Рабочая программа элективного курса Экономика и право











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По элективному курсу «Экономика и право» в 10 классе




Количество часов в год - . 35..
из них:
Количество часов в неделю
Резервное время


Федерального компонента
Регионального компонента
Школьного компонента



-
-
35
1






Учитель
Щербатых Антон Алексеевич















Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по элективному курсу «Экономика и право» разработана на основе программно-методических материалов, программы курса «Основы правовых знаний» для 10-х классов/В. В. Спасская, С. И. Володина, Н. Г. Суворова и др.; Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». – М.: Вита-Пресс, 2008.
Цель курса состоит в формировании у школьников адекватных представлений о роли права в условиях рыночной экономики. Воспитание правовой культуры и мышления. Знания и навыки, полученные при изучении права и экономики в школе, могут служить основой правового образования, позволят её выпускникам сознательно выбирать свою будущую профессию, всесторонне изучив её основы.

Курс направлен на решение следующих задач:
развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
освоение системы знаний, необходимых для защиты прав человека и гражданина;
воспитание правовой культуры в условиях развития рыночных отношений;
формирование опыта применения полученных знаний типичных задач в области государственно-правового регулирования экономики.
Содержание данного курса представляет собой комплекс знаний о роли права в условиях рыночной экономики. Актуальность проблем, связанных с изучением основ экономики в школе, обусловлена с радикальными изменениями в политической, экономической и правовой жизни России. Обучение в современной школе создаёт условия для всестороннего развития личности, давая необходимые представления о государственно-правовом регулировании экономики.
Полученная сумма экономических знаний даёт выпускникам основу для понимания роли и прав человека в обществе, что целенаправленно воздействует на нравственное развитие молодого человека, умение ориентироваться в потоке разной информации и в типичных жизненных ситуациях.
Элективный курс предназначен для учащихся 10 классов общеобразовательных школ.

Изучение курса рассчитано на 35 часов учебного времени из расчёта 1 учебный час в неделю.

Рабочая программа предусматривает следующие формы проведения занятий: практические работы (3), семинарские занятия (1), обучающие деловые игры (2), повторительно-обобщающие уроки (1), а также различные виды входной, промежуточной и итоговой аттестации: тестирование (4), написание эссе (2), зачёт (1).

Объём изучаемого материала позволяет проводить проверку знаний, используя разнообразные формы организации учебного процесса, включая современные методы обучения и педагогических технологий.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения данного курса учащиеся должны усвоить теоретический материал и уметь его применять при выполнении практических заданий.
Ученик должен знать:
Основные вопросы экономики и различные способы их решения.
Типы (формы) собственности.
Роль государства в компенсации слабых сторон рыночного механизма.
Цели и функции государства в экономике.
Основные источники доходов семьи.
Основные положения закона РФ «О защите прав потребителя».
Устройство налоговой системы России.
Механизм формирования заработной платы труда.
Роль профсоюзов и их влияние на рынок труда.
Основные права и обязанности наёмных работников и работодателей.
Виды безработицы.
Система помощи безработным.
Основные принципы управления предприятием.
Содержание и значение правовых норм, регулирующих экономические отношения.
Ученик должен уметь:
Описывать основные экономические понятия.
Приводить примеры экономических отношений, ситуаций, регулируемых различными видами правовых норм.
Объяснять действие рыночного механизма на условных примерах; анализировать статистику о доходах населения и приводить примеры социальной защиты России. Заполнять основные разделы налоговой декларации.
Оценивать поведение людей в бизнесе с точки зрения правовых норм.
Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в жизни.
Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме.
Самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, справки, договор).
Научиться защищать свои права, разрешать споры и конфликты правовыми
способами.

Содержание программы учебного предмета

Правовые нормы, регулирующие экономическую жизнь современной России. (4 ч)
Экономические свободы и роль государства в их защите. Роль права в жизни общества: понятие права, значение права в различных сферах общественной жизни (политической, экономической, социальной, духовной).
Рыночная экономика как объект воздействия права. Производящее хозяйство как этап в развитии человечества.
Способы воздействия государства на экономику. Цели и функции государства в экономике. Основные типы структуры рынка: современная конкуренция, монополия, олигополия. Фискальная политика государства.

