Методическая разработка на тему: «Использование ИКТ для повышения познавательного интереса на уроках математики в обучении детей с задержкой психического развития».
Методическая разработка на тему:
«Использование ИКТ для повышения познавательного интереса на уроках математики в обучении детей с задержкой психического развития».
Выполнила учитель математики и информатики
Янковская Г.Д.
Калуга, 2015 г.
Аннотация.
В данной методической разработке описывается целесообразность использования ИКТ – технологий для повышения познавательного интереса учащихся с задержкой психического развития на уроках математики, приводятся методические рекомендации для использования ИКТ на различных этапах урока и созданию электронных презентаций к урокам.
ИКТ – технологии позволяют представить на уроках математики различные продукты:
электронные презентации для демонстрации и иллюстрации нового материала, которые снизят трудности изучения сложных для учащихся тем;
тесты для проведения различных видов контроля; оформить интересный материал, выходящий за рамки учебника и повышающий интерес к предмету;
буклеты, содержащие памятки и опорные конспекты и позволяющие свести трудности по предмету к минимуму.
Также использование ИКТ – технологий помогает решать коррекционно-развивающие задачи, которые особенно актуальны для детей с нарушение нормального темпа психического развития. Они позволяют добиться успехов в формировании жизненных компетенций, коррекции связанной с развитием логического мышления, внимания и памяти, что в свою очередь ведет к созданию «ситуации успеха» у каждого ученика и как следствие повышение познавательного интереса к предмету.
Использование ИКТ помогает и в исправлении в развитии личностных качеств учащихся, а так же эмоционально-волевой сферы.
Содержание:
Введение………………………………………………………………………………………4
1. Научно-теоретическая часть……………………………………………………………………6
1.1.Понятие информационных и коммуникационных технологий……………………………6
1.2.Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе…….8
1.3.Психолого-педагогические аспекты повышения интереса к учебнойдеятельности через использование современных информационных технологий……….11
1.4.Формы использования информационно-коммуникационных технологий………….13
1.5.Применение ИКТ на различных этапах урока……………………………………….....15
2.Практическая часть………………………………………………………………………....17
2.1.Опыт использования ИКТ на уроках математики……………………………………..17
2.2. Методические рекомендации по использованию ИКТ наразличныхэтапах урока…………………………………………………………………………………....22
2.3.Методические рекомендации по созданию электронных презентаций………………32
2.4 Результативность применения ИКТ для повышения познавательного интереса
на уроке на уроках математики в обучении детей с задержкой психического развития…33
Заключение……………………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………………….
Введение.
Учитель - это человек, который большую часть своего времени профессионально занимается воспитанием и развитием детей.Профессия педагога – одна из важнейших в обществе, от его усилий и профессионализма, умения грамотно организовать работу свою работузависит будущее наших детей, а значит и будущее всего общества. Воспитание, обучение и развитие ребенка – основные составляющие деятельности учителя. Так было всегда. Время не стоит на месте, наша жизнь меняется, и надо понимать, что необходимо идти в ногу со временем.
Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этихценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.А это значит, просто необходимо искать и находить новые формы работы и методики развития детей.
Целью своей профессиональной деятельности,считаю создание оптимально комфортных условий для сохранения и укрепления нормального психоэмоционального состояния каждого обучающегося, их самореализации и самосовершенствования через личностно-ориентированный подход к обучению, повышение познавательного интереса, как средства повышения качества образования в математики.
Однако успешность овладения знаниями, учебными умениями и навыкамизаметно снижается при переходе учеников из начальной школы в пятый класс.Постоянно усложняющийся учебный материал, его насыщенностьтеоретическими разделами, большой объем представляют значительные трудностидля детей с задержкой психического развития, которые, как известно, отличаются сниженным познавательныминтересом, недостаточностью внимания, памяти, пространственной ориентировкии другими особенностями, отрицательно влияющими на успешность их обучения ивоспитания.
Как же быть? Как заинтересовать учащихся образовательным процессом? Как поддержать желание учиться? Как привить интерес к такому трудному предмету как математика?
Такие вопросы я думаю, задает себе каждый практикующий и неравнодушный к своей профессии учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Необходимо изменять подход к обучению, в центре которого должен стоять не преподаватель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний, повысят их познавательный интерес на уроке.
Работая с детьми, у которых наблюдается задержка в психическом развитии, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые позволили поддержать интерес к предмету у учащихся и научили бы их активно работать в течение всего урока.
ИКТ является одним из способов, который позволяет добиться позитивных результатов в повышения познавательного интереса к математике у детей с задержкой психического развития.
ИКТ уже давно прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не может себе представить жизнь без интеллектуального помощника - персонального компьютера, без офисных и прикладных программ, Интернета. ИКТ является неотъемлемой частью сферы образования. Данный факт предоставляет возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса.
По исследованиям ученых математика стоит на первом месте в шкале трудности школьных предметов (11 баллов). Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока.
По данным исследований, в памяти человека остается:1/4 часть услышанного материала;1/3 часть увиденного;1/2 часть увиденного и услышанного;3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Что очень актуально для детей с задержкой психического развития, у которых проявляются недостатки развития внимания и памяти, быстрая утомляемость. Одним из принципов коррекционно-развивающего обучения является принцип наглядности материала. Использование ИКТ – технологий является эффективным методом обучения и таким методическим приемом, который реализует принцип наглядности и активизирует интерес школьников, стимулирует их к восприятию знаний, позволяет организовать смену видов деятельности учащихся на уроке.ИКТ можно и нужно использовать на любом этапе урока математики.
В этом случае подготовка к уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся. А главное доступных для всех учащихся класса.Компьютер, конечно, не может на уроке математики полностью заменить учителя, да это и не нужно, но может стать хорошим помощником. И в этом случае задачей учителя является обеспечить грамотное сочетание различных методов обучения и форм работы.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, массового опыты, представленного в сети Интернет свидетельствует о том, что в теории и на практике еще не накоплен опыт использования ИКТ для развития познавательного интереса у детей с задержкой психического развития. На сегодняшний день еще недостаточно изучены педагогические условия формирования мыслительной деятельности школьников с нарушением нормального темпа психического развития на основе использования на практике инновационных форм и средств, в частности ИКТ.
Все вышесказанное является обоснованием выбора темы «Использование ИКТ для повышения познавательного интереса на уроке на уроках математики в обучении детей с задержкой психического развития».
Цель:определение влияния использования ИКТ на уроках математики на повышение познавательного интереса обучающихся, разработка методических рекомендаций по использованию ИКТ на различных этапах урока математики.
Задачи:
Познакомиться с психолого-педагогической литературой по данной теме
Раскрыть сущность информационно-коммуникационных технологий и их значение в образовательном процессе
Разработать методические рекомендации по использованию ИКТ на различных этапах урока математики.
1. Научно-теоретическая часть.
