Технологическая карта урока по ОДНКНР в 5 классе по теме «Православие с Советской России»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Михайловская средняя общеобразовательная школа» имени историка-краеведа, основателя школьного музея Вячеслава Александровича Казанского
301950 Тульская область, Куркинский район,
п. Михайловский, ул. Центральная, д.1
тел. (848743)-33-2-26, E-mail:mik-shkola@yandex.ru
Технологическая карта
урока по ОДНКНР в 5 классе
по теме
«Православие с Советской России»
Подготовила
учитель истории и обществознания
Киряева Людмила Анатольевна
П.Михайловский
2016 год
Технологическая карта урока
ФИО учителя
Киряева Людмила Анатольевна
Предмет
ОДНКНР
Класс
5
Номер урока
№ 4
Урочная/не-урочная форма
Урок; открытие новых знаний
Тема
Православие в Советской России.
Цель
Формирование у учащихся почтительного отношения к православию в Советской стране.
Задачи Задачи
Образовательная: сформировать у учащихся представление о том, какую роль сыграло православие в отечественной истории XIX – начала XXI в.
Развивающая: развивать мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение, сравнение.
Воспитательная: воспитывать нравственные качества личности ребенка; учить выстраивать отношения друг с другом в формате общечеловеческих нравственных ценностей.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать основные события истории православия ХХ века. 2. Объяснять смысл понятий. Иметь представление о духовной стойкости православных во времена гонений и о патриотической позиции Церкви в годы Великой Отечественной войны.
Метапредметные:
1.Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта. 2. Владеть логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений. 3. Владеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний.
Личностные:
Развитие социально-критического мышления, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий; выражение гражданского патриотизма и любви к Родине; признание ценности жизни во всех ее проявлениях. 2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; освоение социальных норм, правил поведения с учетом этнокультурных ценностей.
Формы и методы обучения
Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа в группах с источниками информации, игра, работа с текстом, проблемное задание.
Источники информации
Основы духовно-нравственной культуры народов России» А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М.Мухаметшин. 5 класс. ФГОС – М.: Русское слово, 2014 год.
http:// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Cтруктура и ход урока
«Православие в Советской России»
Проблемный вопрос: Как относилась советская власть к религии?
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Предметные результаты
Формируемые УУД
Мотивация
Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку; создает позитивную обстановку.
Включаются в учебную деятельность.
Приветствие.
Мини-диалог о настроении.
Умение реагировать на социально-бытовые вопросы.
Личностные:
формирование положительного отношения к процессу познания; Регулятивные: самоопределение
Проверка домашнего задания
Учитель проводит игру «Верно-неверно»:
Работа в парах: (самопроверка) 1. Старцы- все монахи, достигшие глубокой старости. 2. Старцы учили людей жить по заповедям Божиим.
3. Особая мудрость старцев являлась действием в них Святого Духа.
4. Одним из центров старчества являлась Оптина пустынь. 5. Старец Серафим Саровский был монахом Оптиной пустыни 6. Главным в своем служении старцы считали предсказывать будущее. 7. Преподобный старец Амвросий Оптинский учил людей «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать».
8. «Не тужить – значит не впадать в уныние от бед и неприятностей».
Учащиеся отвечают на данные утверждения, работая в парах, словами «верно» или «неверно».
Самопроверка по слайду.
Работа по проверке пройденного материала.
Знания и навыки, связанные с данной темой.
Коммуникативные: построение речевых высказываний. Личностные: формирование ценностно– смысловых установок. Познавательные: анализ, исключение одного и выбор другого по существенному признаку.
Актуализация знаний
Беседа: - Ребята, как вы думаете, русские монархи как относились к вере? Не только цари, но и весь русский народ очень серьезно относился к религии. На протяжении многих веков Россия считала себя хранительницей православной веры. (посещение храмов, соблюдение постов, празднование православных праздников были обязательными для всех от царя до простого крестьянина. Самое главное люди старались жить по заповедям Божиим.)
Демонстрация слайдов - А теперь посмотрите на следующие слайды и сравните их с предыдущими..
- Можно ли сказать, что отношение к вере, к Православной Церкви в нашей стране изменилось? Почему это произошло?
- В начале прошлого века в стране произошла революция. Царская власть была свергнута, сменился государственный строй, к власти пришли Советы народных депутатов во главе с Лениным, была установлена советская власть. Отношение к православной вере и положение Церкви в государстве кардинально изменилось.
Учащиеся активно участвуют в беседе: Отвечают на вопросы учителя, рассматривают изображения на слайдах, анализируют, обобщают.
Анализ, сравнение изображений на слайдах.
Просмотр презентации и беседа позволяющие определить тему урока.
Поиск, преобразование, представление и интерпретация информации.
Адекватное восприятие «экранной» культуры.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: контролировать процесс результаты своей деятельности.
Познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные: формирование бережного отношению к духовным ценностям
Целеполагание
Работа по таблице:
Что я знаю?