Собственность (5 ч)
Право собственности и его содержание. Виды права собственности. Понятие субъективного права собственности. Причины существования различных видов права собственности. Категории собственников.
Право частной собственности граждан. Наследование имущества граждан.
Право частной собственности юридических лиц.
Право государственной и муниципальной собственности.
Право собственности на движимое и недвижимое имущество.
Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности. Защита права собственности. Защита права собственности с помощью средств государства.

Виды юридических форм организации бизнеса (4 ч)
Система частного предпринимательства. Понятие и признаки предпринимательства. Формы предпринимательства.
Предпринимательский риск. Банкротство предпринимателей: понятие банкротства.
Основные формы организации малого бизнеса. Индивидуальное предпринимательство: возраст, необходимый для занятия; правовой статус индивидуального предпринимателя (его права и обязанности), экономическая роль экономического бизнеса.
Влияние конкуренции на деятельность фирм. Юридические лица: понятие и признаки. Виды коммерческих организаций: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия. Создание, реорганизация, ликвидация предпринимательских организаций.

Договоры и контракты на рынке (5 ч)
Понятие договора. Виды договоров. Форма договора (устная, письменная и нотариальная). Краткая характеристика договоров (купли-продажи, мены, дарения, аренды, подряда, перевозки, банковского вклада, хранения, поручения). Порядок заключения договора и его стадии.
Основные механизмы оформления торговых операций: трудовые контракты, коллективные договоры (соглашения). Способы обеспечения исполнения договора (неустойка в виде штрафа или пени, залог, удержание, поручительства, задаток) Гражданско-правовая ответственность за неисполнение договора. Меры гражданско-правовой ответственности за неисполнение договора (возмещение убытков, взыскание, неустойки). Основание наложения гражданско-правовой ответственности.

Практическое занятие. «Оформление договоров».

Ценные бумаги (2 ч)
Понятие и виды ценных бумаг. История возникновения ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг и его участники.

Социальные проблемы рынка труда. (6 ч)
Трудовое право. Законодательство о труде. Трудовое правоотношение: права и обязанности работников и работодателей.
Занятость и трудоустройство в Российской Федерации.
Трудовой договор. Форма трудового договора, основание увольнение работников.
Безработица. Регистрация безработных. Пособие по безработице.
Виды страхования и пенсии. Страхование. Виды социальной помощи по государственному страхованию. Пенсионное дело.
Трудовые правоотношения. Деловая игра.

Виды экономических споров и порядок их рассмотрения. (3 ч)
Экономические и гражданские правовые споры.
Досудебный порядок рассмотрения споров.
Судебный порядок рассмотрения споров. Исковая давность. Подсудность имущественных споров. Сроки исковой давности. Практическое занятие.

Социально-экономические права граждан Российской Федерации и их защита. (5 ч)
Гарантии права частной собственности. Защита прав собственности силами самого собственника и с помощью юридической ответственности.
Защита чести, достоинства и деловой репутации.
Защита прав потребителей.
Защита трудовых прав граждан и несовершеннолетних. Трудоустройство; правила приёма на работу; нормы труда; заработная плата; увольнение. Трудовые споры и их виды
Практическое занятие. «Анализ защиты социально-экономических прав граждан».
Итоговое занятие (1 ч)
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Экономика и право».

Формы и средства контроля


Рабочая программа предусматривает следующие формы контроля: входной, текущий (различного вида опросы, практикумы, эссе, деловые игры, семинарские занятия), промежуточный и итоговый ( тестирование, зачёт)
Входной контроль позволяет проверить наличие базовых знаний, необходимых для изучения нового предмета (знание опорных понятий, терминов обществоведческого и правового характера). Это позволяет определить степень готовности учащихся к изучению нового материала.
Текущий контроль позволяет видеть процесс формирования знаний, становления умений и навыков. Основным объектом текущего контроля будет знание отдельных понятий, процессов, относящихся к той или иной теме. В процессе текущего контроля используются практикумы, различного вида опросы, исследования, обучающие деловые игры, а также работа со схемой, таблицей, документами, решение проблемных задач.
Промежуточный контроль проводится после цепочки занятий, посвященных какой-либо теме или блоку. Объектом контроля в этом случае будет знание основных вопросов экономики и различных способов их решения, типов (форм) собственности, основные права и обязанности наёмных работников и работодателей, а также содержание и значение правовых норм, регулирующих экономические отношения; умения получать социальную информацию из разнообразных источников, применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера.
Однако проверке подвергается частично изученный материал. Формами промежуточного контроля являются тесты, соответствующие этапу обучения.
Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс, и выполняет оценочную функцию. Цель итогового контроля - определение способности обучаемых к использованию экономико-правовых знаний и умений в практической деятельности. В ходе проверки используется преимущественно зачёт, так как он позволяет проверить наличие уже сформировавшихся знаний у учащихся.














