Из опыта составления Рабочей программы в свете требований ФГОС в условиях перехода на модульное обучение
Опыт составления Рабочей программы в свете требований ФГОС в условиях перехода на модульное обучение.
Новая парадигма обучения состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель-осуществлять мотивационное управление его учением, то есть мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Для решения этой задачи требуется такая технология, которая бы обеспечивала ученику развитик его самостоятельности, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью, коллективизма.
Одной из таких технологий может считаться технология модульного обучения. Разработанная для преподавания технических дисциплин, она оказалась потенциально готовой и для преподавания предметов гуманитарного цикла , в том числе и для преподавания русского языка.
Несмотря на то , что теория модульного обучения в России стала активно разрабатываться ещё в 90-ые годы 20 века, существуют различные точки зрения на понимание модуля и технологии его построения как в плане структуирования содержания обучения, так и в аспекте разработки форм и методов обучения.
Весьма показательно, что в нормативных документах федерального уровня, в частности, в « Стратегии модернизации содержания общего образования» подчёркивается, что «одним из вариантов общего описания содержания образования и одновременного задания его объёма вучебном п лане является выделение системы модулей с относительно завершённым целостным содержанием» ( Стратегия, 2001).
Реализуемая в личностно-ориентированном контексте, технология является эффективной и экономной формой преподавания многих тем.
Проектирование и реализация такой технологии требует от учителя определённой теоретической подготовки в области современной дидактики.
Изучив статьи А.А.Вербицкого, который вводит понятие «деятельный модуль» и П.П. Третьякова, можно сделать вывод, что модуль –это логически выделенная в учебной информации часть, имеющая целостность и законченность в какой-либо логике и сопровождаемая контролем усвоения.
СЛАЙД 2
Для себя я определила модуль как группу однопредметных уроков, связанных между собой общей темой.
Модуль включает программу действий, методическое руководство , дидактические цели, использует различные формы и методы организациии обучения, обеспечивает индивидуализацию в обучении , превращает учащихся и учителя в партнёров.
Данная технология предполагает, что школьник должен сам научиться добывать информацию, обрабатывать её, получая готовый продукт в виде сформированных учебных действий. При организации такого обучения обязательно структуирование учебного материала по блокам, концентрированное изложение основного материала темы, определение заданий для самостоятельной деятельности отдельного учащегося и группы учащихся с учётом дифферинцированного подхода.
СЛАЙД 3
Таким образом, модуль состоит из нескольких элементов:
Учебная цель и входной контроль
Блок информации ( собственно учебный материал)
Методическое руководство
Контроль
Работая в 2013-2014 учебном году в 6-х классах по УМК С.И.Львовой, три темы я дала с использованием модульной технологии : « Текстоведение» , «Имя существительное», «Имя прилагательное».
СЛАЙД 4,
Получилась примерно такая структура модуля :
1 этап ( 1-2 урока) – входной контроль, устное изложение учителем основных вопросов темы, раскрытие узловых понятий в виде опорных схем , таблиц, конспектов.Домашнее задание напрвлено на изучение теоретического материала, упражнения на опережающие задания, творческие работы с целью мотивации к изучению темы.
2 этап (2-4 урока)-использование теоретического материала при выполнении типовых упражнений : самостоятельные и практические работы. Учащиеся под руководством учителя работают с разными источниками информации, перерабатывают материал,обсуждают, дискутируют.На этом этапе широко используется работа в парах, групповая работа, работа с консультантом.
3 этап ( 1-2 урока) предварительный контроль знаний, повторение и обобщение материала в форме индивидуальных заданий, тестов разного уровня. Этот этап призван выявить плюсы и минусы с целбю коррекитровки.
4 этап ( 1-2 урока) –контроль знаний.
Система контроля и оценки достижений учащихся является одним из главных элементов модульного обучения. Как форма системы оценивания важное значение приобретает индивидуальный коммуникативный индекс ( рейтинг), задача которого –нацелить уч-ся на получение максимального количества баллов при изучении темы .Был разработан оценочный лист, который выдаётся на первом этапе каждому учащемуся.
В технологии модульного обучения широко используются тесты, как обязательные, так и на выбор. В каждом модуле возможно использовать от 4 до 6 тестов.Из них – входной, промежуточные, на выбор, итоговый.
Перед каждым промежуточным и итоговым тестами предполагаются домашние задания, основная функция которых – самоподготовка к тестированию.
СЛАЙД 5.
К плюсам рейтинговой системы можно отнести следующее :
Активное участие уч-ся в контроле и оценке своих достижений
Мотивация уч-ся к успеху в учебно-познавательной деятельности
Стимулирование самостоятельности уч-ся
Учёт индивидуальных особенностей
Как минус, считаю, доминорование письменной проверки над устным опросом ( мы должны развивать устную речь).
Как видим, данная технология имеет чёткую структуру.Учебный материал обеспечивает системность деятельности уч-ся при индивидуальной и групповой работе.
Несколько рекомендаций перед изучением темы по модульной технологии :
Перед каждым модулем проводить входной контроль с целью получения информации об уровне готовности к работе
Обязательно осуществлять промежуточный контроль ( самоконтроль, взаимопроверка, сверка собразцом)
При обнаружении пробелов проводить соответствующую коррекцию
После завершения работы с модулем осуществляется входной контроль,который должен показать уровень усвоения модуля. Если низкий, то проводить коррекитровку. ( В рабочей программме –это уроки-резервы)
Перед началом модуля давала список учебной литературы.
СЛАЙД 6
При составлении Рабочей программы следует в «Пояснительной записке» в разделе «Место предмета в учебном плане» отразить количество планируемых модулей, так как сокращается количество часов.
В разделе « Психологическое обоснавание рабочей программы, особенности уч-ся» следует определить специфику класса и индивидуальные особенности уч-ся.Это позволит разделить класс на группы. У меня по 4 группы в классе. Первоначальное деление по уровню знаний, но в дальнейшем эти группы подвижные.Если уч-ся после изучения модуля смог набрать по оценочному листу максимальное количество балллов, он может перейти в групппу более сильного уровня и наоборот.
В качестве приложений к Рабочей программе используются тесты и контрольные работы.
СЛАЙД 7.
Вашему вниманию предлагаются фрагменты «Содержания курса»
СЛАЙД 8и Календарно-тематического планирования по модулю «Имя существительное»
В заключение хочется сказать, что работа по разработке модуля достаточно сложная, но результаты оправдывают себя.