Конспект занятия по внеурочной деятельности для 2 класса на тему Жаворонки, жавороночки, прилетите к нам


МБОУ «Основная общеобразовательная Архангельская школа»
Конспект занятия по внеурочной деятельности
для 2 класса
«Жаворонки, жавороночки, прилетите к нам!»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Тибекина Е.Н.
с.Архангельское
Цель: способствовать созданию условий для формирования личности гражданина и патриота России.
Задачи:
- познакомить с  народными традициями встречи весны;
-формировать знания о взаимодействии и взаимосвязи природы, общества и человека, об экологической культуре.
 Планируемые результаты:
Формируемые УУД:
Предметные:
- познакомить с историей возникновения праздника «Жаворонки», со старинным обычаем встречи весны.
- формировать понимание детьми значимости праздника, обычаев и традиций, для верующих людей.
Метапредметные:
Познавательные:
- способствовать овладению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии
Регулятивные:
-формировать умение принимать тему занятия, наблюдать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать предстоящую работу, оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные:
-развивать навыки сотрудничества в игре, в трудовой деятельности; способствовать освоению правил и норм взаимодействия со сверстниками, взрослыми.
Личностные УУД : - формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
- способствовать осознанию себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
-формировать стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды.
Оборудование: презентация «Жаворонок», П.И.Чайковский «Времена года», запись голосов птиц, тесто для жаворонков, птички из бумаги, устный журнал «Народные традиции и обряды»Предварительная работа:
Беседы с детьми:
1.  Народный  христианский календарь - тесная связь крестьян в Древней Руси с природой, обряды и традиции.
Слушание:
1. «Песня жаворонка» П.И.Чайковский (беседа о произведении)
2. П.И. Чайковский «Март» (беседа о произведении)
Разучивание:
1. Разучивание весенних закличек весны
2. Разучивание песенок –закличек жаворонков
Ручной труд:
Поделки  из бумаги: «Жаворонок»
Ход мероприятия
1.Водная часть. Сообщение темы мероприятия.
Звучит музыка из цикла «Времена года». На ее фоне учитель читает стихотворение С.Я. Маршак «Весна» (Дети стоят возле доски)
Зима недаром злится,                      Весна в окно стучится
Прошла ее пора -                               И гонит со двора…
- Как вы думаете, о чем будет идти речь на нашем мероприятии?
Выходят три ученика – весенние месяцы
Март
Отшумели все метели и морозы не трещатС крыш закапали капели и сосульки вряд висятВеселее и теплее стали мартовские дниЗазвенели птичьи трели и проталины видны.
Апрель
Последний снег в апреле тает,
Все рады солнцу и веснеВесна в апреле прилетает
С веселой ласточкой ко мне. Весна разгонит злые тучи,
Апрель же – месяц самый лучший
Май
А вот и я! А вот и я!
Узнали , верно, вы меня!Я май- травень лугов, лесов,
и звонких птичьих голосов.Вышел я из рощи, улыбнулся нивам, От моей улыбки, стало все красиво.Солнышко над нами светит горячее, И ручей веселый побежит быстрее.
2. Игра «Идёт матушка Весна».Двое детей берутся за руки (это ворота), а остальные проходят под ними и поют:Идёт матушка весна,отворяй-ка ворота,первый Март пришёл,всех детей провёл, а за ним пришёл Апрель-отворил окно и дверь.А уж как пришёл Май-сколько хочешь выбирай!Ходит матушка Весна по полям, лесам одна.Первый раз прощается, второй раз запрещается,А на третий раз - не пропустим вас!
Учитель:
-Пропустим вас в том случае, когда вы произнесёте «весенние слова»
Дети называют слова, связанные с весной, и занимают места в зале.
3. Приглашение весны
Учитель:
- По народным представлениям весна сама не придет, ее нужно пригласить. Вот и зазывали весну песнями – веснянками, закличками.
И говорили в старину так:
Солнышко, выгляни, красное высвяти!
К нам на праздник приходи, да весну разбуди!
(выходит ребёнок – Солнышко)
Солнышко: Встанем в круг и позовём  весну, как это делали русские люди в хороводе.
Приди к нам весна,Со радостью,Со великой к намСо милостью!
Со рожью зернистою,Со пшеничкой золотистою,С овсом кучерявым,С ячменем усатым,
Со просом, с гречею,С калиной-малиною,С черной смородиною,
С грушами, со яблоками,Со всякой садовинкой,С цветами лазоревыми,С травушкой-муравушкой!
4. Показ инсценировки «Разговор Зимы и Весны».
- Но не сразу весна приходила, приходилось ей побороться с зимою.
 Входят две девочки — Зима  и  Весна.
