Урок математики на тему Задачи на встречное движение и движение в противоположных направлениях
Тема: "Решение задач на встречное движение и движение противоположных направлениях"
Цель урока: Сформировать у обучающихся алгоритм решения задач на все виды движения.
Образовательные задачи:
-закрепить умение решать задачи на встречное движение, учить использовать рациональные способы устных вычислений.
Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к математическим знаниям;
-воспитывать ответственность за выполнение коллективной работы.
Развивающие задачи (УУД).
Регулятивные УУД:
- уметь организовывать свою деятельность;
-принимать и ставить учебно-познавательную задачу;
-строить логические рассуждения;
-планировать свои действия.
Познавательные УУД:
-учиться использовать схемы при решении задач.
Коммуникативные УУД:
-уметь использовать математическую речь при объяснении своих действий;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь товарищам.
Тип урока: повторение пройденного.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, карточки –формулы, карточки для самостоятельной работы.
Ход урока.
1.Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас урок, на котором вы сможете проверить свои
знания.
- С какими задачами вы работали на предыдущих уроках? (С задачами на встречное движение и движение в противоположных направлениях.)
Тема фиксируется на доске.
- Какова цель сегодняшнего урока? (Выяснить умеем ли мы решать задачи на встречное движение и задачи на движение в противоположных направлениях.)- Возьмёмся за руки и пожелаем друг другу успешной работы в преодолении трудностей.
- По какому плану вы работаете на уроке самопроверки? (…)- Что вам может помочь в работе? (Эталоны, внимательность, алгоритм выхода из затруднения.)
- Чтобы работа была успешной с чего надо начать? (Надо повторить все необходимые понятия и алгоритмы.)
2. Чистописание: Повторим написание цифр: 4, 5, 6. Составьте из данных цифр всевозможные трёхзначные числа и запишите.
( 456, 654, 546, 465, 645, 564)
3.. Повторение пройденного.
Устный счёт
1.Решение примеров на умножение двузначного числа на однозначное.
2. Повторение эталона единиц длины.
3. Повторение эталонов движения
Задача 1. Одновременно из одного пункта в противоположных направлениях выехали два автомобиля. Один из них шёл со скоростью 150 км/ч, а другой 140 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
-Какие формулы вы будете использовать для решения второй задачи? (1 и 6 формулы.)
- Как вы будете решать задачу?
Один ученик комментирует задачу.
Надо найти, каким станет расстояние через указанное время, для этого надо найти скорость удаления (сложить скорости), умножить на заданное время.
Задача 2. Из двух посёлков одновременно выехали навстречу друг другу два автомобиля встретились через 4 часа. Скорость одного - 120 км/ч, а скорость второго– 145 км/ч. Узнай расстояние между посёлками?
- Какие формулы вы будете использовать для решения первой задачи? (4 и 3 формулы.)
- Как вы будете решать задачу?
Один ученик комментирует задачу.
В задаче необходимо найти расстояние между поселками, для этого скорость сближения умножить время встречи, чтобы найти скорость сближения надо сложить скорости.
Беседа по ПД
- Машины во многом облегчили нашу жизнь, помощь их бесспорна.
Но я хочу привести и печальные факты.
По данным за 2014 год в нашей стране было совершено 199 868
случаев дорожно-транспортных происшествий. Из них 27 953 человек погибли. Поэтому всем: и автомобилистам, и пешеходам надо быть очень внимательными на дорогах, обязательно соблюдать ПДД.
-Какие правила нарушили наши автомобили?
- Как вы дальше будете проверять свои знания? (Мы напишем самостоятельную работу и проверим её.)
2) Самостоятельная работа № 1 (10 минут).
– Выполните задание самостоятельно, не забудьте поставить номер эталона, которым пользуетесь при выполнении задания.
Учащиеся выполняют работу.
– Вы выполнили задание. Что нужно сделать дальше? (Надо проверить свою работу.)
– Для чего будете проверять? (Чтобы определить, правильно ли выполнена работа, есть ли ошибки.)
На доску вывешивается образец выполнения самостоятельной работы.