Понятие информационных и коммуникационных технологий.
Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.
ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Средства ИКТ, применяемые в образовании.
Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.
В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.
С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).
Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.
С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.
Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.
Классификация средств ИКТ по области методического назначения:
Рисунок 1.
Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ.
•Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации
обучения;
•Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
•Индивидуализация работы самого учителя;
•Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
•Усиление мотивации к обучению;
•Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся кисследовательской деятельности;
•Обеспечение гибкости процесса обучения.
Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе.
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес (от лат. interest — имеет значение, важно), то есть реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта.
Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания. Т. Е. Соколова пишет: «Интерес — как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах... Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность». В обучении действует множество интересов. «Весь вопрос в том, — продолжает Т.Е.Соколова, — насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить. Таким образом, правило заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был должно направлен. Наконец, третий, и последний вывод использования интереса предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес».
Познавательный интерес — это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Познавательный интерес не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения.
Проблема интереса — это вопрос не только о хорошем эмоциональном состоянии детей с задержкой психического развития на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным и полезным для самого учащегося достоянием. Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию.
Однако значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. В триединой задаче: обучения, умственного развития и воспитания личности — интерес является связующим звеном между тремя ее сторонами. Именно благодаря познавательному интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности.
Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом, превращения получаемых знаний не просто в «усвоенную информацию», а в активно используемый багаж человека. Интерес содействует формированию волевых качеств личности, а также укреплению ее активной, творческой жизненной позиции. Но значение интереса не исчерпывается и этим.
Познавательный интерес в общей структуре учебной мотивации может быть как ведущим, так и второстепенным мотивом учения. Однако, входя в общую систему мотивации, познавательный интерес, по словам Г.И.Щукиной, «облагораживает любую деятельность школьника, оказывая влияние на интенсивность и личностное отношение».
Самостоятельная познавательная деятельность может быть обусловлена потребностью познания, относимой разными авторами к идеальным или социальным потребностям. Познавательную потребность ряд авторов рассматривает как один из концептуально важных элементов самоактуализации личности.
Н.Г. Морозова называет три степени интенсивности (силы) познавательной потребности: низкую, среднюю и высокую. Начальный уровень потребности характеризуется потребностью во впечатлениях – индивид реагирует прежде всего на новизну стимула. На втором уровне познавательная потребность – потребность в знаниях (любознательность) – носит стихийно-эмоциональный характер и чаще всего не имеет социально-значимого продукта деятельности. Высший уровень имеет характер целенаправленной деятельности.
Автором выделяются две формы проявления познавательной потребности: первая – усвоение готовых знаний (усвоение готовых знаний, их интеграция, систематизация и потребность в накоплении знаний); вторая – исследование действительности с целью получения нового знания (анализ впечатлений, интерес к проблемным ситуациям, стремление к целенаправленной творческой деятельности).
К характерным особенностям познавательной потребности относится: временной фактор занятия познавательной деятельностью, стремление проникнуть в суть рассматриваемых вопросов на уроках и во внеурочное время, проявление волевых усилий при проведении самостоятельной познавательной деятельности, эмоциональный фон при проведении самостоятельного познания.
Как было сказано, наиболее значимыми для познавательной деятельности могут являться широкие социальные мотивы. К широким социальным мотивам Е.И. Каргинцева относит:
мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями;
мотивы самоопределения: осознание значимости получаемых знаний, умений и навыков для будущей жизнедеятельности, желание подготовиться к будущей профессиональной деятельности;
мотивы самосовершенствования: получить развитие в результате учения.
Учитывая взаимосвязь и взаимозависимость внутренней и внешней мотивации самостоятельной познавательной деятельности, динамику развития познавательного интереса (по Г. И. Щукиной), степени интенсивности познавательной потребности и обозначенные уровни развития широких социальных мотивов, можно условно выделить уровня развития мотивационного компонента познавательной самостоятельности.
1.Низкий уровень. Самостоятельная познавательная деятельность вызвана сиюминутным интересом, обусловленным внешними обстоятельствами, занимательностью ситуации. Интерес выражается во внимании к конкретным фактам, знаниям – описаниям, действиям по образцу. Истинного стремления к знаниям нет. Преимущественно индифферентное отношение к познанию. Внешняя мотивация преобладает над внутренней. Познавательная потребность низкого уровня. Самостоятельной познавательной деятельности учащимся уделяется очень мало времени, по сути она ограничена временными рамками урока. Осознание необходимости самостоятельной познавательной деятельности нечеткое. Существует лишь общее знание (представление) необходимости образования.
2.Средний уровень. Самостоятельное познание вызвано интересом на стадии любознательности. Характерные признаки: осознанная избирательная направленность на отдельные («любимые») предметы, стремление знать больше, стремление к выяснению возникших вопросов, к проникновению в сущность проблемы, интерес к зависимостям, причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению. Предмету познавательного интереса школьником посвящается значительная часть свободного времени, но данный вид деятельности не носит системного характера. Средний уровень познавательной потребности.
3.Высокий уровень характеризуется убежденностью необходимости изучения всех учебных предметов как основы личного благополучия в дальнейшей жизни. В то же время учащийся проявляет интерес к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки или системы наук, лежащих в основе избранной старшеклассником области профессиональной деятельности. Доминирующее положение в иерархии мотивов учебной деятельности занимают внутренние мотивы. Для данного уровня характерен интерес к творческой деятельности по освоению знаний, элементы творческой деятельности. Учащийся имеет высокую степень познавательной потребности. Практически все свободное время учащимся уделяется исследуемой проблеме.
Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования познавательных интересов учащихся с задержкой психического развития является довольно значимой. Она служит постоянному отысканию таких путей обучения, которые привлекали бы к себе данную категорию учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.
Сила познавательного интереса состоит в том, что, являясь глубоко личностным образованием, он обнажает объективные ценности обучения, сообщает учению силу, легкость, интенсивность и быстроту; придает познавательной деятельности личностный смысл; содействует ее продуктивности, снимает негативное состояние участников деятельности (утомление, инертность, равнодушие); придает всей учебной деятельности благоприятный эмоциональный тонус. Рядом с развитием интереса идет становление таких ценных качеств личности как наблюдательность, старательность, настойчивость, умение преодолевать трудности, стремление к поиску, самостоятельность. Под влиянием интереса познание принимает личностный смысл. Благодаря познавательному интересу деятельность ученика с задержкой психического развития становится более плодотворной. Интерес к деятельности побуждает школьника к дальнейшей деятельности, содействует ее длительности и продуктивности.
Познавательный интерес – важный фактор учения. В то же время он жизненно необходимый фактор становления личности. Жизнь, лишенная познавательного интереса тускнеет; личность лишена того значимого внутреннего стимула, который постоянно подталкивает ее движение, позволяет пережить радость интеллектуального удовлетворения в любой деятельности, какой бы человек не занимался.