Что я хотел бы узнать?
Что я узнал?
- Ребята, ответьте на первый вопрос таблицы: «Что вы знаете об этом?» - Запас ваших знаний об этом недостаточен, поэтому, чтобы пополнить его, этому вопросу мы и посвятим наш урок.
-Итак, сформулируйте тему нашего урока. - Отвечаем на второй вопрос из таблицы: «Что вы хотели бы узнать по этой теме?» В помощь вам даны опорные слова: советская власть и религия; Русская Православная Церковь и новая политика государства.
- Итак, мы составили два основных вопроса, которые помогут нам раскрыть тему урока:
1. Отношение советской власти к религии.
2. Политика советского государства по отношению к Православной Церкви.
Отвечают на вопрос: «Что я знаю о том, как изменилось положение Православной Церкви в Российском государстве после смены власти в начале XX века?»
Ученики формулируют тему урока: «Православие в Советской России»
С помощью опорных слов учащиеся отвечают на второй вопрос таблицы – составляют вопросы, над которыми будут работать на уроке.
Определение темы, цели и задач урока с помощью опорных слов.
Совершенствование навыков целеполегания.
Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач.
Познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
5. Первичное усвоение новых знаний
1. Работа над вопросом: «Как относилась советская власть к религии?»
- Первое, что мы должны с вами определить, это то, как относилась советская власть к религии. Я предлагаю вам прочитать слова руководителя советского государства В.И.Ленина о религии. «Бог есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой, и классовым гнетом, идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу».
2. Работа над вопросом: «Какую политику проводила советское государство по отношению к Православной Церкви?»
- Начнем сразу с вывода: «Советская власть проводила в отношении Русской Православной Церкви политику гонений на христиан». - Проверьте, верный этот вывод или не верный.
В Толковом словаре В.Даля мы читаем: Гонение - притеснение, преследование, враждебное отношение к комучему.
- Прочитайте в тексте учебника на с. 25-26, как проявлялось враждебное отношение новой власти к Церкви, и расскажите, используя опорные слова: грабили, закрывали, превращали, взрывали; выбрасывали; ссылали, расстреливали.
- За 4 года было закрыто или уничтожено почти 20000 храмов. В 1932 году большевики приступили к осуществлению так называемой "безбожной" пятилетки, к концу которой т.е., к 1937 году, в стране должен был быть закрыт последний храм и слово "Бог" исключено из словаря русского языка.
- Можно ли сказать, что вывод нами сделанный верный?
Осмысление проблемного вопроса.
Чтение текста и обсуждение прочитанного.
Работа со словарями.
Работа с текстом учебника.
Ответы учащихся на вопрос учителя.
Понимание важности вопроса в современный исторический период.
Исследовательская работа с текстом: анализ, синтез и обобщение.
Умение находить нужную информацию в источниках, систематизировать ее и соотносить их с собственными знаниями
Понимать важность роли Церкви в жизни человека и общества.
Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач.
Познавательные:
строить рассуждения, устанавливать причинноследственные связи; работать с информацией, текстом; делать самостоятельные выводы.
Личностные:
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям.
6. Первичное закрепление знаний
1. Виртуальная экскурсия
- Давайте представим себе, что мы находимся в Москве того времени – 20-е годы XX в. Совершим экскурсию по Москве. Что мы можем увидеть?
Демонстрация слайдов Храм Христа Спасителя - взорван в 1931 году. Храм Спаса-на-Бору был снесён 1 мая 1933 года. Церковь святых Константина и Елены - в 1928 году снесли.
Чудов монастырь - был разрушен в 1930 году. Вознесенский монастырь – в 1929 году взорвали. Казанский собор - уничтожен в 1936 году. Церковь Николая Чудотворца "Большой Крест" - в 1934 году разрушен. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке - зимой 1936 года снесли до основания. Долгое время там была пивная, а потом летнее кафе. –
Скажите, понравилось вам в такой Москве? Почему?
2. Работа в группах.
- Ребята, сейчас мне хотелось бы, чтобы в группах обсудили ответ на вопрос:
- Могли ли все эти события не произойти в нашей стране, и при каком условии?
Просматривают слайды.
Отвечают на вопрос учителя. Рассуждают.
Обсуждение вопроса в группах и дальнейшая дискуссия.
Работа в мини-группах.
Умение взаимодействовать в ходе выполнения работы в группе с одноклассником.
Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.
Познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинноследственные связи.
Личностные:
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям
7. Итоги урока. Рефлексия
- Ребята, пришло время ответить на вопрос из таблицы:
«Что я узнал сегодня на уроке?»
- Хотели бы вы жить в такой стране?
Если нет - то почему?
Рассуждают, отвечая на вопрос.
Анализ работы своей и одноклассников на уроке.
Познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные:
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям
8. Домашнее задание
Подготовить сообщение о святом Патриархе Тихоне и святителе Луке Крымском.
Запись домашнего задания в дневник.
15