План-конспект урока по математике на тему Упражнения на усвоение названий компонентов при сложении и вычитании
Дата: 26.02.2014 Класс: 1-А
Тема. Упражнения на усвоение названий компонентов при сложении и вычитании. Сравнение выражений и чисел. Подготовительные упражнения к решению задач в два действия. Измерение и запись длины отрезков.
Цель: ознакомить с различными способами чтения числовых выражений; формировать умение решать и различать задачи на нахождение разности и на уменьшение числа на несколько единиц, измерять отрезки в дециметрах и сантиметрах, строить отрезки заданной длины; развивать внимание, память, мышление, математическую речь учащихся; воспитывать интерес к предмету, аккуратность.
Тип урока: урок-сказка
Оборудование: смайлики, индивидуальные карточки, дощечки, раскраски, карточки с графическим диктантом.
Мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, видеофрагмент мультфильма «Маша и Медведь».
Учебник: Богданович М.В., Лишенко Г. П. Издательство Киев, "Генеза" 2012
Ход урока
Организация начала урока. (Сл. 2)
Математика друзья,
Абсолютно всем нужна.
На уроках работай старательно
И успех тебя ждет обязательно!
(радость, спокойствие, грусть) (Сл. 3)
- Покажите сигнальным смайликом, с каким настроением вы пришли на урок. А в конце урока мы проверим, изменится ли ваше настроение. Урок наш будет интересным и не простым, нам на пути могут встретиться разные препятствия. Я думаю, что мы с ними справимся. Ведь все ученики нашего класса смелые, дружные, сообразительные и находчивые, одним словом, - математики.
- Ну, что, вперед!
2. Мотивация учебной деятельности. (Сл.4)
- Скажите мне, вы любите смотреть мультфильмы?- Назовите ваши любимые …- Сегодня к нам на урок пришел герой мультфильма, а кто он, вы узнаете, когда посмотрите на экран. (Маша)
- Она пришла к нам с просьбой, давайте послушаем ее. (Видео)
- Поможем нашей героине подготовиться к школе?
3. Актуализация опорных знаний.
- Но для этого, она, хочет убедиться, действительно ли вы можете ей помочь, и нашла для вас немного заданий.
3.1. Устный счет «Микрофон» (Интерактивная технология) (Сл.5)
- Посчитайте от 1до 10, от 10 до 20, потом в обратном порядке.
- Какое число следующее после 16,13? А предыдущее?
- Назовите «соседей» числа 18.
- Какое число состоит из одного десятка и пяти единиц, из 1 дес. и 7 единиц, из 1 дес. и 9 единиц?
- Маша убедилась, что вы хорошо умеете считать. Ей, понравилось, как вы отвечаете, поэтому она приготовила еще одно задание для вас.
3.2. Математический диктант (Сл.6)
Запись ответа на дощечки
☼ 3 увеличить на 3.
☼ Найди сумму чисел 10 и5.
☼ На сколько 5 меньше 10.
☼ Уменьшить 16 на 2.
☼Увеличь число 10 на 6.
☼На сколько 8 больше чем 5.
☼ Сколько нужно вычесть из 6, чтобы получилось 2?
- Ну, теперь уже точно Маша убедилась, что вы умные, и очень хочет, чтобы вы подготовили ее к школе.
3.3. Расставь страницы по порядку (Сл.7-8)
- Когда Маша была маленькой, она любила играть с книгами, но она такая неуклюжая, что играя с ними, порвала все страницы, а теперь книга нужна для обучения в школе, давайте поможем ей восстановить страницы учебника по порядку.
- Я задаю примеры, если вы даете правильный ответ, то страница станет на свое место.
Примеры: 2-1=1, 5-2=3, 2+2=4, 7-5=2, 10-4=6, 3+2=5, 9-2=7, 6+3=9, 4+4=8, 7+3=10.
- Спасибо ребята за помощь. А скажите, разве можно так относиться к книгам?
- Почему?
3.4. «Узнай, кто друг Маши» ( Сл.9-10)
- У нашей Маши много друзей, с одним ее другом вы уже знакомы, давайте вспомним, кто он? (Медведь). А теперь, Маша, вас хочет познакомить еще с одним другом, для того, что бы узнать кто это, нам нужно решить графический диктант.
218122581915
3.5. Физкультминутка (Видео, сл. 11)
-Что-то наша Маша устала, а вы ребята? Давайте отдохнем.