Познавательный интерес оказывает существенное влияние на все психические процессы: мышление, память, внимание, воображение, что крайне важно для учащихся с нарушением нормального темпа психического развития.
Проблеме формирования интереса уделила внимание Г.И.Щукина. Она советует «всеми возможными способами воспламенять в детях горячее стремление к знанию». Огромную роль интересу придавал П.Я.Гальперин: «Непосредственный интерес – вот великий двигатель – единственный, который ведет верно и далеко».
В настоящее время наиболее общепризнанной является трактовка познавательного интереса Г. И. Щукиной. По ее мнению, это «...избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями». Познавательный интерес может достигнуть такого развития, когда не довольствуется прямым расширением знаний об интересующем предмете, а вызывает стремление переработки этих знаний, поиска существенных связей и отношений внутри этих знаний.
Таким образом, познавательный интерес – это глубокая направленность личности и устойчивый мотив учения, который создает наиболее благоприятные условия для формирования и развития нового стиля умственной работы, проявления творческой индивидуальности, способностей, дарований.
Повышению познавательного интереса обучающихся способствует использование на уроках информационно-коммуникационных технологий.
Психолого-педагогические аспекты повышения интереса к учебной деятельности через использование современных информационных технологий.
Широкая познавательная направленность (интерес к знаниям, к преодолению трудностей) формируется всем ходом обучения в школе. Познавательные интересы, как более глубокие, требуют для своего формирования особой работы, особенно у учащихся с задержкой психического развития. Еще более кропотливого труда требует воспитание мотивов самообразования у таких школьников.
Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, разработка и распространение методов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, расширение форм самостоятельной работы на уроке, активизация учебной деятельности школьников на уроке, особая система работы по воспитанию приемов самообразования.
Применение современных методов обучения совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой каждый ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы — интерес к способам добывания знаний. Становятся более зрелыми и приемы целеполагания школьников с недостаточной математической подготовкой.
В современной методическойлитературе подчеркивается необходимость оптимального сочетания разных методов обучения, что позволяет раскрыть школьникам новые знания уже не в готовом виде и в то же время не упустить отработку у учащихся приемов и способов работы до уровня навыков и умений. С психологической точки зрения сочетание методов нужно и для формирования разных видов мотивации школьников.
Перечисленные выше формы учебной работы возбуждают все виды познавательных мотивов; вызывают разного рода положительные эмоции от новых, более «взрослых» форм работы, от новых типов взаимоотношений с учителем; создают атмосферу непринужденности и раскованности школьников,тем самым обеспечивая ситуацию успеха, пусть иногда и минимального, но для каждого ученика; активизируют процессы целеполагания, когда школьники не боятся ставить самостоятельные цели, что очень важно в современном обучении.
Основным резервом формирования всех видов учебно-познавательных мотивов и мотивов самообразования является активизация учебной деятельности школьников. Эта активизация может осуществляться в разных формах учебной работы школьников.
Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, выделяют увлеченное преподавание, новизну учебного материала, историзм, связь знаний с судьбами людей, их открывшими, показ практического применения знаний в связи с жизненным опытом и жизненными планами школьников, использование новых и нетрадиционных форм обучения, чередование форм и методов обучения, проблемное обучение, эвристическое, обучение с компьютерной поддержкой, использование интерактивных компьютерных средств, взаимообучение (в парах, микрогруппах), тестирование знаний, умений, показ достижений обучаемых, соревнование (с товарищами по классу, самим собой), создание положительного микроклимата в классе, создание ситуаций успеха,доверие к обучаемому, педагогический такт и мастерство педагога, отношение педагога к своему предмету, к обучаемым, гуманизация школьных отношений.
В последнее время встает вопрос – как использовать грамотно и эффективно современные информационные технологии в обучении математике, и насколько полезны они, ведь когда-то спокойно обходились и без них.
Современные информационные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Информационные технологии позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. На занятии преподаватель может дать возможность каждому ученику самостоятельно работать с учебной информацией, что позволяет ему детально разобрать новый материал по своей схеме, с учетом его индивидуального темпа работы. Применение компьютерных технологий позволяет повысить уровень мотивации к учебной деятельности; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных навыков, и, конечно, соответствует социальному заказу, который государство предъявляет к современной школе.
Прежде всего, информационно-коммуникационные технологии разрушают монополию учителя и учебника как единственных источников знаний. Современный компьютер имеет великолепную возможность взять на себя рутинную работу по непосредственной передаче знаний и фактов, полной или частичной проверке полноты и прочности их усвоения, а также по отработке многих стандартных умений и навыков.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии открывают возможности преподавателям отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавания, предоставив ему возможность использовать интеллектуальные формы труда, освобождают от изложения значительной части учебного материала и рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование дает учителю возможность выбора оптимального набора технологий для организации учебного процесса. При выборе необходимо учитывать их соответствие индивидуальным качествам обучаемых и специфическим особенностям конкретных предметных областей.
В условиях, когда компьютербесспорно занял неотъемлемую часть в современном обществе, использование современных информационных технологий в учебном процессе способствует повышению познавательного интереса учащихся в том числе и с задержкой психического развития в учебной деятельности.
Процесс организации обучения с использованием ИКТ позволяет:
сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся с задержкой психического развития;
индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы, активизирует их деятельность на уроке;
раскрепостить учеников при ответе на вопросы, снять моменты тревожности, так как, компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно реагирует на ошибки;
самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля.
Формы использования информационно-коммуникационных технологий
На уроках математики можно применять самые разнообразные формы работы с использованием ИКТ. Это может быть использование готовых программ по математике; создание собственных образовательных ресурсов; работа в Интернет.
Использование готовых цифровых образовательных ресурсов
Преимущества разработанных в соответствии с Государственными стандартами образования обучающих программ очевидны. Можно просто взять имеющийся электронный ресурс и непосредственно использовать его на уроке или на каком-то из его этапов. Таким образом, можно изучать целые темы или выбирать нужные фрагменты из программы, лишь комментируя их по ходу урока.
Построение урока с применением обучающих программ и электронных учебников, кроме этого, позволяет:
Осуществлять автоматический контроль при использовании готовых тестов и контрольных работ.
Организовать проведение практикумов с виртуальными моделями. (Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности во времени, либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте).
Обрабатывать результаты эксперимента.
Результативность. Из-за высокой степени наглядности и заинтересованности учащихся в таком виде работы на уроке, естественно, повышается интерес, происходит более осмысленное понимание многочисленных математических процессов, схем, моделей. Здесь крайне необходимы развитое абстрактное мышление и пространственное представление, что представляет трудность для детей с задержкой психического развития.Ведь у них эти особенности восприятия информации индивидуальны. Поэтому готовые цифровые ресурсы в том виде, в котором они есть применять к учащимся с задержкой психического развития невозможно. Их можно использовать или фрагментарно, или необходима их адаптация к особенностям таких школьников.