Перечень учебно-методических средств обучения

Литература
Основная:
Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений: Профильный уровень образования В 2-х кн. Кн. 2. Право и экономика. – М.: Вита-Пресс, 2010
Кашанина Т. В. , Кашанин А. В., Методическое пособие по курсу «Право и экономика»: Пособие для учителя 10-11 кл. – М.: Вита-Пресс, 2010.
Липсиц И. В., Экономика: В2кн. – М.: Вита-Пресс 2003.
“Основы потребительских знаний” учебник, М, 1997 г.
Право: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений; под ред. Л.Н.Боголюбова и др.– М.: Просвещение, 2008.


Дополнительная литература:

1.Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.,2010
2. Закон РФ «О защите прав потребителей» Ростов н/Д : Феникс,2010
Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - Москва: Проспект, КноРус, 2010.
Правила торговли отдельными видами товаров. – 6-ое издание. М: Ось-89, 2003 серия (Библиотека потребителя).
















Календарно - тематическое планирование





№ п/п
№ урока по теме
Дата
Название темы, раздела
ЗУН
Вид контроля
Примечание



По плану
Фактически
Корректировка





Правовые нормы, регулирующие экономическую жизнь современной России(4 ч)



1-2
1-2



Экономические свободы и роль государства в их защите
Знать: основные положения по теме урока.
Уметь: решать тесты, применять имеющиеся знания на практике.
Входной контроль (тестирование)



3
3



Рыночная экономика как объект воздействия права
Знать: основные положения по теме урока
Уметь: устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, анализировать.
Текущий контроль (опрос)




4
4



Способы воздействия государства на экономику.
Знать: основные положения по теме урока.
Уметь: осуществлять поиск информации из различных источников, обрабатывать информацию.
Текущий контроль.
(исследование)


Собственность(5ч)



5
1



Право собственности и его содержание.
Виды права собственности.


Знать: основные положения по теме урока.
Уметь: работать с документами.
Текущий контроль
(работа с документом)



6
2



Право частной собственности граждан и юридических лиц.


Знать: основные положения по теме урока.
Уметь: осуществлять поиск информации из различных источников, обрабатывать информацию.
Текущий контроль.
(исследование)




7
3



Право государственной и муниципальной собственности
Знать: основные положения по теме урока.
Уметь: работать с документами.
Работа с документами


8
4



Право собственности на движимое и недвижимое имущество.



Знать: основные положения по теме урока.
Уметь: работать в группе, коллективе.
Текущий контроль
(работа в группах)




9
5



Способы приобретения и прекращения права собственности. Защита права собственности.
Знать: основные положения по теме урока.
Уметь: решать тестовые задания.
Тест: «Собственность».


Виды юридических форм организации бизнеса (4 ч)



10
1



Система частного предпринимательства.


Знать: основные положения по теме урока.
Уметь: работать со схемой по теме урока.
Текущий контроль
(работа со схемой)



11
2



Предпринимательский риск.



Знать: основные положения по теме урока.
Уметь: работать с презентацией, составлять презентацию.
Текущий контроль
(работа с презентацией)



12
3



Основные формы организации малого бизнеса.
Знать: основные положения по теме урока.
Уметь: работать с таблицей по теме урока.
Текущий контроль (работа с таблицей)



13
4



Влияние конкуренции на деятельность фирм.
Знать: основные положения по теме урока.
Уметь: решать проблемные задания.
Текущий контроль (решение проблемных задач)




Договоры и контракты на рынке (5 ч)



14-15
1-2



Понятие договора. Виды договоров.


Знать: основные положения по темам уроков.
Уметь: решать тестовые задания.
Промежуточный контроль (тестирование)



16-17
3-4



Основные механизмы оформления торговых операций:
а) трудовые контракты.
б) коллективные договоры (соглашения).

