Конспект обучающего семинара
Конспект обучающего семинара
2 курс
Специальность 39.02.01 Социальная работа
Преподаватели: Е.В.Селянина, Н.В.Торба
Тема: Использование технологии социальной диагностики в работе с клиентами.
Цель: раскрыть значение технологии социальной диагностики в работе с различными категориями клиентов и показать применение информационных технологий в автоматической обработке результатов диагностики.
Способствовать формированию у студентов профессиональной и общей компетенции, направленной на понимание сущности и социальной значимости будущей профессии.
Воспитывать устойчивый интерес к профессиональной деятельности.
Тип занятия: обучающий семинар.
Формы работы: фронтальная и индивидуальная.
Методы работы: словесные, наглядные и практические.
Используемая технология: практикоориентированная технология обучения.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК для преподавателя и студентов, диагностический инструментарий.
Программное обеспечение: программа Excel, презентация к уроку.
Методика проведения обучающего семинара
I часть. Организационный момент, мотивация и постановка цели обучающего семинара.
1 слайд
Здравствуйте, уважаемые гости и студенты!
Мы рады вас приветствовать на обучающем семинаре «Использование технологии социальной диагностики в работе с клиентами»!
Данный семинар носит практикоориентированную направленность и в дальнейшем поможет в прохождении учебной и производственной практики.
Мы надеемся, что знания и умения, полученные в ходе семинара, будут способствовать повышению общей и профессиональной компетенции студентов.
II часть. Теоретическое обоснование вопроса.
2 слайд
Современная профессиональная деятельность человека немыслима без применения технологии.
Изначально понятие «технология» относилось к деятельности в производственной сфере и предполагало описание производственных процессов, инструкций по их выполнению, технологические правила, требования, карты и графики.
В словаре иностранных слов при определении понятия технология сказано
«технология – это система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта».
3 слайд
Применение термина «технология» к социальным процессам в нашей стране осуществляется относительно недавно.
Социальные технологии – единственный процесс, который основан в значительной степени на отношениях «человек» - «человек», т.е. «специалист» - «клиент». Без содействия участников социального процесса, без понимания и согласия индивида, семьи, группы, которым оказывается профессиональная помощь, невозможна реализация социальной технологии.
4 слайд
В ряду социальных технологий (т.е. технологий всей социальной сферы) свою нишу занимают и технологии социальной работы.
Универсальными можно назвать технологии, которые могут применяться в социальной работе с любым клиентом, семьёй, группой, категорией, общностью.
К универсальным технологиям социальной работы относятся:
Технология социальной диагностики;
Технология социального консультирования;
Технология социального обслуживания;
Технология социальной реабилитации и др.
Не случайно технология социальной диагностики в классификации занимает первую позицию, так как эффективность решений любой социальной задачи или проблемы во многом будет зависеть от того, насколько точно была проведена диагностика, насколько объективно было оценено состояние социального объекта и насколько верно были выбраны ориентиры, нормативы диагностируемой сферы жизнедеятельности, служащие основой социального исследования.
5 слайд
Термин «социальная диагностика» получил распространение в конце 20начале 30-х гг. XX века. В настоящее время «социальная диагностика» утвердилась как важнейшее направление в социальной работе. Термин «диагностика» («диагноз» в переводе с греческого распознавание, определение) заимствован из медицины.
6 слайд
Цель диагностики состояния социального объекта: установление достоверности информации о клиенте и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи
7 слайд
Задачи социальной диагностики:
Выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента.
Определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях.
Описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо.
Ранжирование специфических свойств клиента.
8 слайд
Социально-этические требования, принципы диагностики:
Принцип конфиденциальности
Принцип научной обоснованности
Принцип ненанесения ущерба
Принцип объективности
Принцип эффективности
9 слайд
Структура технологического процесса социальной диагностики
10 слайд
Для специалиста по социальной работе важным является умение применять разнообразные Методы социальной диагностики:
Наблюдение метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем.
Беседа в социальной диагностике метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации.
Анкетирование метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых.
Вопросник (опросник личностный) совокупность методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности.
Метод экспертной оценки. Это опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования.