Создание собственных электронных образовательных ресурсов
Чтобы создать собственный образовательный ресурс, необходимо провести анализ дидактического материала учебных программных средств, оценить их эффективность и скомплектовать материал в доступной и наглядной для учащихся форме.
Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на занятии производит положительный эффект.
Презентации могут составлять и сами учащиеся. Правила можно предложить примерно такие: 2-3 фотографии на слайде, минимальный текст, основной текст (также небольшого объёма) можно разместить в комментарии. Оформление на усмотрение ученика, но стиль можно обговорить с учителем, если он предполагает включить приготовленную презентацию в основную канву урока. Эти требования не должны быть жёсткими, а звучать только в виде рекомендаций, чтобы не ограничивать фантазию ученика.
Ребята при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, контролировать свою мысль. Презентации же можно или включить в урок или представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания и даже из личного опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене просмотрят новые презентации. Зная, что их работа востребована, они боле серьёзно относятся к такому домашнему заданию.
Результативность. Повышение мотивации в обучении; организация самостоятельных и практических работ на уроке; обеспечение разнообразия форм представления учебной информации, что способствует повышению качества образования; развитие новых отношений «ученик-учитель»; повышение информационной компетентности школьников; формирование новых путей познания мира; расширение кругозора учащихся; формирование исследовательских навыков. Все выше обозначенные основные изменения видны и повышаются от урока к уроку у большинства школьников.
Использование Интернет-ресурсов на уроках.
В настоящее время, когда количество информации интенсивно увеличивается с каждым днём, важное значение для человека приобретает умение быстро ее находить. Задача учителей сегодня - это не столько передача знаний, сколько обучение учащихся добывать их. Сейчас многие школы имеют доступ к сети Интернет и должны в полной мере использовать его в образовательном процессе.
Возможности колоссальные. Учащиеся, владеющие приёмами работы в сети, имеют ряд преимуществ: поиск нужного материала идёт быстрее, чем, например, в библиотеке; можно сказать, что результаты поиска гарантированы; повышается актуальность получаемой информации; учащиеся приучаются систематизировать данные, выделять главное, ориентироваться в больших объёмах информации.
Применение ИКТ на различных этапах урока.
Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:
полная или частичная замена деятельности учителя;
фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
использование диагностических и контролирующих материалов;
выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
использование игровых и занимательных материалов;
использование сети Интернета.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения и поиска дополнительного материала по многим темам нашей программы (использование Интернета).
Актуализация знаний
На данном этапе с использованием ИКТ у учителя имеется возможность быстро повторить важные моменты пройденного материала, необходимые для дальнейшего изучения. С этой целью учителем заранее могут быть подготовлены оформленные задания, требующие только пояснения и решения, либо есть возможность обратиться к содержанию уже пройденных уроков.
С помощью презентации можно готовить учащихся теме в системе, добиваться правильных ответов, видеть их ошибки и главное, что они сами их тоже видят сразу, а не на следующем уроке. Проверка занимает мало времени. Сразу видны ошибки.
Еще один плюс – презентацию можно настроить так, чтобы слайды менялись автоматически. Учащихся это дисциплинирует. А учитель не привязан к компьютеру, он видит класс, может вовремя отреагировать на изменение настроения школьников.
Объяснение нового материала
На этом этапе урока наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.
Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля. Сочетание устного лекционного материала с демонстрацией презентации позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала, то есть вовремя делать необходимые акценты.
Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усвояемым, но и неизмеримо более увлекательным и полезным с точки зрения формирования познавательного интереса к предмету.
Контроль знаний
Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет существенные преимущества, которые состоят в следующем:
осуществляется индивидуализация контроля знаний (учёт разной скорости работы учащихся, дифференциация работ по степени трудности);
повышается объективность оценки;
ученик видит детальную картину собственных недоработок;
оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса;
на процедуру оценивания затрачивается минимальное количество времени.
Формы контроля: задания, задачи, тесты (открытые, закрытые), кроссворды, самоконтроль, взаимоконтроль, задания на репродукцию, применение, творческое применение, рейтинговый контроль. Организация теста по принципу «выбери ответ из предлагаемых» обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных.
Организация теста по принципу «напиши правильный ответ» предполагает хорошую начальную подготовку учащегося как пользователя персонального компьютера. Выдача ответа осуществляется его набором и требует хорошего знания клавиатуры, в том числе «переключения на английский язык» и умения набирать формулы с помощью специальных программ.
Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся.
Однако эффективность урока во многом зависит от безопасного и оптимального, применения учителем технических средств обучения. Поэтому нужно помнить о длительности работы с техническими средствами.
При использовании ИКТ на уроках необходимо соблюдать требования Санитарные правила и нормы (СанПиН):
Классы Непрерывная длительность (мин.) не более
Просмотр статистических изображений на учебных досках и
экранах отраженногосвечения Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой
1 – 2 класс 10 15 15
3 – 4 класс 15 20 15
5 – 7 класс 20 25 20
8 – 11 класс 25 30 25
После использования технических средств обучения, связанных созрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений дляпрофилактики утомления глаз, а в конце урока – физическиеупражнения для профилактики общего утомления.
Длительность перемен между уроками должна быть не менее 10 минут, во время которых следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из класса.
При использовании ИКТ на уроках математики повышается познавательный интерес учащихся, а рационально составленные компьютерные программы позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать самостоятельность обучающихся. Компьютер выступает в роли источника учебной математической информации, мультимедийного наглядного пособия, тренажёра, средства диагностики и контроля.
На своих уроках я использую компьютер для:
объяснения новой темы сопровождаемое презентацией;
работы с устными упражнениями;
повторения пройденного материала;
демонстрации условия и решения задачи;
демонстрация геометрических чертежей;
взаимопроверки самостоятельных работ с помощью ответов на слайде;
проведение тестов;
проведение физкультминуток;
проведение рефлексии;
иллюстрация практического применения математики в жизни.
По моему мнению, систематическое использование компьютерных видеосюжетов и демонстрационных презентаций, как средства обучения, развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому учебному материалу и предмету в целом.
Практическая часть.
Опыт использования ИКТ на уроках математики.
Мои многолетние наблюдения показывают, что в большинстве случаев математика не вызывает отторжения у более успешных учащихся, а вот учащиеся с недостаточной математической подготовкой или имеющие трудности по предмету с нежеланием идут на урок, и не проявляют на нем активности, стараются отсидеться, с нежеланием выходят к доске. Причины этого заключаются в особенностях развития учащихся с задержкой психического развития: недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, быстрой утомляемости, страх в ситуации проверки знаний. Я повышаюпознавательныйинтерес учащихся на уроке за счёт создания ситуации успеха у каждого ученика, использования нетрадиционных форм и методов преподавания, активного внедрения ИКТ, способствующих развитию интереса, дифференциации, индивидуализации обучения и личностной ориентации обучения.
Подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера. Но зато такие уроки приносят большое удовлетворение их результатами и ученикам, и учителю.
Я использую в своей работе ИКТ уже несколько лет. На первом этапе мною ставилась задача знакомства и освоения программного обеспечения и возможностей Интернет - пространства. Далее моя деятельность была направлена на разработку методического сопровождения, применения данных технологий в различных видах деятельности учащихся во время урока для формирования познавательного интереса.
Остановлюсь подробнее на некоторых из них, апробированных мною и проявивших себя положительно:
Для организации позитивного настроя учащихся на урок используется слайд игрового содержания, яркий, привлекающий внимание (яркое пятно). Это могут быть ребусы, небольшие кроссворды, приглашения к игре, пословицы или высказывания, требующие интерпретации.За счет игрового момента повышается познавательный интерес учащихся.
Рисунок 2. Тема «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Рисунок 3. Тема «Уравнение».
На этапе проверки знаний возможно использование разных видов устного счета, проведения автоматизированных математических диктантов (слайды или задания меняются через определенный временной промежуток), что способствует развитию внимания, дисциплинированности,так как дети понимают, что задания дает машина, а она не может повторяться или останавливаться по чьей-либо просьбе.
Рисунок 4. Тема «Делимость чисел».
Для подготовки к изучению нового материала, на слайде может быть продемонстрирована нестандартная задача или исторический материал, что позволяет вызвать интерес у учащихся к изучению темы.
Рисунок 5. Тема «Теорема Пифагора»
Рисунок 6. Тема «Теорема Виета».
На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Возможна демонстрация пошагового решения задачи.
Рисунок 7. Тема «Второй признак равенства треугольников».
Проведение контроля знаний и умений в виде теста. Тесты могут быть различными: контролирующие, то есть проверяющие уровень усвоения материалаучащимися или обучающие, то есть имеющие справочный материал, к которому ученик может обратиться в случае затруднения или неверного ответа. Последние помогают поддерживать познавательную активность, за счет снижения трудности изучения темы и возможности работать в индивидуальном режиме.
Рисунок8. Тема «Квадратные корни».
Без использования ИКТ раньше мне приходилось затрачивать много сил и времени, готовя демонстрационный материал, наглядные пособия, индивидуальные карточки со всевозможными заданиями, которые в течение урока надо успетьвовремя продемонстрировать, в нужный момент урока разместить на доске, раздать, собрать, зафиксировать результаты заданий, выявить ошибки. Надо ли говорить, что провести такой урок организованно было достаточно сложно, а избежать непроизводительной траты времени невозможно.
На уроках с использованием современных технологий: презентаций, демонстрацийгеометрических построений, диаграмм и графиков функций, учебных электронныхпособий–для меня были сняты многие негативные моменты: минимум бумаг, минимум хождений по классу, четкость, наглядность материала и организованность хода урока. Использование компьютерных технологий позволяет мне вовлечь детей в активную работу, повысить интерес к предмету и подвигнуть их к стремлению овладеть необходимыми знаниями.
Различные электронныеформы изложения учебного материала позволяют мне учитывать индивидуально-психологические характеристики каждого учащегося, что, в свою очередь, способствует лучшему восприятию, интенсификации процесса обучения, снятию стрессовых ситуаций на уроке и повышению познавательногоинтереса учащихся с задержкой психического развития.
Планирование каждого урока я составляю с учетом использования ИКТ: стараюсь готовить к уроку презентацию, подбираю мультимедиа приложения для самостоятельной работы с теорией, готовлю тесты обучающего и контролирующего характера, которые позволяют мне оперативно определить уровень восприятия и понимания изучаемого материала с использованием компьютера. Учащимся самим становится интересно проверить, что же они смогли усвоить на уроке, а что осталось для них «загадкой», которую предстоит разгадать. Это своеобразная форма рефлексии урока. Соответственно, домашнее задание дети получают индивидуальное, с учетом уровня полученных на уроке знаний.
Так, сильным ученикам я могу предложить более трудный дидактический материал, задания творческого характера. Для слабых учащихся включаю дополнительный материал, который восполнял бы пробелы в знаниях, актуализировал бы их опорные знания, умения и навыки, необходимые для изучения каждой конкретной темы. Сильный ученик, не допустивший ни одной ошибки, получает заслуженные «5» или «4», продолжает работу, выполняя новое задание. Для слабых учеников этот путь будет несколько иным: ошибка – получение дополнительных теоретических сведений – практическая отработка нового материала. Однако по какому бы пути ученик ни пошел, после необходимой для него тренировки работа закончится итоговым упражнением на отметку.
Методические рекомендации по использованию ИКТ
на различных этапах урока.
Этап проверки домашнего задания.
Для учителя очень важно грамотно и без больших затрат времени на уроке организовать проверку домашнего задания. С помощью контроля устанавливают степень усвоения материала, выявляют ошибки, понимают их причину и корректируют недостатки понимания темы. Для учащихся с задержкой психического развития на этом этапе важно вовремя выявит и скорректировать ошибки, но сделать это очень корректно, чтобы не вызвать негативной реакции ученика и тем самым не создать предпосылок для снижения познавательного интереса к предмету.
Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать:
а) презентацию – контроль – для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания;
Более целесообразно использовать припроверке решения задач и упражнений, имеющих поэтапный ход выполнения.Решение задания появляется постепенно, что позволяет проследить ход решения и вовремя заметить ошибку и понять ее причину.
В 5 – 6 классах можно организовать самопроверку домашнего задания или проверку с комментирование, когда один из учащихся зачитывает ход решения, а остальные проверяют себя и его, сверяясь с текстом на экране (доске).
В 7 – 9 классах эффективнее будет взаимопроверка домашнего задания.
Позволяет формировать у учащихся грамотную математическую речь, навыки самоконтроля и взаимоконтроля, внимание, логическое мышление, умение формулировать свои мысли в устной речи, навыки взаимодействия с одноклассниками и учителем, умение сконцентрироваться на отдельных этапах решения.
Например, при:
5 класс.
- нахождении значения числового выражения с натуральными числами,
обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями и десятичными дробями;
- при решении составных задач на действия с натуральными числами, сложение и
вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия сдесятичными дробями;
- решении уравнений, в том числе и со скобками;
- решении задач с помощью уравнений;
- решении задач на проценты.
6 класс.
- нахождении значения числового выражения с обыкновенными дробями с разными знаменателями, положительными и отрицательными числами;
-решении составных задач на действия с обыкновенными дробями с разными знаменателями;
- раскрытии скобок и приведении подобных слагаемых;
- решении уравнений и задач с помощью уравнений;
- решении задач на прямую и обратную пропорциональную зависимость.
7 класс.