Знать: основные положения по теме урока.
Уметь: решать проблемные задания.
Текущий контроль.
(решение проблемных задач по теме урока)


18
5



Практическое занятие. «Оформление договоров».
Знать: основные правила оформления договоров.
Уметь: оформлять договоры.
Текущий контроль.
(практикум)


Ценные бумаги (2 ч)

19
1



Понятие и виды ценных бумаг.



Знать: основные положения по теме урока.
Уметь: работать с документами.
Текущий контроль.
(работа с правовыми нормативными документами)




20
2



Рынок ценных бумаг и его участники.
Знать: основные положения по теме урока.
Уметь: решать тестовые задания.
Тест: «Бизнес и ценные бумаги».


Социальные проблемы рынка труда (6 ч)



21
1



Трудовое право.
Знать: основные положения по теме урока.
Уметь: работать с документами.
Текущий контроль
(работа с документом)



22
2



Занятость и трудоустройство в Российской Федерации.


Знать: основные положения по теме урока.
Уметь: работать с документами.
Текущий контроль
(работа с документом)




23
3



Трудовой договор.


Знать: основные положения по теме урока.
Уметь: анализировать, обобщать, делать выводы.
Текущий контроль
(устный опрос)




24
4



Безработица.


Знать: основные положения по теме урока.
Уметь: работать с документами.
Работа с документами


25
5



Виды страхования и пенсии.



Знать: основные положения по теме урока.
Уметь: работать с документами.
Работа с документами


26
6



Трудовые правоотношения.
Знать: основные положения по теме урока.
Уметь: работать в группах, писать сочинение (эссе) на заданную тему.
Текущий
контроль. Деловая игра.
Эссе : «Культура труда- одна из составляющих деловой
культуры»




Виды экономических споров и порядок их рассмотрения (3 ч)


27
1



Экономические и гражданские правовые споры.
Знать: основные положения по теме урока.
Уметь: вести познавательную дискуссию, задавать вопросы и отвечать на них.
Семинар.



28
2



Досудебный порядок рассмотрения споров.


Знать: основные положения по теме урока.
Уметь: работать с документами.
Текущий контроль (работа с документами: статьи Конституции РФ)



29
3



Судебный порядок рассмотрения споров. Практическое занятие.

Знать: основные положения по теме урока.
Уметь: осуществлять поиск информации из различных источников.

Текущий контроль
практикум


Социально-экономические права граждан Российской Федерации и их защита (5 ч)


30
1



Гарантии права частной собственности.

Знать: основные положения по теме урока.
Уметь: работать с документами.
Текущий контроль
(работа с документом)




31
2



Защита чести, достоинства и деловой репутации.

Знать: основные положения по теме урока.
Уметь: работать в группах.
Деловая игра


32
3



Защита прав потребителей.
Знать: основные положения по теме урока.
Уметь: работать в группах.
Текущий контроль
Деловая игра.




33
4



Защита трудовых прав граждан и несовершеннолетних.

Знать: основные положения по теме урока.
Уметь: писать эссе на заданную тему.
Текущий контроль
Эссе: «Право на труд».




34
5



Практическое занятие. «Анализ защиты социально-экономических прав граждан».
Знать: основные положения по теме урока.
Уметь: осуществлять поиск информации из различных источников.
Текущий контроль (практикум)


Итоговое занятие (1 ч)

35
1



Повторительно-обобщающий урок по теме: «Экономика и право».
Знать: основные вопросы курса.
Уметь: отвечать на вопросы по темам курса, анализировать, делать выводы.
Итоговый контроль. Зачёт












































Приложение

Входной контроль (тестирование).

А1. Как называется сфера деятельность, которой связана с производством необходимых для людей товаров и услуг и их распределением между ними.
1) социальная сфера;
2) экономическая сфера;
3) политическая сфера;
4) духовная сфера.

А 2. Понятие «экономика» первоначально означало:
1) управление сельским хозяйством;
2) искусство ведения домашнего хозяйства;
3) натуральный обмен;
4) денежное обращение.

А 3. Под рынком понимается:
1)место продажи товаров;
2) место производства товаров;
3) система экономических отношений по поводу купли – продажи товаров;
4) конкурентная борьба между производителями.
А4. В приведённом ниже перечне отметьте вопросы, которые призвана решить экономика:
1)что производить?;
2) когда производить?;
3) как производить?;
4 где производить?;
5) для кого производить?

