Образовательная программа Кружка «Юный краевед» педагога дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» Кукморского муниципального района РТ Мухаметова Айнура Расилевича
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы»
Кукморского муниципального района
Республики Татарстан
Утверждаю
Директор МБОУ ДОД
«Центр внешкольной работы»
______________ С.Ф.Исаев
Приказ № 47 от 04.09.2015 г.
Образовательная программа
Кружка «Юный краевед»
педагога дополнительного образования
МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»
Кукморского муниципального района РТ
Мухаметова Айнура Расилевича
Возраст обучающихся: 11-14 лет
Срок реализации: 3 года
Место проведения: МБОУ «ООШ имени Фасиля Ахметова с.Каркаусь»
Программа рассмотрена и принята
на педагогическом совете
Протокол № 2 от 03.09.2015 г.
Пояснительная записка
Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Современная общеобразовательная школа вместе со всем обществом переживает сегодня период обновления. И одной из главных проблем становится нравственно-патриотическое воспитание учащихся.Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека: частица любимой Отчизны ,дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, району, селу, деревне.
Краеведческая работа знакомит детей хозяйственной жизнью, родного края, воспитывает любовь к малой родине ,гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.
Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.
Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. Поэтому в программах каждого года обучения предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связано экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы.
Представленная программа рассчитана на учащихся 6- 9 классов. Занятия юных краеведов проводятся в основном, в игровой форме: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры. Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии и походы, работа в музее и архивах.
Тема “Мой дом, мой город, моя школа”, нацелены на воспитание любви, уважении к школе, как к своему второму дому, своей улице и городу как к малой родине
Изучая историю своей семьи, ребята проникаются чувством ответственности за свою фамилию, историю своей семьи как части народа
В программе второго года обучения ребята получают наиболее полное представление Кукморском районе о его деревнях и селах.. Раскрытие тем проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем.
Учащиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне области. Важное место на втором году обучения занимает изучение истории родного города , беседы с интересными людьми, встречи.
В процессе обучения в начале преобладают игровые формы , затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской деятельности, выполнению более сложных заданий.
Актуальность и практическая значимость данной программы в том, что работа по изучению малой родины привлекает внимание к проблемам села, помогает воспитанию поколения патриотов родной земли. Программа реализует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, педагогике сотрудничества. Изучаемый материал актуален и своевременен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни. Почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и природы, относится друг другу гуманно.
Цели программы:
Познакомить учащихся с историко-культурным наследием нашего края;
Сформировать черты патриотизма и гражданственности, воспитание духовности;
Сформировать активную жизненную позицию и познавательную потребность в освоении нравственных ценностей;
Цель деятельности школьного краеведческого кружка-создание деятельного коллектива единомышленников, знающих и любящих свой край, уважающих славное прошлое народа, умеющих ценить и понимать настоящее.
Задачи:
Образовательные
формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и как опорного края России.
2.Развивающие
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через конкурсы. олимпиады и другие специализированные акции;
адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
развивать креативные способности и умения самостоятельно работать с источниками
приобщить школьников к поисково - исследовательской работе.
3.Воспитательные
воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся,но и родителей;наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы,рассказы родителей,бабушек и дедушек,других родственников;изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями.
формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней
Срок реализации дополнительной образовательной программы:3 учебных года.
Занятия учебных групп проводятся:
1 год обучения-72/144 часа в год (по 2 часа-2 раза в неделю)
2 год обучения-36/216 часов в год (по 2 часа-3 раза в неделю)
3 год обучения-72/144 часов в год (по 2 часа-2 раза в неделю)
Указанные часы распределяются на:
аудиторные занятия;
экскурсионно-экспедиционные занятия;
индивидуальные занятия.
Возраст обучающихся:11-14 лет.
Формы организации:
Программа предусматривает теоретический и практический материал, который раскрывается в ходе занятия. Основные задачи теоретических знаний- дать необходимые знания по истории родного края; познакомить учащихся с прошлым и современным состоянием поселка, предположить перспективы ее развития. На практических занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о деятельности людей, учреждений, предприятий, писать рефераты, проводить опросы, составлять анкеты, работать с научно-популярной литературой, архивными документами; проводить исследовательские и поисковые работы, оформлять материалы.
Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Принципы построения программы:
Принцип возрастания сложности (от простого к сложному).
Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций.Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно).
Принцип интеграции и дифференциации обучения.
Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).
Принцип добровольности, без желания не будет успешной работы, необходимо самому выбрать задания по душе, посильное с учетам возраста.
Принцип ответственности учащихся за порученное дело.
Принцип результативности- желаемый итог и значимость своей работы.
Основными формами краеведческой работы являются:
Практические
Рассказ педагога и рассказы детей
Беседы
Дискуссии
Встречи с интересными людьми
Мини сочинения
Походы, экскурсии
Конкурсы, викторины
Составление презентаций Power Point
Что должны знать и уметь воспитанники:
Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания.
Составлять доклады, рефераты.
Соблюдать правила поведения в музеях.
Оформлять дневник похода.
Применять полученные знания на практике.
Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний.
Практиковаться в умении проводить экскурсии.
Правила техники безопасности на практических занятиях.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания истории и культуры родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Учебно-тематическое планирование 1 года обучения
№ п/п Разделы Количество часов
1 Введение.Содержание и задачи работы кружка. Организация занятий. 4
2 Моя родословная 32
3 Малая родина – моя деревня 23
4 Роль пионерских и комсомольских организаций края в строительстве социализма 26
5 Топонимика окрестностей села 25
6 70 летию Победы 32
7 Заключительный урок. Выводы по курсу 2
Итого 144
Содержание программы
-
1.«Введение.» -4 часа
. Вводное занятие. Задачи и план работы объединения «Юный краевед» 1-го года обучения. Инструктаж по ТБ. Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно?
Раздел 2. Моя родословная. Генеалогия как наука. Беседа о науке генеалогии.
Имя твое. Что означает твое имя. Работа со словарями. Подготовка мультимедиа-презентации о своем имени.
Фамилия – флаг семьи. Что означает твоя фамилия. Работа со словарями.
Моя семья. Семейные традиции.Практическая деятельность по составлению родословной: день рождение семьи. Где работают мои родители.
Семейные гербы. Составление герба своей семьи. Знакомство со знаменитыми семейными гербами России.
Летопись семьи. Составление генеалогического древа семьи.
Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа».. Работа по изучению биографии своих предков.
Раздел 3. «Малая родина – моя деревня».
Моя школа – мой дом. Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи.
Учителя нашей школы. Сбор материала об учителях школы
Учителя-ветераны.Сбор материала об учителях-ветеранах
Мой двор, моя улица. Беседа. Составление небольших рассказов о своем дворе
Улицы деревней. Сбор материала о названиях улиц города
Конкурс “картографов”.Составление карт деревень.
Мое село на карте страны. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.
Старые здания деревни. Сбор материала.
Раздел 4.Роль пионерских и комсомольских организаций края в строительстве социализма
Знакомство с историей появления первых пионерских и комсомольских
организаций.Наиболее точное освещение их деятельности.Знаменитые пионеры и
комсомольцы нашей школы.
Раздел 5. «Топонимика окрестностей села»
Изучение названия реки. Работа с краеведческой литературой
Источники. Родники. Работа с краеведческой литературой.
Фотовыставка “Любимая деревня!”. Сбор фотографий с видами деревни.
Раздел 6. «70 летию Победы»
Село в годы войны. Беседа о военном времени. “Они отстояли победу”Красочное оформление материала о ветеранах. Чтобы помнили (о ветеранах войны).
Сбор материала о женщинах, участницах войны. Оформление материала
Встреча с детьми войныОпрос жителей села о периоде войны. .Поисковая работа. Сбор материала по теме поиска
Оформление газеты о Дне Победы.
Фотовыставка «Село спустя 70 лет». Оформление альбома фотографий.
Раздел 7.Заключительный урок. Выводы по курсу
Учебно-тематическое планирование 2 года обучения
№ п/п Разделы Количество часов
1 Введение.Содержание и задачи работы кружка. Организация занятий. 4
2 Возникновение и развитие Кукморского района 10
3 Географическое положение и природные условия нашего края 6
4 Все мы родом из крестьян 16
5 Реформы 60-80-х годов XIX века 22
6 Основные промышленные предприятия (XIX -XX вв.) 10
7 Род Утямышевых 10
8 От капитализма к социализму 12
9 Испытание войной 44
10 Становление и развитие нашего района
36
11 Культурное наследие Кукморского района
10
12 Мое Я в истории Кукморского района
34
Заключительный урок. Выводы по курсу 2
Итого 216
Содержание программы
Вводное занятие. Инструктаж 4ч.