   С Весной Зимушка повстречалася,
О здоровьице все справлялася.
Весна.Ой, здорова будь, Зима снежная!
Зима :  Бью челом тебе, Весна теплая.
Расскажи ты мне без утайки:  
Почему тебя величают все,
Меня — Зимушку — проклинают все?
Весна.   Потому что ты — больно лютая
И холодная и голодная.
Я же — теплая и приветливая.
Все луга и леса орошаю я,
Все луга и леса оживляю я.
Побыла ты, Зима, в гостях у людей,
Не пора ли тебе уходить из гостей?
(Зима уходит, Весна остаётся.)
5. Загадки о птицах.
Учитель:
- Сначала о приближении весны мы догадываемся потому, что день становится все длиннее. А еще нам об этом возвещают птицы, которые возвращаются из дальних стран к себе на родину, домой. «Сорок сороков птиц летят, весну несут», — говорили крестьяне. Каких птиц — вестников весны вы знаете? Ответить на мой вопрос вам помогут загадки нашей красавицы Весны.
Весна.  Сбирались птицы, сбирались певчие
             Стадами, стадами.
             Садились птицы, садились певчие
             Рядами, рядами.
             А ну, угадайте, что это за птицы были?
   1. Черный, проворный, кричит «крак!», червякам враг.
                (Грач).
   2.Спереди у птички шпильце, позади у птички вильце.
       Сама птичка мала, а за морем была.
(Ласточка).
    3 Села птичка на суку и поет: «Ку-ку, ку-ку».
            (Кукушка)
4 . Знакомая пташка,
В черной крапинке рубашка,
К нам весной прилетает,
Сразу домик обживает.
(скворец)
6. Просмотр презентации «Жаворонок»
Учитель:
- А больше всего крестьянин любил звонкого певца жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна (показ презентации)
 
7.Слушание пения жаворонка
Учитель:
- Закройте глаза и представьте, тёплый весенний день и в вишне звучит звонкая песня жаворонка. Жаворонки вели за собой всех остальных птиц. В народе говорили: «Жаворонок за собой сорок птиц привёл». Жаворонка считали птицей небесной, безгрешной. Жаворонок символизирует чистоту и стремление к Богу (посланник солнца) – слушание пения жаворонка
(Выходят девочки с устным журналом «Народные традиции и обычаи встречи весны»)
8. История праздника Жаворонки
1 девочка:
-На Руси считалось, что именно во время весеннего равноденствия прилетают из теплых стран жаворонки, а за ними и все перелетные птицы. Именно 22 марта весна окончательно сменяла зиму, а день мерялся с ночью. И это событие означало, что можно начинать полевые и другие хозяйственные работы. Сами люди связывали прилет жаворонков с началом пахотных работ, говоря: «Жаворонок небо пашет». Причина в особенном полете жаворонков – сначала взмывание вверх, а потом падение вниз.
В связи с тем, что жаворонки вели за собой всех остальных птиц, праздник Жаворонки назывался еще и «Сороками». Но название «Сороки» создано это не в честь птиц сорок, а в честь сорока мучеников севастийских, чья память празднуется как раз 22 марта. Эти сорок мучеников были казнены за веру, благодаря чему вошли в историю. И, хотя прилет жаворонков никакого отношения к смерти севастийских мучеников не имел, цифра «сорок» прочно закрепилась за праздником Жаворонки. В народе даже говорили: «Жаворонок за собой сорок птиц привел».
9. Рассказ о старинном обычае встречи весны.
2 девочка:- Расскажу вам сегодня об одном красивом старинном обычае. 22 марта на церковный праздник Сорока мучеников наши предки начинали прогонять зиму и зазывать в гости весну. По народным наблюдениям с этого дня начинаются утренники – утренние заморозки, которые длятся ровно сорок дней. 22 марта – день весеннего равноденствия, когда день с ночью равняется. «На Сорок мучеников сорок птиц прилетает, сорок пичуг на Русь пробирается». Исстари на Руси в день сорока мучеников пекли из хлебного теста жаворонков и выходили окликать весну. Всего сто лет назад этот день в российской деревне проходил примерно так. Заскрипела дверь избы, на пороге появилась хозяйка дома.
Мороз, Красный Нос, Вот тебе хлеб и овёс, А теперь убирайся подобру-поздорову!
- с такими словами она выбросила на снег маленький колобок — печёный хлебный шарик. Теперь сорок дней подряд будет хозяйка задабривать Дедушку Мороза, чтобы не мешал её семье пахать и сеять, когда придёт время. Не успела дверь за хозяйкой затвориться, как, толкаясь и наступая друг другу на пятки, выбежали из избы ребятишки, причём не с пустыми руками, а с булочками в виде жаворонков, насаженных на шесты. Жаворонков украшали ленточками, сажали на самое высокое место. Считалось, что жаворонок летит первым в стае птиц, возвращающихся из тёплых краёв. Его-то и бежали встречать высыпавшие из каждого дома ребятишки, как бы приманивая жаворонком печёным. В этот день пели специальные песни –заклички.