А5. В период весенних распродаж в разных городах мира потребители активно приобретают одежду и обувь из старых коллекций. Покупатели нередко приходят к дверям магазинов задолго до открытия, выстраиваются в длинные очереди. Какое экономическое явление проявляется в данном факте?
1. инфляция
2.предложение
3.кооперация
4.спрос

А6. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. Рыночные отношения создают возможность расширения границ демократических свобод в обществе.
Б. Рыночная экономика заинтересована в поддержании многообразия форм собственности
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны

А7. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. В основе рыночной экономики лежит принцип свободы экономической деятельности.
Б. В основе рыночной экономики лежит государственная собственность на факторы производства.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны

А8. Государство воздействует на рыночную экономику
1) контролируя цены
2) централизованно распределяя ресурсы
3) директивно планируя производство
4) применяя антимонопольное законодательство


А9. Действие рыночного механизма проявляется в том, что
1) рекламируются товары и услуги
2) доходы производителей постоянно растут
3) государство поддерживает убыточные предприятия
4) цены зависят от спроса и предложения


А10. Верны ли следующие суждения о функциях государства в условиях рыночной экономики?
А. Государство в условиях рынка организует необходимые гражданам общественные работы, за которые из-за отсутствия выгоды не берутся частные предприниматели.
Б. Государство в условиях рынка заинтересовано в защите экономических интересов предпринимателей и потребителей.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны


Тест «Собственность»

А1. Русский промышленник и меценат А.П. Бахрушин подарил собранную им коллекцию предметов русской старины и книг Историческому музею. Какое право собственника иллюстрируется этим примером?
1) владеть
2) пользоваться
3) распоряжаться
4) наследовать


А2. К причинам неравенства доходов потребителей в рыночной экономике относится
1) тип избирательной системы
2) уровень образования и квалификации
3) установление минимального размера оплаты труда
4) ограниченность ресурсов в экономике

А3. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. Рыночные отношения создают возможность расширения границ демократических свобод в обществе.
Б. Рыночная экономика заинтересована в поддержании многообразия форм собственности
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны

А4. Доход, получаемый собственником от денежных сбережений на личном
счете, – это
1) банковский процент
2) прибыль
3) бонус
4) дивиденды
А5. Принадлежность материальных и духовных ценностей определенным лицам – это
1)облигация
2)приватизационный чек
3)акция
4)собственность

А6.Доход, получаемый собственником акций, называется
1) прибылью
2) капиталом
3) рентой
4) дивидендом

А7. В стране Z производятся различные товары и услуги. Какая дополнительная
информация подтверждает наличие в стране Z командной экономики?
1) основные вопросы экономики решаются с опорой на опыт предков
2) в сельском хозяйстве преобладает растениеводство
3) города являются центрами экономической жизни
4) собственником земли и предприятий является государство

А8. Верны ли следующие суждения о возникновении правоспособности и дееспособности?
А. Правоспособность и дееспособность у юридических лиц возникает в момент регистрации юридического лица.
Б. Правоспособность физического лица возникает в момент получения паспорта.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верно А и Б
4)оба суждения неверны

А9. Имущественные и связанные с ними лично неимущественные отношения , порядок наследования регулируются нормами права :
1)Трудового
2)Уголовного
3)Гражданского
4)Семейного
А10. Бюджет семьи складывается из:
1)Заработной платы и пенсионных пособий
2)Доходов и расходов
3)Расходов
4)Банковских накоплений


Промежуточный контроль (тестирование)
А1. Действие рыночного механизма проявляется в том, что
1. рекламируются товары и услуги
2. доходы производителей постоянно растут
3. государство поддерживает убыточные предприятия
4. цены зависят от спроса и предложения

А2. Государство воздействует на рыночную экономику
1. контролируя цены
2. централизованно распределяя ресурсы
3. директивно планируя производство
4. применяя антимонопольное законодательство

А3. Условия конкуренции побуждают производителя
1. повышать производительность труда
2. использовать ресурсы в соответствии с традициями и обычаями
3. устранять специализацию производства
4. постоянно наращивать объемы производства

А4.Верны ли следующие суждения о путях развития производства?
А. Увеличить объемы производства в стране возможно, если расширить объемы использования экономических ресурсов.
Б. Увеличить объемы производства в стране возможно, если повысить эффективность использования экономических ресурсов.
1.верно только А
2.верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны

А5. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. Рыночные отношения создают возможность расширения границ демократических свобод в обществе.
Б. Рыночная экономика заинтересована в поддержании многообразия форм собственности
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны

А6. Какой показатель даёт владельцу коммерческого предприятия представление об эффективности его работы?
1. Выручка от реализации
2. Размер инвестиций в производство
3. Рост числа работников
4. Чистая прибыль

А7. В рыночной экономике конкуренция производителей
1. приводит к снижению налогов
2. ведёт к застою
3. увеличивает потребление
4. уравновешивает спрос и предложение
А8. Верны ли следующие суждения о монополии?
А. Экономическая жизнь современного государства включает в себя элементы и конкуренции, и монополии.
Б. Государство стремится ограничить правовыми методами деятельность монополий
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны

А9. Какой из следующих факторов будет содействовать росту производства?
1.увеличение налогообложения
2.внедрение новой техники
3.снижение требований к квалификации работников
4.увеличение социальных пособий

А10. Увеличение налогов на производителя
1. снижает расходы потребителя
2. увеличивает прибыль производителя
3. снижает рост производства
4. увеличивает производительность труда


В 1. Напишите понятие, соответствующее определению: «Средство измерения величины стоимости товара, осуществления платежей, расчётов»


В2. Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к земле как фактору
производства, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) денежные средства
2) участок пашни
3) залежи нефти
4) станки и оборудование
5) лесной массив
6) здания, сооружения
Ответ:___________________________
ТЕСТ «Экономика, бизнес, ценные бумаги»
1. Если рыночные цены на товары и услуги повышаются, то
1)растет безработица
2)производители увеличивают предложение
3)снижается минимальный размер оплаты труда
4)сокращается неравенство доходов населения

2. Доход, получаемый собственником от денежных сбережений на личном
счете, – это
1) банковский процент
2) прибыль
3)бонус
4)дивиденды
3. Экономика – это наука, изучающая
1) мотивы поведения человека
2)методы рационального хозяйствования
3)способы внедрения достижений науки и техники
4)формы повышения квалификации работников


4.Верны ли следующие суждения о рабочей силе и безработице?
А. Численность занятых и численность трудоспособного населения всегда совпадает.
Б. Безработица исключает из общественного производства трудоспособных людей, не достигших пенсионного возраста.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно и А, и Б
4) оба суждения неверны
5 . Уровень заработной платы на частных предприятиях в условиях рыночной экономики определяется под непосредственным воздействием
1) спроса и предложения на рынке труда
2) экономической политики правительства
3) уровня прожиточного минимума
4) изменения числа специалистов высокой квалификации

6. Рыночная экономика отличается от административно-командной тем, что в ней
существует разделение труда между работниками, предприятиями, отраслями производства
работникам на предприятии выплачивается заработная плата
принимаются государственные планы, обязательные для производителей
вопрос о том, что и как производить, производители решают самостоятельно

7. Доход, получаемый собственником акций, называется
1) прибылью
2) капиталом
3) рентой
4) дивидендом

8. Центральный банк, в отличие от коммерческих банков,
1) осуществляет финансовые операции
2) производит эмиссию денег
3) участвует в торгах на валютной бирже
4) работает с вкладами граждан и фирм

9. Основой экономической жизни общества является
1) регулирование социальных отношений
2) производство материальных благ
3) разработка ресурсосберегающих технологий
4) взаимодействие государства и политических партий
10. Подберите единственно верное определение для приведенных ниже терминов (укажите номер правильного ответа)
Абсолютно неэластичный спрос –
Спрос единичной эластичности –
Неэластичный спрос –
Эластичный спрос –
Взаимозаменяемые товары –
Товары низкого качества –
Взаимодополняемые товары –
Обычные товары –
1. Спрос, для которого коэффициент ценовой эластичности выше единицы (т. е. объем спроса изменяется в большей степени, чем цена).
2. Такие товары, для которых существует обратное соотношение между изменением цены на один из них и изменением объема спроса на другой.
3. Величина %-ого изменения объема спроса на данный товар при однопроцентном изменении его цены.
4. Спрос, объем которого не меняется при изменении цены.
5. Величина %-ого изменения объема предложения товара при однопроцентном изменении его цены.
6. Такие товары, для которых коэффициент эластичности спроса по доходу больше единицы (потребление этих товаров растет быстрее дохода покупателя).
7. Величина %-ого изменения объема спроса на данный товар при однопроцентном изменении дохода потребителя.
8. Случай, при котором изменение объема спроса происходит при неизменной цене товара.
9. Величина %-ого изменения объема спроса на данный товар при изменении цены другого товара.
10. Спрос, для которого коэффициент ценовой эластичности равен единице, т. е. цена и объем спроса изменяются в одинаковой степени.
11. Спрос, для которого коэффициент ценовой эластичности меньше единицы, т. е. величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена.
12. Товары, для которых существует прямое соотношение между изменением цены на один из них и изменением объема спроса на другой.
13. Товары, объем спроса на которые сокращается при увеличении дохода потребителя.