4. Сообщение темы и цели урока. (Сл.12)
- Сегодня мы с вами будем помогать Маше, вспомним названия компонентов при сложении и вычитании, решим задачи, сравним числа, будем чертить отрезки.
5. Ознакомление с новым материалом.
5.1. Каллиграфическая минутка (Сл.13)
- Маша не может писать цифры. Но хочет научиться писать цифру 7.Давайте, покажем, как нужно ее записывать. ( Дети прописывают цифру в тетрадь + 1 ученик у доски)
5.2. «Покормить друга» (Сл.14)
- Машенька очень заботливая, и перед тем как ей уходить она всегда кормит своего друга Рекса. У вас на столе карточки, на которых изображены косточки для Рекса, нужно (в паре) измерить эти косточки.
-Сколько сантиметров 1 косточка, 2,3?
- Рекс маленький, какие косточки ему необходимо давать?
- Начертите отрезок столько сантиметров, сколько у самой маленькой косточки.
5.3. Работа с учебником. «Экзамены для Маши» (Сл.15)
- Чтоб Машу приняли в школу, ей нужно выполнить задания учебника.
А) Выполнение задания № 1 с. 96 (устно)
- Давайте, поможем прочесть Машеньке задания.
- Как называются компоненты действия «+» и «-»?
- Прочтите объяснения.
Б) Решение задачи № 3 с. 96 (Сл. 16)
Анализ задачи
- Читаем. Назовите условие.
- Сколько вопросов у нас в задачи?
- Какой 1 вопрос? 2? Какой из них главный?
- Сколько ящиков?
- Сколько дынь в 1 ящике?
- Сколько дынь во 2 ящике? - Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи?
- Что нам нужно сделать , чтобы ответить на главный вопрос ? (найти сколько динь 2 ящике)
- Каким действием?
-Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи?
- Каким действием? Почему?
В) Индивидуальная работа (4 ученика выполняют задания на карточках)
1)Реши примеры:
4 - 1 + 3 = 6 - 2 + 0 =
6 - 3 + 2 = 8 - 2 + 1 =
10 - 2 + 1 =
10 - 4 + 3 =
8 - 3 + 1 = 9 - 1 + 2 =
4 - 4 + 3 = 6 - 4 + 0 =
6 - 3 + 4 = 8 - 3 + 4 =
2)Вставь вместо многоточия ... число, чтобы равенство стало верным:
6 + ... = 7 ... + 3 = 8
... + 2 = 9 3 + ... = 10
6. Закрепление и осмысление нового материала.
6.1. Геометрический материал «Собери портфель» (Сл.17-18)
- Вы помогли, Машеньки подготовится к школе, теперь ей нужно взять все принадлежности. И снова она запуталась, решила, что в школу нужны предметы только круглой формы? Разве это правильно?
- Какой формы у нас пенал, ластик, тетрадь, учебник, точилка?
- А сколько углов имеет круг? (у круга нет углов)
- Сколько у треугольника?
6.2. Физкультминутка. (Видео)
- Наша Маша очень устала, да и нам нужно отдохнуть.
6.3. Самостоятельная работа. (Сл.19)
- Маша готова идти в школу. Нам нужно предупредить ее об опасностях на дороге.
- Чем она опасна?
- Какие помощники встречаются на дороге?
- Какие цвета у светофора?
- Что означает зеленый, красный, желтый цвет?
- А сейчас, мы выполним задания на индивидуальных карточках (у каждой карточки свой цвет)
- Решение выражений.
4+4-7 14-4
5-2+7 10+2
3-3+6 15-10
4+5-9 12+1
10-2-2 18-1
7-1+4 20-10
- Сравни числа второго десятка.
16…13
17…14
18…15
20…19
12…16
6.4. Игра « Светофор»
- Чтобы не забыть цвета светофора мы поиграем в игру. Я показываю
- бежим;
- топаем на месте;
- стоим.
7. Итог урока. ( Сл.20-21)
- Кому мы сегодня помогали?
- Вам понравился урок?
- А сейчас покажите сигнальчиком, с каким настроением вы заканчиваете урок.
- Скажем «до свидания» нашей Машеньке, пожелаем ей учится на отлично. А в подарок Маша оставила вам раскраску. (Сл.22-23)
Урок подготовила:
Большакова Елена Сергеевна
учитель начальных классов
Донецкой гимназии
информационных технологий № 61