- нахождении значения числового выражения с рациональными числами;
- решении линейных уравнений и задач с помощью линейных уравнений;
- действиях с многочленами;
- решении систем линейных уравнений и задач с помощью систем линейных
уравнений;
- решении геометрических задач.
8 класс.
- выполнении действий с рациональными дробями;
- упрощении выражений, содержащих квадратные корни;
- решении квадратных уравнений и задач с помощью квадратных уравнений;
- решении дробных рациональных уравнений и задач с помощью дробных
рациональных уравнений;
- решении линейных неравенств и их систем;
- решении геометрических задач.
9 класс.
- разложении квадратного трехчлена на множители;
- решении неравенств второй степени;
- решении систем уравнений второй степени и задач с помощью систем уравнений
второй степени;
- решении задач на арифметическую и геометрическую прогрессию;
- решении геометрических задач.
б) презентацию – тест с анимацией – содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные;
Более рационально использовать такую форму проверки для заданий, не имеющих поэтапного решения, что позволяет сэкономить время на уроке, сразу заметить ошибки и проанализировать их.
Позволяет формировать у учащихся грамотную математическую речь,навыки самоконтроля, внимание, логическое мышление, навыки взаимодействия с одноклассниками и учителем, умение сконцентрироваться на определенном моменте.
Например, при:
5 класс.
- выполнении одношаговых действий с натуральными числами, обыкновенными
дробями с одинаковыми знаменателями и десятичными дробями;
- при решении простых задач на действия с натуральными числами, сложение и
вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия сдесятичными дробями;
- выделении целой части из неправильной дроби и превращении смешанного числа внеправильную дробь;
- нахождении части от числа и числа по его части;
- нахождении степени числа;
- нахождении процента от числа и числа по его проценту.
6 класс.
- выполнении одношаговых действий с обыкновенными дробями с разными знаменателями, положительными и отрицательными числами;
- решении простых задач на действия с обыкновенными дробями с разными знаменателями;
- определении делимости чисел.
7 класс.
- вычислении значения степени;
- упрощении выражений, содержащих степени;
- умножении одночленов.
8 класс.
- вычислении значения квадратного корня;
- внесении множителя под знак корня и вынесении множителя из под знака корня;
- записи числового промежутка и графическом изображении числового промежутка
9 класс.
- решении простых задач на арифметическую и геометрическую прогрессию.
в) презентацию – тест с гиперссылками – содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного ответа осуществляется переход на следующий вопрос, если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос.
Такой вид работы возможен только при условии наличия персонального компьютера для каждого учащегося и занимает большее количество времени на уроке. Однако плюс состоит в том, что каждый ученик может работать в индивидуальном темпе. Используется для более основательной проверки знаний по различным темам.
Позволяет формировать у учащихсяграмотнуюматематическую речь,навыки самоконтроля, внимание, память, логическое мышление, умение формулировать знания, навыки взаимодействия с одноклассниками и учителем, умение сконцентрироваться на определенном моменте.
Этап актуализации имеющихся знаний.
При подготовке к предъявлению новой информации должна быть проведена систематизация имеющихся у учащихся знаний, для дальнейшей эффективной работы. Учитель имеет возможность понять глубину понимания предыдущей темы, сделать необходимые акценты на материале необходимом для изучения нового. Этот этап очень важен для школьников с задержкой психического развития, так как от его правильной организации и результативности зависит эффективное усвоение нового материала, а значит и влияет на формирование познавательного интереса на уроке.
Для решения дидактической задачи этапа актуализации имеющихся знаний можно использовать:
а) презентацию с отсроченными ответами – содержит формулировку задания, с помощью анимации появляется правильный ответ;
Позволяет сначала услышать ответы учащихся. А только затем предложить их вниманию правильный ответ, что дает возможность учащимся высказать свое, пусть не всегда правильное мнение, увидеть самим свои ошибки и сразу же их исправить.
Такой вид работы помогает учителю грамотно и эффективно выяснить знания учащихся при проверке правил, алгоритмов, формулировок определений и теорем.
Позволяет формировать у учащихся грамотную математическую речь,навыки самоконтроля, память, внимание, логическое мышление, умение формулировать свои знания в устной речи, навыки взаимодействия с одноклассниками и учителем, умение принимать различные мнения, умение сконцентрироваться на определенной теме.
Используется для введения нового материала по любой из тем курса.
б) презентацию с анимированными слайдами;
Дает возможность учителю узнать у учащихся необходимые для новой темы знания в постоянной динамике, красочно, что заставляет учащихся предъявлять свои знания с интересом для самих себя.
Таким способом учитель может проверить домашнее задание по любой теме курса.
Позволяет формировать у учащихсяграмотную математическую речь, навыки самоконтроля, внимание, память, логическое мышление, умение формулировать свои знания в устной речи, навыки взаимодействия с одноклассниками и учителем, умение принимать воспринимать различные мнения.
Используется для введения нового материала по любой из тем курса.
в) презентацию, содержащую вопрос на слайде с маркерами истечения времени.
Дает возможность учителю провести актуализацию имеющихся у учащихся знаний в определенном темпе, ведь машина не человек и ждать не будет. Это стимулирует и дисциплинирует учащихся.
Таким способом учитель может проверить выполнение решения задач и упражнений, не требующих сложных вычислений или выкладок.
Позволяет формировать у учащихсяграмотную математическую речь, навыки самоконтроля, внимание, память, логическое мышление, умение формулировать свои знания в устной речи, навыки взаимодействия с одноклассниками и учителем, развивает дисциплину и организованность.
Используется для введения нового материала по любой из тем курса.
Этап объяснения нового материала.
При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель. Очень важно для учащихся с задержкой психического развития такое сочетание текста и изображения, которое позволит удержать внимание в течение всего этапа. Только в этом случае возможно возникновение познавательного интереса.
Для решения дидактической задачи данного этапа можно использовать:
а) презентацию – лекцию – демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации, в данном случае используются презентации с целью познакомить учащихся с объектом или явлением, процессом;
Такой вид работы помогает учителю компактно и логично изложить объемный теоретический материал, вовремя сделать необходимые акценты на важных моментах темы.
Организовать изучение нового таким способом можно по любой теме курса.
Позволяет формировать у учащихся грамотную математическую речь,навыки самоконтроля, внимание, память, логическое и абстрактное мышление, развивает мыслительные операции анализа и синтеза, умение формулировать свои мысли в устной и письменной речи, навыки взаимодействия с одноклассниками и учителем, развивает дисциплину и организованность.
б) презентацию – модель - с помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи;
Этот вид работы позволяет учителю использовать наглядность и анимацию для построения графиков функций и исследования их свойств, знакомства с геометрическими фигурами и телами, их свойствами и признаками.
Позволяет формировать у учащихсяграмотную математическую речь, навыки самоконтроля, внимание, память, логическое, абстрактное, плоскостное и пространственное мышление, развивает мыслительные операции анализа и синтеза, графические навыки, умение формулировать свои мысли в устной и письменной речи, навыки взаимодействия с одноклассниками и учителем, развивает дисциплину и организованность.
Например, при:
- построении графиков линейной, квадратичной, кубической функций, исследовании их
свойств;
- построения различных геометрических фигур и тел и исследовании их свойств и
признаков
в) слайд – шоу – демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложение музыки, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов.
Такой вид работы позволяет организовать работу на уроке в определенном темпе. Целесообразно его использовать на уроках с большим количеством материала предполагающего ознакомление с темой и не предусмотренного для прочного усвоения, на уроках, содержащих исторический материал.
Позволяет развивать у учащихся внимание, память, умение формулировать свои мысли в устной или письменной речи, навыки взаимодействия с одноклассниками и учителем, развивает дисциплину и организованность, обобщает жизненный опыт школьников, расширяет их кругозор.
г) видеоклип – на основе фотографий, видео- и звуковых файлов, с использованием эффектов и переходов, создается демонстрационный ролик.
Такой вид работы позволяет организовать работу на уроке в достаточно стабильном темпе. Целесообразно его использовать на уроках с большим количеством материала предполагающего ознакомление с темой и не предусмотренного для прочного усвоения, на уроках, содержащих исторический материал, для демонстрации учащимся практического применения математики в жизни.
Позволяет развивать у учащихся внимание, память, умение формулировать свои мысли в устной или письменной речи, навыки взаимодействия с одноклассниками и учителем, развивает дисциплину и организованность, обобщает жизненный опыт школьников, расширяет их кругозор.
Этап закрепления и систематизации знаний.
Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. Для решения дидактической задачи данного этапа мы используем:
а) презентация – задание - содержит формулировку задания, с помощью анимации организуется поэтапное решение задания и ответ;
Более целесообразно использовать при проверке усвоения способов действий, правил и алгоритмов, доказательств теорем. Ход решения задания появляется постепенно, что позволяет проследить правильность выполнения и прочность усвоения, вовремя заметить ошибку, понять ее причину и исправить.
В 5 – 6 классах можно организовать самопроверку задания или проверку с комментирование, когда один из учащихся зачитывает ход выполнения, а остальные проверяют себя и его, сверяясь с текстом на экране (доске).
В 7 – 9 классах эффективнее будет фронтальная работа или взаимопроверка задания в парах.
Позволяет формировать у учащихся грамотную математическую речь, навыки самоконтроля и взаимоконтроля, внимание, логическое мышление, умение формулировать свои мысли в устной и письменной речи, навыки взаимодействия с одноклассниками и учителем, умение сконцентрироваться на отдельных этапах решения.
Например, при:
5 класс.
- нахождении значения числового выражения с натуральными числами,
обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями и десятичными дробями;
- при решении составных задач на действия с натуральными числами, сложение и
вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия сдесятичными дробями;
- решении уравнений, в том числе и со скобками;
- решении задач с помощью уравнений;
- решении задач на проценты.
6 класс.
- нахождении значения числового выражения с обыкновенными дробями с разными знаменателями, положительными и отрицательными числами;
- решении составных задач на действия с обыкновенными дробями с разными знаменателями;
- раскрытии скобок и приведении подобных слагаемых;
- решении уравнений и задач с помощью уравнений;
- решении задач на прямую и обратную пропорциональную зависимость.
7 класс.
- нахождении значения числового выражения с рациональными числами;
- решении линейных уравнений и задач с помощью линейных уравнений;
- действиях с многочленами;
- решении систем линейных уравнений и задач с помощью систем линейных
уравнений;
- доказательстве теорем.
8 класс.
- выполнении действий с рациональными дробями;
- упрощении выражений, содержащих квадратные корни;
- решении квадратных уравнений и задач с помощью квадратных уравнений;
-решении дробных рациональных уравнений и задач с помощью дробных
рациональных уравнений;
- решении линейных неравенств и их систем;
- доказательстве теорем..
9 класс.
- разложении квадратного трехчлена на множители;
- решении неравенств второй степени;
- решении систем уравнений второй степени и задач с помощью систем уравнений
второй степени;
- решении задач на арифметическую и геометрическую прогрессию;
- доказательстве теорем.
б) презентация – слайды с вопросами и гиперссылками на файлы с теоретическим материалом, анимацией алгоритма;
Более рационально использовать такую форму проверки полученных знаний, если способы их представления не имеют поэтапного решения, что позволяет сэкономить время, сразу заметить ошибки, проанализировать их и исправить.
Позволяет формировать у учащихся грамотную математическую речь, навыки самоконтроля, взаимоконтроля, внимание, логическое мышление, развивает мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и классификации, умение формулировать свои мысли в устной или письменной речи,навыки взаимодействия с одноклассниками и учителем, умение сконцентрироваться на определенном моменте.
Например, при:
5 класс.
- выполнении одношаговых действий с натуральными числами, обыкновенными
дробями с одинаковыми знаменателями и десятичными дробями;
- при решении простых задач на действия с натуральными числами, сложение и
вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, действия сдесятичными дробями;
- выделении целой части из неправильной дроби и превращении смешанного числа внеправильную дробь;
- нахождении части от числа и числа по его части;
- нахождении степени числа;
- нахождении процента от числа и числа по его проценту.
6 класс.
- выполнении одношаговых действий с обыкновенными дробями с разными знаменателями, положительными и отрицательными числами;
- решении простых задач на действия с обыкновенными дробями с разными знаменателями;
- определении делимости чисел.
7 класс.
- вычислении значения степени;
- упрощении выражений, содержащих степени;
- умножении одночленов.
8 класс.
- вычислении значения квадратного корня;
- внесении множителя под знак корня и вынесении множителя из под знака корня;
- записи числового промежутка и графическом изображении числового промежутка
9 класс.
- решении простых задач на арифметическую и геометрическую прогрессию.
в) презентация – слайды с возможным интерактивным общением с компьютером
(пошагово озвучить слайд, пошагово проверить самостоятельную работу и т.д.).
Таким способом учитель может проверить усвоение знаний по любой теме курса.
Позволяет формировать у учащихся грамотную математическую речь, навыки самоконтроля, взаимоконтроля, внимание, логическое мышление, развивает мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и классификации, умение формулировать свои мысли в устной или письменной речи, навыки взаимодействия с одноклассниками и учителем, умение сконцентрироваться на определенном моменте.
Методические рекомендации по созданию электронных презентаций.
Оптимальный объем.
Количество слайдов с новой учебной информацией в презентации не должно превышать 8 – 10. Общее количество слайдов на один урок – 12 – 15. Зрительный ряд из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемого материала.
Доступность.