Итоговый контроль. Зачёт

Вопросы для зачёта по курсу « Экономика и право»

Что такое государственно-правовое регулирование рыночной экономики?
Чем обусловлено существование видов права собственности? Может ли государство, регулируя имущественные отношения, не предусмотреть специфических норм для отдельных видов отношений собственности? Почему?
Что такое право собственности? Правильно ли было назвать совокупность нормативно- правовых актов, регулирующих вопросы собственности, правом собственности в объективном смысле слова?
Каковы условия осуществления права гражданина использовать своё имущество для предпринимательской деятельности? Каким имуществом отвечает индивидуальный предприниматель по обязательствам, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности?
Что такое наследование? Какие существуют виды наследования, и при каких условиях применяется каждый из них?
Что такое завещание? Кому можно завещать своё имущество? Каковы требования к составлению и форме завещания?
Что такое право государственной и муниципальной собственности? В чём заключается специфика местного самоуправления? Являются ли органы местного самоуправления государственными органами, органами публичной власти?
В чём главная особенность правового режима недвижимости?
Каково значение государственной регистрации прав на недвижимость?
9. В чём заключается причина и смысл существования принципа целевого использования земли? Чем определяется целевое назначение земельного участка? Какие категории земель существуют в РФ.
10. Что такое способы (основания) приобретения и прекращения права собственности? Какие существуют виды способов приобретения права собственности, и какое основание положено в основу их разграничения?
11. Какие существуют способы защиты, общие для всех гражданских прав? Какие меры защиты прав применяет государство?
12. В каких случаях на лицо возлагается материальная ответственность? Чем материальная ответственность по трудовому праву отличается от гражданско-правовой ответственности?
13. Какие специальные способы защиты права собственности предусмотрены Гражданским кодексом РФ? Когда могут быть применены специальные способы защиты права собственности?
14. Дайте определение предпринимательской деятельности. Что такое предпринимательский риск и в чём он может проявляться?
15. Как можно классифицировать предпринимательскую деятельность? Какие формы предпринимательства можно выделить? Назовите их плюсы и минусы.
16. Что такое гражданская (имущественная) правоспособность? Кто обладает гражданской правоспособностью, возможно ли её ограничение?
17. Что такое юридическое лицо? Какие признаки свойственны юридическому лицу? Какие виды юридических лиц вы знаете?
18. Какие виды коммерческих организаций вы знаете? Назовите особенности акционерного общества.
19. Что такое договор? Каковы основные функции договора, чем на ваш взгляд, обусловлено широкое применение договора в имущественном обороте?
20. Что такое содержание договора и из чего оно складывается? В какой форме должны заключаться договоры?
21. Чем вызвана необходимость законодательного закрепления порядка заключения договоров?
22. Зачем нужно регулировать трудовую деятельность людей? Что включает в себя трудовое законодательство?
23. Что такое занятость, кого кто считается занятым? Как государство решает проблему трудоустройства?
24. Кого мы считаем трудоустроенным? Каковы трудовые обязанности работников?
25. Какие документы необходимо представить при поступлении на работу? Что такое трудовой договор? Какие условия трудового договора относятся к числу обязательных?
26. Что такое рабочее время? Почему законодатель устанавливает предел рабочего времени? Какая рабочая неделя установлена в России?
27. Что называется временем отдыха? Какие виды времени отдыха вы знаете?
28. Что такое дисциплина труда? Какие виды дисциплинарных взысканий вы знаете?
29. Что такое трудовой спор? Каковы причины трудовых споров? Какие виды трудовых споров вы знаете?
30. В чём суть досудебного порядка разрешения имущественных споров? В какой форме должна быть составлена претензия?

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 515