- Вы зафиксировали наличие или отсутствие затруднений, что теперь надо сделать? (Проверить работы по эталону для самопроверки.)
- Как вы будете проверять? (Будем проверять каждый шаг алгоритма.)
- Что вы должны будете сделать, если ваше решение не совпадёт с эталоном? (Подчеркнем место ошибки и посмотрим, в чём мы нарушили, выполняемый шаг.)
3. Локализация индивидуальных затруднений.
Цель:
организовать учащихся, допустивших ошибки, на анализ решения и определения места затруднения, на выявление и фиксацию соответствующих способов действий.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Учитель показывает (раздаёт) эталон для самопроверки, работа проверяется фронтально во внешней речи (проговаривается каждый шаг выполнения задания), и результаты фиксируются во второй графе таблицы Р–5. Дети ставят знаки «+», если задание выполнено правильно, или «?», если задание выполнено с ошибкой.
- Какие правила вы использовали при выполнении задания?
- В каком месте допустили ошибку в задании а), б) и т.д.?
- В каком месте допустили ошибку?
Дети записывают номер эталона в таблице в третьей графе.
Учитель записывает количество детей, допустивших ошибки в каждом задании.
4.Работа в группах.
Задание:
Первая группа: составить памятку водителю.
Памятка водителю.
Соблюдай правила дорожного движения.
Быть осторожным на дороге – это не трусость, а расчет.
Оптимальная скорость – безопасность пешеходов и водителей. Оптимальная скорость – экономия бензина, а значит и семейного бюджета - денежных средств.
Следует всегда помнить народную мудрость: «Тише едешь, дальше будешь».
Вторая группа: составить памятку пешеходу.
1. Пешеход должен идти по дороге навстречу движущемуся транспорту.
2. На велосипеде по дороге можно ездить с 7 лет.
3. Зелёный сигнал светофора означает: движение пешеходу разрешено.
4. Переходя через улицу, сначала посмотри направо.
5. Красный сигнал светофора означает: движение транспорта запрещено.
Третья группа: министерство дорожного транспорта: составить требования к водителям.
Четвёртая группа: министерство дорожного транспорта: составить требования к пешеходам.
Физминутка.
4. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
тренировать умение находить значение числового выражения и решать уравнения.
Организация учебного процесса на этапе 7:
- С какими заданиями работали те, кто выполнял дополнительные задания? (…)- Сейчас я предлагаю всем вспомнить, как выполнять действия с дробями и смешанными числами.
№ 10, стр. 95 (а).
По одному примеру выполняется на доске.
1) ГЕНИЙ
2) СОСТОИТ
3) ИЗ
4) 1%
5) ВДОХНОВЕНИЯ
6) И
7)
99%
8)
ПОТЕНИЯ
№ 8 (а), стр. 95.
(а 16 – 720) : 30 = 400 – 392
(а 16 – 720) : 30 = 8
а 16 – 720 = 8 30
а 16 – 720 = 240
а 16 = 240 + 720
а 16 = 960
а = 960 : 16
а = 60
5. Рефлексия деятельности на уроке.
Цель:
1) уточнить алгоритм исправления ошибок;
2) зафиксировать способы действий в заданиях, где были допущены ошибки;
3) зафиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
4) оценить собственную деятельность на уроке;
5) наметить цели дальнейшей деятельности;
6) согласовать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
– Чему был посвящён сегодня урок? (Мы проверяли свои умения решать задачи на встречное движение и в противоположных направлениях.)
– Какие цели вы ставили в начале урока? (Понять свои затруднения и ошибки, и исправить их.)
– В каких заданиях были допущены ошибки?
– Назовите причины типичных ошибок.(…)
– Что вам помогло преодолеть затруднения? (Эталоны, эталон для самопроверки, алгоритм исправления ошибок.)
– Над чем вам надо еще поработать? (…)- Как вы проверяли свои знания? (…)- Кому удалось на уроке поработать с дополнительными заданиями и справиться с ними? (…)– Оцените свою работу, пользуясь таблицей (Р-8).
Домашнее задание: