Практическое занятие Античная философия



Семинар- аукцион знаний по теме:
«Античная философия».

Пояснительная записка.
С целью проверки знаний по теме «Античная философия» целесообразно провести семинар – аукцион знаний, который предполагает работу в «малых группах».Малая группа – это малочисленная социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте. В условиях научно-технического прогресса практически любая деятельность специалиста невозможна в одиночку. Как правило, он работает в коллективе , поэтому обучение навыкам межличностного общения должно входить в программу подготовки специалистов.
Цели метода «малых групп»:
- развитие умения принимать самостоятельные решения проблем;
- совершенствование социально-психологической компетенции студентов, то есть умения работать в коллективе и соотносить свой индивидуальный метод с методом организованного поиска решения проблемы;
- совершенствование лидерских способностей студентов;
- возможность «подтянуть» свои знания и соответственно подтянуть оценки
слабоуспевающим студентам;
- формирование интереса к учебному процессу.

Этапы проведения семинара- аукциона знаний.
1.Этап подготовки к семинару- аукциону знаний.
Выдача домашнего задания:
План (домашнее задание)
1.Сравнить философию Др.Индии и Др.Китая
2.Античная философия . работа по вариантам(деление группы на 5 команд –можно по жребию или по журналу)
1. - вариант.Гераклит и Парменид –великие философы прошлого.
2- вариант. Сократ. Основные идеи .
3- вариант.Учение Платона
4-вариант.Философия Аристотеля
5- вариант.Стоики и их учение о добродетельной и мудрой жизни.
3.Сравнительный анализ древнеримской и средневековой философии.
Литература
1.Асмус В.Ф.Античная философия.- М.: 1976.
2.Боэций Датский. О высшем благе, и о жизни философа. -Вопросы философии.-1994.-№4.
3.Богомолов А.С. Античная философия. М.: 1988.
4.Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии. - Вопросы философии, 1994, №1.
5.Мотрошилова Н. Рождение и развитие философских идей. М.: 1991.
6.Пельтцер А. Кто вы, Пифагор?- «Знание – сила», 1994, № 12.
7.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: 1991.
8.Сенека.Честерфилд.Моруа.Если хочешь быть свободным. - М.: 1992.
9. 106 философов: судьба,жизнь,учение: В 2-х т./Сост.Таранов П.С.- Симферополь,1995.


2.Ход семинара
Оборудование : места для каждой команды с названием, компьютер, экран, компьютерный учебник по философии, учебники по философии, хрестоматии и др.дополнительный материал, памятки с критерием оценок, памятки с планом выступления команд, оценочные листы, названия команд на свернутых листочках для жеребьевки.

1этап- Работа устно по первому вопросу:
1.Сравнить философию Др.Индии и Др.Китая

1. Вспомнить основные понятия и проблемы в древнеиндийской и древнекитайской философии.
2.Что общего и какие различия можно выделить в др.индийской и др. китайской философии. Предложить критерии сравнения (роль мифологии, положение философов в обществе, категориальный аппарат, отношение к изучению мира, природы, направленность и др.). Обсудить.
3.Записать в виде таблицы в тетради.
(оценивание работы по первому вопросу

2 этап .Преподаватель .Сегодня мы с вами будем говорить о тех философах, которые считаются учителями человечества, чьи философские идеи оказали решающее воздействие на наши представления о мире, на воспитание, на развитие человеческих начал в человеке, на обуздание животных инстинктов и страстей.
Рекомендую разделить студентов группы на команды по 5-6 человек. Варианты деления могут быть различными как по успеваемости, так и по жребию.

2.1.Деление студентов на 5 команд :
2.2.Команды занимают свои места и получают задания:
План ответа команды
1.Интересное из биографии философа (философов).Штрихи к портрету.
2.Презентация идей.
3.Афоризмы на память.
4.Актуальность идей (проблем) сегодня.

2.3.Работа в командах по плану (на подготовку выступлений отводится 10 минут. Во время подготовки выступления разрешается привлекать дополнительный материал. )
2.4. Выступление команд ( на выступление не более 10 мин.)
2.5 После выступления каждой команды заполняется оценочный лист членами других команд и преподавателем и по каждому критерию высчитывается средний балл.
Критерии оценки (Памятка «критерии оценки» выдаётся всем командам):
- творческий подход ( интересная подача материала)– 3 балла
- владение методикой отбора материала(значимость) -3 балла
- культура речи -1балл
- логичность, последовательность - 1 балл;
- эмоциональность - 1 балл,
- доступность - 1балл;
- активность (участие всех членов команды)-5баллов
Максимальный балл -15
Критерии оценивания:
«5» - 15-14 баллов
«4» - 13-12 баллов
«3» - 11-10 баллов
3-этап .Работа устно.
1. Назвать философские школы , философов, определить характер и направленность римской философии.
2.Охарактеризовать средневековую философию (черты, проблемы, этапы).
3. Предложить критерии сравнения (статус, праведная жизнь через,эволюция мира как процесса, мораль и др.). Обсудить.
4.Записать в виде таблицы в тетради.
Подведение итогов
2.6. Подведение итогов. Оформление оценочных листов каждой командой и суммирование баллов за работу на уроке по всем трем этапам урока
Рефлексивный анализ семинара- аукциона студентами.
3.Выдача домашнего задания.
Сычев А.А.Основы философии.- М.:Альфа- М: ИНФРА-М,2013, стр.34-55,
Подготовка к тестовому опросу.






























15