Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Русский язык Тема: Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Цели и задачи: – развивать умение слышать безударный гласный в корне слова;– научить выстраивать алгоритм проверки безударной гласной и понимать его практическую значимость;– формировать умение на практике применять алгоритм правописания безударных гласных;– развивать фонематический слух и зрительное внимание;– пополнять и активизировать словарь учащихся;– развивать связную речь. Планируемые результаты:
Личностные: расширяет познавательный интерес; учебные мотивы, работают по заданию самостоятельно;выражают интерес к освоению новой учебной информации;
Метапредметные: регулитивные – научатся осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи; познавательные - научатся ориентироваться в справочниках; коммуникативные - научатся выражать свои мысли, соответствующие их возрасту;.
Предметные: научатся проверять безударные гласные в корне слова.
Оборудование: памятка-алгоритм при написании слов с безударной гласной в корне слова, телевизор, компьютер..
Ход занятия Организационный момент. Ребята, я вам предлагаю отправиться в путешествие на волшебном поезде. Вместе с нами отправляются и наши гости. Давайте поприветствуем их. 1 ряд – «Здравствуйте». 2 ряд – «Доброе утро». 3 ряд – Добро пожаловать» 2. Сообщение темы занятия. 1 станция «Воспоминаний»- 2 слайд Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом, сыграем». Старшая сестра Димы, Оля, ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живёт Петя, и передала записку.– Ну, как? – спросил Дима вернувшуюся сестру.– Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придёт.В шестом часу вечера Дима собрал ребят во дворе.– Мяч будет! Петька принесёт, я ему записку написал, он обещал.Ровно в шесть часов пришёл Петя. Вместо мяча у него в руках было оружие фехтования – длинный деревянный меч. Все ребята засмеялись.– Почему так получилось?– Какое правило не знал Дима? Как проверить? - Как вы думаете над какой темой мы будем сегодня работать? – Сегодня на занятии мы продолжим работу над безударными гласными в корне слова.
3. Работа в тетради А) Минутка чистописания А ал албом ар арбу.. Аа Аррхангельск . Ал лексей Какие виды соединений? Решите грамматические задачи. (Между ал –нижний вид соединения, в слове альбом пропущен мягкий знак, обозначающий мягкость предшествующего согласного звука. Слово альбом –словарное. В нем есть безударная гласная не проверяемая ударением. Между ар –верхний вид соединения, в конце слова пишется буква з, это парная согласная.. -Докажи. -Проверочное слово –арбузы и т.д.
Б) Словарная работа ( 2 станция Слайд 3) Чтобы далее работать над безударными гласными в корне слова нам необходима «Памятка» а) Памятка
Шаг 1. Найди в слове корень. Шаг 2. Узнай, есть ли в слове безударный гласный. Шаг 3. Измени слово или подбери родственное. Шаг 4. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо. Напиши. Проверь написанное.
б) Работа в парах 3 станция «Загадочная» 4 слайд Запишите слова в 2 столбика. Лексическое значение слов я взяла из словаря Ожегова. 1-слова словарные, с непроверяемой безударной гласной, а во 2- с проверяемой безударной гласной в корне слова. . (Работают 2 человека у доски, остальные парами в тетрадях) -Цитрусовый плод с ароматной кожурой и кислой мякотью? Лимон. -Человек, который служит на море? Моряк. Дерево с плодами в виде пучка горьковатых оранжево-красных ягод? Рябина. -Домашнее животное, которое дает пух и молоко? Коза. Огородный овощ, растущий обычно кочаном? Капуста. -Время года , следующее за летом? Осень Огородное растение, овощ со съедобным сладковатым оранжевым утолщенным корнем? Морковь.
Подберите проверочные слова. Вывод. Как проверить безударную гласную в корне слова? В) Новое словарное слово. Берег. Что обозначает это слово? -ответы детей
· Слайды 5 и 6слайд
Какое сейчас время года? (Зима) На берегу какой реки расположен наш город? Многие из вас ходят на берег нашей реки Волги. Из-за морозов на реке начал появляться лед, но он еще тонкий и хрупкий. Поэтому выходить сейчас на лед очень опасно. Уже зарегистрировано несколько случаев , когда люди проваливаются под лёд.
Станция 4 «Защити букву» Слайд 7
Г) Фонетический разбор этого слова. Самостоятельная работа ( Разбор на доске с провокационной ошибкой) БЕРЕГ- бе-рег.
Станция 5 «Речевая» Слайд 8 На этой станции мы поработаем над развитием речи. Придумайте предложения с новым словарным словом. «берег». Сторожка стояла на берегу лесного озера. (Запись предложения с комментирование) Пишу 1 слово с большой буквы - это начало предложения, здесь парная согласная Ж , проверочное слово сторожить, пишу 2 слово СТОЯЛА – безударная гласна в корне слова – проверочное слово - СТОЙ , пишу 3 слово НА- предлог , пишу его отдельно . Пишу 4 слово - БЕРЕГУ, это слово словарное, , в 1 слоге –безударная гласная проверяемая- проверочное слово- берег. Пишу 5 слово – ЛЕСНОГО проверочное слово ЛЕС, пишу 6 слово ОЗЕРА – безударная гласная е, проверочное слово ОЗЁРА. Как проверить безударную гласную в корне слова? Е) Грамматический разбор предложения. Подлежащее – ЧТО? Сторожка . Выражено именем существительным. Сторожка (ЧТО ДЕЛАЛА?) стояла – это сказуемое, выражено глаголом. Ж) Разбор по со ставу слова ЛЕСНОГО Ого-окончание, Лес – корень, а н –суффикс. Что такое корень? Что такое суффикс? 4. Станция 6 «Олимпик » Слайд 9 Мы с вами прибыли на “Полянку слов” На этой полянке вы будете работать в группах(1ряд, 2 ряд, 3 ряд, но прежде вы должны знать «Правила работы в группе» Слайд 10 Уважай своего товарища» Умей каждого выслушать. Не согласен предлагай. Задание: определите безударную гласную в корне.
Подберите как можно больше проверочных слов к словам: ГОРА (горный, горка, пригорок)
4. Итог занятия Как проверить безударную гласную в корне слова?
5.Рефлексия. Станция 6 Самооценка» Слайд 11 Оцените свою работу. Кто считает, что он работал на уроке хорошо и все получалось – закрасьте шарик красным цветом. Если что-то немного не получалось - зеленым. 6. Итог путешествия. Ребята, мы прибыли на конечную станцию. Вас встречают на перроне ваши родители. Забирайте подарки и выходите на перрон. Шарики подарите гостям , закрепив их на доску магнитами.
МБОУ СОШ №63
КОНСПЕКТ ФРАГМЕНТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 « «А» КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА ».
Учитель Кузина Г.В.
Г. Ульяновск.
2014-2015 уч. год.
гра цвток грбы пчла к..за
сва н..ра з..ма ст..на тр..па х..лмы гр..за гн..здо ск..ла сн..га