10. Исполнение песен –закличек жаворонков
Выходит Солнышко и раздаёт детям птичек, изготовленных на уроках технологии. При этом Солнышко прикасается каждому ребёнку к его головке и приговаривает такие слова:
Жаворонки прилетели,
На головку деткам сели.
Хоть птицы к нам возвращаются,
А до тепла еще далеко -
40 мучеников,
40 утренников,
40 заморозков.
Учитель:
- Давайте и мы возьмем своих жаворонков в ладони, будем тихонечко подбрасывать их вверх и петь нашу песенку-закличку.
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Ой вы, жавороночки, жавороночки!
Летите в поле, несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье!
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам
Лето теплое!
Унесите от нас
Зиму холодную!
Нам холодная зима
Надоскучила,
Руки, ноги отморозила!
11. Народные приметы
3 девочка:
-Праздник Жаворонки сопровождался и различными погодными приметами. Была такая примета на лето: если после праздника еще 40 дней по утрам будет морозно – можно ждать жаркого лета. Другая примета на лето призывала обращать внимание на гнездование птиц. Если гнезда вились на солнечной стороне – можно было ожидать холодное лето.
Определить погоду на Пасху помогала такая примета: если в праздник Жаворонки выпадает снег – то Пасхальная неделя, скорее всего, будет холодной; если на праздник Жаворонки стоит сухая погода – на Пасху тоже не будет дождя.
12.Гадания
Учитель:
- Напевшись и наигравшись, птичек съедали, а головки отдавали скотине — чтобы не болела. Но праздник на том ещё не заканчивался. Освободившись от домашних забот, взрослые собирались на гаданье. И здесь тоже нужны были булочки-жаворонки. В каждом жаворонке, испеченном для гадания, особая «начинка» — кольцо, монетка, уголёк... По тому, что достанется, узнавали свою «судьбу»: кольцо — к свадьбе, монетка — к богатству. А бывало, монетку запекали только в одну из птичек: кому досталась, тому и повезёт больше.
13. Изготовление жаворонков из солёного теста
- Давайте продолжим народную традицию и сделаем жаворонков из соленого теста. Существует несколько способов изготовления птичек-жаворонков .(Объяснение и показ: слайды)
Работа учащихся с поэтапным объяснением.
1. Делаем две «колбаски» и укладываем их крест-накрест.
2. Расплющиваем оба конца верхней «колбаски» и один конец нижней колбаски. Второй конец нижней «колбаски» приподнимаем и формируем голову и клювик.
3. Надрезаем хвост и крылышки, делаем глазки.
- Вот наш «жаворонок» готов. Посмотрите, как настоящий! Я его сажаю на большое гнездо, но ему одному скучно и он ждет друзей, которых вы сделаете.
14. Песня-хоровод.
Учитель
- У наших прабабушек и прадедушек был такой обычай: дети становились в хоровод. А в руках у них были жаворонки из цветных лоскутков и все вместе звали жаворонков. И я вас приглашаю в хоровод.
Уж вы пташечки, жавороночки,
Прилетайте к нам.
Весну ясную, весну красную,
Принесите нам.
Дети зазывают жаворонков песенками – закличками:
1. Жаворонки, прилетите,
Студѐну зиму унесите,
Тѐплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
2. Жаворонок, жаворонок!
На тебе зиму, а нам – лето!
На тебе сани, а нам – телегу
3. Жаворонушки!
Прилетите к нам да принесите нам,
Жаворонушки!
Нам весну красну да красно летеце.
Нам зима-то надоела,
Много хлебушка поела,
А воды-то попила
Да три колодезя.
-Звучит фонограмма щебета птиц.
Слышите, жаворонки поютЖаворонушки, птахи малые,Птахи малые, голосистые,Летят по воле,Несут весну в подоле.
15. Рефлексия.
Учитель:
- Я вам предлагаю в завершении нашего занятия взяться за руки, встать в хоровод и подумать: понравилось ли вам наше занятие, что нового и интересного вы узнали. Прикрепить жаворонка на наш стенд, чем выше прикрепите жаворонка, тем больше вам понравилось наше занятие. Если что-то было непонятно для вас, то лепите жаворонка пониже. Итак, собираемся в хоровод.
16. Подведение итогов мероприятия.
Посидели мы рядком
И поработали ладком
Жаворонков мы слепили-
Красну - Весну пригласили!