окон. Утепление дверей и оконПравильное питание. Лекция-беседа о правильном и рациональном питании. Творческая работа «Составление ежедневного и праздничного меню»№ 4 Составление меню1 ■4 ' У -/ *>. 4 О’ t <J г '8Зеленые оазисы домаКомнатные растения в интерьере квартиры1№ 3 Оформить окно1 у? VVJ- pLO. ’ v2 четверть98Комфорт и энергия.Электричество в доме.Электроосветительные приборы. Техника безопасности при обращение с ними.Презентация «Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. Способы выбора доброкачественных продуктов».1 J /, / ,?г10Освещение в квартире1fO.1 1Электронагревательные приборы.1if .-/■/12Электронагревательные приборы. Техника безопасности при обращение с ними.1№ 4 Ваши дом.нагр. приборы.Их функции? и /./4/, i , ' <13Электробытовые приборы, облегчающие домашний труд1111149Секреты домашнего холодильникаПрактическая работа-эскиз «Современный холодильник»№ 5 Эскиз холодильника1 № 5 Холодильникновогодизайна-тЬНг£ _ /.15Техника безопасности при работе с бытовыми приборами14 b ."■'vM j* чГ, ^1610Итоговое занятие по теме «Электричество в доме»Художественно- эстетическая деятельность. Изготовление поделок и подарков-сувениров к праздникам№ 6 Поделка-сувенир1 № 6 Плакаты поэлектробезопасности// /и3 четверть1711Наш дом и мы в нем хозяеваКак ухаживать за вещамиЖилое помещение. Как строят дом. Функции жилища.1 /.4. H12 Беседа «Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению».№ 7 Эскиз будущего дома11813 Беседа «Уход за кухнеймебелью в зависимости от её покрытия».1 4jQ.C-f1914Составление меню. Порядок подачи блюд.Беседа: «Чистка мягкой мебели, мытье стекол, зеркал».1 Л,ё. Ф ?15«По одежке встречают». Урок эстетики «Внешний вид - залог успеха!»12016Сервируем стол. Украшение стола. «Уроки макияжа».№ 8 Рецепт «Косметика со стола и с грядки»1 № 7 Варианты украшений столага4k-!d17Проект «Школьная форма- плюсы и минусы»118Проект «Школьная форма- плюсы и минусы»119Художественно- эстетическая деятельность. Изготовление поделок и подарков-сувениров к праздникам№ 9 Поделка-сувенир120Здоровье и личная гигиена. Беседа «Личная гигиена для девочки»121 Русские народные традиции. Народные праздники.Просмотр и обсуждение учебного фильма. «Доврачебная помощь».№ 10 «Оказание первой помощи»1 1 4v>22 Блюда русской кухни.Уход за одеждой и обувью. Значение опрятного вида человека. 1 № 8 Народное блюдо. Рецепт.itf23 Принимаем гостей. Праздничная сервировка столаПоддержание одежды и обуви в порядке.№ 11 Пришивание пуговиц, вешалок.1 Or**Ф 3^24 Правила употребления блюд.глажения. Техника безопасности при работе с утюгом.1 1.0 i .25Рукоделие. «Мамины руки». Знакомство с разными видами рукоделия.126Практическая работа: Вышивка крестом.127Практическая работа: Бисероплетение128Проект «Мамины руки»129Проект «Мамины руки»130Приусадебный участок. Обработка земли131Выращивание крупносеменных однолетних цветковых растений132Выращивание овощных культур.133Художественно- эстетическая деятельность. Изготовление поделок и подарков-сувениров к праздникам№ 12 Поделка-сувенир134Художественно- эстетическая деятельность. Изготовление поделок и подарков-сувениров к праздникам№ 13 Поделка-сувенир125Правила поведения за столом1/3 -rl-4Aw- О , V 4^ir26Каждая крошка в ладошкуГотовить вкусно и экономно14 четверть! '27Что должна содержать пища1№ 9 Рецепт салата из овощей28Овощи в жизни человека. Простейшие рецепты овощных салатов J1529Фрукты и ягоды. Сладкие блк^даГ1№ 10 Мое любимое блюдо из ягод и фруктов1 р 9 ои30Способы хранения продуктов131Удивительное на грядке. Косметика со стола и с грядки132Блаженство - творить в природе.Удивительное рядом. (Экскурсия)1§ оС33Прививки плодовых культур. Размножение ягодных кустарников1№ 11 Дома посадить растение черенком1& оГ34Итоговое занятие Домоводство - это для нас1