Вводное занятие. Юный краевед. Связь ее со школьными курсами. Топонимика- изучение происхождения слов, географических названий.
Возникновение и развитие Кукморского района 10ч.
Все начиналось с камушков. Сколько лет Кукмору? Археографические памятники. Сбор материала по истории Кукморского района. Экскурсия в школьный музей и в Каркаусьскую библиотеку.
Географическое положение и природные условия нашего края 6ч.
Географическое положение Кукморского района. Реки и родники родного края. В гармонии с природой: леса, поля и горы.
Все мы родом из крестьян 16ч.
Происхождение топонима «Кукмора». Возникновение села Кукмор. По следам рудников Таишевского завода. Многонациональный состав первых поселенцев. Взаимовлияние культур. Знакомство с экспонатами музея. Национальные праздники жителей нашего края. Пугачевское восстание в истории Кукморского края. Боевой путь М. Гумерова.
Реформы 60-80-х годов XIX века 22ч.
Крестьянство в период XVIII-XIX веков. Основные сельскохозяйственные культуры Кукморского края. Свободный промысел жителей нашего края XVIII-XIX веков. Развитие товарно-денежных отношений в деревнях края. Крупные помещики на территории Кукморского района. Кустарные промыслы. Земные реформы в Мамадышском уезде. Знакомство с открытием Кукморской больницы. Известные просветители Маскаринского медресе. Первые школы на территории современного Кукморского района. Таиб Гильманович Яхин- просветитель из Кукморского края.
Основные промышленные предприятия (XIX -XX вв.) 10ч.
От мастерских к фабрикам. Развитие купечества в нашем крае. История торгового дома Братьев Комаровых. Из истории товарищества «Братья Родыгины». Отголоски бунта из-за фунта мяса.
Род Утямышевых 10ч.
Родословная Утямышевых. Об основании деревень представителями рода и их владениях. Торгово-промышленный центр. Потомки рода Утямышевых. Добро добром отзывается.
От капитализма к социализму 12ч.
Строительство Кукморской железной дороги. Установление советской власти. Отголоски коллективизации в нашем крае. Репрессии 1936-38 годов. Под прицелом большевиков- фабрика. Борьба с безграмотностью и учителями.
Испытание войной 44ч.
История 147-й стрелковой дивизии. Кукморский госпиталь №2786 в годы войны. Тыл в годы войны .Трактористка Галима Исмагилова. «Все для фронта!» «Хлеб- фронту!». На страницах газеты «Кызыл Татарстан». История строительства боевых самолетов «Кукморский колхозник». Чтение благодарственного письма Верховного главнокомандующего. Страницы блокадного Ленинграда. Очерки о тружениках артели «Кызыл буренче». Подвиг кукморских стахановцев. Кукморский район- приют для сотни эвакуированных. Валяльно-войлочная фабрика в годы войны. Гитлер ищет на карте мира населенный пункт с названием Кукмор. История подвигов лейтенанта Идрисова. Герой Советского Союза- Петр Егорович Воробьев. Герой Советского Союза Сабир Ахтямович Ахтямов. Фахрутдин Гильмутдинович Загидуллин. Николай Семенович Савин. Ибрагим Галимович Газизуллин. Сын 1275-й зенитного артиллерийского полка. По следам «Снежного десанта». Знакомство с экспонатами Олуязского музея.
Становление и развитие нашего района 36ч.
Герой Социалистического Труда Камиль Фаязович Шакиров. Передовой колхоз «Коммунизм». Слава колхозу «Урал». 10 августа 1930 года- образование Кукморского района. Заслуги первого секретаря Кукморского райкома партии А.М. Булатова. История строительства жилого микрорайона. 1973 г.- открытие памятника неизвестному солдату. История завода «Кызыл кирпич». Знаменитая Кукморская швейная фабрика №6. Кукморская меховая фабрика- один из старейших предприятий легкой промышленности.История завода «Кызыл Тимерче». История Кукморского элеватора. История развития районного потребительского общества(райпо). Кукморский масломолочный комбинат. Кукморский пищевой комбинат. Становление Кукморского завода металлопосуды.ОАО «Кукморский завод Металлопосуды. Вклад Кукморской железной дороги в развитии района.