Обязательно учитывается учет возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся. Необходимо обеспечить понимание смысла каждого слова, предложения, понятия. Следует раскрывать их, опираясь на знания и жизненный опыт учащихся, использовать аналогии и образные сравнения.
Научность.
Яркие картинки не должны идти в противоречие с реальными фактами. Не допускается использование красочности, изменение масштабов изображений и т.п. в ущерб научной достоверности.
Разнообразие форм.
Это требование предполагает реализацию индивидуального подхода к обучаемому, учета его индивидуальных возможностей для восприятия учебного материала. Индивидуальный подход может обеспечиваться различными средствами наглядности, несколькими уровнями дифференциации при предъявлении учебного материала по объему, сложности, содержанию, при проверке прочности усвоения нового.
Учет особенности восприятия информации с экрана.
Глаз и мозг человека способны работать в двух режимах: в режиме быстрого панорамного обзора с помощью периферийного зрения и в режиме медленного восприятия детальной информации с помощью центрального зрения.
При работе в режиме периферийного зрения система глаз – мозг почти мгновенно воспринимает большое количество информации, при работе в режиме центрального зрения – производится тщательный последовательный анализ. Следовательно, когда человек читает текст, да еще и с экрана компьютера, мозг работает в замедленном режиме. Если же информация представлена в графическом виде, то глаз переключается во второй режим, и мозг работает быстрее.
Именно поэтому в учебных презентациях желательно свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимациями, видеофрагментами.
Занимательность.
Включение (без ущерба научному содержанию) в презентацию веселых сюжетов, мультипликационных героев, оживляет занятие, создает позитивный эмоциональный настрой, что способствует эффективному усвоению материала и более прочному его запоминанию.
Красота и эстетичность.
Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение.
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех базовых цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
Составление цветовой схемы презентации начинается с выборатрех базовых цветов: фона — текста — заголовка.
Для фона и текста необходимо использовать контрастные цвета: текст должен хорошо читаться, но не резать глаза.
Следует обратить внимание на цвет гиперссылок (до и после использования): их цвет должен заметно отличаться от цвета текста, но не контрастировать с ним.
Динамичность.
Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов. Один слайд 1,5 – 2 минуты урока.
2.4 Результативность применения ИКТ для повышения познавательного интереса на уроке на уроках математики в обучении детей с задержкой психического развития.
Проверка результативности применения ИКТ для повышения познавательного интереса на уроке на уроках математики в обучении детей с задержкой психического развития проходила путем педагогического наблюдения, бесед с учащимися, с родителями школьников 5 А класса за 2014 – 2015 учебный год, а также сравнение результатов успеваемости по предмету за этот же год.
Результаты на начало и на конец учебного года в 5 А классе.
Результаты успеваемости по математике в 5 А классе по четвертями за год.
I II III IV Итог за год
1 Данила И. 3 3 3 3 3
2 Павел К. 3 3 3 3 3
3 Эльвира К. 3 2 3 3 3
4 Полина К. 3 4 4 4 4
5 Денис М. 4 4 4 4 4
6 Анастасия М. 3 3 3 3 3
7 Алексей П. 3 3 3 3 3
8 Андрей П. 3 4 3 3 3
9 Полина П. 3 3 3 3 3
10 Дарья Т. 3 3 3 3 3
11 Александр Т. 3 3 3 3 3
12 Михаил Щ. 3 3 4 4 4
Анализ результативности по математике в 5 А классе по четвертям и за год.
Уровень обученности учащихся.
Уровень качества образования.
Заключение.
Школьный урок — это социальный заказ общества в системе образования, который обусловлен социально-психологическими потребностями общества, уровнем его развития, нравственными и моральными ценностями этого общества.
На мой взгляд, на уроках математики заявленная проблема в большей степени может быть решена путём использования компьютерных технологий, которые, во-первых, имеют в своей основе строгий алгоритм действий ученика. Ведь не каждый ученик, выучив правила, может ими пользоваться. Использование алгоритмов, схем, таблиц упорядочивает процесс обучения.
Во-вторых, в связи с острой проблемой экономии времени в ходе учебного процесса перед современной школой также ставится задача — найти средства и приёмы обучения, позволяющие максимально экономить время на уроке, без потери эффективности обучения. На мой взгляд, использование информационно-коммуникационных технологий на уроках и является одним из таких средств.
В-третьих, я считаю, что обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий, — это и уровневая дифференциация, потому что в условиях этой технологии ученик имеет право на выбор содержания своего образования, уровня усвоения. При этом деятельность учителя должна обеспечить возможность каждому школьнику овладеть знаниями на обязательном или более высоком уровне (по выбору ученика).
В соответствии с поставленными целями, ИКТ должны помочь ученику получить более качественные знания, которые необходимы для успешной сдачи государственной итоговой аттестации..
Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на уроках расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по математике, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.
Из выше сказанного следует, что знания усваиваются учеником благодаря его собственной деятельности, организуемой и управляемой так, чтобы ученик имел перед собою реальные ориентиры, позволяющие ему совершать все действия правильно и одновременно контролировать себя.
Выше не раз говорилось, что применение ИКТ влияет на повышение познавательного интереса школьников. Это действительно так. Повышение познавательного интереса отражается на успеваемости и качестве знаний учащихся по предмету. Государственную итоговую аттестацию по математике каждый год успешно проходят 100% учащихся. Интерес к урокам математик вырос. Учащимся интересно наблюдать за продуктами деятельности учителя и учащихся.
Литература.
Вишневская С.О. Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках /С.О.Вишневская // Интернет-журнал «Эйдос». – 2009.
Гурьев С.В. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса /С.В.Гурьев. – М.: Просвещение, 2002. – 234 с.
Гусев В.В. Информационные технологии в образовательном процессе /В.В.Гусев, П.И.Образцов, В.М.Щекотихин. – Орел: ВИПС, 1997. – 126 с.
Зайцева Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения /Л.А.Зайцева. – М.: Просвещение, 2003. – 253 с.
Каргинцева Е.И. Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности /Е.И.Каргинцева // Начальная школа. – № 12.– 1992.– с. 29-31.
Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе /Н.Г.Морозова. – М.: Знание, 1979.–447 с.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)
Соколова Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий /Т.Е.Соколова // Начальная школа. – № 3.– 2004.– с. 21-23.
Талызина, Н.Ф. Психолого-педагогические основы автоматизации учебного процесса / Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения /Н.Ф.Талызина// Сб.научн.тр. – М.: Изд-во АПН СССР, МГУ, 1985. – с. 15-26.
Уваров А.Ю. На пути к общественной коллекции цифровых образовательных ресурсов /А.Ю.Уваров // Информатика и образование. – №7. – 2005.
Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной. – М.: МГУ, 1972. – с. 260-273.
Черных В.В. Использование компьютерных технологий в образовании /В.В.Черных // Российское образование. – 2009. – № 11. – 24 с.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студентов пед.институтов. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.