Социометрия это метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.
Мониторинг это организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.
Методы тестирования. Особенно широко распространены. Их существует множество, и они разделяются на группы по ряду признаков: индивидуальные и групповые (коллективные), вербальные и невербальные; количественные и качественные, общие и специальные и др.
Биографический метод способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.
11 слайд
Диагностический инструментарий для работы с лицами пожилого возраста и инвалидами:
Опросник «Активность повседневной жизни». Н. Lehfeld, В. Reisberg, S. Finkel.
Тест «Ваш психологический возраст». С.С. Степанов.
Тест «Перспектива продолжительности жизни». Р. Ален, Ш. Линди.
Дилеммы для оценки развития мудрости. П. Балтес.
Тест «Индекс жизненной удовлетворенности»
Методика «Мотивация аффилиации». А. Меграбян и М. Ш. Магомед-Эминов.
Тест «Перспектива продолжительности жизни». Р. Ален, Ш. Линди.
Методика «Склонность к одиночеству».
Методика «Шкала самооценки и оценки тревожности». Ч. Спилбергер.
12 слайд
Диагностический инструментарий для работы с семьей и детьми
Методика «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур».
Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» М.И. Рожков, М.А. Ковальчук.
Методики изучения внутрисемейных отношений.
Методика “Образ жизни”. О.И. Мотков.
Опросник родительского отношения. А.Я. Варга, В.В. Столин.
Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР) Е.Шафер.
Анкета «Особенности семейного воспитания».
Тест «Стратегия семейного воспитания».
Тест - опросник удовлетворенности браком.
Тест «Эгоцентрические ассоциации».
13слайд
Диагностический инструментарий для работы с лицами из групп риска
«Q-сортировка». Б. Стефансон.
Опросник суицидального риска (ОСР).
Тест Томаса (конфликтное поведение).
Шкала депрессии. Т.И.Балашова.
Шкала самооценки. Ч. Спилбергер, Ю. JI. Санина.
Ш часть. Практическая часть. Демонстрация применения информационных технологий в автоматической обработке результатов диагностики.
Специалисту в области социальной работы должно быть присуще такое качество как эмпатия.
С целью закрепления полученных знаний и приобретения практического опыта мы предлагаем вам осуществить самодиагностику.
14 слайд
Методика «Диагностика уровня эмпатии» Ильдар Масгудович Юсупов
Эмпатия - эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся в сопереживании (идентификация с другим человеком) и в сочувствии (участливое отношение к другому человеку).
Microsoft Excel - табличный процессор, программа для создания и обработки электронных таблиц. Довольно часто обрабатываемую информацию приходится представлять в виде таблиц. Данные в таблицах можно не только хранить, но и обрабатывать. Табличные вычисления можно выполнять с любыми данными, но особенно удобно это делать с числовыми данными. Благодаря наглядности намного упрощается проведение любых расчетов, использующих данные, хранящиеся в таблице. Предлагаем вам пройти диагностическую методику адаптированную под Microsoft Excel (на рабочем столе ПК - папка «Общая» - папка «322 группа» - «Диагностика эмпатии»).
15 слайд
Инструкция
Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая (соглашаясь или нет) на каждое из 36 утверждений, оценивать ответы следующим образом: при ответе:
«не знаю» – 0 баллов,
«нет, никогда» – 1,
«иногда» – 2,
«часто» – 3,
«почти всегда» – 4
«да, всегда» – 5 баллов
16 слайд
При сумме:
от 82 до 90 баллов - очень высокий уровень эмпатийности,
от 63 до 81 балла – высокий уровень,
от 37 до 62 баллов – средний уровень,
от 12 до 36 баллов – низкий уровень,
11 баллов и менее – очень низкий уровень эмпатийности.
Мы благодарим участников семинара за работу и желаем успехов в дальнейшей профессиональной деятельности!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. И.Г. Зайнышева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 240 с.
Суслова В. Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления. М., 1993
Методика социальной диагностики взаимоотношений в обществе / Теория и методика социальной работы. М., 1994.
Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Курс лекций. - М.: Изд-во МГСУ "Союз", 1999. - 432 с.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615
Объект 115