Культурное наследие Кукморского района 10ч.
История Лубянского лесхоз- техникума. История Яныльского профессионального училища. Марийский ансамбль «Кня Вел». Удмуртский ансамбль «Инвожо». Имя А.С. Садыкова в истории народного образования.
Мое Я в истории Кукморского района 34ч.
Конкурс стихов «Родина моя». Эссе на тему: Гражданином ты можешь и не быть,но патриотом быть обязан. Виторина: « По следам наших предков». Проект « Мое Я в истории нашего района». Фотоконкурс «Семь чудес Кукмора». Конкурс художников «Мой любимый край». Встреча знаменитыми людьми родного края. Геральдическое наследие Кукморского района. История возникновения герба района. История возникновения флага. Сбор материалов в школьный музей. Поход в центральный музей Кукморского района. Фотовыставка «Кукмор спустя 85 лет. Экскурсия по достопримечательным местам родного края. Конкурс «Виртуальный музей». Возложение цветов у вечного огня. Систематизация и контроль знаний по истории родного края.
Заключительный урок. Выводы по курсу2ч.
Учебно-тематическое планирование 3 года обучения
№ п/п Разделы Количество часов
1 Введение.Содержание и задачи работы кружка. Организация занятий. 4
2 Музей и история родного края 34
3 Поисково-исследовательская работа 23
4 Истории учителей в истории школы. Учительские династии. 26
5 Родной край-часть Росссии 25
6 По дорогам боевой и трудовой славы 32
7 Заключительный урок. Выводы по курсу 2
Итого 144
Содержание программы
-
Раздел 1«Введение.» -2 часа
Раздел 2. «Музей и история родного края.
Знакомство с историей образования при школе музея,историей комсомола и историей пионерии , историей родной школы Учащиеся работают с папками «История школы»; обновляют стенды школьного музея, занимаются поиском материала о создан
Раздел 3. « Поисково-исследовательская деятельность»
Знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы. Составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ; проведение тематических классных часов.
Раздел 4. «Истории учителей в истории школы. Учительские династии»
Изучение истории школы, учительских династий .Организация встреч с бывшими учителями школы, сбор информации об истории школы, обработка и оформление собранного материала.
Раздел 5. Родной край-часть Росссии
История республики, района. Кукмор в разные эпохи времени. Знаменитые люди района, моего села.
Умельцы моего села. Круглый стол.
Раздел 6. «По дорогам боевой и трудовой славы»
Знакомство с историями земляков – ветеранов ВОВ и ветеранов труда, их заслугами перед Родиной.Организация встреч с ветеранами войны и ветеранами труда, обработка и оформление материала данной тематики.
Раздел 7.Заключительный урок. Выводы по курсу
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Используемые технологии:
технология проектной деятельности (Д. Дьюи., У.Х. Килпатрик, Коллингс и др.);
технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и мн. др.);
технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов).
Элементы данных технологий реализуются через теоретические и практические занятия. Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями села, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, составление летописи села, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей Кукморского района. Посещение и беседы с жителями села, тематические экскурсии и походы дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.
Материально-техническое обеспечение школьного историко-краеведческого музея:
экспозиций – 10;
экспонатов основного фонда – 43, вспомогательного – 36;
стеллажи – 2;
стенды – 5;
экспозиционные ящики– 3;
ПК в комплекте;
принтер;
фотоаппарат
Список литературы
Журнал «Народное образование» №3 2002 год
4.Журнал «Преподавание истории в школе».М., «Просвещение»,2012
. Научно- исследовательская работа в школе. Дереклеева Н.И М., «Вербум», 2010
История Кукмора.Медные заводы. Валиев Ф.Х. Казань,2003.-216 с.
4. Музей воспитывает юных. Сейненский А.Е. М., «Просвещение», 2011
5.Кукморский край. Сафина С. А. Казань, 2008.-280с
6.Система краеведческого образования и краеведческой деятельности учащихся (на примере Санкт-Петербурга). Под ред. В.И. Аксельрода, СПб, 2001.